И ИХ СВОЕОБРАЗИЕ

План:

1.Драматические опыты Венедикта Ерофеева:

· Выявите специфику драматических произведений автора целесообразно прокомментировать некоторые противоречивые высказывания о его творчестве и выразить свое отношение к ним. Например, следующие: «”Вальпургиева ночь…“ – это прямой бред, который Ерофеев написал на Канатчиковой. Он был, правда, в так называемом «санаторном» отделении, но, очевидно, там все-таки лежали такие задвинутые» (Л. Любчиков)»; «”Широко известный в узких кругах“ автор стал едва ли не самым популярным русским писателем последней трети ХХ века и носителем судьбы легендарного поколения диссидентов и андеграунда семидесятых годов, все хотят быть причастными к нему» (В. Маранцман); «Вен. Ерофеев своей первой и единственной законченной трагедией в 5 актах открыл современному театру богатые возможности обновления сценического языка, многообразие интерпретаций» (М. Громова) и т. п.

· «Вальпургиева ночь» – вторая часть задуманного триптиха «Драй Нехте». Первая пьеса – «Ночь на Ивана Купала, или Диссиденты» и третья – «Ночь перед Рождеством» так и не были завершены. Существует ли связь между названиями произведений? Обоснуйте свою точку зрения.

· Чем, на ваш взгляд, обусловлен выбор времени в произведениях? Почему автор указывает на «буаловские» нормы? Нарушает ли их Ерофеев? Чем это объясняется?

· В трагедии Вен. Ерофеева происходит замена классицистического конфликта между долгом и чувством на противостояние насилия и выражения свободных мыслей. Каковы речевые характеристики героев? Почему сумасшедшие наделены способностью произносить целостные монологи, а медперсонал «специализируется» на нецензурной брани? Приведите примеры афоризмов из речи Л. Гуревича, контр-адмирала Михалыча, Сергея Клеймихеля. Как это соотносится с авторским постулатом «мир – сумасшедший дом»?

· Особое внимание автор уделяет ассоциативному номинированию. О каких ассоциациях может идти речь, если сопоставить интертекстуальные заимствования с оригинальными замыслами в первоисточниках (Тамарочка – историческое лицо царица Тамара, Сергей Клеймихель и упоминание Клеймихеля в «Железной дороге» Н. А. Некрасова, Наталья – «Наталья, дочь боярская» Н. М. Карамзина?

· Что объединяет театр абсурда и трагедию Вен. Ерофеева? Что, по вашему, вкладывает писатель в понятие «неуважение к Слову»? Каковы концептуальные основы такого выражения?

· Как вы понимаете название пьесы? О каком сквозном действии идет речь в двойном названии? Согласны ли вы с тем, что «заглавие художественного текста есть не что иное, как первая интерпретация произведения, причем сделанная самим автором»? На каком этапе происходит трансформация функций номинации (присвоение имени) текста в функцию предикации (присвоение признака) текста? С какой трактовкой темы связано название трагедии Вен. Ерофеева? В чем конкретность, а в чем обобщенность такого заглавия? Создается ли особая кодовая система, позволяющая выделять ключевые признаки игрового превращения бытового в художественное? Каким образом?

2. Интерпрет в художественной практике Б. Акунина (на примере пьесы «Чайка») :

· Кратко охарактеризуйте творчество Б. Акунина. Почему многие произведения данного автора специалисты относят к «бульварной» прозе, к «массовой литературе», к «вторичному тексту»? В чем суть «вторичности» «Чайки» Б. Акунина по сравнению с оригинальным произведением А. П. Чехова? Можно ли говорить о художественном опыте Б. Акунина как о продолжении чеховского шедевра? Следует ли это отнести к одному из современных постмодернистских приемов? К какому именно? Обоснуйте свой ответ.

· Заявляя о решительной правке кульминационного узла текста А. П. Чехова, Григорий Чхартишвили, избравший для своих литературных опытов псевдоним Борис Акунин, не делает принципиальных изменений в представлении героев. Как это можно объяснить? Какие нюансы все же внесены Б. Акуниным и почему?

· Почему автору анализируемого текста важно доказать, что это было не самоубийство? Чем объяснить, что Б. Акунин оставляет без изменения три действия, переделывая четвертое? Изменяется ли конфликт и основная идея каждого дубля по сравнению с оригиналом Чехова? Аргументируйте свой ответ.

· Чем объясняется тот факт, что в первых случаях расследование ведет доктор Дорн? Какой биографический указатель оставляет автор? Почему Б. Акунину важно вписать данный литературный опыт в свою фандориану?

· Каким образом в первом дубле складывается доказательная база против Нины Заречной? Какие новые акценты в трактовке образа расставляет Б. Акунин? Что чеховского остается при этом?

