ТИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ТАТУИРОВКИ

 

Европейский метод нанесения татуировки, он же и американский, поскольку тот и другой развивались в XIX в одном течении, практически единственный метод татуирования, используемый сегодня. Исключение составляет только древний японский стиль, который также постепенно отмирает. Все прочие примитивные способы нанесения татуировок, возникшие в разных регионах мира, быстро вымирают под усиливающимся влиянием современной цивилизаии. И это не удивительно. Европейский стиль развивался из полинезийской татуировки почти триста лет и быстро оттеснил все другие стили, независимо от того, как глубоко в древность уходит их история.

В Полинезии с приходом миссионеров, вводился запрет на ритуальное татуирование не только потому, что это не приветствовалось церковью, но еще и потому, что зачастую обрядовое татуирование сопровождалось жестокими и дикими традициями.

Как отмечалось, возникновение татуировок в основном связано с магией или ритуалами, касающимися достижения юношами идевушками половой зрелости. И только по истечении достаточно значительного периода времени эти традиции стали проявляться менее четко, и сама татуировка стала более декоративной.

В отличие от других европейская татуировка никогда не была связана с магическими, ритуальными или медицинскими традициями. В Европе игнорировалось утилитарное использование татуировки, как это имело место у племен, населявших острова Южных морей. Белый человек ограничился только изучением метода, который открыли и которым пользовались островитяне, и заменил ритуальные символы абстрактными или реалистическими рисунками, которые в модернизированном виде используются по сей день.

Грубо обобщая, все типы рисунков, которые сегодня можно встретить на телах населения любой страны и материка, могут быть разделены на 2 основные группы. Первые служат утилитарным целям, вторые нужно рассматривать с эстетической точки зрения. Татуировки первой группы, – криминалные символы и знаки отличия, военные, морские и профессиональные знаки, – все они отражают профессию человека и своим присутствием на его теле делают его узнаваемым для посвещенных. Сюда же можно отнести и текстовые татуировки. Что касается мотивов памятных, декоративных, любовных, эротических, патриотических, религиозных, исторических и фантастических татуировок, то они, в основном, служат как украшения, так и для эстетических целей.

Долгое время исследование татуировки специалистами велось среди преступников или бывших заключенных. Татуировка была отличительным знаком и почему-то до сих пор люди с криминальным прошлым ошибочно считаются наиболее зататуированными.

В этом есть доля истины. Разнообразные и тщательно продуманные татуировки, конечно, чрезвычайно популярны среди преступников. Один из самых распространенных мотивов на их телах – распятие, зачастую очень больших размеров, занимающее всю грудь или спину. Есть интересное объяснение широкой популярности таких сцен у этих людей. В свое время моряки, приговоренные к порке, избегали наказания, если, опуская штаны, у них обнаруживалась такое изображение. Некоторые преступники, например в Британии, до сих пор верят в то, что, если у них на спине татуировка в виде распятия, то они будут спасены от удара в спину.

В начале прошлого века итальянские преступники наносили на тела даты свои тюремных заключений или свои номера. Это были грубые татуировки на плече, иногда сопровождавшиеся символами насилия – кинжалами, мечом или пистолетом. Эти даты и номера были отголоском татуировок рабов в Древнем Риме. Ломброзо, описывая это явление, предположил, что татуировки такого типа были формой атавизма.

Использование надписей в виде свитков было широко распространено среди французских преступников. В 1950 г. Деларю и Жро издали книгу о татуировках французских преступников, среди которых язык знаков развивался так, чтобы член любой ветви преступного мира мог узнать специфику занятий другого. К примеру, знаком сводника был орел, несущий фигуру женщины, а вора узнавали по татуировке в виде бабочки.

Среди более толерантных и осторожных народов такие страсти к татуировкам, которые могли изобличить их обладателя, бывали очень редко. Преступники во всем мире пользовались татуировкой, как формой самовыражения. В шведских лагерях принудительного труда заключенные делали друг другу татуировки, чтобы убить время.

