Теория сновидений.

В работе «Толкование сновидений» (1890) Фрейд описал, каким образом сновидения
помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. «Сновидение - это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его
сознания без пробуждения физического тела».
Дневные переживания трансформируются в сновидение посредством деятельности сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность сна.

Деятельность сновидения - это в целом все процессы, которые преобразуют
необработанный материал сна, как то: физические раздражители, дневные переживания, разного рода мечты, . Сновидение само по себе не возникает. Появление сновидения связано с определенными проблемами, стоящими перед человеком, хотя это явно и не раскрывается в контексте сновидения.

Почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание.
Сновидение - это альтернативный путь для удовлетворения требованиям
бессознательного.
Исходя из детального анализа десятков сновидений, соотнося их с событиями жизни
человека, Фрейд сумел показать, что деятельность сновидения - это процессы:

Сгущения; смещения (главное средство искажения сновидения); отбора; искажения; трансформации; перестановки; перемещения и других модификаций первоначального желания.
Эти изменения делают модифицированное желание приемлемым для эго, если
первоначальное желание было в целом неприемлемо для бодрствующего сознания.
Не все сновидения имеют сексуальное содержание или происходят от сексуальных
мотиваций. Сновидения не являются беспорядочными или случайными, а представляют собой способ удовлетворения неосуществленных желаний.
Фрейд констатирует принципиальное различие между явным содержанием
сновидения и его скрытыми мыслями (материалом сновидения), и считает, что сутью
сновидения является процесс работы сновидения, а не его материал. Когда же путают
сновидение с его скрытыми мыслями, то сновидение может представлять все, что
содержат скрытые мысли
, и может быть заменено ими (т. е., намерением,
предостережением, рассуждением, приготовлением, попыткой решения какой-то задачи и т. д.). Таким образом, бессознательная работа мышления человека (скрытые мысли) не тождественна работе сновидения. Но именно из оценки скрытых мыслей сновидений мы узнаем, что все эти сложные душевные процессы могут проходить бессознательно.

Сновидение является краткой выжимкой из ассоциации, а его элементы выступают
как бы избранными представителями всего их множества. Ассоциации к сновидению
еще не являются скрытыми мыслями сновидения, они лишь «касаются их намеками».
В тридцатой лекции, которая названа «Сновидения и оккультизм», Фрейд считает, чтосновидения могут помочь в понимании такого явления как телепатия.
«Телепатией мы называем предполагаемый факт, когда событие, происходящее в
определенное время, примерно в то же время осознается отдаленным в пространстве
лицом, при этом известные нам способы сообщения нельзя принимать в расчет.
Молчаливой предпосылкой является то, что данное событие касается лица, к которому другое лицо, принимающее известие, имеет сильный эмоциональный интерес» (2001, 289). Телепатический феномен имеет мало общего со сновидением, он может возникнуть и в состоянии бодрствования. По мнению Фрейда, состояние сна все же кажется особенно подходящим для приема телепатического послания. В телепатическом сне телепатическое известие сыграет ту же роль, что и любой другой остаток дневных впечатлений. И как таковое оно оказывается измененным в результате работы сновидения, подчинившись ее тенденции. Фрейд приводит пример сновидения, благодаря которому «явно интеллектуальный человек без малейших оккультных наклонностей» смог узнать о рождении близнецов у его дочери, которая проживала далеко от него, за сутки до того, как пришла телеграмма с сообщением об этом событии. «Толкование сновидения показало нам, что это сновидение телепатическое, психоанализ вскрыл телепатические факты, которые мы иначе не смогли бы узнать» (с. 291). Фрейд убежден, что не сновидение дает нам какие-то знания о телепатии, а толкование сновидения, психоаналитическая обработка, и что применение психоанализа «прольет некоторый свет на другие факты, называемые оккультизмом» (291). По его мнению, феномен индукции, или передачи мыслей, весьма близкий к телепатии, и означает, что «душевные процессы одного лица, его представления, состояния возбуждения, волевые побуждения могут передаваться сквозь свободное пространство другому лицу без использования известных способов сообщения словами и знаками» (291-292). Фрейд сообщает, что при лечении пациентов психоаналитическим методом у него сложилось впечатление, что «занятия профессиональных предсказателей таят в себе благоприятную возможность особенно безупречного наблюдения за передачей мыслей» (292).

Выводы и обобщения:

1. В течение жизни точка зрения Фрейда на сновидение менялась. Если вначале он
был убежден, что почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное
желание (способ удовлетворения неосуществленного желания), то в последствии он
уточняет, что сновидение является попыткой исполнения желания.
2. Если вначале Фрейд убежден, что «почти каждое» сновидение может быть понято
с помощью его метода, то потом он уточняет, что с помощью его метода можно
толковать «не все» сновидения.
3. Вначале Фрейд считал, что создателем сновидения является бессознательное
влечение, которое стремиться к своему собственному удовлетворению и это является
смыслом всего сновидения. Потом он добавляет, что состояние сна кажется особенно
подходящим для приема телепатического послания, тем самым, расширяя список
«материала» сновидения, придает ему дополнительную функцию и дополнительный
энергетический источник.
4. Фрейд убежден, что именно психоанализ вскрыл телепатические факты при
толковании сновидений, тем самым, подготовив почву для предположения таких
процессов как телепатия.
5. По мнению Фрейда занятия профессиональных предсказателей таят благоприятную
возможность наблюдения за передачей мыслей.
6. Он также считает пророчества профессиональных предсказателей ни чем иным как
выражением мыслей, обратившихся к ним лиц, и особенно их тайных желаний, тем
самым, сводя предчувствие (предсказание) к телепатическим феноменам.
7. Особую роль в телепатических феноменах, как между отдельными людьми, так и в
страстно возбужденных массах, Фрейд отводит эмоциональному фактору. В теории
сновидений аффективные переживания во время сна (особенно чувство страха)
разрушают незыблемую основную функцию сновидения - попытку исполнения желания