· Во втором дубле убийцей является учитель Медведченко. Можно ли трактовать это персонаж как образ «маленького человека»? Проиллюстрируйте ответ примерами из текста. Соблюдаются ли здесь чеховские традиции?

· Образ Маши – центральный в третьем дубле. Что нового привносит Б. Акунин в раскрытие характера молодой женщины?

· Делая очередной вариант финала, автор интерпрета обращает внимание на мотив чести, в таком случае Константина убивает отставной поручик И. А. Шамраев. Каким образом драматург изображает внутренние противоречия убийцы? Каков основной конфликт произведения, в случае если в качестве окончательного финала принять четвертый вариант?

· Можно ли рассматривать мотив убийства Сориным как проявление любви и преданности семье? Какова роль Сорина во всех дублях и в чеховском оригинале? Почему Б. Акунин наделяет действительного статского советника прямолинейностью и некоторой наивностью? Какие дополнительные характеристики даются Константину Треплеву? Чем это обусловлено?

· Можно ли рассматривать убийство Константина И. Н. Аркадиной как дань литературной моде? Присутствуют ли в данном варианте другие черты постмодернизма?

· Правдоподобен ли последний, «экологический» финал ?

· Наличие и обоснование версий может ли указывать на присутствие в произведении элементов абсурдности? Прав ли драматург, заявляющий: «…Убить мог любой, убил любой – вот в чем абсурд»? Используется ли авторская маска как структурирующий принцип в произведении? Почему Б. Акунин оставляет без каких-либо комментариев и изменений избранный А. П. Чеховым жанр комедии, полагая, что смерть одного из героев не делает пьесу драмой?

3. Поэтика театра Л. С. Петрушевской (на примере пьесы «Три девушки в голубом»)

· Во введении дайте общую характеристику творчества Л. С. Петрушевской. Какое место в творчестве писательницы занимают драматические жанры?

· Перечислите характерные особенности пьес Л. С. Петрушевской. Чем объясняется их перегруженность деталями и описаниями бытовых реалий? Какие функции выполняют детали в тексте пьес?

· Каков смысл названия пьесы «Три девушки в голубом»? Можно ли говорить о символической цветописи в произведении? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.

· Какой тип конфликта положен в сюжетную канву произведения? В чем особенности сюжета? Какие композиционные приемы использует автор?

· В произведениях Л. Петрушевской свой четко очерченный круг героев. Делит ли автор их на положительных и отрицательных? Разграничивает ли писательница на образы, кому сопереживает читатель и тех, чьи принципы жизни отвергает? Как достигается подобный эффект? Проанализируйте с такой точки зрения предложенную пьесу.

· Женская неустроенность и вымирание «настоящих мужчин» - сквозные темы всех произведений Л. Петрушевской. Как складываются судьбы трех сестер? Кто может претендовать на звание настоящего мужчины в тексте? Обоснуйте ответ развернутыми текстовыми цитатами.

· Каким образом проявляется натурализм пьесы Л. Петрушевской «Три девушки в голубом»? Какова роль речевых характеристик героев? Приведите примеры. Как вы понимаете высказывание: «Диалог у Петрушевской, как правило, приобретает черты монологов глухих»? В чем новизна и парадоксальность драматического языка автора? Раскройте на примере характеристик Ирины, ее матери и сына.

· Чем обусловлен выбор возраста героинь (им приблизительно по 30 лет)? Что такое одиночество в понимании автора? Почему писательница намерено обрывает связь поколений и времен? Какие реалии сегодняшнего дня выходят на первый план при этом?

· Как побивается автор эффекта «заброшенности» детей? Можно ли охарактеризовать трех главных героинь как исключительно порядочных и добрых матерей? Почему? Как относятся к своему ребенку и другим детям Ирина, Татьяна, Светлана? Сделайте вывод об авторском представлении о современной женщине-матери.

· Какое место в системе героев занимает образ Федоровны? Можно ли назвать ее праведницей? Способна ли она противостоять натиску молодых женщин? В чем специфика их взаимоотношений?

· Сколько раз меняется место действия? Почему? Есть ли пейзажные, интерьерные характеристики в тексте? Каково их значение для раскрытия атмосферы в доме?

4. Репрезентативность как основной прием изображения конфликта в пьесе Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна»

· Кратко охарактеризуйте приемы изображения конфликтов в драматических произведениях. Какой вид конфликта предложен в анализируемом произведении? Дайте определение репрезентативности как литературного явления. Какие характерные черты эпохи представлены в драме Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна»? Перечислите другие особенности предложенного текста.

· Можно ли трактовать развернутый конфликт в произведении как конфликт мировоззрений; конфликт поколений? Аргументируйте свой ответ.

