Конспект лекций Защита интеллектуальной собственности и основы инженерного творчества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БОРЩЕВ В.Я.

Конспект лекций

«Защита интеллектуальной собственности и основы инженерного творчества»

Тамбов 2011

ВВЕДЕНИЕ

 

Время, в котором мы живем, совершенно справедливо называют веком НТР. НТР – это ситуация, в которой наука и техника взаимосвязано получают глубокие преобразования, а технический прогресс осуществляется при ведущем значении науки, прокладывающей новые пути технике.

Понятие "наука" в самом общем смысле означает специфическую область человеческой деятельности. Это понятие включает в себя процессы познания и преобразования объективного мира, поиска объективной истины, подлинной связи между предметами и явлениями, точных закономерностей развития природы, общества и мышления. Определяют понятие "наука" и как орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе.

Экономическое положение нашей страны на фоне экономически развитых государств мира требует принятия кардинальных мер по ускорению научно-технического прогресса. Достижения научно-технического прогресса, в первую очередь, сказываются на научно-техническом уровне производства. Самым точным и обобщающим показателем научно-технического уровня производства является качество продукции.

Решение задачи повышения качества продукции напрямую связано с повышением качества инженерного труда. Это требует коренного изменения ситуации, сложившейся с инженерно-техническими и научными работниками, а именно, усиления творческих начал в их труде и повышения общественного его признания.

Инженерный труд по своей природе является умственным, и его непосредственный результат чаще всего выражается не в продукции, а в научно-технической и производственной информации, эффект от использования которой реализуется лишь спустя некоторое время.

Проблема повышения эффективности инженерного труда очевидно должна решаться в двух основных направлениях. Первое – устранение социально-экономических отношений, тормозящих развитие творчества инженерных работников; второе - повышение квалификации специалистов.

Основная задача раздела "Основы инженерного творчества" – повышение квалификации специалистов путем изучения методологии инженерного творчества, психологических аспектов творчества, логики и морфологии технических решений, основ патентоведения и приобретение некоторых практических навыков инженерной творческой деятельности.

Подготовка молодых ученых – сложное дело, особенно для новых развивающихся отраслей.

Жизнь же подтверждает правильность и необходимость более раннего начала творческой научной работы молодежи. Раннее начало научных исследований, систематизация научных фактов на студенческой, а иногда и на школьной скамье, повышают глубину и качество овладения учебной программой.

Выдающиеся деятели науки и техники и результаты их деятельности всегда определяли уровень развития общества, т.к. служили и служат удовлетворению материальных и духовных потребностей человечества. Результаты их деятельности всегда опирались на достижения научной мысли и интеллектуальный потенциал общества. Значимости результатов творческой деятельности не придавалось особого значения и интеллектуальная деятельность не требовала соответствующего правового регулирования.

С увеличением темпов НТП потребовалась оценка интеллектуальной творческой деятельности, способствующей росту производства и удовлетворению возрастающих потребностей общества. Заметно сократился период освоения изобретений.

Для обеспечения процесса обращения результатов интеллектуального труда в интеллектуальный товар более двухсот лет тому назад создана специальная ветвь правового регулирования – авторское и патентное право, которое постоянно совершенствуется.

Понятие интеллектуальной собственности (ИС) в России для многих творческих работников, ученых, инженеров, изобретателей, деловых людей, к сожалению, остается ещё «белым пятном». Незнание этих вопросов наносит материальный ущерб не только творческим работникам, но и обществу в целом.

 

1. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В XVIII в. большое распространение получила теория естественного права, согласно которой все произведенное человеком, будь то материальные объекты или результаты творческого труда, признается его собственностью. Таким образом, создатель результатов творческого труда имеет исключительное право распоряжаться ими.

Понятие "интеллектуальная собственность" (ИС) было впервые введено в международные правовые документы в 1967 г. Стокгольмской конвенцией, учредившей ВОИС - Всемирную организацию интеллектуальной собственности (однако в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. в аналогичном значении употреблялся термин "результаты интеллектуального творчества").

В соответствии с этой Конвенцией понятие интеллектуальной собственности включает в себя все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Таким образом, основу интеллектуальной собственности составляют авторское и патентное право, однако они не исчерпывают это понятие, поскольку сюда же относится право на промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, ноу-хау, знаки обслуживания.

