Тема № 3. ЖАНРОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ РУССКОГО РОМАНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

План:

1. Образ Петербурга в романе А. Битова «Пушкинский Дом»:

· Определите свое отношение к авторской жанровой интерпретации произведения: А. Битов назвал повествование романом – музеем. Существует ли в современном литературоведении такая жанрово-видовая модификация повествования? Что позволило автору таким образом определить роман? Какими, на ваш взгляд, чертами должен обладать роман – музей?

· Местом действия «Пушкинского дома стал Ленинград. Почему автор дистанциирует Ленинград и Петербург? Что представляет собой литературный Петербург Льва Одоевцева? Почему главный герой романа живет литературными идеями и образами?

· Для чего в романе описана династия Одоевцевых? Чем отличаются литературоведческие взгляды Лёвы от концепции деда? Почему Лев не может найди общий язык с отцом? Каким образом эти противоречия отражаются на композиционном уровне романа?

· Объясните названия трех частей произведения. Какие мотивы заимствованы из литературного наследия русских классиков?

· Как представляет автор «мир идей и взаимоотношений»? Почему любовная линия становится центром повествования? Определите признаки описываемого исторического времени в произведении. Что собой представляет Пушкинский дом в действительности и что подразумевается в романе?

· Является ли новаторским альтернативный финал? Могут ли расцениваться комментарии как самостоятельная часть произведения? Аргументируйте свои ответы.

· На кого из литературных героев похож Лев Одоевцев? В чем пародийность его образа? Можно ли его назвать современным Обломовым? Почему? Для чего автор подробно рассказывает о «Неподвижно лежащем в зале музея молодом человеке с нелепо завернутой за спиной рукой»? Какое это имеет значение для финала произведения? В заключение сделайте вывод о мотиве несовпадения «вечного» культурного архетипа Петербурга с его ленинградской действительностью в романе.

2. Субъективное и объективное в антиутопии В. Войновича «Москва 2042» :

· Почему в предисловии В. Войнович особо указывает на наличие прототипа? Какие, на ваш взгляд, авторские черты имеет главный герой, а какие – второстепенные персонажи? Приведите примеры из текста, прокомментируйте свое мнение.

· Можно ли говорить о Виталии Карцеве как о писателе - эмигранте, представителе третьей волны эмиграции? Какие детали на это указывают и что противоречит такой трактовке образа?

· Какую роль в судьбе главного героя анализируемого художественного произведения сыграли фройляйн Глобке, Миттельбрехенмахер, Джон? Каким образом в начале романа автор подчеркивает ментальность главного героя?

· Почему таким героям как Зильберович, Сим Симыч Карнавалов, Лешка Букашев нашлось место в будущем? Как изменились их взгляды? Каким образом стал относиться к ним Карцев?

· Какими антиутопическими чертами обладает роман в целом? Можно ли назвать антиутопическими трансформацию жизненных реалий героев?

· Что представляет собой Москва 2042 года? Почему так важна маркировка имен (Берий, Дзержин, Классик, Эдисон, Искрина и т. п.)?

· Объясните абсурдность ряда идей и лозунгов нового общества. Приведите примеры ярких сравнений, развернутых метафор, игры слов в тексте. Для чего это используется автором?

· Определите основную идею произведения. Какую роль сыграло появление романа в истории русской и мировой литературы?

3. Концепт «сон» и его художественные функции в романе Л. Е. Улицкой «Казус Кукоцкого»:

· Почему при разработке концепта важны индивидуальное восприятие и культурная традиция не только автора, но и читателя? Как представлена теория существования общих понятий (концептов) как особых форм познания действительности в свете учения З. Фрейда «Введение в психоанализ»? Чем отличается антропоморфный компонент понятий «сон», «сновидение», «видение»? Можно ли принять возможность трансляции неопознанности знаковой проекции сна в изложении Елены за прогрессию болезни?

· В чем выражается авторское представление о реальности сна как вставной конструкции в сюжетообразовании произведения? Можно ли рассматривать вторую часть романа «Казус Кукоцкого» как путешествие в потусторонний мир? Каждый из безымянных персонажей этой части наделен прозвищем. По какому принципу они даются? Можно ли провести параллели с реальной действительностью, описанной в других частях произведения? Какие ассоциативные ряды возникают в связи с этим? Почему автору важно показать сон больной Елены как вещий?

