рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методика работы над театральными этюдами

Методика работы над театральными этюдами - раздел Искусство, Тема: Использование театральных этюдов по системе Станиславского К.С. в школьном театре Этюд - Это Небольшой Отрезок Сценической Жизни, Созданный Воображением. Если ...

Этюд - это небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением. Если за этюдом стоят живые наблюдения, но в нем нет процесса рождения, развития и завершения факта, то это не этюд. Этюд - событийный эпизод, как и всякий жизненный факт, возник, развился, исчерпался. Это своеобразная формула жизни, основа ее логики.

Сценический этюд часто отождествляется с упражнением. Но если между ними нет различия, тем не менее, такие понятия существуют. Они прочно вошли в театральную практику, как и в практику ряда других смежных искусств. Конечно, в каждом искусстве своя специфика, и нельзя механически переносить понятия, выработанные в одной области, в другую. В частности, в отличие от музыкального, сценическое упражнение не ограничивается только чисто техническими задачами, но и включает в себя некоторые элементы творчества. Если музыкальное упражнение точно регламентировано нотным текстом, то сценическое упражнение выполняется, как правило, в порядке импровизации, как отклик на поставленную задачу. Исполнители упражнения свободны в выборе логики действия. Сценический же этюд предполагает отобранную и зафиксированную логику развития событий и поведения действующих лиц[6,c.48].

В тренировочных упражнениях на овладение элементами артистической техники еще нет ясно выраженной Станиславским сверхзадачи. Ее заменяет на первых порах доведенная до сознания учащихся творческая цель: овладеть в совершенстве техникой актера. В основе же этюда непременно лежит художественный замысел и хотя бы простейшая сверхзадача, определяющая сквозное действие. Тем самым из этюда, в отличие от упражнения, исключается элемент случайности в развитии события. Поэтому сценический этюд обладает многими признаками искусства, которые в упражнениях либо совсем отсутствуют, либо возникают как исключение. В упражнениях импровизационного характера действия будут первичными, в этюдах, где логика действия фиксирована, они носят повторный характер, при каждом повторении этюда нужно уметь относиться к хорошо известным фактам, событиям и действиям как к чему-то возникающему впервые, то есть создавать органический процесс в более, сложных условиях. В упражнениях внимание учеников последовательно фиксируется то на одном, то на другом элементе сценического действия, в этюдах же необходимо одновременное участие всех элементов. Этюд в этом отношении является связующим звеном между артистической техникой и сценическим методом. Он закрепляет первоначальные навыки работы актера над собой и подводит к следующему большому разделу программы, к работе над пьесой и ролью[24,c.56]

Работа над этюдами проходит параллельно с тренировочными занятиями. Но она не должна опережать, а тем более подменять собою тренировку. На конкретном примере наметить естественные этапы превращения упражнения в этюд. Ученику предлагается совершить простое жизненное действие. После того как это действие будет выполнено, ему дается задание повторить его с той только разницей, что он уже знает. При повторении ученик обычно теряет первоначальную логику действия и начинает по памяти воспроизводить все запомнившиеся ему движения. Педагог помогает исправить допущенную ошибку и пойти по логике действия. Он направляет внимание ученика на воспроизведение процесса, а не на повторение знакомой темы. Для укрепления этой логики возникает потребность уточнить цель и обстоятельства, в которых осуществляется действие. В этом случае активность действий неизмеримо возрастает. Благодаря этому действие приобрело иной характер, обогатилось новым содержанием.

На первых порах даже целесообразнее создавать парные или групповые этюды, чем этюды одиночные, то есть, могут быть поручены не одному, а нескольким ученикам, которые будут либо помогать, либо мешать друг другу, вступая во взаимодействие между собой. Необходимо иметь в виду, что монодрама- наиболее сложная форма сценического действия, а монолог, предполагающий общение с воображаемыми объектами,- сложнейшая форма словесного действия. Органический процесс успешнее всего поддается изучению и контролю в условиях взаимодействия партнеров, при котором легко образуется конфликт, столкновение противоборствующих сил, чередование моментов восприятия, оценки и воздействия. Важно, чтобы содержание этюдов черпалось из жизненных наблюдений учеников. К сожалению, многие темы этюдов возникают не из личных эмоциональных воспоминаний, потому что дети только развиваются и узнают от жизни, поэтому все начинается от подражания театру, кино, от сложившихся этюдных штампов.

