Тема № 4-5. РАЗНОВИДНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОВЕСТИ

План:

1. Обстоятельственный фактор как сюжетообразующий элемент повествования в произведении В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»

·Какие, по вашему мнению, существуют основания для того, чтобы относить творчество конца 1970 – 2000 – х годов В. Г. Распутина к «неопочвенничеству»?

·«Дочь Ивана, мать Ивана» - одно из последних произведений В. Распутина. Оценка литературной критики произведения однозначна: «Автор сохраняет высоту гражданской позиции и высокий уровень мастерства» (О. Славникова); «Дочь Ивана, мать Ивана» поднимает самые ранящие наше общество проблемы, которые умом не возьмешь – им все сердце отдай… А тут еще больше. Тут уж пожар – то во всю землю…» (В. Курбатов) и т.п. Сам автор указывает, что «недавняя повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», конечно, мало утешает читателя. Но я и не ставлю такой задачи – утешать. Это реальность, какая она есть. И герои мои, и сильные, и слабые, я надеюсь, взаимодействуют в ней так, что появляется и утверждается надежда на общее укрепление». Дайте свои комментарии к приведенным высказываниям. Что вы думаете об общей концепции произведения? Почему автор избрал жанр повести?

·Можно ли отнести образ Тамары Ивановны к сложившемуся в творчестве В. Г. Распутина типу русских праведниц? Что сближает героиню с Дарьей («Прощание с Матерой»), с Настеной («Живи и помни»), Аленой («Пожар»), Агафьей («Изба»)?

·Что заставляет Тамару Ивановну нарушить одну из заповедей («Не убий»)? Почему женщина не может поступить иначе?

·Есть ли в тексте противопоставление «женщина – мужчина»? Какое место в этой системе сравнений занимает ретроспекция? Почему автор делает акцент на дочерние и материнские чувства героини?

·В. Г. Распутин в повествовании представляет три поколения героев. Охарактеризуйте членов семьи Воротниковых. Можно ли назвать Ивана, сына Тамары Ивановны, главным действующим лицом повествования наравне с матерью? Почему? Как автор объясняет название произведения?

·Какое место в сюжете повести отведено Демину? Почему именно он становится связующим звеном между изменившимися социальными условиями жизни и семьей Тамары Ивановны?

·Почему автор наделяет второстепенных героев яркими речевыми характеристиками (например, Лида Тополь, Евдокия Сормовская, Эдик, Цоколь, Егорьевна)? Приведите примеры разновидностей характеристик.

·Каковы функции лирических отступлений в произведении? Какие морально-нравственные проблемы поднимает в таких случаях автор? Прокомментируйте 2 отрывка из повести, дословно приведя в качестве основы рассуждений выдержки из повести В. Распутина.

·Состоялось ли возвращение Тамары Ивановны? Почему в финале автор указывает: «Все перевернулось, нигде ее сейчас нет»?

2. Нравственные ориентиры в повести В. Астафьева «Печальный детектив»:

· Леонид Сошнин: его стремления и философия

· Проблемы современной семьи, ребенок как частица семейного микромира. Культ семьи для автора

· Противостояние добра и зла, совести и бесчестия

· В чем смысл жизни для тети Лины, тети Груни, бабки Тутышихи? Истоки обиды на Сошнина.

· Почему автор называет свое произведение предупреждением? Сбылось ли оно? В чем смысл незаконченности повествования?

3. Образ России в повести В. Крупина «Прощай, Россия, встретимся в раю»:

· Что привлекает (не привлекает) вас в прозе В. Крупина? Какие актуальные проблемы поднимаются в предложенном произведении?

· Святая Русь, ее гибель и разложение – так воспринимает сегодняшнее время героем анализируемого произведения. Какие доводы приводятся автором для подтверждения этих мыслей? Согласны ли с этим вы?

· Особое внимание уделяет автор языку художественного произведения. В чем проявляется народное, национальное начало?

· Как характеризуют Константина Эммануиловича истории и небылицы, рассказанные им? Какую роль играют юмор, сатира, ирония в повествовании?

· За что автор и герои благодарят Бога? Возможно ли возрождение России, по мнению писателя? В чем особенность изображения автором русского менталитета?

