Д.Б. Кабалевский — выдающийся современный композитор, музыкант-исполнитель, дирижер, ученый, общественный деятель. Универсальность его дарования проявилась в различных областях многогранной деятельности, прежде всего в обширном и разноплановом композиторском творчестве. Им созданы пять опер, оперетта, тринадцать симфонических произведений, семь инструментальных концертов, множество ансамблей и других инструментальных произведений, шесть кантат и ораторий, фортепианная музыка для детей и юношества, романсы, песни, музыка к фильмам, театральным и радиопостановкам. Произведения Д.Б. Кабалевского составили золотой фонд мирового музыкального искусства и являются неотьемлемой частью педагогического и концертного репертуара. Помимо этого Д.Б. Кабалевский был прекрасным пианистом и дирижером, талантливым педагогом-воспитателем, высокоинтеллектуальным и нравственным человеком'.
Активная творческая и подвижническая деятельность Д.Б. Кабалевского и его соратников привела к необходимости коренного преобразования отечественной системы музыкального образования школьников в 70-е годы XX века. Д. Б. Кабалевский выдвинул фундаментальные идеи по кардинальному изменению содержания и методов массового музыкального воспитания школьников. Они воплотились в уникальной отечественной музыкально-педагогической концепции и разработанной на ее основе новой программе «Музыка» для общеобразовательной школы.
Концепция Д.Б. Кабалевского, в основу которой были положе
ны научные идеи Б.В. Асафьева, ряда прогрессивных педагогов-
музыкантов ... - Н.Л. Гродзенской, В.И. Шацкой и др.. собствен
ные научные разработки и огромный личный практический опыт.
См.: Д.Б. Кабалевским — композитор, ученый, педагог. - М.: НИ ИР О, 2004.
I 36
стала его последней — «педагогической симфонией». Концепция Д.Б. Кабалевского в корне изменила содержание уроков музыки, превратив их в уроки искусства, раскрыла широкие возможности для самостоятельной творческой работы учителя. Его концепция позволила по-новому организовать деятельность школьников на уроках искусства, развивать их ассоциативно-образное мышление, целостность и яркость восприятия, эмоциональность, многообразные исполнительские навыки.
Концепция Д.Б. Кабалевского дала мощный толчок обновлению организации, содержания, методов и форм внеклассной и внешкольной работы. В своей концепции Кабалевский возвысился над идеологией своего времени, подняв школьный урок музыки к вершинам осмысления общечеловеческих и общекультурных ценностей.
Новаторские музыкально-педагогические устремления Д.Б. Кабалевского в сфере массового музыкального образования не только воплотились теоретически в его фундаментальной музыкально-педагогической концепции, но и получили блистательную практическую апробацию, доказавшую их жизненность и педагогическую эффективность. Восемь лет подряд академик с мировым именем и авторитетом приходил в обычную школу № 209 г. Москвы, где проводил с учащимися уроки музыки. При этом каждый такой урок был открытием — для учащихся, коллег, соратников'.
Д.Б. Кабалевский первым обратился к культурологическому подходу в музыкальном образовании. Этот подход сформировался в мировой и отечественной науке в 60—70-е годы XX века и был чутко воспринят Д.Б. Кабалевским как руководство к действию. Основная причина обращения именно к этому подходу заключалась в том, что культурологическое знание опирается на внутренние закономерности развития культуры, тенденции ее взаимодействия с обществом и личностью. Поэтому культурологический подход приобрел методологическое значение для обновления музыкального образования, углубления его содержания и формирования отношения к педагогике искусства как важнейшей области культуры. Основные аспекты культурологического подхода: аксиологический (ценностный), технологический (связанный
См.: Д. Б. Кабалевский о му !ыке и музыкальном воепт ании - М.: НИИРО. 2004.
с деятельностью) и личностно-творческий. Эти аспекты достаточно полно и содержательно отражают сложнейший процесс взаимодействия человека и искусства, ведущий к развитию и самосовершенствованию личности, ее духовному преображению.