ИС – совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также некоторые иные приравненные к ним объекты, в частности средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).

Следует отметить, что процессы умственной деятельности сами по себе находятся за пределами регулирования правом. Результаты же такой деятельности, имеющие элементы творчества, становятся объектами правового воздействия (результатами творческой деятельности в области техники являются новые понятия, технические решения, формы изделий, в области литературы и искусства - новые образы и т.д.). Общим для всех объектов такого рода является то, что они имеют идеальную природу, т. е. нематериальны, однако могут быть воплощены в физические (материальные) предметы, которые обладают определенной экономической ценностью.

В отношении продуктов интеллектуального творчества применяется режим исключительных прав, который заключается в том, что только создатели данных продуктов, за исключением случаев, прямо указанных в законе, вправе пользоваться и распоряжаться ими. Кроме того, важно отметить, что собственник обладает бессрочным и абсолютным правом на материальный объект, в то время как исключительные права на объекты интеллектуальной деятельности являются срочными и в предусмотренных законом случаях могут ограничиваться. Наконец, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности ограничены в пространстве и что право на творческий результат неразрывно связано с личностью его создателя.

Таким образом, традиционное право собственности коррелируется с материальным характером объектов этого права, тогда как интеллектуальная собственность оперирует понятием исключительных прав в отношении неких нематериальных объектов.

В отличие от обычных товаров продукты творческой деятельности, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государства, не в состоянии приносить их владельцам сколько-нибудь гарантируемые прибыли. После того как продукты творчества становятся известными обществу, они перестают быть объектами обладания одного или нескольких лиц. При отсутствии специальной правовой охраны каждый член общества, имеющий необходимые экономические ресурсы, смог бы использовать их для извлечения прибыли, поэтому средством предотвращения такой ситуации служит институт исключительного права на продукты творческой деятельности.

Под исключительными правами понимаются только имущественные права.

Исключительное право - это абсолютное право на нематериальный объект. Исключительные права выполняют для нематериальных объектов ту же функцию, что и право собственности для материальных объектов, хотя этим и не исчерпываются.

Обладатель права интеллектуальной собственности имеет исключительные полномочия по использованию соответствующего объекта в течение определенного срока, установленного государством. Таким образом, право интеллектуальной собственности является срочным правом.

Необходимо отметить также, что результаты творческой деятельности не могут быть ограничены государственными границами: известно, что большое количество российских объектов интеллектуальной собственности используется за рубежом, а в то же время иностранные объекты интеллектуальной собственности активно употребляются в России. Негативным последствием такой "безграничности" стало широкое распространение пиратства, т.е. неправомерного использования охраняемых правом объектов интеллектуальной деятельности (в первую очередь компьютерных программ и аудиовизуальных произведений).

Результаты интеллектуальной деятельности не подвержены физической амортизации, однако возможен их моральный износ. При этом следует иметь в виду, что для отдельных видов объектов интеллектуальной собственности возможно и физическое старение. В частности, произведения живописи могут физически устаревать с течением времени, однако при этом моральному износу они не будут подвергаться, а денежная стоимость их может только расти.

Интеллектуальную собственность следует отличать от, так называемой, промышленной собственности, которая, будучи составной частью первой, характеризуется тем, что ее объекты находят применение в производственной деятельности (изобретения, промышленные образцы и т.д.).

В настоящее время понятие интеллектуальной собственности получило конституционное закрепление. Так, ст. 44 Конституции РФ хотя и не раскрывает его содержания, но гласит, что "интеллектуальная собственность охраняется законом". В ст. 71 Конституции сказано, что правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации.

Творческой деятельностью можно заниматься как на профессиональной, так и на любительской основе. Любые виды творчества охраняются и поддерживаются государством. Гарантированная Конституцией свобода творчества предполагает также создание эффективной правовой системы охраны прав на результаты творческой деятельности.

