МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНОЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

С ПРОБЛЕМАМИ

В РАЗВИТИИ

И КОРРЕКЦИОННАЯ

РИТМИКА

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных

ПРЕДИСЛОВИЕ

Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории гармонической личности, в которой реализуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Подготовка будущих специалистов, работающих с детьми с проблемами в развитии, требует, чтобы они овладели такими коррекционно-развивающими технологиями, которые бы обес­печивали им возможности воплотить эту идею на практике. Среди подобных психолого-педагогических технологий особое место от­водится арттехнологиям, где важную роль играет музыкальное ис­кусство.

Коррекционно-развивающие возможности музыкального искус­ства по отношению к дошкольникам с проблемами в развитии обус­ловлены прежде всего тем, что оно является источником новых по­зитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возмож­ности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важ­нейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.

В Государственных образовательных стандартах для педагоги­ческих колледжей по специальности 0318 — «Специальное до­школьное образование» среди предметов специальных дисциплин имеется курс «Методика музыкального воспитания дошкольни­ков с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», пред­ставленный в данном пособии. В педагогических колледжах сту­денты готовятся для работы в специальных дошкольных образова­тельных учреждениях разного профиля: для детей с нарушением развития, зрения, слуха, умственной отсталостью, задержкой психи­ческого развития. В связи с этим в пособии дается материал, пока­зывающий студентам особенности музыкального воспитания детей с разными вариантами нарушений.

Целью данного учебного пособия является подготовка для работы в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида педагога-воспитателя, знакомого с основами музыкаль­ного воспитания детей, способного активно участвовать в осуще­ствлении музыкально-эстетического воспитания дошкольников с проблемами в развитии на музыкальных занятиях, самостоятель-1 но организовывать музыкально-досуговую, коррекционно-направленную музыкально-игровую и театрализованную деятельность вне занятий в условиях специального дошкольного образовательного учреждения, владеющего необходимым материалом по коррекционной ритмике для использования его в работе с детьми с про­блемами в развитии совместно с дефектологом.

Учебное пособие дает возможность решить конкретные зада­чи, направленные на повышение общей музыкальной культу­ры студентов, расширение их кругозора, развитие у них музы­кальных и педагогических способностей; обеспечение профес­сиональной направленности обучения, формирование у студен­тов умений и навыков в области музыкально-эстетического вос­питания, необходимых в будущей работе с детьми с проблемами в развитии.

Данное пособие является первым в специальном образовании пособием, в котором обозначены основные направления коррекционно-развивающей работы средствами музыки в специальных образовательных учреждениях с детьми с различными проблема­ми в развитии и освещены вопросы, связанные с лечением и кор­рекцией нарушений средствами музыки. Оно поможет дефектологам, психологам, воспитателям, музыкальным работникам осу­ществлять коррекционную работу с детьми с проблемами в раз­витии средствами артпедагогики и арттерапии, а именно музыкотерапии.

В пособии отражены исследования авторов, а также опублико­ванные материалы ведущих отечественных и зарубежных специа­листов (медиков, психологов, музыкантов, дефектологов), раз­рабатывающих артпедагогические и арттерапевтические подходы в лечении и коррекции нарушений в развитии взрослых и детей с проблемами в развитии.

В разделе 1 дается краткий исторический обзор использования музыки и ритмики в лечебных и коррекционно-развивающих це­лях, показана роль отечественных дефектологов, психологов, му­зыкантов в совершенствовании методики музыкального воспита­ния как коррекционной технологии в системе помощи детям с проблемами в развитии. В разделе представлен понятийный аппарат, показывается взаимосвязь методики музыкального воспита­ния с другими областями научного знания.

В разделе II раскрываются теоретические и дидактические ос­новы методики музыкального воспитания детей с проблемами в развитии освещаются принципы, методы, формы и педагоги­ческие технологии музыкального воспитания, а также главные направления коррекционной работы средствами музыкального искусства в дошкольных образовательных учреждениях компен­сирующего вида.

