ПАНДИТ ВИШНУ НАРАЙАН БХАТКХАНДЕ.

Эти двое начали возрождение музыки в Индии. Они путешествовали по всей стране, посетив каждый уголок. Крупицы музыкального нектара, которые они трудолюбиво собрали, были оформлены в виде книги. Эта коллекция сокровищ позволила музыке стать тем, чем она является сегодня. Хотя некоторое время музыка практиковалась людьми, уровень жизни которых был очень низким. Но грязь была снаружи, а внутри их умы хранили чистоту и преданность Божественной музыке. И несправедливо было смотреть в обществе на них сверху вниз.

 

Некоторые Британцы также интересовались Индийской Музыкой. Ученые Сэр Вильям Джонс, Капитан Дэй, Капитан Виллард написали книги по музыке. Их попытки произвели впечатление на Индийских интеллектуалов.

 

В то же время возникла совершено новая форма в музыке – РАВИНДРА САНГИТ. Ее создатель Вишва Кави, нобелевский лауреат Рабиндранатх Тагор.

 

Пандит Вишну Нарайан Бхаткханде и Пандит Вишну Дигамбар Палускар – эти двое ответственны за еще одно направление в музыке. Когда музыка покинула двор, на какое-то время она стала сиротой. Не было никого, кто бы присматривал и заботился о ней. В результате этого процесса музыка опустилась до самого низа. Те, кто практиковал музыку, относились к самым низшим слоям общества. Их искусство было богатым, но их социальный статус был очень бедным. Такое положение дел было полностью изменено этими двумя великими личностями. Их высокий социальный статус был уже установлен. Уже не было сомнений в величии музыки. Когда эти две великие вещи соединились вместе, музыка заняла подобающее благородное место, которое она потеряла. Это как изменения в море: прилив – отлив.

 

В 1896 г., ровно 100 лет назад, Пандит Палускар начал свое музыкальное путешествие пилигрима с единственной целью донести музыку до людей, заполнив разрыв между классической и народной музыкой в нашей стране. Его мудрый характер и святая музыка изменили отношение народа к музыке. Ее начали уважать, а не просто наслаждаться ею. Пандитджи достиг этого двумя путями. Он организовал музыкальные встречи. Их посещали по одной простой причине, – это были приятные мелодичные концерты. Это был великий и практичный метод. Он создал повсюду специальные музыкальные институты. Гандхарва Махавидьялайя в Лахоре был первым (5 мая 1901 г.), потом в Бомбее, а затем по всей стране были созданы филиалы. Музыкальный Колледж Марис в Лакноу, известный сейчас как «Бхаткханде Сангит Видьяпитх», Мадхав Сангит Видьялайя в Гвалиоре и музыкальный колледж в Бароде – вот некоторые из них. Его дальнейший вклад был в форме научных книг: «Сангит Бальбодх», «Свальпалап Гайян», «Сангит Татвадаршак», «Рага Правеш», «Бхаджанамрут Лахари» и др. Он создал свою собственную нотную систему. Его сын Пандит Д. В. Палускар также был величайшим музыкантом исполнителем своего времени.

 

Вторым пилигримом в музыке был Пандит Бхаткханде. Он был пилигримом исследователем. Это была очень напряженная работа. В этом долгом путешествии он слушал сотни и тысячи певцов, их индивидуальные представления. Собирал Кхайалы и Бандиши. Эту гигантскую работу он успешно выполнил. Это стало делом всей его жизни. Первым плодом было 7 огромных изданий по музыке с его собственной нотной системой Бхаткханде. Это самое ценное сокровище в музыке. Он выпустил музыкальный учебник из 6-ти частей, полных знаний и информации по музыке, заглавие которого - «Хиндустани Сангит Паддхати Крамик Пустак Маалика». Он содержал тысячи бхаджанов и бандишей с нотной системой Бхаткханде. Он также написал четыре книги по теории музыки, которые имели большую образовательную ценность для студентов музыкальных учебных заведений. Он написал две книги на Санскрите: «Лакша Сангит» и «Абхинав Рада Манджири». Он также организовал музыкальные семинары, и из них родилась идея Всеиндийской Музыкальной Академии. Он читал лекции на этих собраниях. Книга на английском: «Краткое историческое обозрение музыки верхней Индии» – собрание таких лекций. Благодаря этим попыткам была установлена «Сангит Видьялайя».

Все современные музыканты находятся в неоплатном долгу перед этими двумя Сангит Риши за их благородный и колоссальный миссионерский труд в музыке.

 

После получения Индией независимости музыка стала очень быстро распространяться во всех направлениях. Музыка стала дышать воздухом свободы. Она нашла место и в образовательных учебных программах, и студенты начали получать степени по музыке. Музыка нашла уважительное место на радио и телевидении. Кинофильмы также нашли музыку очень ценной и полезной. Каждый ощутил присутствие музыки везде и всюду. Сегодня она стала неотъемлемой частью повседневной жизни.