Глубина и масштабность культурологического подхода привлекли Д.Б. Кабалевского, позволили по-новому осмыслить цель, задачи и содержание музыкального воспитания подрастающего поколения. Этот подход обусловил обновление идейных основ и путей практического реформирования отечественного музыкального образования в последней трети XX века, позволил активизировать развитие отечественной эстетической и педагогической мысли, способствовал новой интерпретации музыкально-педагогических идей. Культурологический подход также тесно связан с тенденцией гуманизации и гуманитаризации образовательной системы.
Фундаментальность и культурологическая обусловленность подхода Д.Б. Кабалевского к проблемам музыкального образования определили его понимание искусства как одной из двух важнейших (наряду с наукой), коренных основ духовной культуры человека. Гражданственность позиции Д.Б. Кабалевского в ходе разработки основ музыкальной педагогики воплотилась в новой формулировке цели музыкального воспитания.
Педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского в основе своей тесно связана с передовыми завоеваниями отечественной педагогической мысли (идеи В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амо-нашвили, ИМ. Предтеченской и др.). Под воздействием научно-теоретических идей и разносторонней практической деятельности выдающегося реформатора музыкального воспитания в России сформировалась научная школа Д. Б. Кабалевского. Основные черты концепции Д.Б. Кабалевского как научно обоснованной целостной педагогической системы — концептуальность, научность, художественность— обеспечили особое место системы Д.Б. Кабалевского в истории музыкальной педагогики.
Под его непосредственным влиянием и при поддержке композитора заявили о себе и вошли в школьную практику новые авторские программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского и «Мировая художественная культура» Л.М. Предтеченской.
Д.Б. Кабалевскому принадлежит новое понимание природы музыки как «живого образного искусства»; ее связи с жизнью и. обусловленной этим силы воздействия на личность школьника. Воплощением новых принципов преподавания искусства в массовой школе явилась художественная дидактика. Педагог не только разработал новую методологию музыкального воспитания, но и создал детально разработанную программу и новую методику музыкального образования, основанную на преобразующей силе музыки, вере в творческую природу ребенка и требующую от учителя творческого подхода к профессиональной музыкально-образовательной деятельности.
Д.Б. Кабалевский первым обосновал фундаментальное значение активного восприятия музыки («умения вслушиваться и вдумываться в нее») как основы музыкального воспитания и образования. Ведущая роль при этом принадлежит методу восхождения от абстрактного к конкретному (метод диалектической логики) на основе закономерностей, вытекающих из природы искусства.
Педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского неразрывно связана с теорией развивающего обучения В.В. Давыдова - Д.Б. Эль-конина и теорией развивающего музыкального образования Л.В. Школяр. Д.Б. Кабалевский обосновал и разработал проблему нравственно преобразующей природы музыки в ее воздействии на личность, что превратило его систему в выдающееся достижение мировой музыкально-педагогической мысли.
Охарактеризуем музыкально-педагогическую концепцию и программу,со:зданную им, подробнее.
Эпиграфом к последней стали слова В.А. Сухомлинского о том, что музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Благодаря Д. Б. Кабалевскому традиционный для послевоенной отечественной школы урок пения превратился в урок музыки — предмет, изучающий музыку как живое искусство. При этом краеугольным вопросом методики музыкального воспитания стал вопрос: как заинтересовать и увлечь школьников музыкой? По мысли Д.Б. Кабалевского, интерес, увлеченность занятиями представляет собой фундаментальную проблему всей педагогики. Отсюда главным для Мастера стало ни чему учить, а чем и как увлечь детей.
Д.Б. Кабалевский был убежден, что недостаток интереса и увлеченности занятиями невозможно восполнить общедидактическими принципами, какими бы глубокими и рафинированными последние ни были. Нужно опираться на закономерности самой музыки, не забывая при этом, что музыка — не «гарнир» к жизни, а важная ее часть.
Глубокое понимание специфики музыки как искусства, а также насущных потребностей музыкального воспитания привели Д.Б. Кабалевского к принципиально новой формулировке цели музыкального образования — «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры»1.
Д.Б. Кабалевский разработал новые принципы музыкального образования школьников. Прежде всего, это опора на «трех китов» — песню, танец и марш — три основные сферы музыки, к каждой из которых применимы такие определения, как «область», «жанр», «форма», «тип», «характер». Д.Б. Кабалевский считал, что песня, танец и марш — самые массовые и самые демократические области музыки. Подобно тому, как фундамент связывает дом с землей, на которой он стоит, песня танец и марш связывают все богатейшее, многообразно развитое здание музыки с огромными массами людей, жизнью народов.