{3 разделе III дается представление об организации и проведе­нии психологической коррекции средствами музыки и движений (музыкотерапии, кинезитерапии), осуществляемой психологом в обшей системе помощи ребенку с проблемами в развитии в спе­циальном детском саду.

В разделе IV раскрывается коррекционная направленность ра­боты по музыкальному воспитанию на музыкальных занятиях и вне занятий (игровая музыкальная и театрализованная деятель­ность, художественно-музыкальные, досуговые мероприятия в детское саду и в семье).

В разделе V освещаются направления коррекционной ритми­ки связанные с различными вариантами нарушений (логопеди­ческая ритмика, фонетическая ритмика, коррекционная ритмика для детей с нарушениями слуха, зрения, с задержкой психичес­кого развития, умственной отсталостью).

В приложение включены методические материалы, даны при­мерные конспекты музыкальных занятий, практический матери­ал к играм, упражнениям для занятий по ритмике, организации музыкальной деятельности вне занятий.

В этой же части пособия представлена примерная программа курса для студентов и преподавателей, читающих данную дис­циплину. Содержание программы включает теоретический мате­риал, семинарские занятия, самостоятельную исследовательскую работу студентов, а также практикум, помогающий студентам в подготовке к практике. В каждом разделе программы даны требо­вания к знаниям и умениям студентов. Количество часов в про­грамме может варьироваться в соответствии с учебными планами педагогического колледжа. Приложение завершается списком тем курсовых и выпускных квалификационных работ.

Методический материал ориентирован на детей разного воз­раста, имеющих различные нарушения в развитии. Часть практиче­ского материала разработана на основе научно-эксперименталь­ной работы, проводимой с детьми с разными проблемами в развитии в коррекционных образовательных учреждениях Юго-Восточного и Восточного окружного управления образования г. Москвы: в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) ^- 1296 (для детей с нарушением речи, задержкой психического Развития); в Государственном образовательном учреждении (ГОУ) у- 1883 «Начальная школа-детский сад» компенсирующего вида (Для детей с нарушением речи и задержкой психического развития ДОУ № 2316 (для детей с нарушением зрения); а также ДОУ № 1898 (для детей с нарушением речи и задержкой психического развития).

Авторский коллектив надеется, что данное учебное пособие поможет будущим специалистам осуществлять музыкально-эсте­тическое воспитание дошкольников с проблемами в развитии в условиях специального дошкольного образовательного учрежде­ния компенсирующего вида.

Авторы выражают признательность за поддержку и ценные со­веты доктору психологических наук, профессору, действительно­му члену РАО В.И. Лубовскому; доктору педагогических наук, профессору Н.М.Назаровой (МГГГУ); кандидату педагогических наук Е.З.Яхниной (МПГУ), а также благодарность начальнику отдела по дошкольному воспитанию ЮВОУ г. Москвы Е. В. Оськиной, руководителям специальных образовательных учреждений Е. Ф. Самохиной, Л. С. Марковой, А. Н. Авраменко, Н. И.Лушиной за предоставленную возможность и создание условий для прове­дения экспериментальной работы по музыкально-эстетическому воспитанию детей с разными проблемами в развитии.

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

И КОРРЕКЦИОННУЮ РИТМИКУ

Глава 1

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЙ

В ЛЕЧЕНИИ И КОРРЕКЦИИ

В классической Греции музыка воспринималась как триедин­ство «муссических искусств» — поэзии, танца и собственно музы­ки, считавшейся одним из самых… В античных источниках находится множество свидетельств, го­ворящих о чудесах,… Известны суждения Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады воздействуют на мысль, делая ее…

Глава 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

И КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ

Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внут­ренний мир человека, формировать его мысли, чувства, отношение к окружающему особо выделяют… Методика музыкального воспитаниядля детей с проблемами в развитии является… Коррекционная ритмика— это обобщенное понятие, своеоб­разный щщ кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки,…

Глава 3

СВЯЗЬ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ, КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ

С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Методика и ритмика взаимосвязаны с эстетикой, культуроло­гией, музыкознанием,которые являются их методологической ос­новой. Знания в этой области… Тесная связь методики музыкального воспитания детей с про­блемами и… В решении многих вопросов методика и ритмика опираются на общую, возрастную и специальную психологию.Знания…

Заданиядля самостоятельной работы

1. Дайте краткий исторический обзор использования музыки в практике лечения и коррекции.

