НОТНАЯ СИСТЕМА

Нотная система в Индийской музыке была впервые создана известным музыкантом – профессором Моула Букш из Бороды. До этого времени не существовало никакого письменного упоминания о музыке в Северной Индии. Проф. Моула Букш был сведущ в обеих системах: и в Карнатак и Северной Индийской Музыке. Необходимость создания нотной системы в музыке стал более остро, когда создал музыкальную академию «Гайяншала» в Бороде. В его нотной системе чувствуется влияние Карнатак и Западной Музыки. Сегодня лишь немногоие знают, что кроме двух нотных систем в Северной Индийской Музыке существует третья. Причина заключается в том, что спустя несколько лет после смерти проф. Моула Букш, его ученики эмигрировали на Запад. Его знаменитый внук – Суфий Святой Музыкант Хазарат Кхан использовал эту нотную систему в книге своих композиций, которая вышла в свет в 1903 году.

Так как нотная система Пандит Моула Букша была потеряна, чувствовалась необходимость записи традиционной музыки и сохранения лучших творений для будущего. Два великих Старейшины музыкального мира – Пндит Вишну Нарайан Бхаткханде и Пандит Вишну Дигамбар Полускар - выдвинулись, чтобы придать этой идее конкретную форму. Они изобрели и распространили свою собственную нотную систему. Перед получением Индией независимости популярность музыки была на самом низком уровне. Началось вырождение качества музыки. Женщины из богатых семей не хотели избирать своей профессией музыку. Но эти двое, как пионера, вопреки всем неблагоприятным условиям, решили придать Музыке настоящий статус. Это был период ренесанса для Индийской музыки.

Пандит Вишну Дигамбар открыл свою первую школу : «Гандхарва Махавидьялайа» в Лахоре. Теперь – это сеть институтов в Индии. Пандит Вишну Дигамбар должен был много трудиться, чтобы побуждать мужчин и женщин поступать в Институт.

Пандит Бхаткханде много путешествовал по различным штатам Индии, чтобы собрать у великих музыкантов их творческие и традиционные музыкальные композиции. Позднее он объединил их в довольно объемный многотомный труд, записанный с помощью своей нотной системы. Это было непросто, т.к. большинство музыкантов не желали делиться своими лучшими творениями с другими. Благодаря этим стараниям музыкальные сокровища смогли быть сохранены для будущих поколений.

Этих двух великих людей будут всегда с благоговением почитать за их бескорыстный труд в области музыки.

Нотная система Пандит Бхаткханде из-за легкости изучения используется более широко. Она использована и в данной книге.

 

Нотная система Пандит Бхаткханде:

1. Шуддха Свар или обычные ноты не имеют каких-либо символов: S R G M.

2. Комал Свар или пониженные обозначаются горизонтальной линией под нотой: RGDN.

3. Тивра Свар или повышенная (в Северной Индийской Музыке она только одна) – обозначается вертикальной чертой над нотой: М`.

4. Мандра Свар или нижняя октава – с точкой снизу: S R G M

* * * *

5. Мадхья Свар или средняя не имеет символов: S R G M .

 

6. Таар Свар или верхняя октава – с точкой наверху: S* R* G* M*

7. ---- --- такая линия употребляется для удлинения ноты. Длительность зависит от числа черточек после ноты. Н-р: М----, Р--. Две чёрточки после ноты означают, что нужно тянуть звук на два улара, если поёшь с таблой. Но в Аалапе это означает – две паузы после ноты.

8. SSS – Аваграх – это знак для пауз в словах. Н-р: Go SSS vin SSS da.

9. – поллуны (лигатура) для пропевания нескольких нот за один удар.

10. Gp - Кан Свар или грэйс нот – пишутся ниже ноты.

11. ^ - Минд – для продолжения звучания от одной ноты до другой. Н-р: P^G.

 

12. (S) – Кхатака - нота в скобках равна короткой фразе из 3-х – 4-х нот. Н-р: (S) – R S N. S. Эти ноты пропеваются так быстро, что сливаются и звучат как одна нота.

13. Символы, относящиеся к ритму.

Деление на такты обознача6ется вертикальной чертой. Пример такта в котором 4-ре удара:

1 2 3 4 | 5 6 7 8

S R G M | R G M P

X O

Первый удар, акцент обозначается крестиком – х. Кхали – или пустой удар – о.

Остальные удары обозначаются цифрами – 2, 3, 4…