ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

В отличие от большинства своих единомышленников по импрессионистическому "цеху", Сислей никогда, по большому счету, не писал людей на фоне пейзажа - пейзаж был ценен художнику сам по себе. Человеческая фигура у него входит в этот пейзаж в качестве органичного, но вовсе необязательного его элемента. Такой подход к изображению человека характерен, например, для его работы "Темза близ Хэмптон-Корта", 1874. Еще одна особенность - сислеевские герои обыкновенно помещаются на среднем или заднем плане, как бы теряясь в пейзаже ("Весенний сад", 1881). Наконец, эти герои лишены индивидуальных черт, напоминая схематичные эмблемы. Более того, они, как правило, повернуты к зрителю спиной, удаляясь от него. В тех же редких случаях, когда этого не происходит, они отвлекают внимание зрителя, мешая восприятию всей сценки в целом, - как это случилось с работой "Пасущая гусей", ок. 1895.


"Весенний сад", 1881 г.
Музей Бойманса-ван Бейнингена, Роттердам


ВОДА

Сислей всегда стремился жить вблизи рек, поэтому вода, в которую, кажется, был не на шутку влюблен художник, - непременный элемент его картин. Даже там, где ее нет в привычном "водоемном" виде, она все равно присутствует, превращаясь в дождь или снег. Вода, со своей изменчивостью, вообще привлекала импрессионистов, являясь для них земным "эквивалентом" неба. Для Моне любой пруд становился источником драматических сюжетов, претворяясь на его полотнах в бурную стихию. Вода у Сислея выглядит гораздо спокойнее и, если можно так выразиться, дружелюбнее по отношению к человеку. Она одушевлена присутствием человека, который возводя акведуки, водопроводные станции, плотины, делает "облагороженным" ее существование и превращает в еще одну область приложения своих трудов. В качестве иллюстрации к сказанному приводим две картины Сислея - "Плотина в Моулси, близ Хэмптон-Корта", 1874 и "Сена в Аржантёе", 1872. Несколько меняется образ воды в морских пейзажах, написанных Сислеем в конце жизни. В этих работах он теряет свое всегдашнее спокойствие, чуть ли не впервые выступая обуреваемым страстями романтиком.


"Плотина в Моулси, близ Хемптон-Корта", 1874 г.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург


НЕБО

"Я всегда начинаю свои картины с неба, - объяснял Сислей. - Это для меня не просто пустое пространство и не фон для пейзажа; это ключ ко всей композиции. Небо придает своими плоскостями не только глубину картине, но и вносит в нее движение. Оно же служит источником света для всего полотна". Эти слова художника подтверждаются всем его творчеством - достаточно вспомнить такие его работы, как "Пшеничные поля в Аржантёе", 1873, "Темза у Хэмптон-Корта", 1874 или "Оттепель", 1880. Если сравнить Сислея с признанными "небоведами" Тёрнером и Констеблом, то нельзя не отметить и здесь своеобразную умиротворенность его образа. Небо, которое художник писал с особенным удовольствием, всегда у него тихое, лиричное и вместе с тем вполне правдоподобное; с пейзажем оно неизменно пребывает в изящной гармонии. "Может ли быть что-нибудь прекраснее летнего неба, - однажды воскликнул он, - синего, высокого, с легкими белыми облаками!"


"Пшеничные поля в Аржантёе". 1873 г.
Художественная галерея, Гамбург