2. Охарактеризуйте применение музыкального искусства в лечебных и коррекционных целях в работе с детьми с проблемами в развитии.

3. Расскажите, кто из видных отечественных ученых, медиков использовал музыкальное искусство в лечебных и образовательных Учреждениях.

4. раскройте основные понятия методики музыкального воспитания коррекционной ритмики, цели и задачи музыкального воспитания и коррекционной ритмики.

5. Покажите взаимодействие методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики с другими областями научного знания.

Литература

Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества. - М., 1995.

Андреев Л. Л. Место искусства в познании мира. — М., 1980.

Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1980.

Бехтерев В.М. Избранные произведения. — М., 1958.

Каган М. С. Морфология искусства. — Л.; М., 1972.

Клизовдкий А. И. О красоте и искусстве // Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. — Рига, 1991. — Т. 2.

Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. #., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М., 2001.

Межуев В. М. Культура как проблема философии // Культура. Человек и картина мира. — М., 1987.

Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Воз­рождения. — М., 1966.

Теплое Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - 1947. - Вып. 11.

Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В2т.-М., 1985.-Т. 1.

 

Раздел II

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Глава 1

МУЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ

ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Переориентация основной цели образования на личностное развитие ребенка означает изменение характера самого образо­вания: «Образование из способа… Музыкальное искусство занимает важное место в системе гу­манистического… Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в…

Глава 2

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Научное осмысление отечественными учеными медиками ме­ханизмов воздействия музыки на организм человека началось в начале XX в. Психофизиологическое направлениесвязано с исследованиями В.М.Бехтерева,… Дальнейшее изучение влияния музыки на функции организма, проводимое врачами, психологами, показало, что спектр…

Глава 3

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Методика исследования должна соответствовать конкретным задачам, которые ставит перед собой педагог, и правильно отра­жать специфику изучаемых…

Метод наблюдения

Умение наблюдать — качество, которое в первую очередь не­обходимо педагогу-исследователю. Проводя исследование, он учит­ся наблюдать за организацией… В практике педагогических исследований используются такие виды наблюдений, как… Непосредственное наблюдениепредполагает прямое или кос­венное участие педагога-исследователя в непосредственно…

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент является комплексным методом научного познания и включает в себя целенаправленные наблю­дения, беседы с испытуемыми,… В педагогических исследованиях применяются два вида экспе­римента:… Чаще всего педагогический эксперимент включает в себя три этапа:

Изучение и обобщение педагогического опыта

Изучение педагогического опыта может проводиться с помо­щью таких методов, как наблюдение, анкетирование, беседа, анализ детских работ (например,…

Анкетирование, беседа, интервью

Виды анкет. Анкета составляется на основе специально по­добранных вопросов. В зависимости от содержания и формы вопро­сов меняются структура и… Например, прямым будет вопрос: «Считаете ли вы необходи­мой помощь воспитателя… По форме анкета может содержать открытые и закрытые воп­росы. Вопрос считается открытым, если инструкция не…

Изучение детских творческих работ и документации учебно-образовательного учреждения

Изучение документации музыкального руководителя (кален­дарного и перспективного планов, конспектов музыкальных за­нятий, сценариев праздников и…

Работа с литературными источниками

Анализ литературы должен быть направлен на то, чтобы опре­делить актуальность разрабатываемой темы, степень ее исследованности, методологию своей…   При анализе литературных источников особое внимание сле­дует обратить на основные психолого-педагогические понятия,…

