Рит­мы моз­га и соз­на­ние

 

Спо­ры по по­во­ду свя­зи моз­га, ума, соз­на­ния и те­ла не ути­ха­ют со вре­мен ран­них гре­че­ских фи­ло­со­фов. Со­вре­мен­ные ней­ро­фи­зио­ло­ги за­пер­ли соз­на­ние в моз­ге и счи­та­ют его ре­зуль­та­том элек­тро­хи­ми­че­ской ак­тив­но­сти ней­ро­нов. Су­ще­ст­ву­ют, од­на­ко, сви­де­тель­ст­ва про­ти­во­по­лож­но­го по­ряд­ка, при­чем ко­ли­че­ст­во их все воз­рас­та­ет. Дей­ст­ви­тель­но, ни­ка­кие ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния убе­ди­тель­но не по­ка­за­ли, что выс­шие фор­мы соз­на­ния (ин­туи­ция, оза­ре­ние, твор­че­ст­во, во­об­ра­же­ние, мыш­ле­ние, по­ни­ма­ние, су­ж­де­ние, умо­зак­лю­че­ние, на­ме­ре­ние, ре­ше­ние, зна­ние, во­ля, дух и ду­ша) рас­по­ло­же­ны в тка­нях моз­га (Hunt, 1995). Раз­ре­ше­ние про­ти­во­ре­чий, свя­зан­ных с выс­ши­ми фор­ма­ми соз­на­ния и са­мо­осоз­на­ни­ем, а так­же с взаи­мо­дей­ст­ви­ем ума-те­ла во­об­ще, воз­мож­но, тре­бу­ет эпи­сте­мио­ло­ги­че­ско­го сдви­га, что­бы вклю­чить вне-ра­цио­наль­ные спо­со­бы по­зна­ния (de Quincey, 1994), по­то­му что не мо­жет быть про­из­ве­де­но на ос­но­ве толь­ко ней­ро­хи­ми­че­ских ис­сле­до­ва­ний моз­га. Мы сей­час пе­ре­жи­ва­ем ре­во­лю­ци­он­ный пе­ри­од в ис­сле­до­ва­нии соз­на­ния (Owens, 1995). Пен­филд, вы­даю­щий­ся со­вре­мен­ный ней­ро­фи­зио­лог, от­крыл, что ум че­ло­ве­ка про­дол­жа­ет ра­бо­тать да­же при ане­сте­зии, не­смот­ря на пол­но­стью по­дав­лен­ную ак­тив­ность моз­га. Элек­три­че­ские вол­ны в моз­ге при этом прак­ти­че­ски не фик­си­ру­ют­ся, хо­тя ум ос­та­ет­ся поч­ти столь же ак­тив­ным, что и в бодр­ст­вую­щем со­стоя­нии. Един­ст­вен­ная раз­ни­ца со­сто­ит в со­дер­жи­мом ума. Вслед за Пен­фил­дом дру­гие ис­сле­до­ва­те­ли (Hunt, 1995) под­твер­ди­ли на­ли­чие соз­на­ния в ко­ма­тоз­ном со­стоя­нии, и все боль­ше по­яв­ля­ет­ся дан­ных о воз­мож­ной дея­тель­но­сти соз­на­ния в ус­ло­ви­ях ре­ду­ци­ро­ван­ной кор­ти­каль­ной ак­тив­но­сти (Fischer, 1971; West 1980; Delmonte, 1984; Goleman 1988; Jevning, Wallace, & Beidenbach, 1992; Wallace, 1986; Mavromatis, 1991). Эти со­стоя­ния опи­сы­ва­ют­ся как тран­со­вые, ме­ди­та­тив­ные, из­ме­нен­ные, гип­но­ти­че­ские, гип­на­го­ги­че­ские и су­ме­реч­ные (Budzynski, 1986). Обоб­щая, мож­но ска­зать, что са­мые раз­лич­ные фор­мы из­ме­нен­ных со­стоя­ний име­ют в сво­ей ос­но­ве под­дер­жа­ние ак­тив­но­сти соз­на­ния при со­кра­ще­нии фи­зио­ло­ги­че­ской ак­тив­но­сти, от­ме­чен­ной па­ра­сим­па­ти­че­ской до­ми­нан­той (Mavromatis, 1991). Не­дав­ние ис­сле­до­ва­ния фи­зио­ло­гии вы­со­ко гип­на­бель­ных ис­пы­туе­мых и мас­те­ров ме­ди­та­ции по­ка­за­ли, что во вся­ком слу­чае от­дель­ные лю­ди, дей­ст­ви­тель­но мо­гут под­дер­жи­вать дея­тель­ность соз­на­ния при по­дав­лен­ной кор­ти­каль­ной ак­тив­но­сти, ли­бо в ви­де ес­те­ст­вен­ной спо­соб­но­сти, ли­бо в ви­де вы­ра­бо­тан­но­го на­вы­ка (Sabourin, Cutcomb, Crawford, & Pribram, 1993). Все боль­шее чис­ло уче­ных вы­ра­жа­ют со­мне­ние по по­во­ду ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ской мо­де­ли взаи­мо­дей­ст­вия те­ла и соз­на­ния, по­сколь­ку она не мо­жет от­ве­тить на слиш­ком боль­шое чис­ло во­про­сов о на­ших обыч­ных пе­ре­жи­ва­ни­ях, не го­во­ря уже о мис­ти­че­ских или ду­хов­ных. Од­них толь­ко на­уч­ных дан­ных, под­твер­ждаю­щих фе­но­мен даль­но­ви­де­ния, уже дос­та­точ­но, что­бы по­ка­зать, что соз­на­ние и ум — от­нюдь не ло­каль­ные яв­ле­ния (McMoneagle, 1993).

