Подобные работы


1. География творчества М.И. Глинки
Творчество русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Исследование влияния впечатлений, полученных от путешествий по странам мира, на творчество композитора. Географическое положение стран, посещенных композитором. Последнее десятилетие жизни.
презентация [1,9 M], добавлена 03.04.2013

2. Музыкальное искусство в Российской империи
Периоды развития музыкального искусства и его жанров. Творческий гений М.И. Глинки. Развитие хоровой и камерной музыки. Вершины музыкального романтизма, творчество П.И. Чайковского. Новое направление в русской духовной музыке, "мистерия" А.Н. Скрябина.
реферат [38,1 K], добавлена 04.10.2009

3. Великие композиторы
Русская композиторская школа. "Копировка" с Вивальди у Бортнянского. Основоположник русской профессиональной музыки Михаил Глинка. Обращение к языческим праистокам Игоря Стравинского. Воздействие музыки Дмитрия Шостаковича. Творчество Фредерика Шопена.
реферат [27,0 K], добавлена 07.11.2009

4. Симфоническое творчество Михаила Ивановича Глинки
Оценка исторической роли произведений Глинки для симфонического оркестра, написанных в жанре одночастных увертюр или фантазий - "Камаринской", испанских увертюр "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде", "Вальс-фантазия", музыка к трагедии ""Князь Холмский".
доклад [522,6 K], добавлена 21.12.2011

5. История развития российского хорового концерта
Роль хорового концерта как самостоятельного художественного произведения в истории русской профессиональной музыки, его расцвет в творчестве Д. Бортнянского и М. Березовского. Основные закономерности партесных концертов и музыкальной стилистики канта.
реферат [25,4 K], добавлена 07.12.2009

6. Рассвет национальной польской школы первой половины XIX века
Особенности польской музыки начала XIX века. Шопен, Глинка, Лист – зачинатели движения за создание национальных школ. Шопен как самый яркий представитель польской музыкальной культуры. Образ Польши и картины ее величественного прошлого, народные песни.
курсовая работа [1,4 M], добавлена 12.06.2012

7. Светская музыка (XVIII век). Литургическая драма. Латинская песня
Значение восемнадцатого века как переходного периода в истории русской музыки. Оркестры петровских времен. Состав оркестрантов и преобладание местных духовых инструментов. Появление инструментальной музыки. Народная песня в качестве дворцовой забавы.
реферат [35,0 K], добавлена 14.01.2010

8. Предшественники и современники Михаила Ивановича Глинки
Русская народная песня – основа творчества русских композиторов. Реформаторская деятельность Е.И. Фомина. Малоизвестные композиторы XVIII века. Романсы и опера: национальное своеобразие, связи с народными песнями. Характеристика музыки начала XIX века.
реферат [25,4 K], добавлена 21.03.2009

9. Чешская музыкальная культура
История чешской скрипичной музыкальной культуры от ее истоков до XIX века. Элементы народности музыки в творчестве выдающихся чешских композиторов. Биография и творчество чешского композитора А. Дворжака, его произведения в жанре смычкового квартета.
реферат [31,1 K], добавлена 19.05.2013

10. Виктор Цой как феномен культуры
Место рок-музыки в массовой музыкальной культуре XX века, ее эмоциональное и мировоззренческое воздействие на молодежную аудиторию. Современное положение русского рока на примере творчества В. Цоя: личность и творчество, загадка культурного феномена.
курсовая работа [43,4 K], добавлена 26.12.2010


Другие работы, подобные Творчество М.И. Глинки

Контрольная работа

по "Истории русской музыки"

Творчество М.И. Глинки


Содержание

Введение

1. Значение оперного творчества

2. Симфоническое творчество

3. Характеристика вокального творчества

4. Просветительская деятельность М.И. Глинки

5. Значение творчества Глинки

6. Основные произведения Глинки

Список литературы

"Так как народная песня всегда была душой русской музыки, то для нас теперь неразрывно спаянная с ней напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинаково, как родное былое и вместе с тем настоящее… Поэтому Глинка, как и народное песенное творчество, - поистине живой родник всей русской музыки".

Б.В. Асафьев.

Введение

В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русской музыки, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского народа. Разнообразное по жанрам вокальное творчество Глинки - бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое. Охватывающее широкий круг человеческих переживаний, облачённое в гармонически стройную форму, оно созвучно лирическим стихотворениям Пушкина, и не случайно лучшие из романсов Глинки сочинены были именно на стихи великого русского поэта.

Творчество Глинки - свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки, Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили общенациональное и мировое значение русской музыкальной культуры. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древне - русского хорового искусства, по-новому в нём претворились достижения русской композиторской школы 18 - начала 19 вв. Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке.

"Во многих отношениях Глинка, - писал В. В. Стасов, - имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества - оба глубоко национальные, черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке".


1. Значение оперного творчества

В творчестве Глинки представлены почти все основные музыкальные жанры, и прежде всего опера. "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила" открыли классический период в русской опере и положили начало её основным направлениям: народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Новаторство М.И. Глинки пороявилось и в области музыкальной драматургии: впервые в русской музыке он нашёл метод целостного симфонического развития оперной формы, полностью отказавшись от разговорного диалога. Общими для обеих опер являются их героико-патриотическая направленность, широкий эпический склад, монументальность хоровых сцен.

