МУЗЫКА В ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД МАХАБХАРАТЫ.

Музыка в эпический период Махабхараты была иной во всех смыслах. Она вышла из Королевского Двора и достигла простого человека. В этой ситуации Господь Кришна был центральной фигурой. Его Мурли или Басури (флейта) имеет символическое значение. Музыкальные ноты из этих маленьких инструментов были способны достичь сердец не только мужчин, женщин и детей, но даже животных. Музыка становится народной, охватывает все стороны жизни в деревне. Деревенский народ использовал музыку и песни во время повседневных работ, больших и малых. Музыка помогала им выполнять любую работу, потому что она заставляла их забыть о тяжелом труде, пение стало привычкой и делало работу легкой и приятной. Эта форма музыки и ее прикладное значение совершенно новое качество. Простые люди знали, что таким же образом, как музыка поднимает человека и человеческий Дух, она может поднять все общество. Социальный подъем был почти всеобщим ожиданием. Общественное и личное облагораживание через музыку было само собой разумеющимся для простого народа. В те дни нашла проявление очень важная форма искусства Raas Lееla Nritya (танец). Такое продвижение в музыку может быть названо социализацией музыки. Большое количество народа вовлекалось в эту форму искусства. Музыка утратила свой индивидуалистический характер. Она стала общественной и хоровой. То, что сегодня мы везде видим, начиналось во времена Махабхараты, и здесь Господь Кришна занимает уникальное место. Все музыкальные события развивались вокруг него, он был в центре. В звуках флейты вершилась музыкальная магия, когда он играл на ней. Не зря он получил имя: Мурлидхар (“Держащий флейту”). Очарование музыки собирало животных, птиц, людей, заставляя забывать свои индивидуальные качества и становиться одной единственной жизнью.

 

От Господа Кришны мы идем к Арджуне, которого мы все знаем как великого воина. Этот Арджуна был также музыкантом. Фактически, он является наглядным примером того, чем является «Sangit», то есть вокал + инструментал + танец. Он мог петь, очень хорошо играл на вине и очень артистично танцевал. Эти выдающиеся качества музыкального мастерства помогли ему в дни трудных испытаний. Все Пандавы были вынуждены покинуть свое королевство и в течение четырнадцати долгих лет жить в лесу. Причем в конце четырнадцатого года они должны были вести секретную жизнь под маской, что известно как Адньятвас. В это трудное время Арджуна стал Бруханнадой (женщиной-танцовщицей), и в этом женском обличии обучал «Сангит» Уттару – дочь Короля Вираты. Это показывает, что музыка не только сильнее любого оружия, но и спасает жизнь. Также как Сангит спасла Арджуну в трудные дни его Адньятвы, Господь Кришна вынужден был стать музыкантом-философом, чтобы спеть Бхагават-Гиту Арджуне. Бхагават-Гита – первоначально является Гитой, т.е. песней. Музыка в ней - такая же важная и ценная часть, как и философские и духовные идеи.