Реферат Курсовая Конспект
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА ДО XVII В - раздел Искусство, Московский Гуманитарно-Экономический Институт Северо-Западный Фи...
|
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ
Т. В. Берченко
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА ДО XVII В.
Учебное пособие по истории русского искусства
Мурманск
2012
УДК 85.1я72
Б 52
Берченко, Т. В. Искусство Древней Руси от язычества до XVII в. : учеб. пособие по истории русского искусства / Т. В. Берченко. –
Мурманск : СЗФ МГЭИ, 2012. – 116 с.
Данное издание вводит читателя в сложный мир древнерусского искусства как важнейшую часть культуры России и человечества, помогает обрести навыки культурологического понимания художественных произведений.
Книга предназначена студентам вуза, колледжа, старшеклассникам. Может быть использована при изучении дисциплин "Культурология", "История мировой литературы и искусства", "Мировая художественная культура", "Эстетика".
Рецензенты: Е. В. Маслова, канд. филос. наук, доцент, зам. директора по научной работе СЗФ МГЭИ;
О. П. Беспалая, канд. филос. наук, доцент кафедры философии МГГУ
ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА БЕРЧЕНКО
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА ДО XVII В.
Печатается в авторской редакции
При оформлении обложки использована графика А. Е. Лесовых
Электронная верстка Г. М. Плишко
© Т. В. Берченко, 2012
© МГЭИ, Северо-Западный филиал, 2012
ISBN 978-5-291-00163-9
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ОБРАЗНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР ЯЗЫЧЕСКОЙ РУСИ.. 6
ЗОДЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.. 13
ИКОНОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ.. 26
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 43
МУЗЫКА В ЭПОХУ ДРЕВНЕЙ РУСИ.. 69
СВЯТЫНИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА.. 80
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 96
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 115
ВВЕДЕНИЕ
Россия! Моя Россия! Зачем так ярко горишь!
М. Цветаева
Художественные сокровища Древней Руси – памятники необычайной эстетической ценности. В них правдиво отразилась душа русского народа, благородство и чистота его мыслей, поэтически прекрасный мир народного творчества.
В IX в. произошло политическое объединение восточнославянских
и отдельных неславянских племен, возникла Киевская Русь – первое древнерусское государство. Формирование русской государственности способствовало этнической консолидации, сплочению древнерусских народностей и сложению единой культуры на базе богатого культурного наследия восточных славян.
Культура Киевской Руси – это качественно новая духовность русской нации, обусловленная становлением феодальных отношений и формированием великорусской народности. Веками господствовало искусство высшей феодальной знати, которое подпитывалось устным народным эпосом, фольклором. Тесное взаимодействие этих культур объяснялось идеями объединения русских княжеств, что придавало художественной культуре дух высокой гражданственности, идейное единство, общенациональный характер.
Киевская Русь – крупнейшее из государств Европы: оно было выгодно географически расположено на торговых путях, связывающих Северную Европу с Византией и странами Востока. Это обстоятельство предопределило многообразие культурных контактов, особенно с Византией после принятия Русью христианства. Важно, что идейное, политическое и культурное влияние Византии хотя и было, однако нельзя считать его чуть ли не единственным источником высокого уровня культуры и искусства Киевской Руси. Это искусство было с самого начала самобытно, национально, народно по своим славянским истокам, оно никогда не являлось провинциальной ветвью искусства христианского Востока.
Крестившись по православному обряду, Древняя Русь оказалась включенной в новый контекст византийско-славянской культуры. Родилась новая русская национальная традиция, в которой православное мировосприятие слилось с высокой художественностью.
Христианские эстетические ценности обусловили развитие особого символического языка искусства. Образный строй храмовых художественных произведений отличался устойчивой гармонией средств выразительности, которая достигалась ценой строгого следования канону – системе неизменных правил, признанных в качестве эталона.
Творчество средневекового автора, будь то иконописец или зодчий, было принципиально внеличностным и анонимным. Художники Древней Руси, не помышляя о самовыражении, полностью подчинили свою индивидуальность постижению общезначимой истины, исходящей от творца.
Общехудожественные закономерности древнерусского искусства – символичность, каноничность и соборность.
