ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА: ТВОРЧЕСТВО М. БУЛГАКОВА

План:

1. Место творчества М. А. Булгакова в культурной жизни России 1920 - 40-х годов.

2. Изображение действительности М. Булгаковым в романе «Белая гвардия»:

· Состояние души человека, его внутренний мир на пересечении двух формаций. Почему автор обращается к теме гражданской войны?

· Мотив Дома в романе. Сопоставьте нравственные основы дома Лисовичей и Турбиных;

· Прочтите финальные строки романа и раскройте их идейный смысл. Можно ли эти многозначные суждения отнести к гуманистической позиции автора?

3. Сатира и юмор в повести М. Булгакова «Собачье сердце»:

· Каково в контексте повести значение «говорящих» имен персонажей? Какие герои носят «литературные» имена? Что их роднит со своими «литературными предшественниками»?

· Раскройте систему взглядов профессора Преображенского на происходящее. Как он воспринимает новую власть? Почему? Обратите внимание на речевую характеристику персонажа;

· Каково происхождение имени Шарикова? По какому принципу он его составляет? Какова иерархия пролетарских профессий в сознании Шарикова? Какая книга становится для Шарикова учебником жизни и чему он сам мог бы научит автора?

· Раскройте идейный смысл столкновения Преображенского и Швондера в отношении Шарикова. Охарактеризуйте художественные способы создания главных героев повести. Как решает писатель проблему человека в произведении?

· Образы ученых и авторское отношение к ним в сатирической фантастике М. Булгакова. Значение темы ответственности ученого для литературы и нравственности наших дней;

4. Роман о времени и о себе самом: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова:

· На протяжении романа многие его герои претерпевают различные метаморфозы, представая перед читателями в различных обличиях. Какие сюжетные линии вы можете выделить? Обоснуйте свое мнение;

· Вспомните, как в «Мастере и Маргарите» восстанавливается текст романа о Понтии Пилате. Каковы художественные функции литературных реминисценций в романе?

· Из каких реалий состоит литературный мир Москвы? Какие художественные приемы преобладают в изображении Москвы 1930-х годов? Проследите сюжетные линии Берлиоз - Бездомный – МОССОЛИТ, Бездомный – Мастер – Латунский, Берлиоз – Бездомный – Воланд;

· Вспомните, какие имена носили литературные прототипы Воланда. Как образ Воланда связан со своими «предшественниками»? Чем от них отличается? Проследите сюжетные линии: Воланд – Лиходеев – Азазелло – Бегемот, Фагот – Фрида – барон Майгель – Берлиоз;

· Как представлены действительные реалии общественной жизни страны? Проследите взаимосвязь Мастер – Латунский, МОССОЛИТ – Мастер, Мастер – Могарыч, Мастер – Стравинский;

· Как представлена тема свободы и несвободы в «московских» и «ершалаимских» главах? В чем суть спора Иешуа и Пилата? В чью пользу он разрешается?

· Образ Маргариты - центральный в романе. Самоотречение ради любви или всепобеждающая сила любви изображены в произведении? Для М. Булгакова Маргарита – это не только олицетворение любви, но и милосердия. Докажите эту мысль строками романа;

· Как вы понимаете смысл финала романа? Что такое покой для автора, героев романа и для вас?

Литература:

1) Агеносов В. В. Трижды романтический мастер. Проза М. Булгакова / В. В. Агеносов. – М.: Просвещение, 1995

2) Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия / Б.В. Соколов. – М., 1998

3) Русская литература ХХ века: учеб пособие: в 2 т. / Под ред. Л.П. Кременцова. – 3-е изд. – М., 2005. – Т.2.