Глава 4

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

В ОПРЕДЕЛЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Являясь составной частью коррекционно-развивающего про­цесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирую­щего вида, диагностика музыкальных…

Основные диагностические компоненты

В определении уровня музыкально-эстетического

Развития детей с проблемами

адекватное сопереживание содержания музыкальных произве­дений, музыкальных образов, отражающих разнообразные эмо­циональные проявления мира природы… 2. Музыкально-образовательный компонент: представления о музыке как виде искусства, о его семиотиче­ской стороне («Музыка — язык чувств», «О чем рассказывает…

Особенности музыкального развития нормально

Развивающихся дошкольников и их сверстников

С проблемами

Дети 3— 4 лет

У младших дошкольников с нарушением речи и с задержкой пси­хического развития возникает эмоциональный отклик на музыку,   ее контрастный, ярко изобразительный характер. Однако они со­средоточиваются на ее звучании только при использовании…

Дети 4 — 5 лет

У дошкольников с нарушением речи и с задержкой психического развития постепенно накапливаются музыкальные впечатления, появляются интерес к музыке,… Умственно отсталые дошкольники проявляют положительную реакцию на музыку,… У дошкольников с нарушением слуха (слабослышащих) развитие музыкального восприятия проводится на основе остаточного…

Глава 5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Классификация педагогических технологий определяется мно­жеством вариантов учебно-воспитательного процесса. Педагоги­ческие технологии различаются,… Среди педагогических технологий, различающихся по спосо­бам, методам,… Существуют также педагогические технологии на основе активи­зации и интенсификации деятельности детей. К ним можно…

Методы обучения

методы организации учебно-воспитательной деятельности; методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Играявляется методом стимулирования музыкальной деятель­ности и может служить прекрасным средством активизации про­цессов непроизвольного запоминания у детей, повышения ихинтереса к окружающему миру, к разнообразным видам музы­кальной деятельности. Этот метод используется в процессе работы с детьми с такими нарушениями в развитии, как нарушение слу­ха, зрения, задержка психического развития, умственная отста­лость.

Большая роль в процессе обучения детей с нарушением в раз­витии отводится дидактическим играм. С их помощью у детей гораздо быстрее формируются представления о свойствах музы­кального звука, отдельных средствах музыкальной выразительности.

Дидактическая игра может быть и средством, и формой обу­чения и используется при усвоении любого программного музы­кального материала в разнообразных вариантах и в разных видах музыкальной деятельности детей. Она позволяет обеспечить ре­бенку с проблемами в развитии необходимое количество повто­рения определенных действий, операций на различном музы- ] кальном и другом художественном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к выполняемым за­даниям. Используя дидактические игры «Узнай инструмент», «Сложи ритмический рисунок», «Качели» и др., можно форми­ровать у таких детей представления о свойствах звука (тембре, ' ритме, высоте).

В специальную группу методов обучения можно выделить при­менение ТСО (технических средств обучения),среди которых ви­деоаппаратура и киноаппаратура, диапроектор, музыкальные цент­ры, магнитофонные устройства, электропроигрыватель, радио и телепередачи, компьютерные программы и др.

Эти средства расширяют возможности педагога, позволяют сделать педагогический процесс ярким, зрелищным, убедитель­ным. Не всем детям доступно посещение театров, музеев, картин­ных галерей, непосредственное восприятие произведений миро­вой художественной культуры. Здесь технические средства незаме­нимы.

Кроме того, существуют специальные технические средства, без которых невозможно обучение детей, например, с нарушени­ем слухадПри обучении слушанию музыки детей с нарушением слуха используются слуховые аппараты, благодаря которым дети способны выделять музыкальные звуки из звуков окружающего мира, дифференцировать их, различать характер, отдельные фраг­менты музыкального произведения.

