СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 2-Х НАПРАВЛЕНИЙ

ИНДИЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ:

СЕВЕРНОЙ (ХИНДУСТАНИ) И ЮЖНОЙ (КАРНАТАК)

 

 

Методы Индийской Классической Музыки, которые распространены в Мадрасе, Мисоре и Андхра Прадеш – известны как Южная Классическая музыка или КАРНАТАК Классический Метод.

 

Популярная в остальной части Индии, за исключением вышеназванных мест, называется Северная Индийская Классическая Музыка или ХИНДУСТАНИ.

СХОДСТВА между ними:

1. 12 нот.

2. Раги составляются на основе Тхатов.

3. Аалап-Ганприсущ обоим.

4. В обоих этих методах пропеваются Бандиши.

5. Оба метода приняли принцип Джанья Джанак тхата Рага.

 

РАЗЛИЧИЯ:

1. Хотя нот 12, они отличаются индивидуальными именами:

Север Юг

S

Комал R Шуддха

Шуддха R Панч-Шрути R или Шуддха G

Комал G Шат-Шрути R или Садхаран G

Шуддха G Антар G

Шуддха M Шуддха М

Тивра M Прати M

P

Комал D Шуддха D

Шуддха D Пнач-Шрути D или Шуддха N

Комал N Шат-Шрути D или Каушик N

Шуддха N Какли N

 

2. В Северной Музыке – 10 Тхат:

1.Кальян 2.Билавал 3.Кхамадж 4.Бхайрав(а) 5.Пурви 6.Марва 7.Кафи 8.Асавари 9.Бхайрави 10.Тоди.

В Южной – 72:

1.Канканги 2.Ратнанги 3.Ганмурти 4.Ванаспати 5.Манватти 6.Танрупи 7.Сенавати 8.Хануматтоди 9.Гхенука 10.Натакприйя 11.Кокилприйя 12.Рупвати 13.Гайякрийя 14.Бакулабхаран 15.Майямалавгаул 16.Чакравал 17.Сурьякант 18.Хаткамбари 19.Джанкардхвани 20.Натбхайрави 21.Киравани 22.Кхаракараприйи 23.Гауриманохари 24.Варунприйя 25.Манаранджани 26.Чарукеши 27. Санги 28.Хариканбходжи 29.Дхирашанкарабхарана 30.Наганандини 31.Йогаприйя 32.Рагвардхини 33.Гангейбхушана 34.Багбхишвари 35.Шалини 36.Балнатх 37.Салаг 38.Джалаварнав 39.Джхалварали 40.Навнит 41.Павани 42.Рагхумприйя 43.Гаванбодхи 44.Бхаваприйя 45.Шубхапантуварали 46.Шадавидхамаргини 47.Суварнанги 48.Дивйомани 49.Дхаваламбари 50.Намнарайяни 51.Камвардхини 52.Рамприйя 53.Гаманашруйя 54.Вишвамбхари 55.Шьямланги 56.Шанмукхаприйя 57.Симхендрамадхьям 58.Хемавати 59.Дхармавати 60.Нитимани 61.Кантимани 62.Ришибхаприйя 63.Латанги 64.Вакхаспати 65.Мекхакальяни 66.Читрамбари 67.Сукхаритра 68.Джьоти-Сварупини 69.Дхатувардхини 70.Насика 71.Козал 72.Расикаприйя.

 

3. Песни на Севере поются на языках Браджа, Хинди, Урду, Панджаби. Марвади.

На Юге используются языки Каннада, Теллугу и Тамил.

4. Ритм и Таалы разные.

На Севере – 1.Тритал 2.Джаптал 3.Экатал 4.Чаутал 5.Зумара 6.Тилвада 7.Рупак 8.Дадра 9.Кехерва 10.Бхаджани Дхумали 11.Пунджаби 12.Дипчанди.

 

На Юге – 1.Дхруватал 2.Мхатал 3.Рупактал 4.Джанптал 5.Трипуттал 6.Атхотал 7.Экатал.

 

5. Стиль извлечения звука очень отличается

6. Раги различаются.

7. На Севере Шуддха Свар Саптак (октава «чистых» нот) называется Билавал Тхат,

на Юге – «Канаканги».

8. Различаются инструменты, которые чаще используются:

на Севере – Танпура, Табла, Гармоника, Саранги, Ситар, Скрипка, Сарод, Шехенай, Басари;

на Юге – Танпура, Мриданг, Гхатам, Готу инструмент, Вина, Нааг Сварам, Скрипка.