Возможны и другие пути работы над этюдом. Сюжеты школьных этюдов могут быть подсказаны произведениями драматургии или беллетристической литературой. В первое время ученики не испытывают еще потребности в углублении этюда. Их больше интересует внешняя сторона, то есть фабула, которую они иллюстрируют своей игрой. Этюд должен содержать, хотя бы в зародыше, все элементы художественности, присущие произведению сценического искусства. Исполнение этюда требует не только известной технической подготовленности, умения воспроизвести в сценической форме то или иное жизненное наблюдение, но и правильно объяснить его, выразить к нему свое отношение. В этом раскроется кругозор ученика, его мировоззрение, художественный вкус.

Цель этюдной работы заключается не только в развитии необходимых актеру профессиональных качеств,- она может иметь большое воспитательное значение. Забота о качестве этюда начинается с выбора темы, сюжета и завершается определением его идейной цели (сверхзадачи), хотя бы элементарной. Как то, так и другое должно помогать формированию передового мировоззрения, препятствовать проникновению в работу учеников пошлости, дурновкусия, циничного отношения к жизни. Этюд, не обогащенный содержательным вымыслом, недоработанный по действию, лишенный сверхзадачи, принесет больше вреда, чем пользы. Он приучает к поверхностности и приблизительности в решении творческих задач. Станиславский учит, что «этюд сам по себе, сам для себя не может иметь ни смысла, ни жизни». В предлагаемом способе все этюды, даже самые маленькие, будут однажды и навсегда оживляться изнутри сверхзадачей и сквозным действием»[3,с.395].

Многие недостатки этюдной работы проистекают от двух весьма распространенных ошибок методического характера. Первая из них заключается в преждевременном, недостаточно подготовленном переходе от упражнения к этюду, еще до того как ученики добьются ощутимых результатов в овладении элементами органического действия, приобретут первоначальные навыки в области артистической техники. Не утвердившись, как следует на правильных творческих позициях, ученики при решении новой, более сложной педагогической задачи неизбежно соскользнут на самый легкий и доступный им путь актерского наигрыша, внешнего изображения фабулы. Если в этом случае они и приобретают какие-то технические навыки, то главным образом ремесленного порядка. Эти навыки не помогают, а препятствуют овладению техникой живого органического творчества.

Другая серьезная опасность кроется в характере самой работы над этюдами. О ней в свое время предупреждал Станиславский: «Некоторые преподаватели слишком увлекаются количеством сделанных этюдов, а не их качеством. Следует помнить, что только второе, то есть качество этой работы, а не количество сделанных этюдов, важно. Пусть лучше сделают только один этюд и доведут его до самого последнего конца, чем сотни их, разработанных лишь внешне, по верхушкам. Этюд, доделанный до конца, подводит к настоящему творчеству, тогда как работа по верхушкам учит халтуре, ремеслу»[17,с. 410].

И так, этюд - это импровизация и воображения человека из жизненных действий. Качество этюда начинается с выбора темы, сюжета и завершается определением его идейной цели и художественного замысла (сверхзадачи), хотя бы элементарной. Сценический этюд предполагает отобранную и зафиксированную логику развития событий и поведения действующих лиц. Для укрепления этой логики возникает потребность уточнить цель и обстоятельства, в которых осуществляется действие. Повторять этюд много раз нельзя, нужно комплектовать разные стороны развития. Цель этюдной работы заключается не только в развитии необходимых актеру профессиональных качеств,- но и иметь большое воспитательное значение. Дети, приобретая технические навыки, легко овладевают природную органику. И пройденный этюд, для них становится уже упражнением для дальнейшего развития как актера- и как личности.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема: Использование театральных этюдов по системе Станиславского К.С. в школьном театре

Государственное образовательное учреждения... Якутский педагогический колледж...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методика работы над театральными этюдами

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Оглавления
Введение Глава I Теоретические основы системы Станиславского К.С. в театральной деятельности школьников .1 Система К. Станиславского, её роль и значение в развитии театрального ис

Система К. Станиславского, её роль и значение в развитии театрального искусства
На рубеже ХIХ-ХХ веков театр стоял перед необходимостью решительных преобразований. Новые пути преддверии нового века возможности народа творческих сил представляли Станиславский, Немирович - Данче

Организация театральной деятельности в школе
Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности, представляет, богатейшие возможности для становления личности ребенка. Ин

Комплекс театральных этюдов по системе Станиславского К.С.
Для развития творческого интеллекта и артистической эмоции Станиславский К.С. создавал различные упражнения, своеобразные этюды, с помощью которых он достиг новой образной артистической техники. Оп

Методические рекомендации по реализации комплекса театральных этюдов
В данных этюдах разыгрываются ситуации, систематизированные по темам, а так же по степени возрастающей трудности. Мы рекомендуем начинать комплекс упражнений - этюдов с более доступных примеров, це

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги