УДК 78
ББК 85.31
Б 75
Печатается по решению Редакционно-издательского совета ГОУ ВЛО МГПУ
Автор:
доктор педагогических наук, профессор Е.А. Бодина
Б 75
СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО И
ЕЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ,
СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ И ФОРМ
I 54
педагогической системы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата учащимися изучаемого материала.
Укажем на одно из новых направлений развития музыкально-педагогических идей, обозначившееся в последнее время. Оно связано с энергосберегающей, здоровьесберегающей и коррекционной направленностью музыкального обучения и воспитания. В настоящее времяэтонаправление(назовемего музыкально-экологическим) развивает в своей программе и учебно-методических материалах для общеобразовательной школы Т.И. Бакланова.
Наряду с концепциями и идеями, касающимися школьного музыкального образования, успешно развиваются методология и теория высшего музыкально-педагогического образования, разрабатывается широкая проблематика, связанная с профессиональной подготовкой учителей (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Г.М. Цыпин, А.Н. Малюков и др.).
Одно из инновационных направлений в отечественном музыкальном образовании разрабатывается региональной школой екатеринбургских педагогов-музыкантов Е.Ю. Глазыриной и А.Ф. Лобовой. Им принадлежит разработка информационных технологий музыкального образования (Е.Ю. Глазырина), а также введение в контекст музыкального образования ранее не задействованной информации в сочетании с информацией традиционной. Речь идет об использовании эзотерических знаний для оптимизации музыкального образования школьников (А.Ф. Лобова).
Названные авторы и авторские коллективы, развивающие' идеи Д.Б. Кабалевского, — безусловные лидеры в сегодняшней музыкально-педагогической науке и практике. Их концепции, учебные и научно-методические материалы, комплекты для школы получили широкую практическую апробацию и поддержку подавляющего большинства школьных учителей музыки в России, к ним проявляют активный интерес педагоги-музыканты ближнего и дальнего зарубежья. Разработанные этими авторами идеи во многом повлияли на организацию современной системы внеклассной и внешкольной музыкально — образовательной работы с учащимися.
На сегодняшний день сфера дополнительного художественного образования, где есть два основных направления — профессиональное и развивающее — представлена многочисленными детскими
школами искусств, детскими художественными, театральными и музыкальными студиями, центрами детского творчества. Развивающее, организующее, возвышающее действие искусства на ребенка в процессе творческой деятельности давно доказано. Проблема состоит в том, чтобы организовать эту деятельность, применить соответствующие методы и педагогические технологии. Чтобы найти оптимальный путь решения этой проблемы, необходим выбор, в частности, разнообразие направлений и программ дополнительного образования, которые позволят педагогам максимально раскрыть творческий потенциал ребенка, увлечь его занятиями искусством, превратить их в насущную личностную потребность.
Среди инновационных программ дополнительного образования — «Клавишный синтезатор», «Студия компьютерной музыки», «Театральная культура», «Сценическое движение», «Азбука кино» и многие другие .
Прорыв отечественной музыкально-педагогической мысли, осуществленный Д.Б. Кабалевским и продолженный его учениками и последователями, вывел отечественную педагогику искусства на лидирующие позиции в мировом музыкальном образовании, вызвал интерес научной общественности и учителей к достижениям отечественной музыкально-педагогической теории и практики.
Таким образом, благодаря многоаспектному развитию фундаментальных идей концепции Д.Б. Кабалевского в трудах современных педагогов-музыкантов создается некая «коллективная» музыкально-педагогическая концепция, свидетельствующая об актуализации идей Мастера, их востребованности школой, научно-педагогической общественностью, широких возможностях совершенствования и развития по пути дальнейших инновационных разработок для современной школы.
При условии централизации музыкального образования на идеях, разработанных Д.Б. Кабалевским, четко обозначился плюрализм теоретико-методических идей современных педагогов-музыкантов, которые воплотились в учебно-методических комплектах нового поколения по музыке для общеобразовательных учреждений.
См.: Программы дополнительного художественного образования детей: Программы дополнительного образования. - М.: Просвещение, 2005.
I 56
С учетом требований времени разработаны и уточнены государственные образовательные стандарты по музыке для начальной и основной школы. В них расширены масштабы и сформулированы соответствующие требования к деятелыюстному освоению музыки учащимися. В образовательный процесс введен новый электронный инструментарий и компьютерные технологии.
Углубилась культурологическая направленность музыкального образования, что отразилось в разработанной ныне концепции культуросообразного образования.
Стала реальной и практически осуществимой возможность выбора учителем музыки оптимальной программы и методов работы с учащимися. В этом плане принципиально важно, что все отечественные программы и учебники имеют единую первооснову — программу Д.Б. Кабалевского.
Отсюда — один из наиболее значимых выводов заключается в том, что глубокие и разнообразные отечественные идеи музыкального образования вошли в контекст современной мировой музыкально-педагогической мысли и способствуют созданию единого всемирного музыкально-педагогического пространства. В частности, вклад отечественных ученых заключается в разработке целостности и интегрированного характера музыкально-образовательного процесса; обогащении его философско-педагогической концепции; развитии инновационных методов как универсального инструментария в процессе реализации целей и задач музыкального образования на современном этапе и в перспективе..
Литература
Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников. - М.: МГЗПИ-КГПИ, 1989.
Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуро-сообразное образование: концептуальные основания / Известия Российской академии образования. - М. - 2001. - № 4. Музыка: 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006.
Педагогика народов мира. — М.: Пед. общ. России, 2001.
Программы дополнительного художественного образования детей: Программы дополнительного образования. - М: Просвещение, 2005.
Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России. СПб.: Алетейя. 2005.