Наиболее полно понятие интеллектуальной собственности раскрывается в ст. 138 ГК. В соответствии с указанной статьей под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

Выделяют следующие группы объектов интеллектуальной собственности (исключительных прав), объединенных на основании общих признаков:

1) авторские и примыкающие к ним смежные права. Сюда относятся традиционные объекты авторско-правовой охраны - литературные, научные, художественные произведения, а также программы ЭВМ и базы данных;

2) объекты промышленной собственности (исключительные права на результаты творческой деятельности, используемой в производстве, - изобретения, промышленные образцы, полезные модели, секреты производства (ноу-хау);

3) средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания);

4) нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности (селекционные достижения, топологии интегральных микросхем).

Средства индивидуализации юридического лица и средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг хотя и не носят творческого характера, однако по своему правовому положению приравниваются к объектам интеллектуальной деятельности. Это связано с тем, что они обладают значительной коммерческой ценностью, поскольку выполняют рекламные функции, гарантируя качество товара.

К средствам индивидуализации товаров, выполняемых работ или услуг относятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

К средствам индивидуализации юридических лиц относятся фирменные наименования, которые призваны отличать одного производителя от другого. Они выполняют рекламные функции, одновременно защищая обладателя прав от нарушений на рынке.

Таким образом, можно говорить об интеллектуальной собственности в узком смысле, когда правом охраняются только результаты творчества, и интеллектуальной собственности в широком смысле, когда охрана предоставляется и другим объектам, не являющимся результатами творческой деятельности.

Обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель) вправе использовать этот результат или средство по своему усмотрению любыми не противоречащими закону способами и может, если иное не установлено законом, самостоятельно распоряжаться этим правом. Лица, не являющиеся правообладателями, не вправе использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия (разрешения) правообладателя.

Оборот интеллектуальной собственности имеет свои особенности. Так, правообладатель передает другим лицам не саму интеллектуальную собственность, а право пользования ею.

Законодательство, регулирующее интеллектуальную собственность, можно условно разделить на нормы ГК и специальные нормы, содержащиеся в других правовых актах (например, Патентный закон РФ, Закон об авторском праве и смежных правах и т.д.).

Исключительные права на результаты творческой деятельности, составляющие интеллектуальную собственность, обладают принципиальными различиями, и попытки объединить их, в том числе создав единый правовой институт с единым правовым регулированием, ранее успеха не имели. Особенно это касалось попыток объединения авторского и изобретательского права. Как правильно отмечено в литературе, различия заключаются, прежде всего, в том, что изобретательские правоотношения возникают с момента квалификации предложения изобретением.

Между тем к объектам авторского права требование о квалификации не предъявляется. В отношении произведений литературы, искусства не требуется проводить государственную проверку того, соответствует ли конкретное произведение признакам, с которыми закон связывает правовую охрану объекта. Авторское право на такие произведения возникает в силу самого создания произведения и не нуждается в удостоверении каким-либо документом.

Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности по своей правовой природе не являются монопольными. Главной целью правовой регламентации указанных прав является соблюдение необходимого баланса между интересами отдельных индивидов (создателей объектов интеллектуальной деятельности) и интересами общества в целом. В связи с этим допускаются изъятия из исключительных прав. В частности, в законодательстве предусматриваются случаи, когда объекты исключительных прав могут использоваться без согласия их создателей (или других владельцев исключительных прав) и без уплаты соответствующего вознаграждения за такое использование. Например, к числу таких случаев можно отнести использование произведений, охраняемых авторским правом, в учебных целях.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации может принадлежать одному или нескольким лицам совместно. В случаях, предусмотренных законом, самостоятельные исключительные права на один и тот же результат интеллектуальной деятельности или на одно и то же средство индивидуализации могут принадлежать разным лицам (например, патент на одно и то же изобретение может выдаваться нескольким лицам, если они подали заявку в один и тот же день).

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации составляют имущественную ценность. Правообладатель может произвести их денежную оценку и использовать ее для целей, для которых оценка имущества используется в гражданском обороте. Законом могут быть предусмотрены случаи, в которых денежная оценка исключительного права является обязательной и его стоимость подлежит включению в стоимость имущества правообладателя.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации существует независимо от права собственности на материальный объект (вещь), в котором такой результат или средство выражены.

Переход права собственности на вещь сам по себе не влечет передачи или предоставления какого-либо исключительного права на нематериальный результат, выраженный в этой вещи.

