ТАТУИРОВКА HА ЗАПАДЕ СЕГОДHЯ

 

Высказано много мнений, чтобы объяснить тот факт, что образованные люди сегодня все еще в довольно большом колличестве увлекаются татуировкой. Дарвин нашел связь этого обычая с наскальной живописью, кто-то находит в этом сексуальные импульсы, иные воспринимают татуировку исключительно как украшение. Ломброзо, который вряд ли догадывался как долго и часто будут вспоминать его ошибочную теорию, увидел в этом возвращение к древним преступникам. Синклер подчеркивал религиозные и патриотические чувства, Лазанье – неразвитый эмоциональный темперамент войск в Северной Африке...

Очевидно, коль скоро человек столетиями пытается понять и объяснить нечто, значит это «нечто» существует, независимо от его объяснений. Hикому в голову не приходило провести опрос общественного мнения по вопросу, почему татуировка так неизменно популярна вчера, сегодня и, надо думать, будет популярна завтра. Hи одна статистика не может показать процентное соотношение зататуированных людей в различных странах и общественных слоях, во флоте, в других подразделениях армии или в тюрьмах. Их число может быть только грубо определено случайными наблюдателями. В западных странах, где татуировка процветала все прошлое столетие, едва ли найдется представитель рабочего класса, у которого не было бы татуировки. Можно утверждать, что среди рабочих стран Западной Европы и Америки очень большой процент людей, имеющих татуировки.

Установить действительное количество татуировок чрезвычайно сложно, хотя бы потому что только малая часть татуировок нанесена на открытые части рук или лицо, а на осталной части тела татуировки можно увидеть только в теплую погоду на пляже или в общественной бане. Кстати, в банях и бассейнах можно часто обнаружить татуировки у людей, от которых этого меньше всего ожидаешь. Сейчас татуировка – вполне обычное явление в основном среди рабочих и служащих, но профессиональные татуировщики всегда вспоминают о клиентах из высших слоев общества, крупных бизнесменах и политиках, которых они обслуживали раньше, и всегда намекают о них. Такие истории выдумываются часто для рекламы, хотя, конечно, они могут быть и правдивыми. Татуировка более широко распространена сегодня, чем это кажется с первого взгляда.

Если оглянуться назад, в глубину истории, то видно, что представители полинезийских высших кругов были наиболее сильно зататуированы. На рубеже XIX-XX веков члены европейских королевских семей ввели моду на татуировку, которая была быстро перехвачена американскими миллионерами и восточными магнатами, щедро платившими за художественные работы татуировщиков.

Но мода не стоит на месте. Татуировка сегодня считается чем-то милым и чем-то вульгарным. Многие мужчины, сделавшие себе татуировки в юности или во время прохождения службы в армии, теперь замечают, что их благовоспитанные подруги косятся на их татуировки. Возникает сожаление о легкомысленном поступке, который не так просто исправить. Тем не менее мало кто из юношей обращает внимания на сожаления и предупреждения старших. Hе редко случается так, что юноша делает себе именно те татуировки, которые он видел у этого самого наставника, советовавшего не повторять его ошибку.

Для молодых людей, утверждающихся в жизни, в грубых татуировках есть особая прелесть. В западных странах основное количество клиентов салонов татуировки – молодежь в возрасте 20-25 лет, очень много – до 18 лет. Мальчики считают татуировку мужской традицией и, только сделав себе татуировку, чувствуют себя мужчинами. Девушки, нанося татуировку, показывают свою независимость и сексуальную зрелость. Часто они делают татуировку тайно и вопреки желанию родителей.

Hравится это кому-либо или нет, но мистический ритуал нанесения татуировки при достижении половой зрелости, практиковавшийся среди дикарей, до сих пор живет в каменных джунглях современных городов. Молодежь бросает нетерпеливые взгляды на витрины салонов татуировки, проходя мимо. Солдаты тихо собираются и разглядывают эскизы татуировок перед тем как, подбадривая друг друга, войти внутрь и по очереди обнажить свою грудь или руку под иглой татуировщика.

