КАК СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА

Обязательный теоретический минимум:

роман - хроника, литературная хроника,

эпопея, сага, трилогия, контекст, подтекст

Текст для анализа: В. Аксенов «Московская сага»

Рекомендации к выполнению работы:

В начале контрольной работы воспроизведите основные этапы жизни и творчества В. П. Аксенова. Можно ли отнести его к представителям третьей волны эмиграции? Обоснуйте свой ответ.

Из словаря литературоведческого терминов выпишите определение литературной хроники. На основе полученной информации сформулируйте понятие «семейная хроника». Можно ли назвать семейную хронику эпопеей? Обоснуйте свое мнение.

Определите, какие ключевые философские понятия и события российской истории показаны в «Московской саге» В. П. Аксенова сквозь призму частной жизни семьи Градовых. Можно ли рассматривать трилогию как хронику жизни трех поколений Градовых?

Первый роман трилогии называется «Поколение зимы». Как вы понимаете название произведения? Кого можно назвать поколением зимы и о какой зиме идет речь? Какое значение для раскрытия главной идеи произведения имеют образы Бориса Никитича и Мэри Вахтанговны Градовых? Как вы понимаете слова профессора: «Шопен Мэри отгоняет леших»? Есть ли здесь какой-либо подтекст?

Охарактеризуйте образы второго поколения Градовых: Никиты, Кирилла, Нины. Какое значение для формирования конфликта произведения имеют образы Вероники, Нугзара, Цецилии, Саввы, Сандро, Николая Нефедова? Почему Вадим Вуйнович становится одним из главных действующих лиц, не будучи членом семьи Градовых?

Какие доминанты характеров отмечает автор в третьем поколении Градовых: Мите, Борисе, Еленке, маленьком Никитке, Майке? Какое значение для них имеет Пифагор, а затем и Архимед? Почему так важна для автора история Веры Горда?

Вторая часть трилогии называется «Война и тюрьма», а третья – «Тюрьма и мир». Как вы понимаете название частей? Почему связующим звеном между войной и миром становится война?

В заключение охарактеризуйте специфику изображения писателем исторического времени и исторических личностей.

Методические задания:

1. На каком этапе работы с художественным текстом можно применить знания и о романе, и о его экранизации? Как такой прием называется в методике преподавания литературы? Приведите примеры сравнительных параметров относительно «Московской саги».

2. Дайте тематический план изучения указанного произведения В. П. Аксенова на факультативе по литературе в выпускном классе общеобразовательной школы, если вам известно, что на это отводится 8 часов.

3. Предложите 10 - 15 вопросов по анализу исторических образов романа.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Басинский, П. О чем писал Аксенов / П. О. Басинский. - Литературная газета. – 1994.- 10 августа.

2. Ефимова, Н. А. Интертекст в религиозных и демонических мотивах В. П. Аксенова / Н. А. Ефимова. – М. : Просвещение, 1993.

3. Зверев А. Блюзы четвертого поколения / А. Зверев. - Литературное обозрение. - 1992.- № 11-12.

4. http: bukinist.agava.ru/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Линецкий, А. Аксенов в новом свете / А. Линецкий. - Нева - 1992. - № 8 .

2. Вейдле, В. В. Традиционное и новое в русской литературе ХХ века / В. В. Вейдле. - Русская литература в изгнании. – СПб: Армада, 2002 .

3. http: //www. ruthenia.ru/nemzer/SHEDR.html

4. http://www.magazines.rus.ru/znamia/dom/ivanqva/index.html

Тема № 2 : ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ Л. БОРОДИНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДНИЯ «ЛОВУШКА ДЛЯ АДАМА»)

Обязательный теоретический минимум:

художественный тип, характер, образ, герой,

персонаж, религиозная проза

Текст для анализа: Л. Бородин «Ловушка для Адама»

Рекомендации к выполнению работы:

Вначале при помощи литературоведческих словарей дайте определения следующим теоретическим понятиям «тип», «образ», «характер», «герой», «персонаж». Как они связаны друг с другом? В чем принципиальное различие в использовании терминов? Почему литературный характер получает свое развитие только в лучших образах художественной литературы?

Для изучения литературного характера важны следующие составляющие: портрет, интерьер, речевая характеристика. Предложите анализ описанных параметров главного героя повести Л. Бородина «Ловушка для Адама» до превращения его в Адама. Как происходит метаморфоза? Почему? Какую роль в этом играет отец Викторий?

Дайте развернутую характеристику Адаму по плану:

Ø Определение место героя в системе персонажей. Степень участия и его роль в конфликте,

Ø Наличие прототипов и автобиографических черт,

Ø Анализ имени,

Ø Портрет. Внешний облик, как дан автором и в восприятии других героев,

Ø Речевая характеристика,

Ø Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средства самовыражения героя,

Ø Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий,

Ø Черты характера. Эволюция в процессе развития сюжета,

Ø Поступки и мотивы поведения,

Ø Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей,

Ø Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора,

Ø Оценка литературного персонажа современниками автора,

Ø Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в характере,

Ø Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Сделайте соответствующие выводы. Почему Адам так и не поднялся до высот истиной Веры?

Можно ли считать произведение религиозным: почему мы все ищем Бога, а находим (чаще всего) лжепророков?

В завершение своих наблюдений сделайте вывод о типичности / не - типичности повествования Л. Бородина для современной русской прозы.

Методические задания:

1. Составьте подробную библиографию работ по творчеству Л. Бородина. Прокомментируйте два источника. Какие из них можно использовать для преподавания литературы в школе ?

2. Предложите проблемные вопросы к анализу произведения на факультативном занятии.

3. Приведите фрагменты культурологического комментария к произведению. Что из данного опыта можно использовать в школе?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Жиндеева, Е. А. История. Литература. Личность / Е. А. Жиндеева. – Мордов. гос. пед. ин-т.- Саранск, 2000.

2. Кокшенева, К. А. Революция низких смыслов: о современной русской прозе / К. А. Кокшенева. - М. : Лето, 2001.

3. Современная литература: Ноев ковчег? // Русская литература ХХ века в зеркале критики: хрестоматия для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. С. И. Тимина, М. А. Черняк, Н. Н. Кякшто. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ; М. : Издательский центр «Академия», 2003.

4. Павлов О. В. Проза 1980-2000-х годов: справочник для филологов / О. В. Павлов. - Воронеж: «Русская речь», 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Банщиков, В. А. Проблемы личности и современная наука / В. А. Банщиков. – М. : Наука, 1986.

2. Бочаров, С. Г. Характеры и обстоятельства / С. Г. Бочаров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. - В 2 - х тт. – М. : Изд-во АН СССР, 1963. – С. 312 - 415.

3. Жиндеева Е. А. Трансформация образа матери в повести Л. Бородина «Ловушка для Адама» / Е. А. Жиндеева // Филологические заметки 2001. - Саранск , 2001.

4. Соколов, Э. А. Культура и личность / Э. А. Соколов. – М. : Наука, 1983.

Тема № 3 : ПОЭМА ВЕН. ЕРОФЕЕВА «МОСКВА - ПЕТУШКИ»