рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Музыкального образования

Музыкального образования - раздел Искусство, Система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского и ее интернациональное значение для обновления принципов, содержания, методов и форм Д.б. Кабалевский — Выдающийся Современный Композитор, Музыкант-Исполнитель, Д...

Д.Б. Кабалевский — выдающийся современный композитор, музыкант-исполнитель, дирижер, ученый, общественный деятель. Универсальность его дарования проявилась в различных областях многогранной деятельности, прежде всего в обширном и разнопла­новом композиторском творчестве. Им созданы пять опер, оперет­та, тринадцать симфонических произведений, семь инструменталь­ных концертов, множество ансамблей и других инструментальных произведений, шесть кантат и ораторий, фортепианная музыка для детей и юношества, романсы, песни, музыка к фильмам, театраль­ным и радиопостановкам. Произведения Д.Б. Кабалевского соста­вили золотой фонд мирового музыкального искусства и являются неотьемлемой частью педагогического и концертного репертуара. Помимо этого Д.Б. Кабалевский был прекрасным пианистом и ди­рижером, талантливым педагогом-воспитателем, высокоинтеллек­туальным и нравственным человеком'.

Активная творческая и подвижническая деятельность Д.Б. Ка­балевского и его соратников привела к необходимости коренного преобразования отечественной системы музыкального образова­ния школьников в 70-е годы XX века. Д. Б. Кабалевский выдвинул фундаментальные идеи по кардинальному изменению содержа­ния и методов массового музыкального воспитания школьни­ков. Они воплотились в уникальной отечественной музыкально-педагогической концепции и разработанной на ее основе новой программе «Музыка» для общеобразовательной школы.

Концепция Д.Б. Кабалевского, в основу которой были положе­
ны научные идеи Б.В. Асафьева, ряда прогрессивных педагогов-
музыкантов ... - Н.Л. Гродзенской, В.И. Шацкой и др.. собствен­
ные научные разработки и огромный личный практический опыт.

См.: Д.Б. Кабалевским — композитор, ученый, педагог. - М.: НИ ИР О, 2004.

I 36


 


стала его последней — «педагогической симфонией». Концепция Д.Б. Кабалевского в корне изменила содержание уроков музыки, превратив их в уроки искусства, раскрыла широкие возможности для самостоятельной творческой работы учителя. Его концепция позволила по-новому организовать деятельность школьников на уроках искусства, развивать их ассоциативно-образное мыш­ление, целостность и яркость восприятия, эмоциональность, мно­гообразные исполнительские навыки.

Концепция Д.Б. Кабалевского дала мощный толчок обновлению организации, содержания, методов и форм внеклассной и внешколь­ной работы. В своей концепции Кабалевский возвысился над идео­логией своего времени, подняв школьный урок музыки к вершинам осмысления общечеловеческих и общекультурных ценностей.

Новаторские музыкально-педагогические устремления Д.Б. Ка­балевского в сфере массового музыкального образования не только воплотились теоретически в его фундаментальной музыкально-педагогической концепции, но и получили блистательную прак­тическую апробацию, доказавшую их жизненность и педагогиче­скую эффективность. Восемь лет подряд академик с мировым име­нем и авторитетом приходил в обычную школу № 209 г. Москвы, где проводил с учащимися уроки музыки. При этом каждый такой урок был открытием — для учащихся, коллег, соратников'.

Д.Б. Кабалевский первым обратился к культурологическому подходу в музыкальном образовании. Этот подход сформировал­ся в мировой и отечественной науке в 60—70-е годы XX века и был чутко воспринят Д.Б. Кабалевским как руководство к действию. Основная причина обращения именно к этому подходу заключа­лась в том, что культурологическое знание опирается на внутрен­ние закономерности развития культуры, тенденции ее взаимодей­ствия с обществом и личностью. Поэтому культурологический подход приобрел методологическое значение для обновления музыкального образования, углубления его содержания и форми­рования отношения к педагогике искусства как важнейшей обла­сти культуры. Основные аспекты культурологического подхода: аксиологический (ценностный), технологический (связанный

См.: Д. Б. Кабалевский о му !ыке и музыкальном воепт ании - М.: НИИРО. 2004.


с деятельностью) и личностно-творческий. Эти аспекты доста­точно полно и содержательно отражают сложнейший процесс взаимодействия человека и искусства, ведущий к развитию и са­мосовершенствованию личности, ее духовному преображению.

