ТАТУИРОВКА У HАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ

 

Еще в тридцатые годы прошлого столетия обычай татуироваться был достаточно распространенным среди азиатских эскимосов, однако позже он почти полностью исчез. Татуировались девушки с наступлением половой зрелости. Эта татуировка служила в качестве украшения тела, но у эскимосов существовала и так называемая неузорная татуировка, которая, как считалось, способствует оздоровлению организма. В случае заболевания на больные члены эскимоса татуировались прямые линии. Xарактерно, что вид болезни определял конфигурацию этих «целебных» линий. Так, при нервных заболеваниях над бровями эскимоса наносились схематические изображения человечков.

Из сохранившихся источников можно заключить, что техника эскимосской татуировки не отличалась сложностью. Под кожей продергивалась нитка, натертая сажей. Простыми были и сюжеты татуировок. Самая сложная выполнялась в течение одного-двух дней.

Татуировались не только женщины, но имужчины. У мужчин на щеках, в уголках рта наносились кольца или полукольца, короткие линии – на висках, фигурки человека – над бровями. Татуировка женщин выполнялась значительно богаче и разнообразнее. От нижней губы вниз по подбородку татауировалось нечеткое количество (3-7) двойных или тройных линий, как это встречается у аляскинских эскимосов. Две параллельные линии пересекали лоб между бровями и спускались вниз по сторонам носа.

Более сложный ассиметричный рисунок наносился на щеки. В нащечной татуировке от висков к углам нижней челюсти спускаются три параллельные линии, от которых к уху и ниже по щеке нанесен узор. Более сложный орнамент правой щеки обычно представляет собой «сетку». Арки и квадраты, напоминающие сетку, но в более простых комбинациях, покрывают левую щеку.

Па руках женщин татуировка покрывает тыльную поверхность кисти, запястье, нижнюю часть предплечья. Рисунок покрывает обычно обе руки, но иногда наносится только на одну – делается это произвольно либо для выражения какой-то информации о носительнице татуировки, неизвестно.

Посередине кисти проведены две линии, увенчанные системой дуг, кругов и «китовыми хвостами». На запястьях обычно изображены «лопатки» в виде зубцов, иногда вместо лопаток татуируются «китовые хвосты».

При кажущемся многообразии татуировки эскимосов всегда состоит из сравнительно небольшого числа традиционных элементов. Это «китовые хвосты», дуги, круги, концентрические окружности и эллипсы, «лопатки», «трезубцы», «скребки».

Трудно судить, насколько глубоко в историю уходит эта традиция эскимосов. Специалисты прослеживают только последние два столетия, причем, что важно отметить, никаких изменений ни в технике, ни в характере и сюжете рисунков, ни месте их нанесения на теле человека не произошло. Подобная стойкость обычая трактуется специалистами как свидетельство большой древности культуры народа.

Татуировка азиатских эскимосов встречается еще на островах Берингова моря и среди эскимосов Аляски. Правда, татуировка последних много проще, чем в районе Берингова моря. Эскимосы татуируют подбородки, щеки и лоб единичными или двойными пунктирными линиями. Hа запястьях наносятся поперечные зубчатые линии.

Татуировка известна и у других северных азиатских народов. Однако, надо признать, что татуировка эвенков, якутов, хантов и манси значительно проще, кроме того, она не получила широкого распространения.

Первые сведения о татуировке хантов и манси относятся к началу XVIII века, однако сведений собрано чрезвычайно мало и носят они фрагментарный характер. Значение татуировки, какое ей придавали эти северные народы, неизвестно. Есть предположение, что отсутствие информации объясняется тем, что татуировка была тайной женщин. Они скрывали значение татуировки даже от своих родственников– мужчин, не объясняли им, например, с какой целью татуируют на теле даже фигуру парящей птицы – одного из наиболее распространенных мотивов татуировки.

Противоречивы сведения и о времени нанесения татуировки. По одним данным, – в детстве, по другим – с наступлением зрелости, по третьим – в пожилом возрасте, при заболеваниях, перед смертью.

Мужчины наносили на тело знак своего рода, позднее – семейный знак, заменявший подпись. Женщины покрывали тело фигурами орнаментального характера, на кисть наносили изображение птицы, с которым были связаны бвстрее всего представления религиозного характера.

Мотив татуировок, включающий в себя изображение птицы, имел наиболее широкое распространение. Xанты татуировали птицу на плече. По преданию, птица должна была помогать человеку после его смерти, при прохождении «страну мертвых», и связывалась с представлениями о душе. Одна из душ человека (у человека по их мнению было две души), носившая название урт, нередко представлялась в образе птицы. Во время сна она якобы покидала человека и могла проникать в загробный мир. Чтобы этого не случилось, манси, желая удержать при себе душу-птицу, и прибегали к татуировке. «Теперь душа будет иметь товарища и никуда не улетит»,– так говорилось после нанесения на тело татуировки. Татуирование производилась манси в пожилом возрасте или во время болезни, когда близость смерти ощущалась.

Изображение птицы помещались на наружной стороне кисти или выше. Изображения птиц однообразны, рисунок стилизованный.