2. Симфоническое творчество

Симфонические произведения Глинки определили дальнейшее развитие русской симфонической музыки. В "Камаринской" Глинка раскрыл специфические особенности национального музыкального мышления, синтезировал богатство народной музыки и высокого профессионального мастерства. Продолжение у русских композиторов-классиков получили традиции испанских увертюр (от них - путь к жанровому симфонизму кучкистов), Вальса-фантазии (его лирические образы родственны балетной музыке и симфоническим вальсам Чайковского) . А. Н. Серов записал его Заметки об инструментовке (впервые опубликованы в Музыкальном и театральном вестнике, 1856, No. 2, 6).

3. Характеристика вокального творчества

Михаил Иванович родился в 1804 году в селе Новоспасском в семье помещика. С раннего возраста полюбил народную песню. Глинка любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и на флейте. Исполнял народные пьесы и западные. Позже стал учиться на фортепиано. С 1812 года учился в благородном пансионе для детей дворян в Петербурге. Здесь формировалась личность Глинки. Он познакомился с Пушкиным и полюбил его творчество. Брал уроки по фортепиано у Джона Фильда, потом у его ученика Майера. Посещал концерты, оперу. Знал Глюка, Моцарта, Россини. Летом Глинка работал с оркестром дяди.

В двадцать лет Глинка сочинил романс "Моя арфа". Автор считал его "неудачной попыткой" и прозвал его "допотопным", так как написал его до 7 ноября 1824 года, дня страшного наводнения в Петербурге.

Свой первый "удачный" романс Глинка написал только зимой следующего, 1825 года. Действительно, романс "Не искушай" - одно из лучших, проникновенных по музыке сочинений. В том же году, трудясь "с большим напряжением", он написал первый струнный квартет (дошедший до нашего времени не полностью) и работал над сонатой для альта и фортепиано, не завершив её. Впрочем, он полагал, что в этих сочинениях "мало толку".

"Романтическим устройством" натуры Глинки объясняется его тогдашнее стремление мечтать в сумерках за фортепиано и пристрастие к элегическим стихам Жуковского, трогавшим композитора до слёз. Отзвуком такого состояния его духа родились тогда печальные романсы на слова этого поэта "Светит месяц на кладбище" и "Бедный певец".

Весной 1828 года А. С. Грибоедов сообщил Глинке мелодию одной грузинской народной песни, на основе которой композитор написал один из лучших своих романсов "Не пой, красавица, при мне" на стихи А.С. Пушкина. В следующем году стараниями Глинки и Н. И. Павлищева, зятя А. С. Пушкина, "явился в свет" "Лирический альбом на 1829 год". В нем среди замечательных пьес друзей Глинки появилось два романса молодого композитора и в числе их "Память сердца" - одно из привлекательнейших по теплой искренности мелодики его сочинение тех лет.

Три года (1830 - 1833 гг.), проведенные Глинкой в Италии, стали временем окончательного созревания его таланта, годами вдумчивого труда. Здесь новыми чертами обогатилось его мелодическое дарование. Глубокую красоту итальянской лунной ночи Глинка гениально передал в своей баркароле - романсе "Венецианская ночь", исполненном трепетного чувства радости жизни. Кроме "Венецианской ночи" на стихи И. И. Козлова Глинка написал тогда еще два романса на стихи В. А. Жуковского и Феличе Романи.

В свое пребывание в Москве (1834 год) Глинка слушал сочинения местных композиторов и сам написал романс "Не называй ее небесной" на слова московского литератора Н. Ф. Павлова. Но самой важной была в то время мысль о написании русской оперы "Иван Сусанин".

В пору расцвета (1837 год) для своей "милой ученицы" Каролины Колковской в театральной школе Глинка сочинил полный любовного томления и проникновенной печали романс "Сомнение".

Глинка иногда и сам пел свои романсы. Его высокий голос не обладал красивым тембром, но как вспоминал А. Н. Серов, "могуче-гениальный, как творец музыки, он был столь же гениален и в исполнении вокальном", поэзию которого Серов назвал "непередаваемой"!

28 марта 1839 г. Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью Анны Петровны Керн, чье имя освящено чувством к ней А. С. Пушкина. Волновавшие композитора чувства он выразил в двух посвященных Е. Керн сочинениях. Первым из них был пленительно изящный, овеянный элегической поэзией нежной влюбленности "Вальс - фантазия" (второе название - "Павловский вальс"). Иным настроением исполнен сочиненный в 1840 году романс "Я помню чудное мгновенье", проникнутый волнением светлой восторженности, лишь ненадолго уступающей место печальным раздумьям. Написанное на стихотворение А. С. Пушкина, вдохновленное образом матери Екатерины Керн Анны Петровны, это произведение Глинки есть совершенное слияние высокой поэзии текста с музыкальным его выражением.