Кроме того, «песня, танец и марш дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью»'1. Использование этих массовых жанров помогает вызвать веру и уважение детей к себе, а также доверие и симпатию к учителю. Помимо этого, благодаря песне, танцу и маршу восприятие музыки школьниками становится активно-творческим, аналитическим. И здесь мы подходим к следующему принципу, который сформулирован Д.Б. Кабалевским следующим образом. Главное, «что должна давать учащимся школа: не только наблю-
Музыка: 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. — М: Просвещение, 2006. С. 7. "Там же. - С. 8.
дать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем, в данном случае — не только слушать и слышать (!) музыку, но и размышлять о ней»1. Однако Д.Б. Кабалевский предупреждал, что музыка — это не только средство познания, но и превращения любого логического факта в эмоционально одухотворенный. Размышления о музыке обнаруживают также ее тесную связь со всеми другими искусствами: литературой, а также историей и другими гуманитарными предметами.
Опора на «трех китов», по Д.Б. Кабалевскому, устанавливает естественную связь школьных занятий музыкой с повседневной жизнью школьников. «Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода сверхзадача школьных занятий... Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса»2.
Важнейшей особенностью программы Д.Б. Кабалевского является ее тематическое построение. Это создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов. Требуя от учителя музыки творческого подхода к программе, Д.Б. Кабалевский предупреждал, что «учитель ни в коем случае не должен разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем — основа данной программы»3.
Выдающийся музыкант-педагог хотел видеть учителя свободным от власти схемы, требующей от него стандартного графика проведения урока, и призывал всегда помнить, что урок музыки должен быть целостным, объединять все входящие в него элементы в единое понятие музыки, музыкального искусства. Опираясь на художественную природу музыки, Д.Б. Кабалевский призывал исключить из начального этапа обучения освоение нотной грамоты. Гораздо более важным он считал развитие музыкальной грамотности — по сути, музыкальной культуры, уровень которой не находится в прямой зависимости от усвоения нотной грамоты как таковой. «Музыкальная грамотность — это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, это «особое чувство» музыки, заставляющее воспринимать
Музыка: 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006. -С. 8. "Там же. -Г. 10.
Там же. -С. 11.
ее эмоционально, ... на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы» .
Теоретические знания Д.Б. Кабалевский допускал лишь после того, как у детей вызваны интерес и любовь к музыке, выработаны первоначальные навыки слухового восприятия и исполнения музыки, накоплен определенный слуховой опыт. В этом контексте Д.Б. Кабалевский не признавал никаких правил и упражнений, отвлеченных от живой музыки. Гораздо более важным он считал развитие активного восприятия музыки — только тогда, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней, она сможет выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Д.Б. Кабалевский был убежден, что «настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие...— одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли» .
При этом Д.Б. Кабалевский неоднократно подчеркивал значение традиционного для России хорового пения. Более того, его лозунг «Каждый класс — хор!» обрисовывал тот идеал, к которому, по мысли мастера, должен стремиться каждый школьный учитель. Хоровое пение помогает вслушиваться и вдумываться в музыку, способствует созданию на уроке атмосферы, близкой к атмосфере концертного зала. А это, в свою очередь, стимулирует любовь и уважение к музыке. В итоге именно вызываемая учителем активность класса и может служить важнейшим критерием его педагогического мастерства.
Д.Б. Кабалевский раскрыл, в чем заключается творческое начало на уроках музыки: в своеобразии (а не только правильности) ответов учащихся, их стремлении самостоятельно задавать вопросы учителю, в собственных предположениях о характере исполнения, в остроте слуховой наблюдательности, выражаемой детьми вслух. Помимо этого, творческое развитие учащихся проявляется в разви-
Мучыка; 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2006. -С. 12. "Там же,- С. 14.
I 42
тли интонационного и ладового слуха, творческой фантазии в различных ее формах. Важнейшей из таких форм он считал импровизацию — мелодическую, ритмическую, динамическую и т.д.