У Стивенсона в книге «Остров сокровищ» есть характерный отрывок о пиратском капитане адмирале Бенбоу. Речь идет о докторе, который распорол капитану рукав и обнажил его руку. У него были татуировки в нескольких местах на предплечье, а выше у плеча был изображен человек на виселице.

Группы гангстеров татуируют своих членов, нанося один и тот же символ, часто простой, сделанный пунктиром на тыльной стороне руки или запястье, или в виде точки на виске. Наниго (головорезы с Кубы) носили татуировки принадлежности к сообществу на бицепсе.

Даже у членов так называемой элитной структуры гангстеров, занимающихся наркотиками, которые были арестованы в Голливуде в 1949г. были маленькие тайные татуировки. У американских гангстеров были татуировки в виде наручников с одним или двумя разорванными звеньями.

В книге уже говорилось об абсурдных предложениях некоторых особ, например о татуировании замужних женщин, что якобы искоренит измены. Похожее предложение внес и некий Ноллис: чтобы каждому из молодоженов, как кульминационную часть свадебной церемонии, делали татуировки в виде кольца на безымянном пальце левой руки. Это, по его мнению, предотвратило бы нарушение супружеских обязательств. Но ни это, ни какое другое аналогичное предложение не получило поддержки.

Татуировки в виде знаков наносили и люди не относящиеся к криминальным структурам. В низших слоях общества, когда речь шла о претензиях на наследство, наличие татуировки в виде определенного знака было порой решающим. В литературе описан случай о выяснении личности Тишборна. В этом деле человек, вначале называвший себя потерпевшим кораблекрушение сэром Роджером Чарльзом Тишборном, в результате оказался мясником, Артуром Ортоном. Тот факт, что у пропавшего, настоящего Тишборна, было несколько татуировок, в то время, как выдававший себя за него не смог предъявить на себе ни одной из них или хотя бы следов от них, имел решающую роль при вынесении приговора.

Морские и военные татуировкики – одни из самых распространенных мотивов сегодня. Некоторые из эмблем, якорей, крестов и т.д. используются сейчас, как и 50 лет назад, когда солдаты обнажали свои руки, чтобы сделать эти татуировки, подготавливаясь к отправлению на войну. Клятвы любви, верности до сих пор популярны, так же, как щиты и ножны в сочетании с якорями, черепами и сердцами, увенчанными лавровыми венками. В каждой части мира местные или национальные эмблемы часто сочетались с более общими рисунками. Так в Америке был очень популярен орел, в Ирландии – трилистник, в Шотландии -чертополох.

Любители или самоучки в последнее столетие нередко добивались действительно восхитительных результатов в изображении этих символов. Наивные и примитивные рисунки, вдохновленные искусством различных европейских стран, пример простого, индивидуального творчества, ограниченного возможностями среднего татуировщика. Эти татуировки практически неизвестны сегодня, когда коммерция поглотила татуировку, как любую другую индустрию. Альбомы фотоснимков, эскизов широко издаются в странах Запада и распространяются по салонам всего мира. Они доступны и любителям. Все татуировщики работают в одном русле, по одним образцам.

Среди английских, американских и скандинавских моряков татуировка «Могила моряка» очень долго пользется популярностью, благодаря ее сентиментальности. У моряков в почете сцены прощания с родными или древние военные корабли, сражавшиеся в бушующем море.

Интересно, что изображения современных танков, кораблей, подводных лодок, пулеметов почти не встречаются. Молодые люди получают большее удовольствие от сцен, полных очарования старого, ушедшего мира. Впрочем, может быть изображен и танк, и корабль, и пушка – но ни в коем случае не новые, а те, что уже стали частью истории. Архаичные скрещенные винтовки до сих пор используются, как изображения оружия. Форма и флаги остаются в прежнем виде, несмотря на произошедшие изменение стиля. Hевозможно увидеть изображение атомного взрыва на груди – таких татуировок, к счастью, нет.