Таким образом, в отношении нематериальных благ, какими являются все продукты интеллектуальной деятельности, неприменимо правомочие "владения": нельзя физически обладать идеями и образами. Не может быть прямо применено к нематериальным объектам и вещное правомочие "пользования".

Научно-технические идеи и художественные образы могут находиться одновременно в пользовании бесчисленного круга субъектов. При этом данные объекты не потребляются в процессе использования.

Наиболее рельефно это проявляется в отношении такого объекта интеллектуальной собственности, как произведение живописи. Так, можно быть собственником картины, однако не обладать авторским правом на эту картину. В то же время художник, написавший картину и впоследствии продавший ее, сохраняет авторские права на эту картину.

Автором результата творческой деятельности может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом создан этот результат. Таким образом, лица, которые оказали автору результата творчества только техническую или организационную помощь, не могут рассматриваться в качестве авторов.

В результате самого факта создания творческого результата (иногда после удостоверения этого факта компетентным государственным органом, например, при изобретении) у создателя возникает ряд личных неимущественных прав, которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми. Важнейшим из этих прав считается право авторства (т.е. право считаться создателем данного творческого результата). После признания права авторства у создателя возникает исключительное право на результат творчества (отдельные изъятия могут быть установлены законом).

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, охраняемый без его государственной регистрации, принадлежит гражданину Российской Федерации или российскому юридическому лицу независимо от того, на какой территории это право первоначально возникло. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица обладают исключительным правом на такой результат интеллектуальной деятельности, если оно первоначально возникло в Российской Федерации, а также в случае, когда признание исключительного права предусмотрено международным договором Российской Федерации.

 

АВТОРСКОЕ ПРАВО

 

2.1. Понятие и значение авторского права

 

Термин "авторское право" понимается в двух значениях:

- в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

- в субъективном смысле авторское право - это совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Можно выделить следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм:

- свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ);

- сочетание личных интересов автора с интересами общества;

- неотчуждаемость личных неимущественных прав автора;

- свобода авторского договора.

Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны, интересы общества в целом путем предоставления ему доступа к сокровищам мировой культуры.

Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права.

Термин "авторское право" не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как "правообладатель на произведение", которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. Если произведение издано, правообладатель указывается на титульном листе издания или на обороте титульного листа под знаком C.

 

2.2. Источники авторского права

 

Основополагающим нормативным актом, регулирующим авторско-правовые отношения в Российской Федерации, является Закон РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" в редакции закона от 19 июля 1995 г..

К числу источников авторского праваможно отнести и соглашения (как двусторонние, так и многосторонние) по международно-правовой охране авторских прав.

В отношении авторского права действует территориальный принцип охраны, который заключается в том, что авторское право на произведение, возникшее на территории одного государства, будет признаваться на территории другого государства при наличии международных соглашений (двусторонних и многосторонних).

Гражданин признается субъектом авторского права с момента создания произведения в какой-либо объективной форме. Это значит, что для признания авторского права за кем-либо не требуется соблюдения каких-либо формальностей (таких как депонирование экземпляра произведения, регистрация произведения в специальном органе, уплата сборов и т.д.).

Бернская конвенция установила минимальный срок охраны, который составляет жизнь автора и 50 лет после его смерти. Указанный срок подлежит обязательному применению в странах-участницах.

Среди международных конвенций следует также упомянуть Стокгольмскую конвенцию от 14 июля 1967 г., учредившую Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы охраны интеллектуальной собственности. ВОИС разрабатывает соответствующие правовые вопросы и дает надлежащие рекомендации.

Двусторонние соглашения, являясь результатом согласования воли только двух государств, имеют возможность более полно урегулировать свои взаимоотношения, учесть особенности национальных законодательств (например, вопросы налогообложения и взаимных расчетов). В настоящее время Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария, Польша, Венгрия, Швеция, Чехия и некоторыми другими.

Значение норм международных соглашений состоит в том, что в случае противоречия между нормами международных соглашений и нормами внутреннего законодательства преимущество имеют нормы международных соглашений (п. 2 ст. 7 ГК).

 

2.3. Авторское право и Интернет

..

Активное использование сети Интернет в России восходит к началу 90-х годов. В настоящее время в нашей стране она насчитывает несколько миллионов пользователей.