В программе детально обоснован предложенный Д.Б. Кабалевским метод «забегания» вперед и «возврата» к пройденному, обеспечивающего единство и непрерывность процесса формирования музыкальной культуры учащихся. Его применение дает возможность повторного слушания и исполнения одних и тех же сочинений, что способствует развитию навыков восприятия и исполнительского мастерства учащихся. Формирование музыкальной культуры предполагает способность детей уже после однократного прослушивания схватывать самое существенное в сравнительно большом количестве разных сочинений и наряду с этим выработку умения глубоко вникать.в сравнительно небольшое число наиболее значительных произведений, многократно их прослушивать, размышлять о содержании и анализировать. Таким образом, метод «забегания» и «возврата» помогает учителю связывать возведение каждого нового этажа музыкальной культуры учащихся с укреплением уже ранее построенных.
Новаторство Д.Б. Кабалевского проявилось и в формулировке новых требований к учителю музыки — он должен быть музыкально образованным педагогом. Это значит, что учитель должен сам любить музыку как живое искусство, приносящее радость, относиться к ней с волнением и увлеченностью. Ибо нельзя вызвать в детях любовь к тому, чего не любишь сам и увлечь тем. чем сам не увлечен. Отсюда — необходимость овладения множеством знаний и практических умений. Из всех умений он особо подчеркивал владение инструментом. Механическая запись на уроке музыки лишь дополняет непосредственные впечатления от живого исполнения учителя, но никак не заменяет его.
Д.Б. Кабалевский призывал учителей к тому, чтобы все формы музыкальных занятий со школьниками были направлены на их духовное развитие, так как «взгляды учащихся на музыку неотделимы от их взглядов на жизнь вообще. Основополагающая задача учителя — помочь формированию этих взглядов...» . Под-
Музыка: 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2006. - С. 18.
водя итог обоснованию своей концепции, Д.Б. Кабалевский написал: «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира» .
Литература
Искусство и школа. - М.: Просвещение, 1081.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М.: Просвещение, 1084.
Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. - Пермь: Кн. изд-во, 1980.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? — М.: Просвещение, 1989.
Кабалевский Д.Б. — композитор, ученый, педагог. - М.: НИИ-РО, 2004.
Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании- М.: НИИРО, 2004.
Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. - М: Педагогика, 1973.
Кабалевский Д.Б. Сила искусства. — М: Молодая гвардия, 1984.
Музыка: 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006.
Вопросы для самопроверки:
1. Что Вам известно о жизни и творчестве Д.Б. Кабалевского?
2. В чем состоят важнейшие особенности музыкально-
педагогической концепции Д.Б. Кабалевского?
3. Почему и как сформулировал Д.Б. Кабалевский цель музы
кального воспитания в школе?
4. На чьи идеи опирался Д.Б. Кабалевский при разработке
своей концепции?
5. Назовите и прокомментируйте основные принципы про
граммы Д.Б. Кабалевского.
6. Какие из разработанных Д.Б. Кабалевским методы Вам
оли же/
Музыка: 1-8 классы: Программы общеобразовательных учреждений. — М.:
Просвещение. 2006.-С. 18.
I 44
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО
В ПРОГРАММАХ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТАХ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
По мере роста культурного уровня народа влияние искусства на жизнь общества, его морально-психологический климат постоянно усиливается. Обязательность и всеобщая доступность приобщения к культурным ценностям закреплена в Конституции России, где акцентируется необходимость заботы государства об охране и приумножении духовных ценностей, широком их использовании для повышения культурного уровня людей, поощрении профессионального искусства и народного художественного творчества. При этом повышение роли литературы и искусства связано с их ярко выраженной воспитательной направленностью в современных условиях.
Особенности современного этапа общественно-экономического и социального развития обусловили новые требования к воспитанию человека. При этом цель воспитания — не сумма знании, а вооружение методом научного познания действительности, выработка способности и умения самостоятельно пополнять свои знания.
На современном этапе развития общества изменяются некоторые функции культуры. Она приобретает практический характер и выполняет социально активную роль. Остро стоит вопрос о пробуждении творческих и эстетических начал в человеке, о глубине восприятия культурных ценностей и эффективности их потребления. В связи с этим доминирующей функцией культуры становится формирование человека как субъекта творчества, эстетически преобразующего окружающий мир.
