Что такое ты?

 

Однажды царь Милинда спросил бхикшу (20) Нагасену: —- Глаза — это ты? Нагасена, смеясь, ответил: -Нет. Царь Милинда настаивал:

20) Бхикшу — монах.

— А уши -— это ты? А нос — это ты? -Нет!

— А язык — это ты? -Нет!

— Но твоя личность пребывает в теле?

— Нет, материальное тело обладает лишь кажущимся бытием.

— Наверное, твоя истинная субстанция — разум?

— Тоже нет! Милинда разгневался:

— Раз зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, разум — всё это не ты. не является твоей истинной, существующей субстанцией, то где же ты пребываешь?

Бхикшу Нагасена улыбнулся и, в свою очередь, спросил:

— Окно — это дом?

Милинда разозлился, но через силу ответил: -Нет!

— А двери — это дом? -Нет.

— А кирпичи, черепица — это дом? -Нет.

— Ну тогда, может быть, колонны и стены -- это дом?

—Тоже нет! Нагасена улыбнулся и сказал:

— Раз окна, двери, кирпичи, черепица, стены и колонны — это всё не дом, так где же пребывает дом?

Тут царь Милинда ощутил пробуждение и осознал единство причин, условий и следствий, понял, что они нераздельны и их нельзя рассматривать по отдельности. Дом становится домом благодаря сочетанию множества причин и условии, человек также становится человеком, когда наблюдается определённое единство причин и условий.