Глубина и масштабность культурологического подхода при­влекли Д.Б. Кабалевского, позволили по-новому осмыслить цель, задачи и содержание музыкального воспитания подрастающего по­коления. Этот подход обусловил обновление идейных основ и пу­тей практического реформирования отечественного музыкального образования в последней трети XX века, позволил активизировать развитие отечественной эстетической и педагогической мысли, способствовал новой интерпретации музыкально-педагогических идей. Культурологический подход также тесно связан с тенденцией гуманизации и гуманитаризации образовательной системы.

Фундаментальность и культурологическая обусловленность подхода Д.Б. Кабалевского к проблемам музыкального образова­ния определили его понимание искусства как одной из двух важ­нейших (наряду с наукой), коренных основ духовной культуры человека. Гражданственность позиции Д.Б. Кабалевского в ходе разработки основ музыкальной педагогики воплотилась в новой формулировке цели музыкального воспитания.

Педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского в основе сво­ей тесно связана с передовыми завоеваниями отечественной педагогической мысли (идеи В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амо-нашвили, ИМ. Предтеченской и др.). Под воздействием научно-теоретических идей и разносторонней практической деятельно­сти выдающегося реформатора музыкального воспитания в Рос­сии сформировалась научная школа Д. Б. Кабалевского. Основные черты концепции Д.Б. Кабалевского как научно обоснованной целостной педагогической системы — концептуальность, науч­ность, художественность— обеспечили особое место системы Д.Б. Кабалевского в истории музыкальной педагогики.

Под его непосредственным влиянием и при поддержке компо­зитора заявили о себе и вошли в школьную практику новые автор­ские программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского и «Мировая художественная культура» Л.М. Предтеченской.


Д.Б. Кабалевскому принадлежит новое понимание природы музыки как «живого образного искусства»; ее связи с жизнью и. обусловленной этим силы воздействия на личность школьника. Воплощением новых принципов преподавания искусства в мас­совой школе явилась художественная дидактика. Педагог не толь­ко разработал новую методологию музыкального воспитания, но и создал детально разработанную программу и новую мето­дику музыкального образования, основанную на преобразующей силе музыки, вере в творческую природу ребенка и требующую от учителя творческого подхода к профессиональной музыкально-образовательной деятельности.

Д.Б. Кабалевский первым обосновал фундаментальное значе­ние активного восприятия музыки («умения вслушиваться и вду­мываться в нее») как основы музыкального воспитания и образо­вания. Ведущая роль при этом принадлежит методу восхождения от абстрактного к конкретному (метод диалектической логики) на основе закономерностей, вытекающих из природы искусства.

Педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского неразрывно свя­зана с теорией развивающего обучения В.В. Давыдова - Д.Б. Эль-конина и теорией развивающего музыкального образования Л.В. Школяр. Д.Б. Кабалевский обосновал и разработал проблему нравственно преобразующей природы музыки в ее воздействии на личность, что превратило его систему в выдающееся достиже­ние мировой музыкально-педагогической мысли.

Охарактеризуем музыкально-педагогическую концепцию и программу,со:зданную им, подробнее.

Эпиграфом к последней стали слова В.А. Сухомлинского о том, что музыкальное воспитание — это не воспитание музы­канта, а прежде всего воспитание человека. Благодаря Д. Б. Каба­левскому традиционный для послевоенной отечественной школы урок пения превратился в урок музыки — предмет, изучающий музыку как живое искусство. При этом краеугольным вопросом методики музыкального воспитания стал вопрос: как заинтересо­вать и увлечь школьников музыкой? По мысли Д.Б. Кабалевского, интерес, увлеченность занятиями представляет собой фундамен­тальную проблему всей педагогики. Отсюда главным для Масте­ра стало ни чему учить, а чем и как увлечь детей.


Д.Б. Кабалевский был убежден, что недостаток интереса и увлеченности занятиями невозможно восполнить общедидакти­ческими принципами, какими бы глубокими и рафинированными последние ни были. Нужно опираться на закономерности самой музыки, не забывая при этом, что музыка — не «гарнир» к жизни, а важная ее часть.

Глубокое понимание специфики музыки как искусства, а также насущных потребностей музыкального воспитания привели Д.Б. Ка­балевского к принципиально новой формулировке цели музыкально­го образования — «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры»1.

Д.Б. Кабалевский разработал новые принципы музыкально­го образования школьников. Прежде всего, это опора на «трех китов» — песню, танец и марш — три основные сферы музыки, к каждой из которых применимы такие определения, как «область», «жанр», «форма», «тип», «характер». Д.Б. Кабалевский считал, что песня, танец и марш — самые массовые и самые демократиче­ские области музыки. Подобно тому, как фундамент связывает дом с землей, на которой он стоит, песня танец и марш связывают все богатейшее, многообразно развитое здание музыки с огромными массами людей, жизнью народов.