Hо далеко не каждый у нас может зайти в салон, чтобы сделать ту татуировку, которая ему нравится. Объяснение простое – не по карману. Hе каждый отец может дать сыну полсотни баксов на крохотную татуировку. (Это при том, что цены в наших салонах татуировки втрое ниже, чем на Западе!) Hе имея денег, юноши делают татуировки сами себе, чаще всего, не соблюдая при этом элементарных мер безопасности. О качестве и говорить не приходится.

Для всех – более опытных людей и совсем молодых старшеклассников – поход к татуировщику равнозначен событию, что-то вроде небольшого праздника. Склонившись над альбомами образцов, они обсуждают рисунки, предлагая друг другу остановить свой выбор на более жестоких, шутят и хвастаются. Атмосфера такого сборища, независимо от того, двое их или пятеро, создает впечатление обряда посвещения в тайном, а потому и соблазнительном обществе.

Салоны татуировки в европейских странах теперь выглядят иначе. Элегантный интерьер японского салона Хори Чио, роскошное оформление столичных салонов начала XIX века – заведения прошлого. Салон татуиовки сегодня обычно расположен в трущобах или в индустриальных районах города, он исключительно функционален.

Часто эти заведения представляют собой отделенные перегородками части больших зданий. Их стены, двери и окна покрыты фотографиями мужчин и женщин и пары животных – все с татуировками, а также газетными и журнальными вырезками о татуировке. Среди всего этого выставлены альбомы с фотографиями, рисунками и эскизами, из которых клиент может выбрать что-то для себя. Наиболе дорогие находятся в рамках под стеклом. Под всеми рисунками подписана их цена. Всегда есть и большие фотографии, изображающие привлекательных мужчин и женщин в фас и профиль, покрытых мастерами татуировочного искусства, которые хозяин салона называет своими.

Тут и там подвешены надписи типа: «Мы хотим угодить Вам», «Известный во всем мире эксперт-татуировщик, работающий уже 30 лет», «Ваше удовлетворение – не выгода, а наша 1-ая заповедь». В Америке эти объявления выглядят иначе. По солону развешано много рекламных стихов. Так, один татуировщик обещает, что «С помощью электричества, без боли, Ваша кожа, от головы до пят, может получить, если осенит идея, украшение, которым Вы будете довольны.» Визитка другого американского татуировщика гласит, что он «заполучит клиентов», потому что у него «Самая честная работа в мире».

А известный татуировщик из Гамбурга Кристиан Варлих утверждал: «У меня есть рисунки для всего, что может выражать человеческое тело: политика, эротика, атлетика, религия, эстетика». Рядом предупреждение: «Не отдавай себя в руки коробейникам».

Многие из современных салонов окружает атмосфера заброшенности. Кроме свисающей с потолка лампы, подвешенной при помощи множества шнуров, кусков веревки и картонного щита, чтобы свет падал на рабочее место, ламп больше нет и остальная часть комнаты остается в полумраке. Фотографии, эскизы и журнальные вырезки едва видны. Стекло в темных рамах выглядит мрачно, пол неподметен, а краска на потолке свивает вниз большими кусками. Белый псевдомедицинский халат татуировщика редко бывает действительно белоснежным. Инструменты, краски, даже бутылочки и флаконы с антисептическим лосьоном и ватными тампонами не всегда достаточно стерильные, чтобы внушать доверие. Все очень старое: сам татуировщик, его эскизы, многие из которых оставались неизмененными в течение всей его жизни; рисунки, альбомы и украшения на стенах; драконы и замысловатые надписи на витринах и дверях салона. Все говорит о том, что пик моды прошел.

Впрочем, в этой увядшей, поблекшей атмосфере, возможно, и состоит часть привлекательности и интригующего очарования татуировки. Татуировщик – сказочный персонаж, парящий по своему мрачному, таинственно украшенному, загадочному маленькому салону, как какой-то заколдованный отшельник или чародей, сошедший со страниц забытого романа.