4. Натурализм Сергея Каледина (на примере повести «Стройбат») :

· В чем вы видите новаторство С. Каледина в раскрытии темы армии? Придерживается ли автор традиций, существующих в русской литературе в раскрытии темы (например, по сравнению с произведениями А. И. Куприна «Кадеты», «Юнкера», «Поединок»)? Аргументируйте свой ответ.

· Каким образом автор добивается субъективизации картины событий? Почему писатель отказывается от объективных истин и разоблачает миф о человеке – творце своего счастья? Какова история армейской жизни Женьки Богданова, Бабая, Фиши, Нуцо Влада?

· Можно ли считать Константина Карамычева главным героем повести? Обоснуйте свой ответ. Какие стандартные приемы и обострения сюжета использует писатель по отношению к изображению Карамычева? Есть ли будущее у таких людей, как он? Почему автор не дает речевой характеристики героя, ограничиваясь описанием внешности и историей взаимоотношений в роте? Определите пафос произведения. Разделяете ли вы его?

· Чем объясняется хрупкость грани между смертью и жизнью, где убийство, издевательства воспринимаются как норма? Почему изображая действительность, С. Каледин не дает оценку событиям, останавливаясь только на фактах? Какие конкретные события послужили предтечей финала произведения? Для чего автору понадобилось использовать документ (характеристику) в качестве завершения повествования?

· Особое внимание при анализе текста должно быть уделено специфике языкового выражения мыслей героев. Почему автор прибегает к ненормативной лексике, сленгу? Могут ли ситуации и окружение повлиять на волеизъявление людей? Каким образом передается экзистенция в повести?

5. Повесть В. С. Маканина «Лаз» как образец современной антиутопии:

· Какими отличительными чертами обладает антиутопия? Дайте развернутую характеристику локализации событий во времени и пространстве антиутопии как особому типу хронотопа.

· Определите точку отсчета действительности повести «Лаз». Почему согласно антиутопической парадигме пространство в повести локализовано, а двоемирие (подземный мир – рафинированное подземелье и «верхний» мир – руинированный город) дает герою ощущение безысходности, замкнутости в пространстве? Почему герой, скромный сотрудник технического НИИ, не представляет жизни без обоих миров?

· Усложнение конфликта за счет введения бытовых ситуаций, ставящих героя в неловкое положение, дает возможность автору выявить специфику создаваемого обстоятельственного фактора. Приведите примеры из текста подобных положений. Прокомментируйте поведение главного героя и его окружения.

· Дайте характеристики друзьям и членам семьи Ключарева. Чем объясняется зависимость сына и жены от него? Больной ребенок: это следствие произошедших перемен в обществе или невозможность продолжения цивилизации? Какие тайны объединяют Ключарева с друзьями? С чем связаны поиски мужчинами убежища? Как ведут себя люди в квартире, пещере, железном баке? Что позволяет Ключареву, Ольге, Чурсину противостоять толпе? Какова причина смерти Павлова? Почему так важно его похоронить? Как в тексте реализуется оппозиция «толпа – человек»? Почему происходит превращение общности в толпу? Наблюдаются ли подобные процессы в подземном мире? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из произведения.

· Объясните смысл антитезы: опасность и хаос в городе, где живет семья, нуждающаяся в Ключареве, с одной стороны, и уют, спокойная, безопасная жизнь с нехваткой кислорода, дискуссиями об искусстве в подземном мире, - с другой. Почему герой не может отказаться ни от одной реальности? Зачем ему мистические преграды? Чем обусловлен переход из одного мира в другой? Почему не все люди способны это делать?

· С чем связаны страхи подземных жителей и жгучий интерес к тому, что происходит на поверхности? Почему люди, слушающие стихи и ведущие полемику о человечности и искусстве, не замечают гибели человека? Какую цель преследует проводимый в подземелье опрос об отношении к будущему? На каком основании автор ставит диагноз обществу – неверие в будущее?