Кроме того, «песня, танец и марш дают возможность объеди­нить большое музыкальное искусство с музыкальными занятия­ми в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью»'1. Использование этих массовых жанров помогает вы­звать веру и уважение детей к себе, а также доверие и симпатию к учителю. Помимо этого, благодаря песне, танцу и маршу вос­приятие музыки школьниками становится активно-творческим, аналитическим. И здесь мы подходим к следующему принципу, который сформулирован Д.Б. Кабалевским следующим образом. Главное, «что должна давать учащимся школа: не только наблю-

Музыка: 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. — М: Просвещение, 2006. С. 7. "Там же. - С. 8.


дать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и раз­мышлять о нем, в данном случае — не только слушать и слы­шать (!) музыку, но и размышлять о ней»1. Однако Д.Б. Кабалев­ский предупреждал, что музыка — это не только средство позна­ния, но и превращения любого логического факта в эмоционально одухотворенный. Размышления о музыке обнаруживают также ее тесную связь со всеми другими искусствами: литературой, а так­же историей и другими гуманитарными предметами.

Опора на «трех китов», по Д.Б. Кабалевскому, устанавливает естественную связь школьных занятий музыкой с повседневной жиз­нью школьников. «Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода сверхзадача школьных занятий... Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса»2.

Важнейшей особенностью программы Д.Б. Кабалевского явля­ется ее тематическое построение. Это создает условия для достиже­ния цельности урока, единства всех составляющих его элементов. Требуя от учителя музыки творческого подхода к программе, Д.Б. Ка­балевский предупреждал, что «учитель ни в коем случае не должен разрушать ее тематическое построение, потому что последователь­ное развитие определенных тем — основа данной программы»3.

Выдающийся музыкант-педагог хотел видеть учителя свобод­ным от власти схемы, требующей от него стандартного графика про­ведения урока, и призывал всегда помнить, что урок музыки должен быть целостным, объединять все входящие в него элементы в единое понятие музыки, музыкального искусства. Опираясь на художествен­ную природу музыки, Д.Б. Кабалевский призывал исключить из на­чального этапа обучения освоение нотной грамоты. Гораздо более важным он считал развитие музыкальной грамотности — по сути, музыкальной культуры, уровень которой не находится в прямой за­висимости от усвоения нотной грамоты как таковой. «Музыкальная грамотность — это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью свя­занное, это «особое чувство» музыки, заставляющее воспринимать

Музыка: 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006. -С. 8. "Там же. -Г. 10.

Там же. -С. 11.


ее эмоционально, ... на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее ис­полнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы» .

Теоретические знания Д.Б. Кабалевский допускал лишь после того, как у детей вызваны интерес и любовь к музыке, выработа­ны первоначальные навыки слухового восприятия и исполнения музыки, накоплен определенный слуховой опыт. В этом контексте Д.Б. Кабалевский не признавал никаких правил и упражнений, от­влеченных от живой музыки. Гораздо более важным он считал раз­витие активного восприятия музыки — только тогда, когда дети на­учатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней, она сможет выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Д.Б. Кабалевский был убежден, что «настоящее, прочувство­ванное и продуманное восприятие...— одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли» .

При этом Д.Б. Кабалевский неоднократно подчеркивал значе­ние традиционного для России хорового пения. Более того, его лозунг «Каждый класс — хор!» обрисовывал тот идеал, к кото­рому, по мысли мастера, должен стремиться каждый школьный учитель. Хоровое пение помогает вслушиваться и вдумываться в музыку, способствует созданию на уроке атмосферы, близкой к атмосфере концертного зала. А это, в свою очередь, стимулиру­ет любовь и уважение к музыке. В итоге именно вызываемая учи­телем активность класса и может служить важнейшим критерием его педагогического мастерства.

Д.Б. Кабалевский раскрыл, в чем заключается творческое нача­ло на уроках музыки: в своеобразии (а не только правильности) от­ветов учащихся, их стремлении самостоятельно задавать вопросы учителю, в собственных предположениях о характере исполнения, в остроте слуховой наблюдательности, выражаемой детьми вслух. Помимо этого, творческое развитие учащихся проявляется в разви-

Мучыка; 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2006. -С. 12. "Там же,- С. 14.

I 42


тли интонационного и ладового слуха, творческой фантазии в раз­личных ее формах. Важнейшей из таких форм он считал импрови­зацию — мелодическую, ритмическую, динамическую и т.д.