Еще в начале XIX века развивалось национальное начало в искусстве татуировки в различных европейских странах. Скажем, бельгийские татуировки отличались использованием изящных линий и тщательной проработкой в изображении таких деталей, как пуговицы и канты. Рисунки французов характеризовались смелостью, а скандинавов – подчеркнутой аккуратностью. Сегодня, конечно, эскизы на стенах салонов татуировки в Марселе, Алжире, Антверпене, Гамбурге, Париже, Стокгольме, Сан-Франциско и Москве практически не отражают разницу стилей и содержания.

Замечено, что среди летчиков и других специалистов, служащих в гражданской авиации или военно-воздушных силах татуировка встречается очень редко. Этот факт можно отнести на счет отсутствия традиции татуировки в этом новом виде службы, и частично на то, что люди, состоящие там на службе, принадлежат к другому классу. Татуировка существует в тех сообществах, где сильно развито стадное чувство, Стремление объединяться в группы не может процветать там, где никогда не было такой традиции и где индивидуальность каждого человека ценится выше, чем общность.

В самом начале развития вохдухоплавания среди всех, кто им занимался, включая солдат, не было более популярной татуировки, чем самолет. Часто он был атрибутом любовной сцены.

Профессиональные татуировки, бывшие когда-то очень популярны, теперь встречаются редко, они исчезают. За некоторым исключением это заметно во всех странах. Hапример, в Швеции до сих пор работники железной дороги носят татуировки со знаками своего ремесла. Но, хотя рабочие доков и дорожные рабочие Англии, как и везде, наиболее зататуированные люди на сегодняшний день, их татуировки не имеют ничего общего с их работой, а состоят из романтических сцен и памятных татуировок, приобретенных в армии.

Еще недавно немецкие, французские и бельгийске плотники, маляры, пекари, мясники или сапожники с гордостью относились к своей работе и носили татуировки, обозначающие их профессию. Теперь этого больше не наблюдается среди современных специалистов.

Хотя это и преследуется религией, как и у евреев, магометанские пилигримы в Мекке и Медине делают себе татуировки на память о своем поломничестве. Армянские христиане во время своих визитов в Иерусалим ввели моду для паломников к этим святыням на ношение соответствующих татуировок. Делать памятные татуировки считается положительным, они воспринимаются чем вроде сувениров, привезенных из путешествия. Это один из простейших и наиболее верных способов привести домой воспоминание о путешествии в дальние края, которое останется навсегда. Достаточно заскочить на несколько минут в местный салон ттуировки и выбрать рисунок, включающий какой-нибудь достопримечательный местный вид, название места, а иногда и дату визита. Пирамиды, восточные минареты, пальмы, драконы, гейши, китаянки, ковбои, букеты эдельвейсов, ирландский трилистник, шотландский чертополох и много других татуировок путешествовали вокруг земного шара и часто возвращались обратно, чтобы получить второе напоминание об очередном визите.

Персональные татуировки на память в форме имен или в виде инициалов в сочетании с соединенными руками делают татуировщики на руках, груди или на других, более интимных частях тела. Реже делаются татуировки в память о смерти родственника или друга. В этих случаях в западных странах обычно изображают надгробный камень или крест, окруженный лавровыми венками или другими украшениями, среди которых татуируются слова «В память о любимой маме».

Все время своего существования татуировка придерживается и крепко связана с сексуальными мотивами и побуждениями. Любовные и эротические рисунки занимают выдающееся место среди типов татуировок сегодня. Уже в 1881 г. Лазанье насчитал 280 таких татуировок на 378 обследываемых им людях. Среди непристойных изображений женщин и подобных фигур были и другие вариации на эту тему, такие, как глаза, изображенные на ягодицах или два скрещенных штыка на том же месте с надписью «Не входить» под ними. У 11 мужчин были даже более интимные татуировки в виде очертания сапога, иногда со шпорой, что в таком сочетании являлось неприличной игрой слов на французском языке.