Глубокие ценностные изменения в современной истории заставляют нас по-новому относиться к эстетическому наследию прошлого. Предлагаемое пособие имеет целью введение в мир художественной культуры Древней Руси от язычества до XVII века. По своему содержанию и структуре оно предназначено помочь читателю освоить первоначальные знания о символике древнерусского искусства, воплотившего красоту и глубину духовных идеалов, обращенных к Вечности.
В последней главе дан опыт культурологической интерпретации феноменов искусства Кольского Севера: Успенской церкви села Варзуге, Благовещенского собора в городе Коле, эстетического воплощения образа Святого Николая Чудотворца в святынях Мурманской области.
Завершает каждую главу список тем рефератов и список литературы по разделам. В конце книги дан список литературы по всей теме.
Книга может быть использована студентами при изучении дисциплин "Культурология", "История мировой литературы и искусства", "Эстетика", "История Отечества".
ОБРАЗНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР
ЯЗЫЧЕСКОЙ РУСИ
ЗОДЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
Никакие слова не в состоянии
передать этого несравненного языка
древнерусских символов.
Е. Трубецкой
Русское деревянное зодчество.
Общие тенденции развития храмового искусства.
Символика древнерусского храма
РУССКОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
Словно на свет прорастая из тьмы,
Осознавая, что нами потеряно,
Тянемся, тянемся, тянемся мы
К древнему дому и к древнему дереву.
ИКОНОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ
В мире нет слепительнее чуда
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Понять неблестящие с виду русские песни
и русский дух может лишь тот, чья душа
нежно организована и развилась в чувствах.
Н. В. Гоголь
Специфика литературы Древней Руси.
Жанры древнерусской литературы.
Памятники письменности
СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Русская литература существует более тысячи лет. Семьсот из них падает на тот период, который принято называть Древней Русью. Литература – это познание жизни посредством художественного образа. Любой художественный образ детерминирован, поэтому, чтобы понять особенности древнерусской письменности, надо рассмотреть это художественное явление
в диалектическом единстве с историческим процессом. При изучении диалектики литературы раскрывается ее специфика.
1. Человек в древнем мире представлял его как единое целое, а себя ощущал его малой частицей. Но каким бы малым ни был человек, он ощущал себя созидателем, помощником творца. Ощущение значимости и величия мира и человекалежало в основе древнерусской литературы, она вся прославляла человека, мир.
Церковь была связующим звеном между человеком и единым миром (микрокосмосом и макрокосмосом), литература и пыталась познать это взаимоотношение.
2. Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одного сюжета, одной темы: мировой истории и смысла человеческой жизни. Каждое произведение имеет в основе конкретно-исторический факт, определенную географическую точку и определенную веху в истории мира. Древнерусская литература рассказывает о том, что было или, по мнению древних русичей, могло быть. Поэтому одна из основных черт этой литературы – фактографичность. Ни один факт в истории Руси не прошел мимо писателей: создание государства вокруг Киева, принятие христианства, борьба с половцами, борьба против монголо-татар, создание централизованного государства и т. д.
Более того, всю древнерусскую литературу от X до XVII века можно рассматривать как единый цикл, построенный по анфиладному принципу: одно произведение кончается на каком-то событии, другое начинается
со следующего. Литература Древней Руси – панорама истории.
3. Так как русская литература освещает конкретно-исторические события, то и герой ее реальный. Целью литературы была защита феодального государства, феодальных интересов, поэтому герои древнерусской литературы – князья, полководцы, феодалы, схимники, которые влияют на ход истории. Древнерусская литература не знала условного героя до XVIII века.
4. Герой ведет себя так, как ему положено, но не по законам характера, а по закону того разряда людей, к которому он принадлежит. Персонаж в литературе не индивид, а тип определенного разряда. В любом жанре (в житии или воинской повести) князь должен вести себя одинаково, схимник тоже везде одинаков. Это объясняется не бедностью воображения писателя, а определенным литературным этикетом. Персонажи превращаются в определенные эмблемы, которые заменяют длительное описание и позволяют писателю быть предельно кратким. Поэтому произведения древнерусской литературы лаконичны, мысль всегда четка, ясна. Эмблемы близки к орнаменту, украшения создают пышность, парадность, но сюжет никогда не растворяется в кружеве слов.
5. Литература возникла на Руси в IX–X веках в связи с принятием христианства, когда появилась письменность на Руси. Так как государственной идеологией на Руси было христианство, все идеи древнерусской литературы выступали в религиозной, или христианской окраске.
