СТРАННЫЕ ИСТОРИИ

Однажды Четвертый чаньский патриарх Даосинь (яп. Досин, 580–651) отправился на горyНютоyшань нанести визит чаньскомyучителюФажyнy. Фажyн достиг такой святости, что его хижину охраняли тигры и волки, а птицы каждый день приносили ему цветы. Даосинь, увидев следы волков и тигров вокруг хижины, испугался и поднял руки. ЧаньскийучительФажyнувидел это и сказал "Вам еще знакомо это чувство страха?" "Что вы имеете в виду?" — спросил в ответ Четвертый патриарх. Фажyн не знал, что ответить. Позже, когда Фажyн пошел в хижину приготовить чай, Даосинь написал на противоположном от него сиденье иероглиф "Фо" (Будда). Фажyнвернулся и уже собирался сесть, как увидел на сиденье иероглиф "Будда". Рассудив, что сидеть на "Будде" неблагочестиво и непочтительно, он так и не присел. Четвертый же патриарх, смеясь, сказал. "Так вам тоже знакомо это чувство страха!" И в то же мгновение Фажyнпробудился и достиг просветления. После этого он уже не видел, чтобы к нему приходили дикие звери охранять его хижину, прилетали птицы, принося ему цветы.

Многих людей, интересующихся дзэн, ставят в тупик подобные истории. И все же следует заметить, что это вовсе не бессмысленные шарады, не игра слов. Хотя самому дзэн и свойственно здоровое чувство юмора, все персонажи поведанных историй говорят совершенно серьезно.

В самом дзэн существует много путей достижения прозрения Космической Реальности, все они делятся на два основных подхода в медитации на пути достижения просветления:

1. Так Приходящего подразумевает вид медитации завещанный самим Буддой.

2. Дзэн патриархов, является видом медитации, завещанным Бодхидхармой(кит.Дамо), первым патриархом (китайского) дзэн-буддизма.

В самом дзэн «Так Приходящего» упор делается на достижение состояния одноточечной направленности сознания посредством концентрации и созерцания. Это тот вид медитации, который обычно и описывается в буддийских сутрах и который иногда именуют "медитацией внутри традиции". В дзэн патриархов упор делается на слияние с пустотой посредством опустошения ума. Обычно этот вид медитации отсутствует в сутрах и поэтому часто именуется "медитацией вне традиции".

 

В духовной практике дзэн, как в случае с дзэн Так Приходящего, так и с дзэн патриархов, целью является достижение состояния не-сознания (кит.у-синь), что означает сознание, лишенное мысли (у-нянь). Именно состояние не-сознания, отличает медитацию дзэн-буддизма от иных видов буддийской медитации, пришедших из Индии.

Следующее учение о достижении одноточечностисознания — которое передал величайший наставник, сам Будда, — изложено в "Сатипаттханасутте", т.е. "Сутре применения внимательности":

Монахи! Это прямой путь к очищению существ, преодолению печали и скорби, исчезновению боли и отчаяния, достижению истинной цели, а именно — четыре вида применения внимательности (четыре основы осознанности).

Каковы эти четыре вида применения? Здесь, омонахи, сам монах пребывает в созерцании тела как тела, все сознающий и памятующий, отринувший жажду и печаль по миру. Он пребывает в созерцании чувств как чувств, все сознающий и памятующий, отринувший жажду и печаль по миру. Он пребывает в созерцании ума (имеются в виду мысли) как ума, все сознающий и памятующий, отринувший жажду и печаль по миру. Он пребывает созерцающим предметы ума (имеются в виду дхарм-внешние формы) как предметы ума, все сознающий и памятующий, отринувший жажду и печаль по миру.

 

В данном учении описана практика созерцания. Четыре знаменитых вида применения внимательности, используемых для достижения высшей духовной цели, включают внимательность по отношению к телу, по отношению к чувствам, по отношению к мыслям и по отношению к внешним объектам (предметам мыслей).

В "Сатипаттханасутте" Будда дальше объясняет, как можно достичь этих четырех видов внимательности:

Как же, омонахи, пребывает монах в созерцании тела как тела? Здесь монах, удалившись в лес или под крону дерева или в пустующую хижину, садится. Скрестив ноги, сохраняя тело прямым и расположив внимательность перед собой, внимательно он вдыхает, внимательно выдыхает. Вдыхая длинным дыханием, он знает: "Я вдыхаю длинным дыханием". Выдыхая коротким дыханием, он знает: "Я выдыхаю коротким дыханием".

Иными словами, в своей медитационной практике подвижник медленно сосредоточивает свое внимание на собственном дыхании. В процессе своего естественного дыхания во время медитации, когда он вдыхает или выдыхает длинными или короткими вдохами и выдохами, он внимателен к тому, что делает. Таким способом он достигает одноточечности сознания (однонаправленного сознания). Точно также мы применяем концентрацию по отношению к другим объектам внимания.

Мы должны поддерживать это состояние внимательности, не только медитируя в своей обычной позе, сидя, но и в процессе жизни, движении, остановки.

Итак, монахи, когда монах идет, он знает: "Я иду"; если он стоит, он знает: "Я стою"; когда он сидит, он знает: "Я сижу"; и когда он ложится, он знает: "Я ложусь". В каком бы положении ни находилось его тело, он знает, что оно в этом положении.

Когда вы в своей концентрации осознаете свое тело, чувства, ум и объекты ума и проникаетесь пониманием того, что все они, в конечном счете, преходящи и иллюзорны, то достигаете Просветления. Этот тип медитации, преподанный Буддой, многим известен как дзэн Так Приходящего (Татхагаты). Благодаря этому типу медитации вы становитесь абсолютно осознанными в любом своем действии, и ваш ум достигает покоя - Внутренний диалог остановлен).