Основная цель Интернета заключается в обмене информацией. Особенностью сети является, так называемая, трансграничность, т.е. отсутствие каких-либо государственных границ, которые могли бы воспрепятствовать использованию Интернета в любой точке земного шара. Доступ в Интернет обеспечивают так называемые провайдеры, т.е. организации, имеющие в собственности специальное оборудование (серверы), позволяющее публиковать информацию в Интернете. Информация размещается на сайтах, имеющих свой адрес и дополнительное доменное имя.

С момента зарождения Интернета возникла проблема правовой охраны произведений, которые активно используются при обмене информацией. Речь идет прежде всего о несанкционированном воспроизведении в Интернете охраняемых авторским правом произведений. В первую очередь незаконно воспроизводятся литературные произведения, однако в последнее время все чаще используются и музыкальные произведения.

Следует отметить, что действующее законодательство оказалось не готово к регулированию нового явления. Существующее разнообразие подходов, связанных с решением правовых проблем использования произведений в Интернете, обобщенно сводится к трем основным:

- охрана авторских и смежных прав в Интернете нецелесообразна вообще;

- охрана авторских и смежных прав в Интернете традиционными правовыми способами невозможна. В связи с этим необходимо создать принципиально новый правовой аппарат для решения проблемы;

- охрана авторских и смежных прав в Интернете традиционными способами необходима и возможна путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Возникают также споры о том, можно ли рассматривать Интернет как средство массовой информации в чистом виде. При этом следует учитывать, что существуют зарегистрированные средства массовой информации, которые функционируют только в электронном виде. Для решения указанных проблем в настоящее время разрабатывается проект закона о развитии Интернета в РФ, а также проект постановления Правительства РФ о регистрации сетевых СМИ.

Попытки правового регулирования сети Интернет делались и на международном уровне. Так, в 1996 г. в Женеве под эгидой ВОИС были заключены два международных договора:

Договор ВОИС по авторскому праву, касающийся охраны прав авторов литературных и художественных произведений; Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.

В обоих договорах говорится об обеспечении правообладателям возможности контроля за публичным распространением их произведений в Интернете. В них особо подчеркивается, что право на воспроизведение полностью применимо к обмену информацией в цифровом виде, а также говорится о необходимости разработки технических мер, направленных на охрану произведений от незаконного использования в Интернете.

 

2.4. Субъекты авторского права

 

Среди субъектов авторского права выделяют, прежде всего, автора произведения (в том числе производного или составного). При этом лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Субъекты авторского права подразделяются на первоначальных и производных. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав.

Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, могут быть также авторами. Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей.

Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица. Известны многочисленные случаи, когда знаменитые писатели, художники страдали психическими заболеваниями (например, Н.В. Гоголь). Законодательство об авторском праве не содержит каких-либо ограничений для признания таких лиц авторами. Однако если они в установленном порядке были признаны недееспособными, то все сделки в отношении созданных ими произведений за них будут совершать опекуны.

Следует иметь в виду, что супруги могут заключить брачный договор. В этом случае супруги вправе определить в договоре, кому будут принадлежать имущественные права на произведения, созданные во время брака.

Субъектами авторских прав являются также иностранные граждане.

Субъектами авторских прав являются также составители. Так, в соответствии со ст. 11 Закона об авторском праве и автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат творческого труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений при условии, что они самостоятельно обработали и систематизировали включенный в сборник материал (например, расположили материал по иной системе, снабдили его комментариями и примечаниями составителя сборника). Подбор и расположение материалов для включения их в сборник рассматривается в качестве творческой деятельности. При этом авторское право у составителя возникает и в том случае, если входящие в сборник или в базу данных иные материалы не охраняются авторским правом (например, сборник частушек).

Составители как субъекты авторского права обладают и личными неимущественными правами, однако эти права распространяются не на все элементы сборника, а лишь на те, которые являются результатом их творческого труда.

Субъектом авторского права является также переводчик произведения на другой язык. Авторское право переводчика распространяется не на само произведение, которое он переводит, а только на созданный им перевод. При этом авторское право переводчика не препятствует другим лицам осуществлять свои собственные переводы. В данном случае имеется в виду не простой перевод отдельных слов или выражений на другой язык (подстрочный перевод), а перевод, соединенный с литературной обработкой текста произведения с сохранением смыслового содержания.