· Как складываются отношения героев до сна и после? В подтверждение своих выводов приведите конкретные примеры из текста, особо указав способы отражения психики героев через восприятие других лиц во сне и наяву. Меняется ли внутренняя доминанта Матушки (Василисы) во сне по сравнению с текстовой реальностью?

· Почему в романе сильно религиозное начало? Как объяснить тот факт, что доктор Кукоцкий не видит снов, но обладает внутренним зрением? В чем суть его казуса?

· Если воспринимать деперсонализацию как утрату целостности, растворение характера, общее определение тех явлений кризиса личностного начала, которые получили название «кризис индивидуальности», «смерть субъекта», то можно ли говорить о деперсонализации а) всех герое романа; б) женских характеров; в) только Елены; г) нельзя об этом говорить. Аргументируйте свой ответ.

· Можно ли роман Л. Е. Улицкой «Казус Кукоцкого» отнести к русскому постмодернизму или нет. Есть ли возможность трактовки анализируемого произведения как образца постреализма?

4. Мифопоэтическое начало романа Л. Е. Улицкой «Медея и ее дети»:

· Как мифопоэтика связана с герменевтикой? Что собой представляют герменевтические указатели в тексте? В любом ли художественном произведении они есть? Можно ли рассматривать указанный роман Л. Улицкой как образец современной мифопоэтики?

· Что общего у Медеи из романа Л. Улицкой и Медеи в трагедии Эсхила «Кормилица Диониса», Софокла «Жительница Колхиды», Еврипида «Медея», Сенеки «Медея», П. Корнеля «Медея», Жан Ануя «Медея», Франца Грильпацера «Золотое руно»? Почему мотив убийства отвергается современными прозаиками (Л. Улицкая, Л. Петрушевская»)? Есть ли в тексте Л. Улицкой указания на предшествующий художественный опыт раскрытия характера героини?

· Как связаны женские истории Сандры и Медеи, Ники и Маши? Почему автор ставит героинь в схожие ситуации? Как можно объяснить радикальное решение Маши? Сильнее ли она Ники? В чем специфика восприятия окружающего мира Никой? Почему именно ее из многочисленных родственников выделяет Медея?

· Почему так важна для Медеи поездка в Ташкент? Какое место в структуре романа занимает образ Алены, снохи и подруги Медеи?

· Какова история взаимоотношений Медеи и Георгия? Что побуждает его настоять на том, чтобы завещание тетушки вступило в законную силу? Чем обусловлен выбор места Георгием для своего дома?

· Какую роль играют Равиль Юсупов, Нора, Алик, Бутонов в раскрытии нюансов психологии главных героинь? Почему им всем есть место в доме Медеи? Могут ли и они называться детьми Медеи?

· Можно ли рассматривать дом как архетип в романе? Обоснуйте свой ответ.

· Почему местом действия выбран Крым? Является ли это своеобразным герменевтическим указателем в тексте?

5. Диалог с классическим произведением в жанре детектива (Б. Акунин «Ф М»):

· Дайте определение массовой культуре, при этом особое внимание уделите типу предполагаемого читателя (не знающего особенностей развития художественной культуры, не обладающего изысканным вкусом, не желающего самостоятельно мыслить, тяготеющего к общепризнанным стандартам, ищущего развлечений). Согласны ли вы с такой точкой зрения на современную литературу?

· Охарактеризуйте современные детективы как особую разновидность массовой литературы. Должен ли филолог следить за развитием детективного жанра? Мотивируйте свой ответ.

· Определите, к какому виду детективов можно отнести анализируемый текст (классический, политический, криминальный)? Почему?

· Архитектоника романа дает возможность соединения двух планов. Как вы думаете, почему Б. Акунин избирает именно такую структуру? Чем объясняется названия глав? Для чего автору стилизация? Какие возможности при этом открывает жанр детектива?

· Сравните трактовки образов героев Ф. М. Достоевского и Б. Акунина? Что меняет автор интерпрета и для чего? Выделите обязательные для «Ф М» ролевые позиции персонажей.