В Германии сцена, изображающая кошку, загоняющую мышь в интимное отверстие иногда встречается у проституток, как женского, так и мужского полов. Сцены такой охоты встречаются по всему миру на спинах некоторых мужчин, обладающих странным чувством юмора. Еще более занимательная вариация на эту тему -немецкая версия, изображающая двух полицейских, вооруженных дубинками и револьверами, охраняющих задний проход с обеих сторон, со словами «Сквозь этот узкий проход он должен пройти». Татуировки такого рода, включая украшение наружных половых органов рисунками, изображающими гротескные лица, солнце и луну, комических героев, выполненные яркими красками, часто связаны с скрытым или явным гомосексуализмом, желанием произвести впечатление, вызвать интерес или шокировать.

Шире распространены мотивы татуировки, которые пробуждают преклонение перед женской красотой или вызывают сексуальное влечение у представителей противоположного пола. От хорошенькой девушки, нарисованной на стене казармы – короткий шаг до хорошенькой девушки на бедре. Наиболее частыми проявлениями этих чувств оказываются такие мотивы: сердца, пышные розы, птички, несущие послания о любви, сентиментальные вереницы женских головок, улыбающихся из-под шляпок и милые надписи среди охапок цветов. Hесколько слов о цветах. У каждого народа свои предпочтения. В Америке, Англии, России наиболее популярны розы, во Франции в конце XIX века из 97 татуировок в виде цветов, 89 были анютины глазки.

Но очень многие все же предпочитали изображения обнаженных распутных женщин, в неглиже расположившихся на диванах или курящих сигареты в длинных мундштуках, задирающих юбки, борющихся со змеями, привязанных к столбу или замученных до смерти. Существуют татуировки, сделанные на мускулах таким образом, что девушки, изображенные на них, изгибаются, танцоры крутят бедрами под мелодию, а пара влюбленных целуется, когда бицепсы напрягаются. Чтобы угодить клиентам, желавших сделать подобные татуировки перед первой мировой войной, берлинский татуировщик изобрел «розу Иерихона», которая наносилась только на половых органах у мужчин и на ногах у женщин. Среди мужчин многих национальностей есть такие, кто на животе сделал татуировку в виде стрелы или руки, указывающей вниз, с надписью: «Только для женщин» на разных языках. Заметим, что среди скандинавов любые формы эротической татуировки очень редки. В Швеции изображение симпатичной деревенской девушки, ухаживающей за своей лошадью в большем почете, нежели откровенное изображение соблазнительной женщины.

Любовные и эротические мотивы очень редко смешивались с татуировками других типов. На некоторых татуировках якоря и флаги держали соблазнительные обнаженные женщины. Татуировщик находил много оригинальных путей добавления подобных штрихов к банальным рисункам.

На Гаваях жители делали татуировки в виде символов, выражающих скорбь по умершему королю. В сравнительно небольших регионах Германии в XIX веке у солдат и крестьян довольно часто встречались татуировки, изображавшие правителей, окруженных гирляндами цветов и флагами. В иных странах, где человек не ощущает личной связи с правителем, такие проявления патриотического пыла не типичны, хотя правители и пользуются популярностью. А символы скорби обычно относились исключительно к потере родственника или друга.

Патриотические мотивы в татуировках легко объясняются, если учитывать, что большинство татуировок приобретаются во время прохождения службы в армии. Этот обычай настолько обыден в армиях некоторых государств, что служащим подразделения коммандос советовали не делать татуировок в виде национальных символов, поскольку это могло снизить их шансы на выживание при операциях на оккупированных территориях.

Шотландский чертополох и ирландский трилистник, последний из которых делался ярко-зеленой краской, уже упоминались в этой главе. Бульдоги, стоящие на флаге Соединенного Королевства или Святой Георгий, убивающий змея – типичные английские татуировки. А соединенные флаги и руки с призывом: «Протянем руки через моря» – эмблема, любимая как англичанами, так и американцами.