· Каждый из предложенных характеров имеет свою доминанту. Определите, что характерно для Елена Сергеевны, Ляли, Вити, Павла? Что резко выделяет из ребят Володю? Почему он чувствует вседозволенность? Внутренняя готовность Володи совершить преступление не разделяется другими учениками. Как он добивается послушания?

· Охарактеризуйте смысл жизни и нравственные принципы учительницы. Почему Елена Сергеевна не распознала замыслы ребят сразу? Что заставило ее принять дары, согласиться на перевод мамы из больницы в клинику? Правы ли ученики, которые считали, что «… таких людей надо жалостью брать»?

· Как разрешается конфликт в пьесе? Что стало с Еленой Сергеевной? Каким образом представлен образ учительницы в экранизации пьесы? Согласны ли вы с такой трактовкой?

5. Художественные приемы создания условного мира в пьесе Н. Садур «Чудная баба» :

· Можно ли утверждать, что «Чудная баба» Н. Садур – художественный эксперимент по моделированию условных ситуаций? В чем суть условности? Как представлены категории времени и пространства в произведении?

· Можно ли две пьесы с единым названием «Чудная баба» отнести к циклу? Обоснуйте свой ответ, указав при этом элементы циклизации.

· Первая пьеса названа «Поле». Почему автор конкретизирует место действия? Как представлены сопоставления поле – земля, убийство – зло мира, рай – конец света? Каким образом трезвый ум Лидии Петровны пытается объяснить мистические превращения, свершаемые на ее глазах? В чем аллегоричность сцены прощания Лидии Петровны и бабы?

· Вторая пьеса названа «Группа товарищей». Как вы понимаете это заглавие? Что объединяет и что разъединяет Лидию Петровну и сослуживцев? В данной части подробно характеризуется каждый из работников конструкторского бюро. Какие доминанты характеров Александра Ивановича, Оли Черкасовой, Гены Ескина подчеркивает автор? Почему баба равнодушна к ним? Почему следующей жертвой она выбирает Елену Максимовну? Какие взаимоотношения были между Еленой Максимовной и Лидией Петровной? В чем суть муляжности героинь в восприятии друг друга? На чьей стороне автор? Почему так важна, по мнению Н. Садур, свобода духа и правда характера?

· Нина Садур часто сравнивается с западными абсурдистами. Какие есть основания для этого? Прокомментируйте высказывание Н. Садур: «Театр абсурда весь выстроен на жесткой логике. А мои пьесы совершенно иные, они на импульсе». Как соотносится импульс с конкретными художественными приемами создания условного мира в пьесе?

6. Проблема отцов и детей в пьесе В. Славкина «Взрослая дочь молодого человека»:

· Можно ли идентифицировать поколение отцов как так и не выросших детей? Какие взаимоотношения связывают Куприянова и Прокопьева, Люсю и Ивченко? Как сложились судьбы бывших стиляг? Почему Люся и Ивченко не смогли построить тесных взаимоотношений в молодости? Что роднит этих героев? Почему численный перевес в пьесе на стороне отцов?

· Какие пороки оказываются в центре внимания драматурга? Почему, в конечном счете, конфликт сведен на нет именно взрослыми?

· Как описывает автор максимализм молодых людей? Кому нужна была история с цветами? Чего добивается Ивченко и почему? Что мешает ему принять позицию Эллы?

· Игорь и Толя противопоставлены в произведении. Какие черты характера провинциала Толи не приемлемы для Игоря? Что является отличительной чертой поведения Толи?

· Почему Элла так не примирим? Что объединяет Бэпса и Эллу? В каких вопросах чувствуются их разногласия? Каковы взаимоотношения дочери и матери? Что неприемлемо для дочери в поведении матери и наоборот?

· К какому драматическому виду (комедии, трагедии, собственно драмы) можно отнести произведение? Аргументируйте свой ответ.

· Какие авторские ремарки вводятся в текст? Каково их значение для разрешения конфликта, изображения характера героев, отражения временных тенденций?

Литература:

4) Арсентьева Н. А. Становление антиутопического жанра в русской литературе / Н. А. Арсентьева. – М.: МПГУ, 1993.

5) Громова, М. И. Русская современная драматургия / М. И. Громова. – М. : Флинта, Наука, 2002.

6) Канунникова, И. А. Русская драматургия ХХ века / И. А. Канунникова. – М. : Флинта, Наука, 2003.

7) Ланин Б. Русские антиутопии ХХ века / Б. Ланин, М. Боришанская. – М.: Наука, 1994.

8) Социокультурные утопии ХХ века. Реферативный сборник. Вып. 6. – М.: АН СССР ИНИОН, 1988. – 200 с.