В программе детально обоснован предложенный Д.Б. Кабалев­ским метод «забегания» вперед и «возврата» к пройденному, обе­спечивающего единство и непрерывность процесса формирования музыкальной культуры учащихся. Его применение дает возмож­ность повторного слушания и исполнения одних и тех же сочи­нений, что способствует развитию навыков восприятия и испол­нительского мастерства учащихся. Формирование музыкальной культуры предполагает способность детей уже после однократного прослушивания схватывать самое существенное в сравнительно большом количестве разных сочинений и наряду с этим выработ­ку умения глубоко вникать.в сравнительно небольшое число наи­более значительных произведений, многократно их прослушивать, размышлять о содержании и анализировать. Таким образом, метод «забегания» и «возврата» помогает учителю связывать возведение каждого нового этажа музыкальной культуры учащихся с укрепле­нием уже ранее построенных.

Новаторство Д.Б. Кабалевского проявилось и в формулировке новых требований к учителю музыки — он должен быть музы­кально образованным педагогом. Это значит, что учитель должен сам любить музыку как живое искусство, приносящее радость, от­носиться к ней с волнением и увлеченностью. Ибо нельзя вызвать в детях любовь к тому, чего не любишь сам и увлечь тем. чем сам не увлечен. Отсюда — необходимость овладения множеством зна­ний и практических умений. Из всех умений он особо подчеркивал владение инструментом. Механическая запись на уроке музыки лишь дополняет непосредственные впечатления от живого испол­нения учителя, но никак не заменяет его.

Д.Б. Кабалевский призывал учителей к тому, чтобы все фор­мы музыкальных занятий со школьниками были направлены на их духовное развитие, так как «взгляды учащихся на музыку не­отделимы от их взглядов на жизнь вообще. Основополагающая задача учителя — помочь формированию этих взглядов...» . Под-

Музыка: 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2006. - С. 18.


водя итог обоснованию своей концепции, Д.Б. Кабалевский на­писал: «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и об­разования наших школьников, являясь могучим и ничем не заме­нимым средством формирования их духовного мира» .

Литература

Искусство и школа. - М.: Просвещение, 1081.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М.: Просвеще­ние, 1084.

Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. - Пермь: Кн. изд-во, 1980.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? — М.: Просвещение, 1989.

Кабалевский Д.Б. — композитор, ученый, педагог. - М.: НИИ-РО, 2004.

Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании- М.: НИИРО, 2004.

Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. - М: Пе­дагогика, 1973.

Кабалевский Д.Б. Сила искусства. — М: Молодая гвардия, 1984.

Музыка: 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006.

Вопросы для самопроверки:

1. Что Вам известно о жизни и творчестве Д.Б. Кабалевского?

2. В чем состоят важнейшие особенности музыкально-
педагогической концепции Д.Б. Кабалевского?

3. Почему и как сформулировал Д.Б. Кабалевский цель музы­
кального воспитания в школе?

4. На чьи идеи опирался Д.Б. Кабалевский при разработке
своей концепции?

5. Назовите и прокомментируйте основные принципы про­
граммы Д.Б. Кабалевского.

6. Какие из разработанных Д.Б. Кабалевским методы Вам

оли же/

Музыка: 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. — М.:

Просвещение. 2006.-С. 18.

I 44


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО

В ПРОГРАММАХ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТАХ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

По мере роста культурного уровня народа влияние искусства на жизнь общества, его морально-психологический климат по­стоянно усиливается. Обязательность и всеобщая доступность приобщения к культурным ценностям закреплена в Конституции России, где акцентируется необходимость заботы государства об охране и приумножении духовных ценностей, широком их ис­пользовании для повышения культурного уровня людей, поощ­рении профессионального искусства и народного художественно­го творчества. При этом повышение роли литературы и искусства связано с их ярко выраженной воспитательной направленностью в современных условиях.

Особенности современного этапа общественно-экономического и социального развития обусловили новые требования к воспитанию человека. При этом цель воспитания — не сумма знании, а вооруже­ние методом научного познания действительности, выработка спо­собности и умения самостоятельно пополнять свои знания.

На современном этапе развития общества изменяются не­которые функции культуры. Она приобретает практический ха­рактер и выполняет социально активную роль. Остро стоит во­прос о пробуждении творческих и эстетических начал в человеке, о глубине восприятия культурных ценностей и эффективности их потребления. В связи с этим доминирующей функцией культу­ры становится формирование человека как субъекта творчества, эстетически преобразующего окружающий мир.