Применительно к музыке огромную важность приобретает проблема именно воспитания, а не «развлечения» масс, на что неоднократно указывал Д.Б. Кабалевский. Подчеркнем, что, апеллируя к личности, ищущей развлечений, СМИ, по сути, сами же ее и соз-
дают. Спекулируя на потребности людей в развлекательности, средства массовой информации абсолютизируют эту потребность, доводя ее до абсурда, психо-физиологической неуправляемости, неконтролируемости сознанием. В результате потребность в развлечении как одном из содержательных аспектов досуга превращается в привычку только развлекаться.
Причем, развлечение нередко приобретает для молодежи жизненно важный смысл, определяя в итоге образ жизни. Его главным отличием становится общая направленность жизнедеятельности человека на развлечение. При этом учеба, трудовая и общественная деятельность оттесняются на второй план, как не имеющие решающего значения. Социально-психологический смысл такой трансформации человеческой личности, особенно в молодежной среде, переоценить невозможно.
Избрав основной мишенью своих целенаправленных действий молодежь, СМИ делают ставку на изменение потребностей молодых людей, реализующихся в удовлетворении, в первую очередь, психофизиологических и гедонистических потребностей. Причем, эти потребности рассматриваются вне целостного контекста духовного мира личности и перспектив ее социокультурного развития.
Современная постановка проблемы развития духовности как источника творчества и одного из важнейших факторов прогресса человеческого общества в целом предполагает обязательное сочетание ускоренного социально-экономического развития с ускоренным развитием духовной сферы.
Однако духовность может сформироваться лишь под воздействием духовности. Общественная практика убедительно свидетельствует о том, что средства назидания, дидактического внушения нравственности, как правило, малоэффективны. Духовность формируется убеждением, т.е. путем личностного заимствования, «присвоения» нравственных истин при обязательной инициативе воспитуемого в процессе освоения духовного опыта, накопленного обществом или личностью.
Иными словами, дли формирования духовности помимо объекта воспитания (человека) необходим субъект — воспитатель. Роль субъекта воспитания может выполнять другой человек, жизненная ситуация, книга, произведение искусства. Причем, в любом случае
воспитательная эффективность воздействия на человека определяется степенью постижения им духовного содержания, нравственных истин, которые не просто «прочитаны», а приняты как свои, как руководство, принцип жизни, деятельности, поведения.
Назовем перспективные тенденции музыкального образования, отражающие стремление к социокультурной эффективности, повышению образовательной и воспитательной роли музыкального искусства в современных условиях.
Одна из важнейших — тенденция к чувственному обогащению духовного мира личности.Эта тенденция обусловлена главной целью воспитания — стремлением к гармоническому развитию человеческой личности. Гармония личности предполагает всестороннее ее воспитание. Как уже подчеркивалось, содержание учебного плана современной школы направлено преимущественно на умственное развитие учащихся, которое само по себе не может обеспечить гармоничности, поскольку представляет собой лишь один из компонентов ее формирования.
Следовательно, умственное развитие личности должно быть уравновешено, в первую очередь — чувственностью.
Чувственное воспитание, как правило, не фигурирует в числе первоочередных воспитательных задач школы, поскольку, с одной стороны, недооценивается, а с другой, не имеет конкретного и специального предмета реализации. Это закономерно, поскольку даже искусство не только оказывает эмоционально-чувственное воздействие, но и влияет на весь духовный мир личности, включая высокие уровни осмысления и. обобщения воспринятого. Однако ни один учебный предмет не оказывает такого формирующего воздействия на чувства, как искусство. Следовательно, именно непосредственное эмоциональное восприятие искусства становится тем средством развития чувственной сферы ребенка, роль которой должна всемерно усиливаться и стимулироваться.
Тенденция к чувственному обогащению духовного мира личности объективно необходима, так как вызвана не только стремлением к гармоническому развитию ребенка, но и его потребностями, связанными с возрастными особенностями. Значение эмоционально-чувственного воспитания подрастающего поколения не всегда в достаточной мере осознается. Между тем это — важнейший
компонент «очеловечивания» разума, одухотворения всей умственной сферы человека.
