Амфитеатр в Сиракузах — римское театральное здание.

Построен в начале I века до н. э. во время правления Октавиана Августа. Имеет круглую форму — в отличие от полукруглого греческого театра. У римского амфитеатра хорошо сохранились внутренние ходы, по которым на арену выходили гладиаторы и выпускались дикие звери. В амфитеатре четыре выхода в направлении четырёх сторон света. Это третья по величине римская арена на территории Италии после римского Колизея и амфитеатра в Вероне.

Игры и состязания проходили по случаям побед над карифтянами (Пунические воины) и ко всем религиозным обрядам – во славу Аполлона, Марса и пр.

Отрывок очевидца представлений:

Историку Полибию мы обязаны сведениями об одном неудавшемся проекте массовых зрелищ, — разработанном Луцием Аницием Галлом, в 167 г. до н. э. триумфально въехавшим в Рим после победы над иллирийцами. Желая, чтобы его триумф запомнился жителям Рима надолго, полководец привез с собой из Греции актеров и музыкантов. Однако программа оказалась плохо составлена и начались недоразумения, которые свели на нет все усилия незадачливого триумфатора. Эти сведения Полибия включены в текст его «Всеобщей истории», хотя сохранились они лишь в пересказе Афинея (Пир мудрецов, XIV, 1):

«…Луций Аниций… на играх, устроенных им в честь победы, позволил себе забавнейшие шутки… а именно: пригласил из Эллады знаменитейших артистов и, соорудив в цирке огромнейшие подмостки, сначала вывел на них всех флейтистов вместе. Это были Феодор из Беотии, Феопомп и лисимахиец Гермипп — всё знаменитости. Он поставил их на передней части сцены вместе с хором и велел играть всем одновременно. Лишь только музыканты начали играть, сопровождая свою игру приличествующими движениями, Луций послал сказать, что играют они плохо и лучше сделают, если затеют состязание друг с другом. Музыканты были в недоумении. Тогда один из ликторов показал им, как они должны выйти друг против друга и устроить нечто наподобие битвы. Быстро сообразив, чего от них хотят, флейтисты позволили себе весьма вольные движения, отвечавшие обычной их распущенности, и этим произвели на сцене величайшую сумятицу. Средние части хора они обратили против крайних, а сами под дикую разноголосицу флейт то сходились, то расходились. Под звуки музыки хористы топали ногами и, приводя в сотрясение сцену, неслись на своих противников, а затем снова отступали, повернувшись к ним задом. А когда еще кто-то из хористов, внезапно отделившись от хора и подоткнув одежду, замахнулся, как в кулачном бою, на несущегося против него музыканта, зрители разразились восторженными рукоплесканиями и криками одобрения. Битва по всем правилам еще продолжалась, как вдруг два плясуна под звуки флейт введены были в орхестру, а четыре кулачных бойца взошли на подмостки вместе с трубачами и горнистами. Зрелище всех этих состязаний вышло неописуемое. Что же касается трагических актеров…то мои слова показались бы глумлением над читателем, если бы я вздумал что-нибудь о них передавать» (Полибий. Всеобщая история, XXX, 14).

 

Помимо живого, впечатляющего описания досадного происшествия этот рассказ ценен и тем, что в нем упомянуты театральные представления, сопутствующие играм по обету. Интересно и то, что, как явствует из слов Полибия, переданных Афинеем, для того, чтобы сделать зрелища более привлекательными для римлян, приглашали актеров и музыкантов из Греции или из Передней Азии — это подтверждает и Тит Ливий. Повествуя о «блестящих играх», устроенных полководцем Марком Фульвием в 186 г. до н. э. по обету, данному во время войны в Греции, историк пишет: «Из почтения к нему на эти игры явилось из Греции много артистов. В первый раз тогда смотрели римляне состязания атлетов и травлю львов и пантер; эти представления отличались почти таким же великолепием и разнообразием, как и в наш век» (Ливий. От основания города, XXXIX, 22).

 

К празднествам, происходившим от случая к случаю, следует отнести и торжества, связанные с освящением храмов, — они также сопровождались играми, театральными представлениями, другими зрелищами. Так, по два или три дня шли спектакли в театре, когда в Риме освящали храм богини Флоры в 240 или 238 г. до н. э., храм богини Ювенты, покровительницы юности и молодежи, в 191 г. до н. э., святилища Юноны Регины и Дианы; один из дней отводился, кроме того, на состязания в цирке. В 173 г. до н. э., когда свой «дом» обрела в Риме божественная покровительница коней Фортуна Эквестрис, театральные представления продолжались целых четыре дня и еще один день был занят цирковыми ристаниями.