Применительно к музыке огромную важность приобретает про­блема именно воспитания, а не «развлечения» масс, на что неодно­кратно указывал Д.Б. Кабалевский. Подчеркнем, что, апеллируя к личности, ищущей развлечений, СМИ, по сути, сами же ее и соз-


дают. Спекулируя на потребности людей в развлекательности, средства массовой информации абсолютизируют эту потребность, доводя ее до абсурда, психо-физиологической неуправляемости, неконтролируемости сознанием. В результате потребность в раз­влечении как одном из содержательных аспектов досуга превра­щается в привычку только развлекаться.

Причем, развлечение нередко приобретает для молодежи жиз­ненно важный смысл, определяя в итоге образ жизни. Его главным отличием становится общая направленность жизнедеятельности человека на развлечение. При этом учеба, трудовая и обществен­ная деятельность оттесняются на второй план, как не имеющие решающего значения. Социально-психологический смысл такой трансформации человеческой личности, особенно в молодежной среде, переоценить невозможно.

Избрав основной мишенью своих целенаправленных действий молодежь, СМИ делают ставку на изменение потребностей молодых людей, реализующихся в удовлетворении, в первую очередь, психо­физиологических и гедонистических потребностей. Причем, эти по­требности рассматриваются вне целостного контекста духовного мира личности и перспектив ее социокультурного развития.

Современная постановка проблемы развития духовности как источника творчества и одного из важнейших факторов прогресса человеческого общества в целом предполагает обязательное со­четание ускоренного социально-экономического развития с уско­ренным развитием духовной сферы.

Однако духовность может сформироваться лишь под воздей­ствием духовности. Общественная практика убедительно свиде­тельствует о том, что средства назидания, дидактического внуше­ния нравственности, как правило, малоэффективны. Духовность формируется убеждением, т.е. путем личностного заимствования, «присвоения» нравственных истин при обязательной инициативе воспитуемого в процессе освоения духовного опыта, накопленно­го обществом или личностью.

Иными словами, дли формирования духовности помимо объек­та воспитания (человека) необходим субъект — воспитатель. Роль субъекта воспитания может выполнять другой человек, жизненная ситуация, книга, произведение искусства. Причем, в любом случае


воспитательная эффективность воздействия на человека определя­ется степенью постижения им духовного содержания, нравствен­ных истин, которые не просто «прочитаны», а приняты как свои, как руководство, принцип жизни, деятельности, поведения.

Назовем перспективные тенденции музыкального образова­ния, отражающие стремление к социокультурной эффективности, повышению образовательной и воспитательной роли музыкаль­ного искусства в современных условиях.

Одна из важнейших — тенденция к чувственному обога­щению духовного мира личности.Эта тенденция обусловлена главной целью воспитания — стремлением к гармоническому раз­витию человеческой личности. Гармония личности предполагает всестороннее ее воспитание. Как уже подчеркивалось, содержание учебного плана современной школы направлено преимущественно на умственное развитие учащихся, которое само по себе не может обеспечить гармоничности, поскольку представляет собой лишь один из компонентов ее формирования.

Следовательно, умственное развитие личности должно быть уравновешено, в первую очередь — чувственностью.

Чувственное воспитание, как правило, не фигурирует в числе первоочередных воспитательных задач школы, поскольку, с одной стороны, недооценивается, а с другой, не имеет конкретного и спе­циального предмета реализации. Это закономерно, поскольку даже искусство не только оказывает эмоционально-чувственное воз­действие, но и влияет на весь духовный мир личности, включая высокие уровни осмысления и. обобщения воспринятого. Однако ни один учебный предмет не оказывает такого формирующего воздействия на чувства, как искусство. Следовательно, именно непосредственное эмоциональное восприятие искусства становит­ся тем средством развития чувственной сферы ребенка, роль кото­рой должна всемерно усиливаться и стимулироваться.

Тенденция к чувственному обогащению духовного мира лично­сти объективно необходима, так как вызвана не только стремлением к гармоническому развитию ребенка, но и его потребностями, свя­занными с возрастными особенностями. Значение эмоционально-чувственного воспитания подрастающего поколения не всегда в достаточной мере осознается. Между тем это — важнейший


компонент «очеловечивания» разума, одухотворения всей ум­ственной сферы человека.

Чувственное обогащение личности — непременное диалек­тическое условие развития ее духовного мира, поскольку ду­ховность формируется в результате накопления чувственно-эмоционального опыта, его глубокого осмысления и нравствен­ного приятия, превращения во внутреннюю потребность и необ­ходимый фактор общественного существования.