6. Древнерусская литература в основном литература анонимная. Авторы не ставили своих имен под произведением, так как считали себя частью коллектива, выразителем идей коллектива, а свой труд рассматривали как великий, завещанный богом. Имена авторов (Нестор, Аввакум, С. Полоцкий и др.) были восстановлены исследователями или они значились
в памятниках как переписчики.
7. Памятники древнерусской литературы писались от руки, каждое произведение проходило несколько редакций при переписке. Поэтому произведения (различные списки) имели несколько редакций. Так, "Сказание о Борисе и Глебе" дошло до нас в нескольких десятках списков и с XII по XVII век прошло несколько редакций. Многовариантность – специфическая черта древнерусской литературы.
ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Самые древние жанры – библейские книги: Ветхий Завет, Новый Завет. Наиболее популярная – "Шестоднев" – о создании мира за шесть дней. По своему происхождению эти книги византийские. Близки к библейским книгам апокрифы: "Как Бог создал Авраама", "Хождение Богородицы по мукам" и др. Они были очень популярны на Руси и дошли до нас
в нескольких списках.
2. Агиографическая литература – произведения о святых (жития). Было два вида агиографов: первые давали последовательное описание жизни святых от рождения до смерти, а затем его посмертные деяния ("Житие Александра Невского"); вторые – новеллистические – описание того факта, который давал право на канонизацию святого ("Сказание о Борисе и Глебе").
3. Широко был распространен публицистический жанр слово. Слова (речи) возникли в русской литературе еще в первой половине XI в. и были посвящены в частности важным политическим проблемам. В словах проповедовалась идея защиты метрополии, единства государства. Авторы слов – священники или монахи, например митрополит Илларион – автор "Слова
о законе и благодати".
4. Самый яркий показатель высоты русской культуры – летопись – последовательная запись событий по годам. Объединение нескольких летописей в хронологическом порядке – летописный свод, несколько сводов, объединенных общей концепцией, составляли летописный сборник. Древнейшей летописью считается "Повесть временных лет".
5. Жанр древнерусская повестьобъединял повествовательные произведения разного характера.
Воинские повести изображали сражения, подвиги, воинский быт, снаряжение. В основе, как правило, лежало реальное историческое событие,
а героем была реальная историческая личность. Поэтический стиль воинской повести сочетает книжную традицию и черты народного эпоса. Характерные черты воинской повести отразились в "Слове о полку Игореве".
Особую группу составляют сатирические повести с элементами пародии – "Повесть о Ерше Ершовиче", "Калязинская челобитная", "Служба кабаку".
На рубеже между волшебной сказкой и житием находится "Повесть
о Петре и Февронии".
6. Легендарные рассказы – это повествования, в основе которых лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся читателями как достоверные: о смерти Вещего Олега, о мести Ольги.
ПАМЯТНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Отрывки из произведений даются по книге "Хрестоматия по древней русской литературе" (Сост. Н. К. Гудзий. – М., 2004).
1. ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ КИЕВСКОЙ РУСИ
(XI – НАЧАЛО XIII В.)
"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ"
"Повесть временных лет" ("Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля") – летописный свод, составленный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г. В основу "Повести" легли летописные своды XI в., русско-византийские договоры X в., византийские хроники, тексты Священного писания, сказание о грамоте словенской, предания о восточнославянских племенах, их взаимоотношениях с соседними племенами, о первых русских князьях и др. В своем труде Нестор связал историю восточных славян с историей соседних народов. Труд Нестора дошел до нас
с переделками и дополнениями летописцев. Древнейший список "Повести", представляющий собой вторую редакцию (ее составил в 1116 г. монах Выдубицкого монастыря Сильвестр), заключен в Лаврентьевской летописи 1377 г.
Древняя летопись не только важнейший исторический источник, но и литературный памятник. Она содержит много поэтических легенд и преданий: рассказы о походах Олега на Царьград, о его смерти от своего коня, о мести княгини Ольги за смерть Игоря. С былинным эпосом связаны летописные рассказы о князе Владимире и его пирах. Произведение проникнуто высоким патриотическим чувством, идеей единства Русской земли. Летописец осуждает кровавые междоусобные распри князей, утверждает право старшего в роде князя, призывает князей к единению в борьбе с внешними врагами.
Поэтические предания "Повести временных лет" неоднократно служили источником для произведений русских поэтов, писателей, композиторов.
