В. НОСИНА Загадка четырнадцатой инвенции И.С. Баха

 

Сначала было слово,

и слово было у Бога,

и слово было - Бог.

Иоанн 1,1

 

 

Музыка есть арифметическое упражнение

души, которая исчисляет себя, не зная об этом.

Г. В. Лейбниц

 

[58]

 

Человеческое общение выработало два качественно различных способа передачи смысла. «Первый использует слово. Оно является знаком, символом, условно обозначающим некий предмет или понятие. Еще для передачи информации используется число. Число описывает количество. Количество безусловно». [6, с. 3] Оба эти способа обычно используют совместно, но в разных методах общения их относительная роль меняется.

В обыденной речи преобладающим способом передачи смысла является слово. Количественные методы такие, как громкость речи, частота произнесения слов, интонация, лишь дополняют их значение. В письменном тексте, в особенности в научном, передающем лишь логический уровень постижения мира, роль количественных методов сводится почти к нулю. В художественном тексте их роль возрастает. В стихах они выходят на первый план, а в молитвах и заклинаниях количественный метод становится главенствующим.

Инструментальная музыка, во всяком случае, европейская, генетически восходит к молитвенному пению. В ней количественные методы передачи информации являются главными. «Высота звука, его громкость и тембровая окраска, ритм, звуковысотная последовательность в мелодии - все это количественные характеристики. Они определяются числом. Тот факт, что именно количество определяет главную информацию в музыке, делает ее понятной всем людям, независимо от того, на каком языке они говорят и к какой культуре принадлежат. Именно число определяет магию звучания. Не случайно основателем евро-

 

[59]

 

пейской музыки считается Пифагор, учение которого было построено на мистическом значении чисел» [6, с. 4].

Однако музыка хранит связь со словом, с текстом песен и молитв, от которых она произошла. Эту связь часто бывает не просто проследить, потому что она таится в глубинах истории культуры и проявляется подчас лишь на бессознательном уровне. Но тем сильнее оказывается ее влияние. Гераклит говорил, что «скрытая гармония сильнее явной» [цит. по: 9, с. 34].

Еще в большей степени это относится к количественной характеристике музыки. Числовую символику можно найти в смутных и неоднозначных учениях древних мистиков. Для уха современного рационалистически мыслящего человека язык числовой символики подчас звучит странно. И тем не менее она работает.

Процессы музыкального творчества И. С. Баха объяснимы в большой степени через инструмент мотивной символики и через раскрытие хоральных цитат. Пользуясь семантическим методом, А. Пирро, А. Швейцер и Б. Л. Яворский достигли ярких результатов. Однако нередко этого оказывается недостаточно. Для выявления глубинных смыслов музыки Баха часто приходится привлекать числовую символику. Этот метод, в частности, применял в своих работах Ю. П. Петров [7, 8].

Отношение к числовой символике в настоящее время меняется от полного неприятия к столь же полному и безоговорочному использованию. Числовая символика имеет давние, даже древние традиции. Обращение к ним как к способу постижения смысла в наше время вызывает большой интерес. Поскольку это сложный и тонкий инструмент, трудно говорить о его непогрешимости и универсальности. Однако убедительная доказательность и подтвержденная мотивированность многих исследований чрезвычайно привлекательна. Такой метод позволяет раскрывать новые смыслы и потаенные глубины, доказывая неисчерпаемость творческих процессов гениев. Попробуем разобраться, как с помощью анализа этих двух характеристик - количественной, выраженной в числовой символике, и семантической, выраженной в ассоциациях со смыслом определенных текстов, - можно прочесть содержание инвенции № 14 И. С. Баха. Посмотрим, каким окажется ее смысл при анализе этим комплексным методом.

 

[60]