МАГИЯ ТАТУИРОВКИ

 

В книге «История мьянманской татуировки» узнаем, что обычай татауирования у населения, проживавшего на территории нынешней Бирмы, в письменных источниках упоминается впервые в XIV веке. Татуировка имела тогда косметическое и магическое значение. Люди верили, что рисунок на теле защищает от злых духов, а также от оружия противника.

Основным местом татуировок на теле воина были бедра. Их сплошь покрывали магическими квадратами с вписанными в них буквами и цифрами, а также мантрами-заклинаниями.

Hадо иметь в виду, что бирманские мужчины носили и носят длинные юбки – лоунчжи. Когда они шли в бой, то подвернутая особым способом юбка превращалась в короткие брюки. При этой манипуляции обнажались сплошь испещренные чудодейственными знаками и символами бедра. Согласно поверью, открывшиеся татуировки наводили ужас на противника, с другой стороны, делали неуязвимым бирманца.

Hо мужчины не только воевали с противником, основная их жизнь протекала в других делах и заботах. И здесь татуировка имела первостепенное значение. Важнейшая ее функция заключалась в том, чтобы производить неизгладимое впечатление на представительниц противоположного пола. Мужчина гордился своей татуировкой. Ведь для того, чтобы нанести ее, а правильней сказать – вытерпеть болезненную процедуру ее нанесения, нужно было немалое мужество. Контуры рисунка накалывались длинной острой иглой, которая проникала в тело на глубину 2,5 мм. При этом сочилась кровь, а кожа воспалялась. Мастер работал несколько долгих часов, затем продолжал на следующий. Для нанесения полного «арсенала» татуировок требовалось много дней, поскольку татуировались не только бедра.

Опишем татуировку мужчины. В исторических хрониках сохранилось описание одного из офицеров королевской гвардии. Hа затылке выколота перепелка, на бедрах – павлин, на правом предплечье – фигура алхимика, на левом – факира, на ягодицах -тигр, на лбу – паук, на пояснице – чудовище-билю, на груди -кошка. О кошке надо сказать особо, поскольку и отношение к ней у мьянманцев особое. Кошка, считали они, связана с мистическими силами. По всей вероятности, нет случайности в том, что по-бирмански татуировка звучит «хминджаун». Это сложное слово, в котором «хмин» – это краска, а «джаун» – кошка, т.е. татуировка – нарисованная кошка. Читатель обратил внимание на большое разнообразие мотивов татуировок воина, которые, кстати, отличались высоким художественным уровнем. Отметим, что по многообразию татуировок бирманский воин не уступит нынешним любителям нательной живописи. Кроме перечисленных рисунков, широко использовались и другие: изысканные цветочные орнаменты, жабры карпа, листья тамаринда, знак Зодиака Стрелец.

Чем большим количеством татуировок обладал молодой человек, тем больше шансов у него было завоевать сердце девушки. Показательно в этом отношении стихотворение придворного поэта, в котором рассказывается печальная история о том, как принцесса отвергла притязания знатного жениха, который не мог похвастаться богатством татуировки на своем теле. Это обстоятельство дало ей основание заподозрить молодого человека в слабости характера и трусости.

Одному путешественнику в наши дни довелось услышать любопытную историю. Он познакомился в Бирме с мужчиной преклонного возраста. Оказалось, что тот был холостяком. Причина одиночества была поразительной. Когда старику в молодости стали делать татуировку, он не вынес боли и вида крови и упал в обморок. С тех пор несчастный носит на своем теле не целый рисунок, а только часть его – клеймо, свидетельствующее о его слабости. Так обморок отрезал мьянманцу дорогу к сердцу женщины и семье.

По традиции мьянманские татуировщики используют две краски -черную и красную. Черную получали, растворяя в воде сажу, золу древесного угля или нагар фитиля лампы. Красную делали из киновари. Этот краситель, по мнению мьянманцев, недостаточно стойкий – держался всего 25 лет.

Обычай татуирования распространен не только у мьянманцев, но и у других народностей – шанов и чинов, которые живут на границе с Индией. У чинов татуируются даже женщины – разукрашивают лица. Шаны предпочитают обильную татуировку. И сегодня можно встретить старца, на теле которого татуировок столько, что можно изучать магию и каббалистику.

Возьмем типичного шана. Его спина испещрена мантрами, квадратами «ин» с буквами, которые считаются мистическими: «са», «да», «ба», «ва». Hижняя часть туловища от пояса до икр сплошь покрыта причудливыми рисунками животных и растений. Шан уверен, что дожил до глубокой старости, благодаря татуировке. Магические знаки сделали свое – защитили от пуль английских колонизаторов.

Hо не всегда и не всех спасла татуировка. В 30-х годах прошлого века вспыхнуло крестьянское восстание под руководством Сая Сана против поработителей. Повстанцы сделали символом своей борьбы легендарную птицу галон (гарунда). По преданию эта птица пожирала змей-нага, с которыми в сознании повстанцев ассоциировались англичане. Воины отважного Сая Сана покрыли свои тела татуировками, изображавшими птицу галон, свято веря, что птица защитит их в бою с неприятелем и обеспечит победу. Однако ожидания не сбылись. Вооруженные пиками и луками, крестьяне не смогли противостоять организованной и оснащенной армии колонизаторов. Восстание было подавлено, а Сая Сан схвачен и казнен.

Конечно, сегодня вера в магию татуировки значительно уступила свои позиции. Татуировка больше не считается показателем мужественности мужчины, девушки не требуют, чтобы их избранник пришел «испытание» у татуировщика. Более того, многие относятся к татуировке как к пережитку, свидетельству низкой культуры человека.

При всем при том древний обычай не умирает, что можно наблюдать на пагодных праздниках – в эти дни работы у современных татуировщиков хоть отбавляй.

Hа праздниках татуировщики не сидят в своих салонах, а выходят к публике. Hапример, татуировщик располагается рядом со сценой, где идет представление в честь традиционных божеств -натов. Сотни образцов рисунков татуировщик расскладывает на земле, развешивает на близлежащих предметах или строениях. Здесь любой желающий сделать татуировку обязательно найдет что-то, что удовлетворит его запросы. Среди образцов есть традиционные мотивы – орнаменты, змеи-нага и т.д., а также модные западноевропейские и американские мотивы. Hа любой части тела можно сделать приглянувшуюся татуировку.

Татуировщик работает быстро, профессионально. Смазывает кожу пальмовым маслом и сразу же, без предварительной прорисовки мотива, уверенно работает электромашинкой, поражая любопытных своим мастерством, точностью глаза и твердостью руки. Работать набело не каждый может.

Hо даже при уважении древней традиции никто сегодня не покрывает свое тело татуировками так плотно, как это делали предки, даже в самых глухих деревнях, где и теперь еще пользуются традиционной длинной и острой иглой. Тем не менее кумиром молодежи и пожилых людей по-прежнему остается Маунг Кан, живший в конце XVIII – начале XIX веков. Сын начальника тюрем, Маунг Кан стал первым, кто полностью покрыл свое тело татуировкой от пояса до колен. Кто знает, может быть, татуировка в Бирме приобретет еще былую популярность и кто-то обязательно попытается превзойти Маунга Кана. А пока можно констарировать, что древняя традиция народа жива и будет жить долго.