Методы воспитания

Эти методы применяются в комплексе, поэтому классифика­ция их условна. Рассмотрение же каждого метода в отдельности позволяет выделить их… Метод убежденияпо отношению к маленькому ребенку пре­дусматривает… Педагог создает условия для общения ребенка с музыкальным искусством, тем самым насыщая его эстетическими…

Глава 6

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ

В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Музыкальное развитие детей с разными отклонениями осу­ществляется в процессе музыкальной деятельности, организо­ванной различные ее виды и формы.… Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами осуще­ствляется в процессе… восприятия музыки — сложного чувственного процесса, напол­ненного внутренними переживаниями. Он переплетается с…

В программах воспитания и обучения дошкольников

С разными вариантами нарушений в развитии

Музыкальное воспитание в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением речи, зрения, слуха, задержкой психическо­го развития, умственной отсталостью, с нарушением опорно-дви­гательного аппарата является составной частью общей системы обучения и воспитания детей и имеет коррекционно-развивающую направленность. Структура и содержание раздела программ «Музыкальное воспитание» отражают специфику того или иного варианта нарушения в развитии ребенка.

Материалы раздела «Музыкальное воспитание» распределяют­ся по основным видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения) и по возра­стным этапам. В разделе обозначается основная форма музыкаль­ной деятельности — музыкальное занятие.

В основе программы по музыкальному воспитанию для детей с проблемами лежат общие для детей с разной патологией развития принципы:

1. Принцип целенаправленности педагогического процесса. Соблю­дение данного принципа основывается на общих целях воспита­ния и развития личности ребенка, которые соотносятся с целями и задачами коррекционно-образовательной работы и предполага­ют создание условий для реализации программы коррекционной работы в соответствии с особенностями и спецификой наруше­ний в развитии.

2. Принцип целостности и непрерывности педагогического про­цесса. Он обеспечивается единством социально-нравственного, общекультурного развития личности, ориентирован на особенности развития личности ребенка с проблемами. Непрерывность образо­вательного процесса не только обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности ребенка, но и предпола­гает дифференциацию содержания в зависимости от уровня раз­вития ребенка и характера нарушения.

3. Принцип гуманистической направленности педагогического про­цесса. Он состоит в признании самоценности личности и созда­нии условий для ее гармонического развития, предъявлении к ребенку разумных и посильных требований.

4. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обуче­ния и воспитания. Данный принцип предполагает построение обра­зовательного процесса на основе максимального использования зоны актуального развития ребенка и ориентации на «зону ближайшего развития» и обеспечивается специальными технологиями, отражен­ными в содержании, методах и организационных формах.

5. Принцип личностно-деятельностного подхода в воспитании и обучении. Личность ребенка с проблемами рассматривается как субъект, формирование которого осуществляется в деятельности, в общении с другими людьми.

6. Принцип художественно-коррекционного воздействия. Он пред­полагает использование художественно-коррекционных техноло­гий, направленных на решение задач художественно-эстетиче­ского развития детей и одновременно коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений в развитии средствами музыки.

В разделе «Музыкальное воспитание» даются музыкально-об­разовательные сведения общего характера (музыка всегда о чем-то рассказывает; она имеет свой «язык», средства выразительно­сти, которые передают ее содержание, чувства, настроение чело­века; музыка создается композиторами и народом). В подразделах («Восприятие музыки», «Пение», «Движения под музыку») зало­жены сведения о конкретных видах этой деятельности: в подраз­деле «Пение» — о вокально-хоровых навыках, в подразделе «Дви­жения под музыку» — даны понятия о музыкально-ритмических навыках и основах выразительных движений (танцевальных, об­разных, гимнастических с предметами и без них, пространствен­ных перестроениях).

Программы включают в себя перечень практических умений, которыми дети должны овладеть при слушании музыки, пении, выполнении движений под музыку, игре на инструментах.

Структурная и содержательная сторона программ по музыкаль­ному воспитанию детей с разными вариантами нарушений имеет свои особенности, которые определены характером имеющихся нарушений в развитии детей.