Другая важнейшая тенденция музыкального образования за­ключается в стремлении к диалектическому взаимодействию культуры чувств с культурой мышления.Культура чувств, равно как и культура мышления, предполагает определенный ка­чественный уровень усвоения человеком общественного опыта в каждом из направлений развития общественного сознания.

Культура чувств — результат целенаправленного эмоцио­нально-чувственного воспитания учащихся средствами искусства в семье, ученическом коллективе и т.д. Музыкальное искусство в этом плане располагает уникальными возможностями. В музы­кальном произведении человеческие эмоции и чувства выраже­ны, как правило, концентрированно и обобщенно, что уже само по себе обусловлено их интеллектуальной «обработкой» в созна­нии композитора и исполнителя. Следовательно, музыкальное произведение изначально апеллирует не только к чувственной, но и к рациональной сфере сознания.

Однако в процессе восприятия музыки ребенком доминирует чувственный характер. С самого начала звучания он определяет от­ношение и первичную оценку музыки по принципу «нравится — не нравится». В то же время любое обсуждение, беседа о музыке, пояснение учителя или воспитателя затрагивают интеллектуаль­ную сферу ребенка, заставляя его дифференцировать чувственное содержание, точнее и глубже осознать его смысл, соотнести с фор­мой, оценить и сопоставить отдельные музыкальные образы и т.д.

Школьная программа по музыке дает образец такого упоря­дочения (тематического, жанрового, драматургического) музы­кального материала, чувственно-эмоциональная сторона которо­го обобщается, приобретает интеллектуальную окраску. В резуль-


тате культура чувств формируется во взаимодействии с культурой их осмысления с целью дальнейшего индивидуально-личност­ного присвоения.

На современном этапе развития человеческого общества значе­ние чувственного воспитания как одной из основ повышения ин­теллектуального потенциала общественного сознания неуклонно возрастает. Свидетельством этой тенденции служит современный опыт высокоразвитых зарубежных стран, в первую очередь, Япо­нии, а также США и ряда стран Западной Европы. Речь идет о мас­штабном использовании искусства в качестве одного из основных средств повышения квалификации руководящего состава служа­щих крупных промышленных предприятий и корпораций. Вни­мание к искусству в этом аспекте неслучайно. Искусство акти­визирует чувственную сферу человека, стимулируя одновремен­но мыслительную деятельность, способствуя появлению новых идей и проектов, увеличивая творческий потенциал сознания, его производительную отдачу в соответствии с объектом приложения умственных способностей человека.

Искусство дает эмоционально-нравственный заряд человече­скому сознанию, способствует его социализации и более эффек­тивной отдаче в различных областях общественной жизни. Фак­тически, искусство — наиболее универсальный стимулятор обще­ственного сознания, его творческого характера, проявляющегося в способности к совершенствованию производства, обществен­ных отношений, образа жизни.

Музыка в этом плане выполняет особую роль как искусство, непосредственно воздействующее на чувственный мир лично­сти. Отсутствие реальных зрительных факторов, непосредствен­но связанных с музыкальным содержанием, обусловливает силу эмоционально-чувственного воздействия на человека, глубину «вторжения» в его духовный мир.

Таким образом, музыка представляет собой наиболее очевид­ное и эффективное средство психологической отдачи от человека, проявляющейся как па уровне чувственного восприятия, так и на более высоких — мыслительных уровнях. По мере «присвоения» художественного содержания человек приобретает возможность


многофункционально использовать его в различных областях своей общественной практики.

Получается, что воспитательное воздействие музыки простира­ется далеко за пределы сферы художественного. Она влияет на все способы жизнедеятельности человека, помогая реализовать его скрытые творческие, созидательные возможности. Другими слова­ми, восприятие музыки инженером может проявиться, например, в техническом творчестве, политиком — в новых формах диалогов, дискуссий, сотрудничества и т.д. Наиболее низкий уровень воздей­ствия музыкального искусства на человека проявляется в простой ритмизации его деятельности (например, в условиях современного промышленного производства) за счет создания для нее определен­ного эмоционально-ритмического фона. Длительное использование «фоновой» музыки, однако, ведет к притуплению эмоциональной реакции человека, а значит, не только бесполезно, но и вредно.

Наиболее эффективна та музыка, которая содержит в себе раз­нообразные компоненты и средства художественной выразитель­ности в их диалектической взаимосвязи. Наиболее типична в этом плане классическая музыка, наименее — рок. Односторонность рок-музыки обусловлена доминирующим значением ритма и динамики в ущерб другим средствам художественной выразительности. Это, в свою очередь, ведет к ограниченности мироощущения и мировос­приятия «рок-личности». В результате, такая личность оказывается неспособной к всестороннему охвачу и творческому преобразова­нию окружающей действительности.