Школяр Л.В. Д.Б. Кабалевский в истории музыкального образования / История художественного образования в России. - М.: Изд. дом РАО, 2003.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите наиболее актуальные, на Ваш взгляд, тенденции
развития музыкального образования на современном этапе.
2. В каких направлениях развиваются ныне идеи Д.Б. Каба
левского?
3. В чем особенности музыкально-педагогических концеп
ций современных авторов, воплощенных в программах и учебно-
методических комплектах для общеобразовательной школы?
4. Какие из идей, разрабатываемых последователями Д.Б. Ка
балевского, представляются Вам наиболее перспективными?
5. Как Вы понимаете понятие «всемирное музыкально-педагогическое пространство» и каков вклад в него отечественных педагогов-музыкантов?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая особенности истории развития музыкального образования, отметим главную его особенность. Она заключается во взаимосвязи изменяющейся личностно-формирующей роли музыки с целями, задачами, содержанием, методами и формами музыкального обучения и воспитания в школе. Человечество прошло сложный путь от наивного эстетико-педагогического максимализма, обусловленного обобщенно-личностной ориентацией и стремлением к космологической музыкальности (античность) до высокой степени обобщения целей и задач, углубленной дифференциации и интеграции содержания, методов и форм музыкального образования в его направленности на личность (XX век).
Цели и содержание музыкального образования менялись в соответствии с изменениями представлений о человеческой личности, отражая ценностное отношение к ней общества и заинтересованность в самостоятельном разностороннем развитии. Историческая практика свидетельствует: чем богаче представления общества о человеческой личности и активнее стремление к ее разностороннему развитию, тем богаче и разнообразнее содержание, методы и формы музыкального образования.
В отличие от предыдущих эпох с их дифференцированными моделями идеальной личности формирование социально определенного типа личности в XX веке приобретает все более углубляющийся общечеловеческий характер. Это связано с фундаментальными преобразованиями в социокультурном развитии общества, стремлением к демократизации культуры и образования, вселенскости, всеединству человечества и характеризует важнейшую содержательную особенность современного музыкального образования.
Она проявилась в демократизации содержания и форм музыкального обучения и воспитания школьников и повлекла за собой необходимость применения новых методов: творческого развития учащихся с опорой на комплексное использо-
] 59
вание различных видов искусства и музыкально-творческой деятельности (Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев), комплексного музыкально-ритмического воспитания (Э.-Ж. Далькроз), колллективного музицирования с применением специально разработанного детского инструментария (К. Орф), коллективного вокального музицирования на основе использования национального фольклорного материала (3. Кодаи), «Столби-цы», «Яле-системы», методов профессоров Даниэла и Лисека, П. ван Хауве, Ш. Судзуки и многих других. Значительным достижением мировой музыкально-педагогической мысли в XX веке стала система Д.Б. Кабалевского, направленная на формирование музыкальной и далее — духовной культуры подрастающих поколений.
Инновационные системы и методы свидетельствовали о повышении уровня педагогизации музыкального воспитания и обучения, что, в свою очередь, обусловило повышение научного статуса и интегративного характера педагогики искусства как важной отрасли педагогической науки и практики.
Системы музыкального образования, разработанные в различных социокультурных условиях, разными педагогами, отразили тем не менее определенную общность их идейно-эстетических и педагогических позиций. Суть ее — в направленности музыки на личность, стремлении облегчить и активизировать процесс их взаимодействия, а также сделать его педагогически эффективным и эстетически полноценным. Музыкальное образование явилось средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях социальной и духовной жизни общества. По сути, музыкальное образование явилось одним из универсальных средств духовного развития человеческой личности, способствующих гармонизации ее общественного бытия.
Особенно велико образовательное значение музыки для подрастающих поколений. Музыка интенсивно развивает эмоционально-чувственную сферу ребенка, его мышление, обо-
гащает и преображает духовно-нравственный мир, обеспечивает эмоционально непринужденное, свободное развитие личности, наделяя ее силой творческого воображения, чувственной восприимчивостью, очеловечивая в самом широком смысле. В итоге, музыка выступает прямым передатчиком духовного потенциала, необходимого и для обучения, воспитания, и для социализации и развития личности, всесторонней подготовки ее к жизни, формирования нравственных убеждений, мировоззрения, деятель-ностной культуротворческой направленности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................... 3
Цель и задачи курса. История музыкального образования
как область научных знаний и учебный предмет...................... 6
Основные подходы к изучению истории музыкального
образования; их реализация в контексте развития
музыкальной культуры и искусства.......................................... 18
Общая характеристика культурно-исторических эпох
с позиции зарождения и развития музыкальной педагогики
и образования............................................................................... 26
Музыкальное воспитание и образование в эпоху античности .37 Развитие музыкального образования в эпоху средневековья ...50
Особенности развития музыкального образования
в Древней Руси............................................................................ 58
Музыкальное образование в эпоху Возрождения.................... 66
Развитие музыкально-образовательных идей в новое время....73
Значение петровских реформ для развития отечественного
музыкального образования. Музыкальное образование
в России XIX — начала XX веков............................................. 83
Обновление музыкального образования в XX веке.
Вклад Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева в развитие теории
и практики музыкального образования и воспитания............ 91
Новые идеи в зарубежной музыкальной педагогике первой
половины XX века. Основные системы музыкального
образования и воспитания........................................................ 102
Развитие зарубежного и отечественного музыкального образования второй половины XX века. Формирование культурологического подхода к массовому музыкальному образованию
Система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского и ее
интернациональное значение для обновления принципов,
содержания, методов и форм музыкального образования... 136
Современные тенденции развития музыкального образования.
Развитие идей Д.Б. Кабалевскогоего последователями в
программах и учебно-методических комплектах по музыке
для общеобразовательной школы........................................... 145
Заключение............................................................................... 159
[1] См.: Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. -М..2004. -С. 7.