ГУРУ–ШИШЬЯ ПАРАМПАРА

(ТРАДИЦИЯ УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК)

 

 

Гуру-Шишья Парамара есть не что иное, как тип пирамидального сохранения важной вещи или великого искусства. Этот процесс непрекращающийся и вечный.

В древние времена, когда создавались Веды, величайшей необходимостью было сохранить их. Дело сохранения есть часть творения. По мере создания Веды уже были вовлечены в процесс сохранения, и это продолжалось очень длительное время. В определённый момент создание Вед остановилось, осталось только сохранять накопленное. Это случилось примерно 5 тыс. лет назад. «Святые Веды» дошли до нас только благодаря традиции Учитель-ученик.

 

Мы уже говорили, что музыка делает запоминание лёгким и приятным. Если мы скажем, что запоминание невозможно без музыки, мы будем недалеки от истины. Возможно, весь процесс сохранения возник благодаря запоминанию с помощью музыки. Это ещё раз подтверждает, что сохранение, запоминание и музыка находятся в неразрывной связи.

В процессе развития и сохранения совершенствовалась особого типа «Ведическая» музыка. И в этом процессе сохранения Вед Музыка также была сохранена, без специального намерения. Но факт остаётся фактом – Ведическая музыка была сохранена. В таком долгом процессе сохранения возникла определённая монотонность, потому что основным мотивом было сохранение, а не развлечение.

В некоторый момент времени талантливый музыкант почувствовал эту монотонность настолько, что изобрёл вариации, которые может быть были отклонением. После этого музыка получила независимое самостоятельное существование. Это были времена Гурукул системы познания и Ашрамного образования. Где на практике использовалась только одна традиция Учитель-ученик. Хотя шли годы, и общество переживало различные изменения, традиция Учитель-ученик сохранялась нетронутой. Даже сегодня происходит то же самое.

В отношении музыки – это искусство Гурумукхи. Это не что иное, как обучение через демонстрацию всего мастерства, техники и знаний, представленных полностью и с совершенством соответствующим Учителем. Во взаимоотношениях Учитель-ученик есть некая уникальность, никакое сравнение не в силах точно передать это. Мы можем назвать их отношениями отца и сына, или Бога и его преданного, и всё же это не будет полным. В этом есть некая святость, что-то религиозное, что-то священное, что-то божественное.

Рассматривая развитие музыки в течение времени, мы увидим множество фаз, одна из которых – королевское покровительство явилось очень важным. Мы думаем, что благодаря этому и создалась система Гхаран, которая в свою очередь дала толчок музыкальному разнообразию.