МУЗЫКА В ЭПОХУ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Ты откуда русская
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле?
То ли в лесе мглистом?
В радости ли, в боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. – М., 1991.
2. Бычков, В. 2000 лет христианской культуры. Sub specie aesthetica.
В 2-х т. Т. 1. Раннее христианство. Византия. 575 с. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М., СПб., 1999.
3. Вагнер, Г. К. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер. – М., 1993.
4. Возрождение культуры России : истоки и современность. – СПб., 1993.
5. Грабарь, И. Э. О древнерусском искусстве / И. Э. Грабарь. – М. :
Наука, 1966.
6. Гумилёв, Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / Л. Н. Гумилёв. – М., 2006.
7. Гумилёв, Л. Н. От Руси до России / Л. Н. Гумилёв. – СПб., 1992.
8. Зезина, М. Р. История русской культуры / М. Р. Зезина [и др.]. – М., 1990.
9. Ильина, Т. В. История искусств : Отечественное искусство / Т. В. Ильина. – М., 1994.
10. Любимов А. Д. Искусство Древней Руси / А. Д. Любимов. – М., 1988.
11. Марков, А. П. Отечественная культура как предмет культурологи / А. П. Марков. – СПб., 1996.
12. Муравьев, А. В. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. / А. В. Муравьев, А. М. Сахаров. – М., 1984.
13. Панченко, А. М. О русской истории и культуре / А. М. Панченко. – СПб., 2000.
14. Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура / Л. А. Рапацкая. – М., 1998.
15. Черный, В. Д. Искусство средневековой Руси / В. Д. Черный. – М., 1997.
16. Юдин, А. В. Русская народная духовная культура / А. В. Юдин. – М., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.
Рожаница. Славянская народная вышивка
2.
Мировое древо. Рушник,вышитыйтамбуром
3.
Варзуга – жемчужина Кольского Севера.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. XVII в.
4.
Погост Кижи. Общий вид. Начало XVIII в.
5.
Собор Св. Софии в Киеве (заложен в 1037 г., современный облик
приобрел в XVIII в.)
6.
Оранта (Молительница) в собореСвятойСофии вКиеве. XI в
7.
Нижегородский кремль – крепость вНижнемНовгороде
8.
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.)
9.
Дмитровский собор во Владимире (1194–1197 гг.)
10.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде (1406 г.)
11.
Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского Завеличского монастыря
в Пскове (1156 г.)
12.
Благовещенский собор Московского Кремля (1484–1489 гг.)
13.
Архангельский собор Московского Кремля (1505–1506 гг.)
14.
Колокольня Ивана Великого (1505–1600 гг.)
15.
Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.)
Схема шатрового храма
16.
Собор Покрова "что на рву"
(Собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве (1555–1560 гг.)
17.
Новодевичий монастырь в Москве Начало XVI в.
18.
Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад под Москвой (XV–XVIII вв.)
19.
Фреска "Строительство Вавилонской башни" в церкви в Тутаеве
20.
Русский православный крест
21.
Русский православный крест
22.
Феофан Грек. Богоматерь Донская. 1392 г.
Иконописный канон Умиление
23.
Андрей Рублев. Троица. Начало XV в.
24.
Дионисий. Фреска Ферапонтова монастыря. Начало XVI в.
25.
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1675 г.
26.
Симон Ушаков. Владимирская Божья Матерь. Повторение иконы XII в.
Иконописный канон Умиление
27.
Икона Христос Пантократор
28.
Андрей Рублев. Икона"СпасвСилах".1410-е гг.
29.
Икона Ангел ВеликогоСовета
30.
Икона Божией Матери "Знамение"
31.
Одигитрия "Путеводительница". Тихвинская (Мурманская) икона Божьей Матери.
Село Варзуга
32.
Гусли игудок (смык). Инструменты XII в.
33.
Восьмерик с шатром – завершение церкви Успения Пресвятой Богородицы
в селе Варзуге Мурманской области. XVII в.
34.
Благовещенская церковь в г. Коле Мурманской обл. 1817 г.
35.
Свято-Никольский кафедральный собор г. Мурманска (1986 г.)
36.
Никольский Храм в поселке Видяево Мурманской области (2000 г.)
– Конец работы –
Используемые теги: искусство, древ, Руси, язычества, XVII0.079
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА ДО XVII В
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов