Традиции числовой символики

 

«В эпоху барокко музыка обладает двоякой сущностью: искусства, ремесла и науки.... Музыкальная наука... определяется как «звучащая математика», «математическое знание», как «дочь математики», «математическая наука, создающая гармоническое пение» [5, с. 128]. «Музыкальная математика - учение о числах и пропорциях. Число управляет гармонией мира, оно же - главный регулятор музыки» [5, с. 130].

«Чтобы понять все тонкости баховской математики, необходимо иметь представление о традициях христианской нумерологии. Согласно одной из них, любое многозначное число при необходимости сводят к одноразрядному сложением его цифр, например, 444 >12 >3. В нуме-

 

[64]

 

рологии эта операция называется извлечением цифрового корня» [8, с. 7-8]. При анализе смысла этим методом используют символическое значение цифр от 1 до 9. Эти значения в настоящее время хорошо известны и описаны в работах А. Бородина [1], М. Друскина [4], М. Лобановой [5], Ю. Петрова [8] и других авторов. Этот метод прост и понятен каждому. Педагогический опыт автора показывает, что даже дети легко ее воспринимают.

Другая традиция связана с нумерацией букв латинского алфавита (латинская гематрия), используя которую можно любое имя, слово или название предмета сопоставить с числом, тем самым превратив его в числовой символ. Искомое число определяется суммированием номеров всех входящих в это слово букв. По этой нехитрой методике с именем Иисуса Христа ассоциируются, по меньшей мере, четыре числа: J. CHR. - 37, JESUS - 70, CHRISTE - 79, CHRIST - 112. У числа 37 есть и производный от него спутник 73, вероятнее всего, означающий смерть Христа. Словам CREDO, DEUS, GLORIA соответствуют числа 43, 47 и 59. Значение словосочетаний часто вычисляется из их аббревиатур. А. Швейцер пишет, что рукописи Баха буквально испещрены надписями SDG - 29 (Soli Deo Gloria - Единому Богу слава!) и J J - 18 (Jesu Juva - Иисус, помоги!). Последняя аббревиатура обозначалась также двумя девятками по номеру начальных букв.

Бах, конечно, знал о своем числе 14 (BACH) и о его чудесном свойстве обращаться в результате прибавления инициалов - 41 (J. S. Bach). Полное написание двух имен и фамилии композитора выражается числом 158, сумма цифр которого равна 14! Корневая пятерка сохраняется и при написании фамилии Баха с одним инициалом (J. Bach - 23). В этот поистине магический ряд не вписывается только монограмма J.S.B. - 29, зато ее значение совпадает с упомянутой выше аббревиатурой SDG» [8, с. 8].

Символика целого ряда священных чисел унаследована христианской нумерологией эпохи барокко от византийских греков. Поэтому их необходимо анализировать, используя греческий алфавит (греческая гематрия). Некоторые из этих чисел имеют отношение к инвенции B-dur, которую нам предстоит проанализировать: 54 - Божий суд, 888 -Иисус, 777 - Крест Господень, 444 - Святое причастие. Существует обширная литература, в которой анализируются символические значения цифр и многоразрядных чисел.

 

[65]

 

Символика больших чисел значительно сложнее символики цифр и дает подчас настолько неожиданные результаты, что им трудно поверить. Если в средние века символы больших чисел, найденные монахами в сосредоточенной тишине их молелен, легко принимались на веру, то в наше время они, безусловно, нуждаются в обосновании.

Дело в том, что бессознательное каждого человека хранит огромное количество числовой информации, накопленной прежде всего при отработке сложных двигательных навыков. Совпадение числовой информации, воспринимаемой с музыкой, с числом, соответствующим успешному выполнению такой программы, может вызывать сложные положительные эмоции, например, создавать впечатление гармонии и совершенства. Совпадение с опытом, соответствующим срыву выполнения важного для обеспечения жизнедеятельности навыка, соответственно, должно создавать сильную негативную реакцию.

Такие соответствия, несомненно, могут быть субъективными, однако коллективное бессознательное человечества содержит значительное число общих для всех людей навыков. Поэтому воздействие таких числовых символов может вызывать у различных людей сходные переживания. Эти программы находятся в бессознательном в спящем состоянии. Пробуждение одного из элементов такой программы может возбудить ее всю. Поэтому воздействие символов больших чисел способно производить очень сложную глубинную реакцию. Выявление символов больших чисел значительно сложнее описания символов цифр, но оно способно дать и гораздо более важную информацию. Это еще раз подтверждает правоту приведенных выше слов Гераклита о том, что «скрытая гармония сильнее явной».