УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном уч­реждении компенсирующего вида взаимодействует со всеми сто­ронами коррекционно-развивающего процесса и решает образо­вательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Музыкальное развитие детей с разными отклонениями осу­ществляется в процессе музыкальной деятельности, организо­ванной различные ее виды и формы. Знания, умения и навы­ки музыкальной деятельности дети приобретают в процессе вос­приятия музыки, пения, движений под музыку, игры на детских музыкальных инструментах. А организационные формы музы­кальной деятельности (музыкальное занятие, музыка вне заня­тий, культурно-досуговая деятельность) позволяют целенаправ­ленно приобщать ребенка к музыкальной культуре и обеспечи­вать овладение необходимыми знаниями и умениями в музы­кальной практической деятельности. Учет клинико-психологических особенностей развития ребенка с различными вариантами психического дизонтогенеза является обязательным условием в определении организационной, дидактической, конструктив­ной, коммуникативной сторон процесса музыкального воспи­тания детей.

Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами осуще­ствляется в процессе освоения видов музыкальной деятельности:

восприятия музыки — сложного чувственного процесса, напол­ненного внутренними переживаниями. Он переплетается с музы­кальными ощущениями и восприятиями, где предыдущий опыт соединяется с живыми ассоциациями, переживаемыми ребенком в данный момент, а следование за развитием музыкальных обра­зов выражается в ярких ответных реакциях. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполни­тельство (пение, движения под музыку, игру на детских музы­кальных инструментах). Для слушания музыки используются во­кальные и инструментальные произведения (программные и не­программные), разные по тематике;

детского исполнительства, которое предполагает изобразительно-деятельностное проявление детей в пении, движении под му­зыку, в игре на музыкальном инструменте;

музыкально-образовательной деятельности, проявляющейся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусст­ве, его выразительных особенностях, а также обеспечивающей развитие навыков и умений в различных видах музыкальной дея­тельности;

детской музыкально-творческой деятельности, выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной дея­тельности.

Музыкальное воспитание детей с проблемами осуществляется посредством различных форм музыкальной деятельности:музыкаль­ных занятий, музыкальной деятельности вне занятий, художественно-досуговой деятельности.

Музыкальное занятие — основная форма организации музы­кального воспитания, обучения и коррекции отклонений в раз­витии детей с проблемами средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных требованиях, составленных с учетом клинико-психологических, возрастных особенностей та­ких детей. Занятия, в которых участвуют дети одного возраста, по-] организации могут быть индивидуальными и фронтальными. Му­зыкальные способности дошкольников с проблемами проявля­ются в совместной деятельности со взрослым. Музыкальный ру­ководитель, педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каж­дого дошкольника опосредованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, по­могающих ребенку, испытывающему трудности, быстрее их пре­одолеть.

Музыкальная деятельность вне занятий — форма музыкальной деятельности, организация и проведение которой осуществляют­ся педагогом в группе, где, с одной стороны, он закрепляет на­выки, полученные детьми на музыкальных занятиях, и учит ис­пользовать в их игровой деятельности, в быту, а с другой — обес­печивает индивидуальную коррекционную работу с ребенком по­средством музыкальной деятельности. Эту работу педагог осуще­ствляет в процессе:

музыкально-игровой деятельности (музыкально-дидактических игр, игр под пение, включение знакомых песен в сюжетные игры, в режимные процессы, в свободную деятельность в группе);

музыкально-театрализованной деятельности (инсценирование взрослым и детьми песен на фланелеграфе, в настольном театре, на ширме, по ролям, проведение пантомимических игр руками под музыку и т.д.).

Все виды музыкальной деятельности с детьми вне занятий орга­низуются индивидуально или небольшими подгруппами во второй половине дня в свободное время.

Художественно-досуговая деятельность — форма музыкальной деятельности дошкольников с проблемами, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью |переживаний, дает возможность ребенку приобрести опыт общения, создает ощущение торжества. Красочное оформление поме­щения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костю­мы, присутствие родителей-зрителей — все это обеспечивает силь­ные, незабываемые впечатления ребенка с проблемами в разви­тии. Праздники и развлечения — важное средство художественно­го развития, формирования художественной культуры. Активная музыкальная деятельность дошкольников в художественно-досуговых мероприятиях в детском саду дает возможность дошкольни­кам с проблемами показать свои навыки в пении, движении под музыку, в театрально-игровой деятельности. Главным условием проведения праздников и развлечений является участие всех де­тей независимо от имеющихся у них отклонений в развитии. Важ­но, чтобы каждый ребенок ощутил радостную атмосферу празд­ника, чтобы содержание мероприятия соответствовало возмож­ностям таких детей, а не было ориентировано только на показ взрослым, родителям. В организации и проведении художествен-но-досуговой деятельности в специальном дошкольном учрежде­нии принимает активное участие педагогический коллектив. Взрос­лые могут исполнять различные роли в театрализованном дей­ствии, быть членами жюри или зрителями.

