СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПОЗИЦИЮ

ГАМАКА – это способы обыгрывания, орнаментации нот. С древности известны 15 их типов:

Кампита – Shake - дрожь, трель, встряска,

Аахат – Strake - удар,

Tрибхинна - Threefold– сложенный из трех, разделённый,

Плавита – Flowing - течение, плавание,

Курула – Spiral - спираль,

Тирип – Flurry - волнение, шквал,

Мудрита – Imprit - впечатление, отпечаток,

Намита –Obeisance – поклон, уважение, почтение,

Андолита – Swing - качание, колебание, размах,

Валит - Vipple ,

Гумпхита – Threaded - нанизанный,

Мишрит – Mixed - смешанный,

Спхурита – Pulsating - пульсирующий, вибрирующий,

Лин–Absorbing - захватывающий, увлекательный,

Уллазит – Happy - счастливый, удачный, блестящий, взволнованный.

 

Многие из этих Гамакас до сих пор используются в Карнатак Музыке. Сейчас Гамака называют ноты в Северной Индийской Музыке исполняемые (вибрируемые) с силой, что является важным в технике стиля Дхрупад. Даже в Бадаа Кхайял очень часто используются Гамака. Очень многие из древних вариаций Гамака используется в Северной Индийской Музыке под своими или под другими именами.

 

КАН или СПАРШ СВАРЫ – украшающие звуки, делающие звучание главной ноты слаще. Они пишутся справа от основной и меньше. Н-р: Gp Gp, где G – главная нота.

 

МУРКИ – короткий Таан – 3-и или 4-ре ноты, пропетых очень быстро.

 

КХАТАКА – две или более нот пропетых или исполненных резко (с акцентом). Н-р: SRNS – эти четыре ноты пропеваются настолько быстро, что воспринимаются как одна «S».

 

МИНД – («подъезд») это техника продления звука от одной ноты до другой. Она поддерживает постоянство звука, принося однородный поток, мягкость и протяжность пения или игры на инструменте.

 

СТХАИ – это первая часть композиции, в которой используется нижняя и средняя октавы.

АНТАРА – это вторая часть композиции. Она развивается в средней и верхней октавах.

 

МУКХАДА – это первая линия композиции, которая повторяется через каждый Таан, Аалап или Бол-Таан, когда композиция исполняется в сопровождении Таблы.

 

ААЛАП – очень выразительная форма, когда в медленном темпе постепенно раскрывается Рага, усиливаемая Вади, Самвади и др. отличительными чертами. Слово «ААЛАП» – означает диалог между музыкантом и Рагой, в который втягивает всю аудиторию. Аалап так же отражает глубину творчества, тренированность и темперамент исполнителя. В Аалапе музыкант импровизирует в медленном темпе, обыгрывая каждую ноту, начиная с нижней октавы, используя технику Минд, Кан-Свар и др. Аалап, который поется вначале, исполняется без ритмического аккомпанемента. Когда подключается табла или любой другой инструмент, Аалап исполняется немного быстрее и ритмичнее, и вместо нот могут использоваться даже слова. Аалап может пропеваться в Аакар – т.е. без использования каких-либо слогов, только используя звук гласной (а-а…). Некоторые певцы используют слоги: ТЕРИ, НОМ, ТОМ И, и тому подобные.

 

ТААН – импровизирование в быстром темпе, с использованием нескольких нот. Таан – это технически сложный прием, который показывает уровень и виртуозность, опытность и сноровку в создании сложных музыкальных узоров совместно с вариациями ритма. Таан тоже может исполняться в Аакаре. Скорость очень важный фактор для пропевания Таан.

Ниже даны некоторые из важнейших типов Таанов или мелодических фигур.

ШУДДХ (чистый) или САПАТ - ТААН, в котором ноты размещены по порядку

в одной или более октавах. Н-р: NSRGMP MGRSNDPMGRS.

КУТ ТААН – нота не остаются в одном порядке, это прямая противоположность Сапат Таану.

Н-р: GRG PD NDP S DPGRS.

МИШРА ТААН – это комбинация двух вышеназванных.

ГАМАК ТААН – это использование Гамак в Таан - это техника, которая добавляет силу нотам, и каждая нота повторяется по меньшей мере дважды. Н-р: SSSS RRRR SRDS.

БОЛ-ТААН – это Таан со словами. Это трудный тип Таан, так как при исполнении должны учитываться: правильность проговаривания слов, лирическая красота поэзии, значение песни.