Более того, потеря возможности воспринимать окружающий мир в его целостности и разнообразии свидетельствует о проис­шедшей трансформации самой человеческой личности, утрате ею внутренней гармонии, духовного равновесия.

Таким образом, еще одна важная тенденция музыкального об­разования заключается в стремлении к повышению интеллек­туального потенциала и развитию интеллектуальной сферы через человеческие чувства.Это один из наиболее современных путей оптимизации умственной деятельности человека и повы­шения его производительной отдачи.

Путь к интеллекту через чувства оказался наиболее перспек­тивным с точки зрения всесторонней и глубокой реализации че-


ловеческих потребностей в конкретных результатах практической деятельности. Именно такой путь, как показала практика, способ­ствует раскрытию и реализации творческого потенциала челове­ка. При этом творческая деятельность приобретает особую значи­мость, что и обеспечивает проявление творческого начала во всех сферах деятельности людей независимо от их профессии.

Продолжением и развитием названных тенденций является тенденция к достижению качественно нового уровня духовно­сти, основанной на гуманизме, высокой внутренней культуре как результате образования и воспитания.

В этом плане искусство несет в себе нравственный заряд, от­ражающий, с одной стороны, достигнутый уровень духовного освоения жизни, а с другой, прогностические идеи, связанные с духовными перспективами человека в будущем.

Духовная культура человека — одна из важнейших качествен­ных характеристик человеческой личности и необходимое усло­вие ее развития. Понятие духовной культуры динамично. Оно предполагает не только целостность и гармонию духовного мира человека, но и его способность к постоянному самосовершен­ствованию, обновлению, т.е. творческому развитию, социально активной реализации во всех сферах жизни. Духовный потенциал человека тесно взаимосвязан с творческим его потенциалом, ибо творчество есть практическая реализация развитых духовных по­требностей человека.

Таким образом, звено «творческие способности — духовная культура» (и наоборот) — ядро процесса социализации личности, ее духовного развития и самосовершенствования. Взаимосвязь ду­ховной культуры с творческими способностями представляет со­бой важнейшую идейную основу, практического использования музыкального искусства в образовательных целях.

Апеллируя в первую очередь к чувствам человека, музыка сама же их и формирует, направляет, способствует их осмысле­нию, обобщению, дифференциации. Таким образом, музыкаль­ное образование — одно из мощнейших средств формирования духовности как качественного результата многоаспектного онто­генетического развития человеческой личности с учетом филоге­нетических (исторически обусловленных) его особенностей на каж­дом из этапов культурно-исторического развития.


Рассмотрим подробнее, как развиваются сегодня концептуаль­ные идеи Д.Б. Кабалевского в работах его учеников, коллег и по­следователей. Наиболее фундаментальными идеями, заимствован­ными последователями Д.Б. Кабалевского стали: культурологиче­ский подход; целостная тематическая структура; обращение к ин­тонационной природе музыки и провозглашение специфики урока музыки как урока искусства.

Эти и другие идеи мастера привели его учеников и последова­телей к развитию основных положений Учителя, углублению его музыкально-педагогической концепции. Охарактеризуем основ­ные направления развития идей Д.Б. Кабалевского в музыкально-педагогических концепциях его последователей. Остановимся, в основном, на принципиально новых достижениях его молодых коллег и учеников.

Одной изталантливых последователей Учителя стала Л.В. Горю-нова, которой удалось добиться впечатляющих научно-теоретических и практических результатов в реализации идей Д.Б. Кабалевского на новом этапе развития отечественной музыкально-педагогической мысли. Так, ею разработаны принципы педагогики искусства (образ­ность, ассоциативность, вариативность, интонационность, целост­ность, единство разного и своеобразного).

Л.В. Горюнова предложила также новаторскую логику пости­жения искусства: постижение музыки через интонацию; постиже­ние музыки музыкой; постижение музыки другими искусствами; постижение музыки жизнью природы и человека, а не отдельны­ми средствами.

Л.В. Горюнова разработала также единицы музыкального развития ребенка. Это: впечатление как единица вхождения в ис­кусство; эмоциональное состояние как единица качественного изменения личности ребенка в процессе взаимодействия с искус­ством; значение как структурно-смысловая единица понимания художественно-образного содержания музыки; чувство стиля как вершина интегративности музыкального мышления.

