Средства музыкальной выразительности

Мелодия одноголосно изложенная музыкальная мысль, ряд звуков разной высоты, организованный ритмически.

Лад – звуковысотная система, где каждая ступень – на своём уровне. Лад определяет окраску мелодии. Самые известные лады – мажор и минор. Контрастное сопоставление этих ладов можно услышать в пьесе для фортепиано Л. Бетховена «Весёлая. Грустная».

Ритм — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности

Темп – скорость движения музыки:

медленно

спокойно

оживлённо

быстро

живо

Тембр окраска звучания инструментов или голоса

Регистр высота

Динамика громкость (форте, пиано)

Интонация (от латинского «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле: воплощение

 

 

художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.

Форма - план музыкального произведения.

1 часть

2 части

3 части

Вариации( А.,А1, А2, А3…)

Рондо(АВАСАDА…)

Сонатная форма.

Вариации - (изменение) – это музыкальная форма, основанная на теме и её вариациях

Рондо – Французская хороводная песня – танец. Рефрен один, запевы меняются.

Соната - музыкальное произведение для одного – двух инструментов. Например: соната для скрипки с фортепиано. Строение I части сонаты, симфонии, увертюры, квартета. Вступление. Экспозиция( из двух музыкальных тем).Разработка (строится на мотивах экспозиции).Реприза (повторение тем экспозиции с изменениями).Кода (эпилог, послесловие).Первый раздел сонатной формы – Экспозиция. Экспозиция – это показ тем. Как правило, две основные темы. Часто они контрастны между собой, что и определяет дальнейшее развитие произведения. Экспозиция состоит из 4 тем: главная, связующая, побочная и заключительная. Смысловая нагрузка ложится именно на главную и побочную партии.

Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра. Состоит из четырёх частей: Быстрая, Медленная, Весёлая, Торжественная.

Жанры: (от франц. – вид).Каждому жанру присущи характерные средства музыкальной выразительности.

Танец

Марш

Песня – это форма вокальной музыки. В песне: слова и мелодия.

Вокализ – пение без слов

Романс - жанр вокальной музыки; ...Музыкально - поэтическое произведение для голоса с сопровождением гитары.

Баллада - Песня повествовательного характера с драматическим и лирическим содержанием.

Пьеса – музыкальное произведение небольшого размера:

музыкальные моменты и экспромты, ноктюрны и баллады, транскрипции для фортепиано оркестровых сочинений и песни без слов, фантазии, рапсодии, сюиты, концертино. Особый жанр фортепианной музыки - концерт с оркестром, где виртуозные особенности фортепиано выступают с особой.

Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке.

 

Опера (от итал. букв. – труд, сочинение)– жанр вокального музыкально-драматического искусства, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Примеры: М. Глинка «Иван Сусанин», Ж. Бизе «Кармен», М. Мусоргский «Борис Годунов».

( Увертюра, ария, каватина, речитатив, либретто- яркая, образная мелодическая тема.

Лейтмотив изменяется по мере развития образа).

Балет - Вид синтетического музыкально-театрального искусства, сочетающего драматургию, музыку, хореографию и изобразительное искусство,вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Оратория (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Кантата многочастное вокально-симфоническое произведение торжественного или повествовательно-эпического характера (термин “кантата” происходит от итальянского cantare — петь)

Квартет – ансамбль из четырёх человек

Квинтет – ансамбль из пяти человек

Музыкальный образ – это мысли и чувства композитора, выраженные в звуках. Они бывают лирическими, драматическими, эпическими и т.д.

Воображаемые картины окружающего и внутреннего мира человека, созданные средствами музыкальной выразительности.

(«Утро», «В пещере горного короля»Э. Григ.

«Грустный вальс» Я. Сибелиус.)

1. Музыкальная драматургия – это процесс развития музыкального произведения. Музыкальная мысль, развиваясь посредством изменения средств музыкальной выразительности, и образует динамику музыкального звучания, называемую музыкальной драматургией. Драматургия – это воплощение идеи, замысла композитора в музыкальном произведении через развитие одного или нескольких музыкальных образов. Различают два типа драматургии: конфликтная драматургия и драматургия сопоставлений. (например, Бетховен увертюра «Эгмонт» и Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила») Одними из наиболее распространённых способов развития музыки являются: повторение, варьирование, секвенция, имитация.

Музыкальный сценарий, определяющий взаимоотношения образов в произведении.

Бас - самый низкий мужской голос. Баритон - средний мужской голос. Дискант - высокий голос мальчика. Сопрано – высокий женский голос. Колоратурное, Лирическое, Драматическое

Программная музыка – это музыка, которая имеет конкретное содержание. Такие произведения имеют определённый заголовок или литературное предисловие (эпиграф), созданное или избранное самим композитором. Пример: Бетховен увертюра к драме Гете «Эгмонт».Вступление. Испанцы. Народ.Экспозиция. Эгмонт. Клерхен.Разработка. Испанцы.Клерхен.Реприза. Клерхен. Смерть Эгмонта.

Кода. Победа восставшего народа.