Чувственное обогащение личности — непременное диалектическое условие развития ее духовного мира, поскольку духовность формируется в результате накопления чувственно-эмоционального опыта, его глубокого осмысления и нравственного приятия, превращения во внутреннюю потребность и необходимый фактор общественного существования.
Другая важнейшая тенденция музыкального образования заключается в стремлении к диалектическому взаимодействию культуры чувств с культурой мышления.Культура чувств, равно как и культура мышления, предполагает определенный качественный уровень усвоения человеком общественного опыта в каждом из направлений развития общественного сознания.
Культура чувств — результат целенаправленного эмоционально-чувственного воспитания учащихся средствами искусства в семье, ученическом коллективе и т.д. Музыкальное искусство в этом плане располагает уникальными возможностями. В музыкальном произведении человеческие эмоции и чувства выражены, как правило, концентрированно и обобщенно, что уже само по себе обусловлено их интеллектуальной «обработкой» в сознании композитора и исполнителя. Следовательно, музыкальное произведение изначально апеллирует не только к чувственной, но и к рациональной сфере сознания.
Однако в процессе восприятия музыки ребенком доминирует чувственный характер. С самого начала звучания он определяет отношение и первичную оценку музыки по принципу «нравится — не нравится». В то же время любое обсуждение, беседа о музыке, пояснение учителя или воспитателя затрагивают интеллектуальную сферу ребенка, заставляя его дифференцировать чувственное содержание, точнее и глубже осознать его смысл, соотнести с формой, оценить и сопоставить отдельные музыкальные образы и т.д.
Школьная программа по музыке дает образец такого упорядочения (тематического, жанрового, драматургического) музыкального материала, чувственно-эмоциональная сторона которого обобщается, приобретает интеллектуальную окраску. В резуль-
тате культура чувств формируется во взаимодействии с культурой их осмысления с целью дальнейшего индивидуально-личностного присвоения.
На современном этапе развития человеческого общества значение чувственного воспитания как одной из основ повышения интеллектуального потенциала общественного сознания неуклонно возрастает. Свидетельством этой тенденции служит современный опыт высокоразвитых зарубежных стран, в первую очередь, Японии, а также США и ряда стран Западной Европы. Речь идет о масштабном использовании искусства в качестве одного из основных средств повышения квалификации руководящего состава служащих крупных промышленных предприятий и корпораций. Внимание к искусству в этом аспекте неслучайно. Искусство активизирует чувственную сферу человека, стимулируя одновременно мыслительную деятельность, способствуя появлению новых идей и проектов, увеличивая творческий потенциал сознания, его производительную отдачу в соответствии с объектом приложения умственных способностей человека.
Искусство дает эмоционально-нравственный заряд человеческому сознанию, способствует его социализации и более эффективной отдаче в различных областях общественной жизни. Фактически, искусство — наиболее универсальный стимулятор общественного сознания, его творческого характера, проявляющегося в способности к совершенствованию производства, общественных отношений, образа жизни.
Музыка в этом плане выполняет особую роль как искусство, непосредственно воздействующее на чувственный мир личности. Отсутствие реальных зрительных факторов, непосредственно связанных с музыкальным содержанием, обусловливает силу эмоционально-чувственного воздействия на человека, глубину «вторжения» в его духовный мир.
Таким образом, музыка представляет собой наиболее очевидное и эффективное средство психологической отдачи от человека, проявляющейся как па уровне чувственного восприятия, так и на более высоких — мыслительных уровнях. По мере «присвоения» художественного содержания человек приобретает возможность
многофункционально использовать его в различных областях своей общественной практики.
Получается, что воспитательное воздействие музыки простирается далеко за пределы сферы художественного. Она влияет на все способы жизнедеятельности человека, помогая реализовать его скрытые творческие, созидательные возможности. Другими словами, восприятие музыки инженером может проявиться, например, в техническом творчестве, политиком — в новых формах диалогов, дискуссий, сотрудничества и т.д. Наиболее низкий уровень воздействия музыкального искусства на человека проявляется в простой ритмизации его деятельности (например, в условиях современного промышленного производства) за счет создания для нее определенного эмоционально-ритмического фона. Длительное использование «фоновой» музыки, однако, ведет к притуплению эмоциональной реакции человека, а значит, не только бесполезно, но и вредно.