Увы, в нынешней России, как и в бывшем СССР, патриотическая татуировка никогда не была популярна. Во все времена у нас развивалась премущественно уголовная и профессиональная татуировка. Долгое время этот безобидный обычай рассматривался крайне негативно. В результате чего возникали абсурдные ситуации даже в международных отношениях. В качестве примера процитируем публикацию в «Звезде» (26 апреля 1952г.): «Татуировка – это большая англо-американская проблема. Дипломаты, тревожащиеся из-за перерывов переговорах о прекращении военных действий в Корее, нашли основную причину, почему тысячи заключенных коммунистов, имеющих татуировки, боятся быть вовлеченными в программу обмена заключенными, которая должна стать частью договора о перемирии. Они не хотят возвращаться домой, потому что татуировка преследуется московскими и пекинскими лидерами.»

Hичего удивительного в этом нет. На территории СНГ татуировка прошла все, за исключением периода морских открытий, фазы развития, но оставила крайне мало следов. Скажем, археологический материал позволяет узнать о древней татуировке следующее: найдены древнейшие в мире печатки, возможно, для татуировки тела с ромбическо-ковровым орнаментом эпохи неолита и статуэтки, покрытые таким узором (элементы такого узора постоянно присутствуют в русской вышивке). Такой же орнамент и статуэтки им покрытые, а так же штампы-печати, пригодные для татуировки, были найдены на территории проживания праславянских племен и датируются временем энеолита. Энеолитическая трипольская культура оставила после себя, помимо статуэток, многочисленную керамическую посуду, по которой можно судить о мировоззрении древних земледельцев и мотивах в их искусстве. Сходные с ними, но со своими особенностями, керамические вещи были найдены и в Средней Азии.

Следующий этап связан с «великим переселением народов» и скифами, о которых еще М.В.Ломоносов сказал, «что из всех прародителей народа русского, скифы не последними были».

Дальнейший ход развития татуировки не прослеживается и основные сведения о ней приходятся на азиатскую часть СНГ. Связаны они с хантами, мансями, удмуртами и жителями крайнего севера, о которых доподлинно известно, что они были татуированы вплоть до начала XX века. О мотивах и орнаментах в искусстве этих племен можно судить по сохранившимся до наших дней сказаниям, домашней утвари и одежде.

Мощная уголовная стилистика татуировки сохранилась до наших дней и является конгломератом интернациональных символов и знаков наряду с четко выраженной религиозной тематикой. Эта стилистика является единственно понятным языком знаков на территории Содружества, тогда как о смысле этнических изображений можно только догадываться.

Отдельный период в истории татуировки занимает время Великой Отечественной войны. Изображения этого периода можно классифицировать как памятные и патриотические, а также армейские (морские). Следующий этап популярности татуировки приходится на 70-80-е годы. Он связан с развитием движений футбольных болельщиков в крупных городах. К середине 80-х в Москве и Ленинграде появляются первые цветные образцы татуировок. Дальнейший подъем популярности идет параллельно с развитием субкультуры и молодежными неформальными движениями, приведшими к массовой популярности татуировки уже к середине 90-х годов. Когда татуировка стала популярной, оказалось, что в арсенале отечественного татуировщика имеется армейский и уголовный.

Сегодня прозападная ориентация привела к жалкому подражанию, тогда как не затребованным остался материал, позволяющий разрабатывать новые мотивы и направления в области боди-арта.

В Германии серп и молот догитлеровских времен были быстро заменены на свастики в альбомах 1933 года и спрос на новый символ сразу же стал очень большим. Толпы людей шли к татуировщикам, чтобы запечатлеть на своем теле новый знак.

Большой популярностью пользуются религиозные татуировки. Люди считают, что одной такой татуировки вполне достаточно. Очевидно, что религиозные татуировки практиковались на Ближнем Востоке, когда в Европе они еще были неизвестны. Этот обычай был распространен на Святой Земле.