· Какое значение для развития коллизии имеет зеленая, красная, синяя папки? Какую роль в судьбе Ники, Саши, Валентины играет философия Достоевского?

· Можно ли считать главным героем Фандорина? Что роднит Фандорина, героя «Ф М», с Фандориным, героем других романов Б. Акунина («Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник» и др.)?

· Опираясь на знание текста романа Бориса Акунина «Ф М» подтвердите или опровергните примерами следующее наблюдение Ю. М. Лотмана: «Достоевский задавал сюжету инерцию детективного романа, которая затем вступает в конфликт с конструкцией идеолого-философской и психологической прозы». Считает ли так же автор «Ф М»? Аргументируйте свой ответ.

· Как вы понимаете смысл финала произведения? Какое значение для уяснения авторской позиции Б. Акунина имеют дополнения и примечания?

· Можно ли считать анализируемый роман «вторичной литературой»?

6. Произведение А. Кима «Отец - лес» как роман – притча:

· Почему за основу своего произведения А. Ким берет притчевое начало? Какое место занимает Лес в системе персонажей?

· Можно ли сказать, что роман «Отец - лес» состоит из отдельных новелл? Что является связующим звеном в изображении растительного мира и мира людей?

· В центре повествования находится судьба трех поколений рода Тураевых. Откуда берется тоска, которая поражает Николая, Степана, Глеба? В каких эпизодах жизнеописаний героев происходит наложение образов? Для чего используется такой прием автором?

· Какое место в судьбе деда, отца и сына занимают Вера Ходарева, Марианна Ленц, Серафима Грачинская соответственно? Почему А. Ким намеренно лишает героев любви и понимания со стороны женщин? Каков смысл рефрена «Я – ОДИНОВЕСТВО»? Можно ли отнести это состояние ко всем героям произведения?

· Какое место в композиции произведения занимают истории Артюхи Власьева, Царь-бабы, Ральфа Шрайберга, сержанта Обрезова, Савоськи Ротанкова, Анастасии Мариной, Инкери Парконен, Василия Неквасова? Почему автор соединяет корни родов, что является основополагающим в обрисовке истории жизни героев и их потомков?

· Какое место в сюжете отводится историческим событиям? Способны ли герои пройти испытание временем и обстоятельствами? В чем философская сущность сопоставления Дома и Леса? Какую роль играет Колин дом для большинства героев? В чем суть использования метафор и метаморфоз в разработке данной сюжетной линии?

· Из каких философских и мифологических корней вырастает метафорическая система романа «Отец - лес»? Как вы понимаете название произведения? Какова функция Железного Змея (Змея Горыныча) в романе?

· В финале произведения автор обращается к библейскому сюжету. Так, А. Ким описывает встречу воскресшего Христа с путешественниками в Эммаусе и эпизод преломления хлеба. Можно ли сказать, что автор следует библейской традиции на протяжении всего повествования? Приведите примеры нескольких текстовых определений что есть Бог. В чем иносказательный смысл таких высказываний? Можно ли в тексте кроме библейской традиции проследить элементы язычества, буддизма? Для чего это сделано?

Литература:

4) Зайцева, А. С. Эстетика русского литературного «андеграунда» / А. С. Зайцева // Поэтика русской прозы ХХ века. – Уфа: изд-во «ПНК», 1995.

5) Липовецкий, М. Н. Разгром музея (поэтика романа А. Битова «Пушкинский дом») / М.Н. Липовецкий. - Новое литературное обозрение. – 1985. - № 11.

6) Лотман, Ю. М. Массовая литература как историко-культурная проблема / Ю. М. Лотман // Избранные статьи в трех томах. – Таллинн, 1993.

7) Любимова, А. Ф. Утопия и антиутопия: опыт жанровых дефиниций / А.Ф. Любимова // Традиции и взаимодействия в русской и зарубежных литературах. – Пермь: изд-во ПГУ, 1994.

8) Метелищенкова, А. Проза Б. Акунина как модель продуктивного литературоведения / А. Метелищенкова // Русская литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. – М. : Флинта, Наука, 2002. С. 263-268.