Наиболее эффективна та музыка, которая содержит в себе разнообразные компоненты и средства художественной выразительности в их диалектической взаимосвязи. Наиболее типична в этом плане классическая музыка, наименее — рок. Односторонность рок-музыки обусловлена доминирующим значением ритма и динамики в ущерб другим средствам художественной выразительности. Это, в свою очередь, ведет к ограниченности мироощущения и мировосприятия «рок-личности». В результате, такая личность оказывается неспособной к всестороннему охвачу и творческому преобразованию окружающей действительности.
Более того, потеря возможности воспринимать окружающий мир в его целостности и разнообразии свидетельствует о происшедшей трансформации самой человеческой личности, утрате ею внутренней гармонии, духовного равновесия.
Таким образом, еще одна важная тенденция музыкального образования заключается в стремлении к повышению интеллектуального потенциала и развитию интеллектуальной сферы через человеческие чувства.Это один из наиболее современных путей оптимизации умственной деятельности человека и повышения его производительной отдачи.
Путь к интеллекту через чувства оказался наиболее перспективным с точки зрения всесторонней и глубокой реализации че-
ловеческих потребностей в конкретных результатах практической деятельности. Именно такой путь, как показала практика, способствует раскрытию и реализации творческого потенциала человека. При этом творческая деятельность приобретает особую значимость, что и обеспечивает проявление творческого начала во всех сферах деятельности людей независимо от их профессии.
Продолжением и развитием названных тенденций является тенденция к достижению качественно нового уровня духовности, основанной на гуманизме, высокой внутренней культуре как результате образования и воспитания.
В этом плане искусство несет в себе нравственный заряд, отражающий, с одной стороны, достигнутый уровень духовного освоения жизни, а с другой, прогностические идеи, связанные с духовными перспективами человека в будущем.
Духовная культура человека — одна из важнейших качественных характеристик человеческой личности и необходимое условие ее развития. Понятие духовной культуры динамично. Оно предполагает не только целостность и гармонию духовного мира человека, но и его способность к постоянному самосовершенствованию, обновлению, т.е. творческому развитию, социально активной реализации во всех сферах жизни. Духовный потенциал человека тесно взаимосвязан с творческим его потенциалом, ибо творчество есть практическая реализация развитых духовных потребностей человека.
Таким образом, звено «творческие способности — духовная культура» (и наоборот) — ядро процесса социализации личности, ее духовного развития и самосовершенствования. Взаимосвязь духовной культуры с творческими способностями представляет собой важнейшую идейную основу, практического использования музыкального искусства в образовательных целях.
Апеллируя в первую очередь к чувствам человека, музыка сама же их и формирует, направляет, способствует их осмыслению, обобщению, дифференциации. Таким образом, музыкальное образование — одно из мощнейших средств формирования духовности как качественного результата многоаспектного онтогенетического развития человеческой личности с учетом филогенетических (исторически обусловленных) его особенностей на каждом из этапов культурно-исторического развития.
Рассмотрим подробнее, как развиваются сегодня концептуальные идеи Д.Б. Кабалевского в работах его учеников, коллег и последователей. Наиболее фундаментальными идеями, заимствованными последователями Д.Б. Кабалевского стали: культурологический подход; целостная тематическая структура; обращение к интонационной природе музыки и провозглашение специфики урока музыки как урока искусства.
Эти и другие идеи мастера привели его учеников и последователей к развитию основных положений Учителя, углублению его музыкально-педагогической концепции. Охарактеризуем основные направления развития идей Д.Б. Кабалевского в музыкально-педагогических концепциях его последователей. Остановимся, в основном, на принципиально новых достижениях его молодых коллег и учеников.
Одной изталантливых последователей Учителя стала Л.В. Горю-нова, которой удалось добиться впечатляющих научно-теоретических и практических результатов в реализации идей Д.Б. Кабалевского на новом этапе развития отечественной музыкально-педагогической мысли. Так, ею разработаны принципы педагогики искусства (образность, ассоциативность, вариативность, интонационность, целостность, единство разного и своеобразного).
Л.В. Горюнова предложила также новаторскую логику постижения искусства: постижение музыки через интонацию; постижение музыки музыкой; постижение музыки другими искусствами; постижение музыки жизнью природы и человека, а не отдельными средствами.