· Для чего В. С. Маканин использует приемы монтажа текста: чередование планов, замедленное ночное видение, искажение оптического зрения, повторы, обратная прокрутка свершенного и т.п. ? Зачем нужны чередования света и тьмы? Можно ли считать сон героя предварением? Аргументируйте свой ответ. Следует ли все это объединить в символику предупреждения? Дайте комментарий к названию произведения.

· Чем объясняется усиление притчевого начала в повести? Как можно объяснить появление в финале старца, который напоминает уснувшему на улице Ключареву: «Но еще не ночь»? Почему фигура человека видна в сумерках? Каков иронический подтекст произведения?

· Какие факты указывают на то, что постсоциалистическое общество становится сродни погибающей цивилизации? Можно ли рассматривать текст как единую развернутую метафору?

· Проанализируйте богатство культурно-исторических ассоциаций «подземелья» и «верхнего» города. Можно ли отнести повесть к экзистенциальной прозе?

· Дайте обоснование выводу о смене планов действия как о чередующихся картинах карнавала. Каким образом автор совмещает пародирование и антиутопическую традицию, создавая специфический эффект синкретизма?

6.«Живый в помощи» В. Николаева как образец религиозной прозы:

· Что вы понимаете под «религиозной прозой»? Как религиозная проза связана с реализмом? Какие параметры данного художественного текста позволяют причислять его к религиозной прозе? Только ли о Православии идет речь?

· «Живый в помощи» - начальная строка православной молитвы. Почему автор избирает ее в название произведения? Охарактеризуйте путь героя от неверия к Вере. Почему война стала катализатором данного процесса? Какие специфические черты батальных сцен в анализируемом тексте вы усматриваете? Какое значение имеют названия застав и блок - постов «Чайка», «Скоба» и т. д.? Почему В. Николаев активно использует прием художественного параллелизма?

· Сопоставьте историю гюрзы и конкретные судьбы солдат. Какие детальные описания при этом выдвигаются писателем на первый план?

· Роман В. Николаева «Живый в помощи» изобилует натуралистическими сценами. Как вы понимаете «натурализм»? Приведите примеры из анализируемого произведения, указав функцию в повести. Для чего нужна военная аббревиатура в тексте? Приведите примеры из произведения. Дайте свои пояснения и комментарии.

· «Проследите судьбу главного героя. Можно ли назвать произведение автобиографией? Почему нравоучительность автором выдвигается в основные задачи создания текста? Какое значение для понимания произведения имеют внесюжетные элементы?

7. Alter ego писателя в повести Е. Гришковца «Реки»:

· Одной из отличительных черт повествования является специфика обрисовки главного героя. Можно ли поставить знак равенства между лирическим героем произведения и собственно автором? Что на это указывает? Обоснуйте свою точку зрения по данному вопросу.

· Alter ego мы понимаем как внутреннее «я» писателя, как героя, которому доверил писатель свои внутренние противоречия и споры. Какие отличительные черты таких внутренних споров описывает Е. Гришковец в повести «Реки»? Приведите примеры воспоминаний и противоречивое отношение к ним автора - героя. Какие приемы создания впечатления использует при этом автор - писатель?

· В чем специфика использования терминов «аутодиалог», «несобственно-прямая речь», «внутренний монолог», «поток сознания»? Приведите текстовые примеры.

· В контексте произведения особую роль играют лирические отступления? При каких условиях они возникают в тексте и каковы их функциональные особенности? Приведите примеры из анализируемого произведения.

· При характеристике главного героя обратите внимание на введение его поведения в канву повествования. Почему данный художественный текст относят к лирическим повестям? Что в «Реках» лирическое, а что исключительно эпическое? Какое значение имеет настроение (ностальгия) главного героя?

Литература:

1) Алексеев, А. П. Современная проза глазами прозаиков / А. П. Алексеев. - Вопросы литературы. – 1996. - № 1 - 2.

2) Иванова, Н. Б. Точка зрения: о прозе последних лет / Н. Б. Иванова. - М. : Просвещение, 1998

3) Корман, Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б. О. Корман. – Ижевск: изд-во Удмурт. гос. ун-та, 1992. – 235 с.

4) Кузьмин, А. И. Повесть как жанр литературы / А. И. Кузьмин. – М. : Просвещение, 1984.