Лисий дзэн

Выражение "лисий дзэн", которое иллюстрирует кармическое воздаяние за извращенную практику дзэн, взято из чаньской истории, помещенной в "Пяти записях о светильниках" (яп. — "Готороку", кит. — "Удэнлу"):

Как-то на проповедях Байчжана стал появляться некий старик. Однажды, когда наставления были окончены, он не ушел из зала вместе с другими Байчжан спросил его, что он за человек "Ныне я не принадлежу к человеческому роду, — ответил старик — Но когда-то, во времена буддыКашьяпы, я жил на этой горе и наставлял истине. Однажды меня спросили "Подвластен ли прозревший истину человек закону причинности существования (кармы)?" Он ответил "Не подвластен", и за это был превращен в лису на пятьсот перерождений Прошу вас, о монах, своим мудрым словом помочь мне избавиться от лисьего облика Осмелюсь спросить "Подвластен ли прозревший истину человек закону причинности существования?" — "У кармы нет вкуса", — ответствовал Байчжан Услыхав эти слова, старик пробудился. Он освободился от своего лисьего облика и достиг просветления.

Но каким образом нелепый на вид ответ Байчжана пробудил старика? Старик оставался в лисьем облике потому, что его не отпускала вина за свой неверный ответ. Его "покарала" не какая-нибудь внешняя сила, а его собственные мысли, сотворившие мысленную силу, которая преследовала старика в каждом перерождении. Попытайся Байчжан дать разумный ответ, и старика продолжали бы мучить те же самые мысли, а это бы вновь и вновь порождало кармические последствия. Но нелепый ответ буквально выбил старика из наезженной колеи мыслей, тем самым прервав их ход. Наставник мог бы дать и другой неожиданный ответ, связанный с кармой, наподобие: "Дай пинка карме!" либо "Карма годится только для пищи!", — и был бы тот же самый исход. Однако подобный ответ необходимо подать в такой форме, чтобы поразить собеседника, и исходить он должен от человека, обладающего духовной силой, искренностью и состраданием Байчжана. Не обладающий всем этим человек подобным ответом не произвел бы того же самого эффекта.

Поскольку нелепый ответ прозвучал как гром среди ясного неба, он вышиб ученика из устоявшегося дуалистического способа мышления и помог тому пробудиться и увидеть свою истинную природу.

В начале главы мы коснулись истории о патриархе Даосине, который отправился в горы к чаньскому (яп. Дзен) учителю Фажуну. Где звери приносили еду, цветы хозяину хижины и охраняли его. После просветления, звери не перестали приходить к Фажуну, его восприятие перестало разделять иллюзорные формы.

 

Познайте, кто вы есть и тогда все остальное будет познано!

В своих духовных практиках не стоит отрекаться от семьи или уходить в лес. Ум это препятствие! И именно ум должен быть превзойдён. И никакие жизненные обязанности не помешают вашему духовному усилию. Оставить деятельность означает только оставить привязанность к ней или ее плодам! Уйдя в лес не значит, что ваше сознание будет свободным, живя в социуме, не значит что внешние факторы могут или должны вас цеплять. Когда вы смотрите футбол, вы не устаете, как футболист. Так не привязывайтесь и к иллюзорным вещам.

Если ваш ум хаотичен и вам тяжело практиковать созерцание, развивайте сначала свой энергетический потенциал. Это и есть те сильные корни, о которых говорил Будда, описанных выше. Расширение сознания опирается на жизненную энергию! Жизненная энергия опирается в свою очередь на физическое тело.

 

Следующая глава посвящена искусству Цигун. Искусству в накоплении и управлении своей жизненной энергии.