Л.В. Горюнова разработала также единицы музыкального развития ребенка. Это: впечатление как единица вхождения в искусство; эмоциональное состояние как единица качественного изменения личности ребенка в процессе взаимодействия с искусством; значение как структурно-смысловая единица понимания художественно-образного содержания музыки; чувство стиля как вершина интегративности музыкального мышления.
Эти и другие идеи получили свое яркое и своеобразное развитие в музыкально-педагогической концепции коллектива авторов под руководством Л.В. Школяр (Л.В. Школяр, В.А. Школяр, В.О. Усачева). Их неоспоримая заслуга —• в углублении
фияоеофско-педагогического содержания музыкального образования. Названным авторам принадлежат следующие инновационные идеи: концепция развивающего музыкального обучения (Л.В. Школяр); идея проблематизации музыкального образования (оставления основных идей открытыми, не до конца решенными — Л.В. Школяр); теория художественных знаний, умений, навыков (В.А. Школяр); теория сочинения музыки (В.О. Усачева).
Авторами данного учебно-методического комплекта разработаны и внедрены в практику следующие инновационные методы работы с учащимися: «моделирование художественно-творческого процесса» (Л.В. Школяр); «сочинение сочиненного» (В.О. Усачева); «метод содержательного анализа» (В.А. Школяр).
Основой методологического осмысления музыки этим авторским коллективом явились следующие положения: музыка отражает жизнь на философском уровне, рассматривая вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций. Познание музыки осуществляется как самостоятельная творческая деятельность учащихся, художественная по содержанию и учебная по форме; деятельность учителя -это не работа по «трансляции» знаний, умений и навыков в их общепринятом, традиционном понимании, а его методическое творчество по организации исследовательской деятельности учащихся.
Разрабатывая концепцию развивающего обучения музыке, авторы внесли значительный вклад в классическую отечественную концепцию детского музыкального творчества. Они обосновали не только значение и условия слушания и исполнения музыки в общеобразовательной школе — основы этих процессов в свое время уже были заложены в музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, — но и разработали оригинальную концепцию сочинения музыки детьми, что при жизни Д.Б. Кабалевский сделать не успел.
Эти и другие инновационные идеи названных авторов способствовали формированию новой отечественной педагогической концепции культуросообразного образования, заслужившей в последнее десятилетие общественное признание как одной из наиболее глубоких, научно состоятельных и перспективных.
Следующий коллектив авторов (в основном, учеников Д.Б. Ка-балепского) — К.Д. Критская, Г.! I. Сергеева, Т.С. Шмагина. Харак-
черными особенностями разработанных ими программ и учебно-методических комплектов по музыке для общеобразовательной школы стали: углубление культурологического содержания музыкального образования; опора на принцип диалога культур; опора на принцип диалога искусств; значительное обновление музыкального репертуара за счет введения в учебно-воспитательный процесс церковной музыки, песен бардов, джаза, рок-оперы.
Названные авторы разработали новые педагогические приоритеты в музыкальном образовании школьников. Они опираются не на знания о музыке, а на знание самой музыки, погружение в нее. Отсюда — основным средством становится практическое музицирование (пение, игра, пластическое интонирование, импровизация). Причем, ученикам предоставляется свобода в выборе изобразительных, пластических, речевых и других аналогов музыки. Авторы широко используют интонационно-образные сопоставления произведений различных стилей (эпохальных, национальных, индивидуальных), что, как полагают авторы, обеспечивает постижение содержания музыки и творческой индивидуальности ее авторов.
Основой развития музыкального мышления учащихся становится неоднозначность восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с другими искусствами, развивать «внутренний слух» и «внутреннее зрение» детей.
Еще один творческий коллектив, развивающий идеи Д.Б. Кабалевского, — В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Своеобразие их программы и учебно-методического комплекта по музыке •заключается в многоаспектной разработке и применении метода межпредметных взаимодействий, опоре на постижение художественного стиля (стилевой подход), а также постижение исполнительской интерпретации. При этом авторы подчеркивают главенство творческого метода как качественного показателя музыкального образования в деятельностном его проявлении.
В своих учебно-методических материалах для школы данные авторы опираются на метод восхождения от частного к общему, который отражает постоянное развитие компонентов музыкально-