Но ес­ли ум и соз­на­ние не то­ж­де­ст­вен­ны моз­гу, по­че­му нау­ка свя­зы­ва­ет их с вол­на­ми в моз­ге? И по­че­му HEMISYNC ис­поль­зу­ет би­нау­раль­ные рит­мы для влия­ния на час­то­ты этих волн? Пер­вый во­прос мож­но све­сти к ме­то­ди­ке из­ме­ре­ния — нет объ­ек­тив­ных ин­ст­ру­мен­таль­ных спо­со­бов из­ме­рить ум или соз­на­ние. По-ви­ди­мо­му, это фе­но­ме­ны, об­ла­даю­щие свой­ст­ва­ми по­ля, ко­то­рое взаи­мо­дей­ст­ву­ет с те­лом и нерв­ны­ми струк­ту­ра­ми моз­га (Hunt, 1995). Со­вре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние не по­зво­ля­ет из­ме­рить это по­ле не­по­сред­ст­вен­но. С дру­гой сто­ро­ны, элек­три­че­ские по­тен­циа­лы волн в моз­ге лег­ко ко­ли­че­ст­вен­но из­ме­рить. Про­бле­ма здесь за­клю­ча­ет­ся в пе­ре­уп­ро­ще­нии на­блю­де­ния. Из­ме­рен­ные в моз­ге кар­ти­ны ЭЭГ яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том элек­три­че­ской ак­тив­но­сти ней­ро­нов моз­га. Но эта ак­тив­ность не есть соз­на­ние и ум. То есть ЭЭГ — все­го лишь не­пря­мой спо­соб дос­ту­па к взаи­мо­дей­ст­вию ума-соз­на­ния с ней­рон­ны­ми струк­ту­ра­ми моз­га. При всей сво­ей гру­бо­сти, ЭЭГ бы­ла на­деж­ным спо­со­бом оцен­ки со­стоя­ния соз­на­ния на ос­но­ве про­пор­ций оп­ре­де­лен­ных ЭЭГ-час­тот. Дру­ги­ми сло­ва­ми, оп­ре­де­лен­ные кар­ти­ны ЭЭГ ис­то­ри­че­ски свя­за­ны c оп­ре­де­лен­ны­ми со­стоя­ния­ми соз­на­ния. Сто­ит иметь вви­ду, ес­ли по­смот­реть со­вре­мен­ную ли­те­ра­ту­ру по ЭЭГ, что ес­ли воз­ни­ка­ет оп­ре­де­лен­ная кар­ти­на на ЭЭГ, то она увя­зы­ва­ет­ся с оп­ре­де­лен­ным со­стоя­ни­ем соз­на­ния.

Вто­рой во­прос, под­ня­тый в пре­ды­ду­щем аб­за­це, тре­бу­ет бо­лее слож­но­го объ­яс­не­ния. Про­цесс HEMISYNC вклю­ча­ет та­кое мощ­ное сред­ст­во как воз­дей­ст­вие би­нау­раль­ных рит­мов по­то­му, что из­ме­не­ние элек­тро­хи­ми­че­ской сре­ды моз­га по­зво­ля­ет из­ме­нить­ся уму-соз­на­нию. Ко­гда од­но­вре­мен­но с под­дер­жа­ни­ем осоз­нан­но­сти мозг за­хва­чен низ­ки­ми час­то­та­ми, воз­ни­ка­ет уни­каль­ное со­стоя­ние. Прак­ти­кую­щие HEMISYNC на­зы­ва­ют это гип­на­го­ги­че­ское со­стоя­ние "ум бодр­ст­ву­ет/те­ло спит". На­ли­чие не­мно­го бо­лее вы­со­ких час­тот в моз­ге мо­жет при­вес­ти к со­стоя­ни­ям сверх-вну­шае­мо­сти. Со­стоя­ния с еще бо­лее вы­со­ки­ми час­то­та­ми ЭЭГ свя­за­ны с бодр­ст­во­ва­ни­ем и фо­ку­си­ро­ван­ной ум­ст­вен­ной ак­тив­но­стью, не­об­хо­ди­мой для оп­ти­маль­но­го вы­пол­не­ния мно­гих за­дач. Вос­при­ни­мае­мая ре­аль­ность за­ви­сит от со­стоя­ния соз­на­ния вос­при­ни­маю­ще­го (Tart, 1975). Не­ко­то­рые со­стоя­ния су­жа­ют это вос­при­ятие, в то вре­мя как дру­гие, на­обо­рот, рас­ши­ря­ют. В боль­шин­ст­ве сво­ем со­стоя­ния соз­на­ния из­ме­ня­ют­ся в от­вет на воз­дей­ст­вие по­сто­ян­но ме­няю­щей­ся внут­рен­ней и внеш­ней сре­ды. На­при­мер, со­стоя­ние соз­на­ния мо­гут из­ме­нить пси­хо­троп­ные ве­ще­ст­ва и цир­кад­ные и ульт­ра­ди­ан­ные рит­мы (Rossi, 1986; Shannahoff-Khalsa, 1991; Webb & Dube, 1981). Осо­бым со­стоя­ни­ям соз­на­ния мож­но так­же нау­чить­ся как раз­но­вид­но­сти адап­тив­но­го по­ве­де­ния (Green and Green, 1986). Про­цесс HEMISYNC обес­пе­чи­ва­ет дос­туп к ши­ро­ко­му на­бо­ру пе­ре­жи­ва­ний из­ме­нен­ных со­стоя­ний.