Работа над оперой "Руслан и Людмила" чередовалась у композитора с осуществлением и других его музыкальных намерений. К тому же творчески необычайно плодотворному 1840 году относится и сочинение "гармонической галереи романсов" - цикла "Прощание с Петербургом" (на стихи Нестора Кукольника). В него вошли такие "исполненные жизни, правды и увлечения" (по отзыву "Художественной газеты" от 1 сентября того же года) или лирические пьесы, как "Рыцарский романс", "Баркарола", "Жаворонок", "О дева чудная моя". Входила в цикл и своего рода прощальная "Попутная песня".

С 1844 по 1847 - "годы странствий": Франция, Испания. Зимой 1847 - 1848 года в Смоленске Глинка пишет несколько фортепианных пьес и два романса. Первый из них, "Милочка", - светлое воспоминание об Испании (для него композитор взял мелодию хоты, услышанную им в Вальядолиде). Второй, "Ты скоро меня позабудешь" на слова молодой поэтессы Юлии Жадовской, - печальное обращение к любимому существу, полное глубокой любви и покорности перед неизбежным концом, стал новым шагом в развитии вокально-декламационного стиля Глинки.

Уединенная, творчески сосредоточенная жизнь композитора прекратилась в конце января 1848 года. "Суматошная жизнь" Петербурга после тихого Смоленска скоро привела Глинку в отчаяние, и он в ожидании заграничного паспорта спешно уехал в Варшаву. В польской столице, в пору творческого подъема лета и осени 1848 года, Глинка сочинил замечательные романсы: "Слышу ли голос твой", (на слова М. Ю. Лермонтова), "Заздравный кубок" (на стихи А. С. Пушкина), шутливо посвященный им "Вдове Клико". Иначе говоря, шампанскому вину, и лучший из них - "Песнь Маргариты" (на слова И. В. Гете); по образной глубине и силе трагической выразительности эта песня-романс примыкает уже к вокальной лирике последнего периода глинкинского творчества.

В ноябре 1844 года Глинка возвратился в Петербург, а весной вновь вернулся в Варшаву. Но этот двухлетний период не был столь плодотворным, хотя было написано несколько новых романсов: осенью 1849 года Глинка посвятил Эмилии Ом романс "Rozmowa" ("Беседа") на слова польского поэта А. Мицкевича, затем последовало сочинение романсов "Адель" и "Мери" на стихи А. С. Пушкина, а также и другие произведения.

В начале 1856 года Глинка сочинил свой последний романс "Не говори, что сердцу больно" на стихи своего давнего московского знакомого Н. Ф. Павлова (тот "на коленях" вымолил у него музыку на свои слова). "В них обруган свет, значит, и публика, что мне по нутру", - заметил Глинка в одном из писем к Нестору Кукольнику. Его раздражение было вполне понятно: отношение официальных кругов к музыке Глинки оставалось по-прежнему неприязненным. Много неприятностей доставляло и развязное обращение с текстом романсов Глинки при их публикации издателем-дельцом Стелловским. Но самым огорчительным для композитора были идейно враждебные ему и общему направлению зарождавшейся русской национальной школы самодовольно малограмотные рассуждения критиков о его сочинениях. Здоровье Глинки ослабело и в феврале 1857 года великий композитор умер.

4. Просветительская деятельность М.И. Глинки

В 50-х гг. вокруг Глинки объединилась группа единомышленников, пропагандистов его искусства, в числе которых А. Н. Серов, В. В. Стасов, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев. В эти годы возникли замыслы симфонии "Тарас Бульба", оперы "Двумужница" (не осуществлены). Задумав создать оригинальную систему русского контрапункта. Глинка живя в 1856 в Берлине, углублённо изучал полифонию старых мастеров и одновременно мелодии знаменного распева, в которых он видел основу русской полифонии. Эти идеи Глинки были впоследствии развиты русскими композиторами С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым и другими.


5. Значение творчества Глинки

"Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества, ... оба создали новый русский язык один в поэзии, другой в музыке", так писал известный критик.

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.

6. Основные произведения Глинки

Оперы:

"Иван Сусанин" (1836)

"Руслан и Людмила" (1837-1842)

Симфонические пьесы:

Музыка к трагедии Кукольника "Князь Холмский" (1842)

Испанская увертюра №1 "Арагонская хота" (1845)

"Камаринская" (1848)

Испанская увертюра №2 "Ночь в Мадриде" (1851)

"Вальс-фантазия" (1839, 1856)

Романсы и песни:

"Венецианская ночь" (1832), "Я здесь, Инезилья" (1834), "Ночной смотр" (1836), "Сомнение" (1838), "Ночной зефир" (1838), "В крови горит огонь желанья" (1839), свадебная песня "Дивный терем стоит" (1839), "Попутная песня" (1840), "Признание" (1840), "Слышу ли голос твой" (1848), "Заздравный кубок" (1848), "Песнь Маргариты" из трагедии Гете "Фауст" (1848), "Мери" (1849), "Адель" (1849), "Финский залив" (1850), "Молитва" ("В минуту жизни трудную") (1855), "Не говори, что сердцу больно" (1856).


Список литературы