Организация и проведение различных форм и видов музыкаль­ной деятельности создают определенную художественно-музыкаль­ную среду.

Успешность развития личности ребенка с проблемами обес­печивается не только его деятельностью, но и средой, в которой эта деятельность осуществляется. Современный философский взгляд на среду базируется на понимании ее как системы, вклю­чающей разнообразные взаимосвязи предметного и личностного характера.

Л. С. Выготский, показывая механизм воздействия среды, пи­сал, что она по-своему преломляет и направляет и всякое раздра­жение, действующее извне на человека, и всякую реакцию, иду­щую от человека. Особое место в развитии личности ребенка отво­дится художественной среде. Показывая роль художественной сре­ды в воспитании личности, Е.А.Лазарь отмечает, что целена­правленно организованная художественная среда позволяет лич­ности глубже осваивать произведения искусства, строить иерар­хию художественных ценностей, определять их художественный Уровень, воспринимать художественную культуру как целостное явление.

Организация макромузыкальной среды в специальном детском саду и микросреды непосредственно в группе должна строиться на гуманистической основе, обеспечивая гармоническое разви­тие личности ребенка с проблемами. Ее развивающая направлен­ность определяется возрастом ребенка, нацеленностью содержа­ния на задачи обучения, воспитания и коррекции. Каждая деятельность, в том числе и музыкальная, должна служить удовлет­ворению различных потребностей ребенка: эмоциональных, эсте­тических, познавательных, общественных (потребность в обще­нии). Для удовлетворения этих потребностей ребенку нужны объек­ты музыкальной деятельности, проявляющиеся в разных ее видах и формах.

С точки зрения А. Е. Лазарь, социализация человека в эстети­ческой среде начинается с контактов не с искусством, а с пред­метным миром, несущим художественные начала. Лишь по мере формирования личности искусство становится ведущим элемен­том художественной среды. Пространство, организованное посред­ством предметов, может приобрести особую художественную цен­ность, которая позволяет личности в определенных границах ут­верждать свою индивидуальность. В среде в отдельных видах крис­таллизуются и культура и опыт, и знания и умения, а также отно­шение к труду, его результатам, к будущим потребностям, к миру в целом. Так опредмечиваются и эстетические, творческо-гуманистические отношения. По мнению С. Л. Новоселовой, «предмет­ная среда в целом или ее отдельные фрагменты — это всегда поле детской деятельности. Ее объекты, условия и средства достиже­ния цели, которые как бы заданы предметной средой»1.

Художественная и музыкальная среда определяют взаимосвязь искусства и личности. П. Ф. Каптерев показывает роль среды в пе­дагогическом процессе как условия для творческого саморазви­тия личности, при котором культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка. Раскрывая взаимодей­ствие субъекта со средой, Е.А.Лазарь указывает, что оно пред­ставляет собой два относительно самостоятельных процесса: со­здание, или преобразование среды, и ее освоение. Среда создает­ся только в результате деятельности, а освоение ее субъектом осу­ществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и любые другие виды отношений и взаимодействий.

Коррекционно-развивающая музыкальная среда раскрывает свои возможности ребенку благодаря общению со взрослым и свер­стниками. От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованности, отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной эта среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности.

Музыкальная среда выступает частью художественной среды в образовательном учреждении и представляет собой особое про­странственно-функциональное явление как социальное «поле» ма­териальных, духовных, культурных отношений.

В детском саду компенсирующего вида она наполнена разнооб­разными видами и организационными формами музыкальной деятельности, должна способствовать формированию психических но­вообразований и возникновению мотивов новых видов дея­тельности, обеспечению перехода к новой ступеньке развития (от игровой к учебной). Одним из важных требований, предъявляе­мых к созданию музыкальной среды, является ее соответствие воз­можностям детей с нарушениями в развитии.

Создание художественной и музыкальной среды для детей, раз­витие которых осложнено дефектом, предполагает возможность осуществления коррекции и компенсации недостатков развития посредством искусства. Решение этих задач обеспечивается преж­де всего наличием нормативных документов, регламентирующих и направляющих процесс развития детей, коррекции и компенсации имеющихся у них отклонений. Основным документом в коррекционно-развивающем процессе в ДОУ компенсирующего вида слу­жит программа обучения и воспитания (для детей с каждым вари­антом нарушения), утвержденная Министерством образования РФ.

Характеристика раздела «Музыкальное воспитание»