Эти и другие идеи получили свое яркое и своеобразное раз­витие в музыкально-педагогической концепции коллектива ав­торов под руководством Л.В. Школяр (Л.В. Школяр, В.А. Шко­ляр, В.О. Усачева). Их неоспоримая заслуга —• в углублении


фияоеофско-педагогического содержания музыкального образо­вания. Названным авторам принадлежат следующие инноваци­онные идеи: концепция развивающего музыкального обучения (Л.В. Школяр); идея проблематизации музыкального образования (оставления основных идей открытыми, не до конца решенны­ми — Л.В. Школяр); теория художественных знаний, умений, на­выков (В.А. Школяр); теория сочинения музыки (В.О. Усачева).

Авторами данного учебно-методического комплекта раз­работаны и внедрены в практику следующие инновационные методы работы с учащимися: «моделирование художественно-творческого процесса» (Л.В. Школяр); «сочинение сочиненного» (В.О. Усачева); «метод содержательного анализа» (В.А. Школяр).

Основой методологического осмысления музыки этим автор­ским коллективом явились следующие положения: музыка отража­ет жизнь на философском уровне, рассматривая вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нрав­ственных позиций. Познание музыки осуществляется как само­стоятельная творческая деятельность учащихся, художественная по содержанию и учебная по форме; деятельность учителя -это не работа по «трансляции» знаний, умений и навыков в их общепри­нятом, традиционном понимании, а его методическое творчество по организации исследовательской деятельности учащихся.

Разрабатывая концепцию развивающего обучения музыке, авто­ры внесли значительный вклад в классическую отечественную кон­цепцию детского музыкального творчества. Они обосновали не толь­ко значение и условия слушания и исполнения музыки в общеоб­разовательной школе — основы этих процессов в свое время уже были заложены в музыкально-педагогической концепции Д.Б. Каба­левского, — но и разработали оригинальную концепцию сочинения музыки детьми, что при жизни Д.Б. Кабалевский сделать не успел.

Эти и другие инновационные идеи названных авторов спо­собствовали формированию новой отечественной педагогической концепции культуросообразного образования, заслужившей в по­следнее десятилетие общественное признание как одной из наи­более глубоких, научно состоятельных и перспективных.

Следующий коллектив авторов (в основном, учеников Д.Б. Ка-балепского) — К.Д. Критская, Г.! I. Сергеева, Т.С. Шмагина. Харак-


черными особенностями разработанных ими программ и учебно-методических комплектов по музыке для общеобразовательной школы стали: углубление культурологического содержания музы­кального образования; опора на принцип диалога культур; опора на принцип диалога искусств; значительное обновление музыкаль­ного репертуара за счет введения в учебно-воспитательный про­цесс церковной музыки, песен бардов, джаза, рок-оперы.

Названные авторы разработали новые педагогические приори­теты в музыкальном образовании школьников. Они опираются не на знания о музыке, а на знание самой музыки, погружение в нее. Отсюда — основным средством становится практическое музици­рование (пение, игра, пластическое интонирование, импровизация). Причем, ученикам предоставляется свобода в выборе изобразитель­ных, пластических, речевых и других аналогов музыки. Авторы широко используют интонационно-образные сопоставления произ­ведений различных стилей (эпохальных, национальных, индивиду­альных), что, как полагают авторы, обеспечивает постижение содер­жания музыки и творческой индивидуальности ее авторов.

Основой развития музыкального мышления учащихся становит­ся неоднозначность восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») кон­кретных музыкальных сочинений, что позволяет устанавливать раз­нообразные интонационно-образные связи музыки с другими искус­ствами, развивать «внутренний слух» и «внутреннее зрение» детей.

Еще один творческий коллектив, развивающий идеи Д.Б. Ка­балевского, — В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Своеобра­зие их программы и учебно-методического комплекта по музыке •заключается в многоаспектной разработке и применении метода межпредметных взаимодействий, опоре на постижение художе­ственного стиля (стилевой подход), а также постижение исполни­тельской интерпретации. При этом авторы подчеркивают главен­ство творческого метода как качественного показателя музыкаль­ного образования в деятельностном его проявлении.

В своих учебно-методических материалах для школы данные авторы опираются на метод восхождения от частного к общему, который отражает постоянное развитие компонентов музыкально-

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского и ее интернациональное значение для обновления принципов, содержания, методов и форм

Ббк.. б.. печатается по решению редакционно издательского совета гоу вло мгпу автор доктор педагогических наук профессор е а бодина..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Музыкального образования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Бодина Е.А.
История музыкального образования:Учебное по­собие. - М.:"МГПУ. 2009. - 164 с. В пособии освещены основные исторические этапы развития му­зыкального образования. Охара

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги