План:
1. Образы праведниц в рассказах В. Г. Распутина 1990 – 2000 - х годов (на примере произведений «Изба», «Женский разговор», «В ту же землю»):
· Какое место в системе героев писателя занимают старухи – праведницы? Можно ли в разряд таковых отнести Агафью («Изба»), Пашуту («В ту же землю»), Наталью («Женский разговор»)?
· Опишите по предложенному плану приемы создания художественного образа главных героинь предложенных рассказов:
o Внешние черты (портрет) – лицо, фигура, костюм; портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу;
o Психологический анализ – подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т. е. движения внутренней жизни героя;
o Характер персонажа раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи; характеристика героя через его действия и поступки производится в системе сюжета;
o Прямая авторская характеристика может быть комментарием (непосредственная), может быть представлена при помощи иронии (опосредованная);
o Характеристика героя другими действующими лицами;
o Сопоставление героя с другими персонажами;
o Противопоставление героя другим образам;
o Интерьер;
o Изображение природы – помогает понять мысли и чувства персонажа;
o Изображение социальной среды общества, в которой живет и действует персонаж;
o Наличие или отсутствие прототипа;
o Художественная деталь – описание предметов и явлений окружающих персонажа (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали – символы).
· Персонажи в художественном произведении могут группироваться по нескольким признакам, основными из которых являются: по сущности, по сюжетной роли, по происхождению, на основе их непосредственного участия в конфликте. Прибегает ли автор к подобным приемам группировки героев в предложенных для анализа рассказах? Аргументируйте свой ответ.
· Усиление проповеднических тенденций является отличительной чертой данных рассказов. В чем вы видите сущность данного явления? Приведите примеры из текстов.
· Изменилась ли трактовка женских образов произведений В. Распутина «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар» по сравнению с героинями предложенных рассказов? Почему?
· Стоит отметить опору на реалистические традиции и влияние нормативной эстетики на авторской стиль. Почему «неопочвенникам» важно заострить внимание читателя на кризисных явлениях современности?
· В качестве вывода обоснуйте ответы на следующие вопросы. Можно ли отнести рассказы В.Г. Распутина «Изба», «Женский разговор», «В ту же землю» к постреалистическим произведениям? Что является «неопочвенническим» в раскрытии сюжетов анализируемых текстов?
2. Рассказ В.Астафьева «Людочка» как повествование-предупреждение:
· Разрушение семьи основная тема произведения. В чем специфика взаимоотношений между матерью и дочерью? Какое значение имеют для Людочки отец и отчим?
· Почему Людочка должна уехать из села? Чем объясняется специфика поведения девочки?
· Как показывает автор оскудение духовного мира?
· Дайте развернутую характеристику следующим персонажам: Артемка-мыло, Гавриловна, Дергач?
· Что представляет собой поселок городского типа: в чем его отличия от деревни и города? Какое значение для раскрытия характеров и обстоятельств имеет его описание?
· Как вы поняли смысл финала произведения?
3. Рассказ В. Маканина «Кавказский пленный» как образец постреализма:
· Как соотносится название поэмы А. С. Пушкина и написанные позднее её произведения М. Лермонтова и Л. Толстого с заглавием рассказа В. Маканина. В чем суть дискуссии о понимании названий «Кавказский пленник» и «Кавказский пленный»? Прокомментируйте свою позицию по обозначенному вопросу.
· Мотив красоты и ее недолговечности – ведущий в произведении В. Маканина. Что автор подразумевает под красотой? Какие аллюзии использует для этого? Почему война не противопоставляется красоте?
· В чем суть войны для Рубахина, Вовки-стрелка? Можно ли назвать пленниками ситуации Гурова, Алибекова? Кто из них хозяин положения, представитель власти? Почему Гуров и Алибеков не могут договориться о проходе колонны?
· Каким образом идет наращивание экспрессии в первой части рассказа? Почему в сознании солдат мирно уживаются понятия «красота» и «война»? Как погиб Боярков и какова реакция на его гибель Рубахина и Вовки-стрелка? Почему?
· В чем суть игры Вовки в прицеливание? Как он относится к боевым заданиям? Можно ли говорить о замене мысли на инстинкты в поведении и образе жизни Вовки? Аргументируйте свои ответы примерами из текста.
· Какое место в системе персонажей занимает пленный боевик? Имеет ли значение красота парня для Рубахина? Почему? Как он относится к юноше? Каким поступком это подтверждается? Почему Рубахин так легко убил пленного? Какие чувства при этом испытывал солдат?
· Автор констатирует: «Рыли яму, вычерпывая песок плоскими камнями. Вовка-стрелок спросил, возьмет ли Рубахин назад свои носки, Рубахин покачал головой. И ни словом о человеке, к которому, в общем, уже привыкли». Почему писатель не дает разговор в форме диалога?
· Что изменилось после гибели пленного? Почему Рубахин хочет, но не может покинуть горы? Что его связывает с войной?
4. Специфика повествования Т. Н. Толстой (на примере рассказов «Лимпопо», «Сюжет»):
· Как в прозе автора реализуется принцип метаморфоз как способ диалога с хаосом?
· Каким образом калейдоскоп культурных осколков, цитат, литературных образов создает ассоциативное поле поэтики Толстой?
· В чем смысл названия рассказов?
· Как изменяется пушкинская тема от рассказа «Лимпопо» к «Сюжету»?
· Какие возможности открывают Т. Толстой моделирование сюжета?
5. Образ Петербурга в рассказе В. Пелевина «Хрустальный мир»:
· Почему В. Пелевин Петербург сужает до одной улицы? Какая традиция здесь транслируется?
· В чем проявляется двойственность Петербурга?
· Почему в финале рассказа Шпалерная становится символом России?
· Почему наш современник в начале ХХI века обращается к конкретной исторической ситуации? Трансформируется ли она с учетом опыта писателя как человека?
6. Комментированное чтение рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».
Литература:
1) Агеносов, В. Феномен жизни и феномен времени / В. Агеносов // Литература ХХ – ХХI веков. – М. : Флинта, Наука, 1995.
2) Басинский, П. Игра в классики на чужой крови / П. Басинский. - Литературная газета. – 1995. – 7 июля. - № 22.
3) Иванова, Н. И. Точка зрения: о прозе последних лет / Н. И. Иванова. - М. : Наука, Флинта, 1988.
4) Русская проза конца ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. М. Колядич. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – С.249 - 252.
5) Павлов, О. Мотив войны / О. Павлов. - Знамя. – 1996. - № 7.- С. 209.