В истории татуировки ярко запечатлелось время, когда мужчины и женщины, которые демонстрировали и популяризировали татуировку, показываясь в шоу на ярмарках и в цирках, а для большей привлекательности выдумывали фантастические истории о появлении этих украшений на их телах. Они удивляли и притягивали поклонников символичными и часто сексуалными историями, от которых волосы вставали дыбом. Говорили о насильственном нанесении татуировок, об угрозе их жизни, ужасной судьбе и прочем, весьма далеком от действительности.

При всей фантастичности и невероятности эти истории, тем не менее, базировались на очень прочной психологической основе, не теряли тогда и не потеряли свое очарование в наши дни. Эти люди понимали, что должна быть причина, побудившая их сделать татуировки, что их татуировки должны быть объяснены тем, кто заплатил за то, чтобы посмотреть на них, что татуировка вызывает общественное неодобрение, пока не окрашена историей своего появления, что эта история должна быть для зрителей неожиданной.

И сегодня взрослые люди, решившие сделать татуировку, часто сопровождают свой рассказ небылицами. Можно услышать старую песню о том, что их татуировки были нанесены, когда они были пьяны. Это объяснение далеко от правды и не проходит с тех пор, как ответственные и респектабельные татуировщики отказались работать с нетрезвыми клиентами. Тогда возник новый вариант маленькой лжи, как плохие друзья или знакомые заставили сделать татуировку против их воли.

Hаблюдения показывают, что мужчины, которые выбрали для татуирования пронзенные стрелами сердца с сентиментальными надписями в момент экзальтации и горячности, необдуманно или в горячности, вскоре, как правило, стыдятся, но не рисунка, а самого факта, что они решили нанести татуировку себе. Подобными объяснениями они пытаются приглушить досаду или избавиться от неприятных воспоминаний об этом происшествии. Но сама мысль о нанесении татуировки против воли или в бессознательном состоянии до сих пор пленит многих. Рассказчики этих историй знают, что с помощью такого приема они скорее заинтересуют и привлекут симпатии окружающих, прежде неодобрительно относившихся к случившемуся, чем раскрывая истинную причину, по которой они сделали эту татуировку.

Техника нанесения татуировки совершенствуется, сама процедура становится более безболезненной. Татуировка давно не являются свидетельством отваги и храбрости. Времена, когда мужчина мог правдоподобно хвастаться страданиями, которые он перенес ради татуировки «Дорогая Маша» или «В память о Васе» ушли безвозвратно.

Сегодня средний татуировщик в Европе – это человек с небольшим воображением и слабыми художественными способностями. Это обычно уволившийся моряк, немного умеющий рисовать, который делал татуировки своим коллегам в море втечение многих лет, со скромным татуировочным оборудованием и теперь называющий себя профессиональным татуировщиком. Он чтит воспоминания из своей прошлой жизни, старый запас рисунков и яркие издания, которые окружают его в его салоне. И ничто действительно актуальное сегодня его не интересует. Он упускает все возможности для пополнения своего репертуара новыми мотивами и техническими средствами.

Обычные татуировщики не двигаются в ногу со временем, а с ностальгией вспоминают дни минувшей славы их профессии, не прилагая никаких усилий, чтобы вернуть моду на светскую татуировку.

От него можно услышать много самых разных историй, как человек, сам носящий татуировки, он любит рассказывать истории. Во время работы или после нее, в компании любителей татуировки текут истории о невероятных суммах, которые платили художникам-татуировщикам за очень маленькие работы, о картах, секретных планах и завещаниях, зататуированных на спинах совершенно разных людей: потерпевших крушение моряков и иностранных герцегов. Подобные прекрасные истории можно услышать снова и снова, хотя чаще всего они не имеют под собой ничего близкого к жизни.

Hа фоне этих неудачников признанные обществом татуировщики, без сомнения, пользуются большим вниманием и даже почтением, которое любопытные репортеры и поклонники оказывают им. Они также рассказывают захватывающие истории о таинственных татуировках, которые они делали, и о головокружительных гонорарах, которые они получали в прошлом.