Так, в программе обучения и воспитания детей с нарушением слуха (слабослышащих) в разделе «Музыкальное воспитание» введен подраздел «Развитие слухового восприятия», разделе «Пение» заменен разделом «Развитие голоса, ритмическая стимуляция и хоровая декламация».

В этом подразделе определены возможности речевой деятель­ности таких детей, которые могут развиваться в процессе ритмо-декламации, хоровой декламации, перечислены ритмические на­выки, которыми ребенок может овладеть посредством игры на музыкальных инструментах. В разделе «Движения под музыку» особо выделены ориентировка в пространстве, согласование движений с речью, передача темпа, ритма и других средств музыкальной выразительности.

В программе обучения и воспитания для умственно отсталых demetiss разделе «Музыкальное воспитание» помимо основных ви­дов музыкальной деятельности (восприятия, пения, движений под музыку) особо выделяется подраздел «Музыкально-дидактиче­ские игры», которые способствуют сенсорному развитию детей данной категории. Программные задачи по видам деятельности подкрепляются музыкальным репертуаром, конкретизирующим работу с детьми.

Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии

Непосредственное руководство музыкальным воспитанием в специальном детском саду осуществляется музыкальным руково­дителем. Проведение с детьми с… На первом этапе пребывания ребенка в коррекционном детском саду обязательно… На втором этапе организации музыкального воспитания взаимодействие всех специалистов проявляется в совместном…

Глава 7

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ

РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Гуманистическая ориентация процесса музыкального воспита­ния обусловливает формирование гармоничной личности ребен­ка с проблемами. В свою очередь,… коррекционно-развивающего, педагогически-направленного про­цесса музыкального…  

Коррекционно-развивающее направление музыкального воспитания

В процессе музыкальной деятельности осуществляется и кор­рекция отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, моторной сферах. Это отражается в…

Восприятие музыки

формирование музыкальной слушательской культуры, обога­щение музыкальными впечатлениями, знакомство с доступными музыкальными образцами современной,… развитие активной музыкально-слушательской деятельности, способности… Процесс обучения восприятию как активному виду деятельно­сти детей с нарушением слуха, зрения, речи,…

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СРЕДСТВАМИ

МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

МуЗЬЩОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА Практический опыт психокоррекционной работы средствами искусства показывает ее… Музыкотерапия является одним из видов арттерапии. Как психокоррекционная методика музыкотерапия отличается от…

Рецептивная музыкотерапия

«Музыкальные картинки» — в таком сеансе восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с психологом, который в процессе слушания помогает… Для проведения таких сеансов могут использоваться классические… Звуки морских просторов, шум прибоя, крики чаек или пения птиц, шелест листвы создают в воображении ребенка…

Активная музыкотерапия

Занятия во ка лоте pan ней проводятся как в индивидуальной, тай и в подгрупповой форме. Они направлены не на овладение в°" кально-хоровыми…   выработку психологической устойчивости, расслабления и успо­коения. С этой целью могут использоваться очень…

Интегративная музыкотерапия

Слушание музыки и просмотр слайдов проводятся в удобной для ребенка позе в мягком уютном кресле. Наибольший эффект в интегративном… Музыкотерапия, применяемая в игровой, доступной форме в психокоррекционной… Музыкотерапия во всех ее вариантах является составной час­тью общей коррекционной работы с детьми, она не подменяет…

Глава 2

КИНЕЗИТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ ПОМОЩИ

ДОШКОЛЬНИКАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Кинезитерапия в системе помощи детям с проблемами может проводиться в различных формах: коррекционная ритмика, танцетерапия, хореотерапия,…

Взгляды зарубежных и отечественных психологов, педагогов на использование движений в коррекционных целях

Многие зарубежные и отечественные ученые в области психо­логии, медицины указывали на важность и необходимость исполь­зования движений как средства… Немецкие исследователи К. Колер и К. Швабе отмечали, что движения, и в… Положительный эффект использования движений в коррекции психоэмоциональных состояний других нарушений в разви­тии…