Большинство ранних европейских татуировок и по сей день в виде фрагментов кожи, относящихся к XYIII-XIX векам и выставленных в разных музеях, включают религиозные мотивы. И вполне может быть, что пилигримы и путешественники, возвращавшиеся из Палестины, способствовали широкому распространению и возрождению этой традиции в XIX веке. Сегодня религиозные символы чаще встречаются в католических странах, а среди итальянских католиков повсюду.

Католическая церковь оказывает огромное влияние на умы многих людей, которые следуют ее учению, и свидетельствуют об этом роскошные изображения распятий и других сцен из Святого Писания. Эти изображения являются результатом многочасовой работы в течение многих недель или месяцев и часто очень дорого стоят. Это наиболее эффектный пример татуировки на сегодняшний день.

Среди ирландских рабочих из Паддингтонского района в Лондоне очень популярны татуировки такого рода. Сюжеты разные, например, сцена на горе Голгофе с распятым Иисусом Христом и двумя коленопреклоненными святыми по бокам.

Среди американцев также популярны татуировки на религиозные мотивы, поскольку они часто сочетают суеверные функции сберега и религиозное значение. Распространены сцены Голгофы и распятий с посвящениями матери и родственникам.

С религиозными сценами по великолепию и величию конкурируют крупномасштабные исторические изображения, очень любимые у латинских народов. В послдение годы их почти не делают, и они практически не встречаются. Есть несколько фотографий таких работ. Среди них татуировки, сделанные на всю спину, изображающие вероломное убийство де Гиза, убийство маркиза де Море и другие, выполненные с тщательным вниманием к деталям и стремлением достичь полного сходства с репродукциями и гравюрами, с которых они копировались.

Другие нации, относящиеся к убийству своих правителей менее трепетно, развивали крупные аллегорические картины, которые включали патриотические, исторические, военные и морские эмблемы и надписи. Так появились китайские и индийские драконы, внушающие страх. Татуировщики питали слабость к сценам охоты, приключений и кораблекрушений, выполненным в усложненном подробностями восточном стиле и требующим нескольких долгих сеансов для завершения работы. Сердца, розы, черепа, кинжал -все изобилие символов, имеющихся в запасе у татуировщика, использовалось для обрамления этих картин. Сейчас редко у кого есть желание и деньги для таких амбициозных способов самоукрашения, если только они не делаются для публичной демонстрации.

Крупные рисунки все больше и больше уходят в прошлое. Для моряков и туристов такие сцены вообще невозможны, хотя бы потому что они нигде не задерживаются достаточно долго, чтобы подвергнуться длительному процессу татуирования.

Среди современной татуировки, которую можно отнести к фантастической, есть примеры татуировок на всем теле. Hе так давно публике был представлен эффект зебры. Эта татуировка была сделана лондонским татуировщиком мужчине для выставки на американской ярмарке. Откровенно говоря, эта работа быстрее вызвала огорчение. Человек исказил и навсегда обезобразил свое лицо таким образом только для того, чтобы привлечь внимание и посредством этого заработать.

В той же степени неприятными для специалистов и окружающих, кроме самых пылких фанатов, были татуировки у Джакоба Ван Дина, лондонского татуировщика и лектора, появившегося в качестве участника боев без правил в купальнях на улице Мэнор в 1936 г. Его тело, руки и голова были сплошь покрыты татуировками, особенно нос и щеки, а на его лысой голове сидел паук, тянущий свои лапы от уха к уху. Обнаженный для борьбы, перекинувший своего соперника через голову, этот человек казался участником дикого обряда жертвоприношения.

Наименее отталкиващие из фантастических рисунков – двигающиеся картинки. Они изображают фигуры женщин и змей, которые могут принимать различные позы в зависимости от игры мускулов, а также непристойные и немного шокирующие движущиеся картинки, на которых кошка или обнаженная женщина изображены таким образом, что при сгибании руки они гасят свечу очень грубым способом. Более искусная выдумка из этой серии – татуировка орла на спине, который при движении рук вверх и вниз машет своими огромными крыльями.