В случае нарушения авторского права переводчика последний, равно как и автор оригинального произведения, имеет право требовать восстановления нарушенного права, вплоть до запрещения выпуска или распространения произведения.

Аналогичные права возникают и в отношении авторов других производных произведений (переделок, аранжировок и т.д.). Это обусловлено тем, что и переводчик, и другие переработчики при создании своих произведений используют элементы формы других ранее созданных произведений.

Субъектами авторских правоотношений являются также правопреемники авторов, к которым относятся в первую очередь юридические лица. Основой правопреемства в данном случае является заключение договора. К правопреемнику автора на основании договора обычно переходят те правомочия, которые автор, как правило, не может осуществить сам (право на издание, постановку и т.д.).

Произведения литературы, науки и искусства могут создаваться не одним, а двумя или несколькими лицами, в результате чего возникает соавторство. При этом речь идет только о совместном творческом труде; оказание всякого рода технической, организационной или иной подобной помощи при создании произведения или придания ему объективной формы не признается творческим трудом и не может служить основанием для признания соавторства. Вопрос о творческом или техническом характере творческого участия может быть решен на основании оценки, данной экспертами. В результате совместной творческой деятельности создается произведение, характеризующееся единством формы и содержания либо необходимой связью двух или более форм, обусловленных единым содержанием (например, слова и музыка песни).

В качестве авторов или соавторов не признаются лица, организующие работу по созданию произведений, входящих в сложный объект в качестве элемента - продюсеры, издатели периодических изданий, энциклопедий и т.д.

Особым видом произведений, созданных в соавторстве, является интервью. Авторские права на интервью принадлежат как лицу, давшему интервью, так и лицу, проводившему интервью. Эти лица рассматриваются в качестве соавторов, если договором между ними не предусмотрено иное. При этом использование интервью допускается лишь с согласия лица, давшего интервью.

Объем творческого труда соавторов может быть неодинаковым, однако это не влияет на признание лица соавтором. Таким образом, достаточно минимального, но обязательно творческого вклада в общее произведение, чтобы считаться соавтором со всеми вытекающими отсюда правомочиями.

Претензия на соавторство, если она добровольно не принимается, предъявляется в суде в форме иска о признании соавторства. При этом истцами являются те, кто на это соавторство претендует, а ответчиками - те, кто указан в качестве авторов в произведении, готовящемся к выпуску в свет или уже выпущенном.

Творческое участие при соавторстве возможно на любой стадии создания произведения. Так, доработка начатого произведения может служить основанием для признания соавторства. При этом закон особо подчеркивает, что авторские права на произведение осуществляются соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если произведение соавторов образует неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произведения. В этом случае всем соавторам принадлежит авторское право на произведение в целом и каждому - авторское право на созданную им часть произведения.

Соавторство может быть только добровольным. По общему правилу, отношения между соавторами оформляются соответствующим соглашением, однако такие соглашения не являются обязательным условием соавторства. Соглашение о совместной работе, навязанное автору или соавторам (так называемое принудительное соавторство), признается недействительным.

Авторское право переходит по наследству. В случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора при их нарушении. Авторские права могут наследоваться как по закону, так и по завещанию. Наследники являются субъектами авторских правоотношений в течение 50 лет после смерти автора, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

В соответствии со ст. 14 Закона об авторском праве исключительное право на использование служебного произведения принадлежит работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Вместе с тем автор сохраняет личные неимущественные права, в том числе право на обнародование произведения. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания. Из этого следует, что при создании служебных произведений работодатели также могут рассматриваться в качестве субъектов авторского права.

 

2.5. Объекты авторского права

 

В качестве объектов авторских прав рассматриваются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения при условии, что такие результаты творчества выражены в объективной форме, допускающей возможность их восприятия. При этом авторское право распространяется как на обнародованные (выпущенные в свет), так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме (п. 2 ст. 6 Закона об авторском праве).

Открытость перечня охраняемых авторским правом произведений обусловлена тем, что с развитием новых технологий появляются новые объекты авторского права.

Выделяют следующие признаки, необходимые для признания произведения объектом авторского права: а) творческий характер; б) объективная форма; в) возможность воспроизведения тем или иным способом, при котором возможно его восприятие.

Творческий характер произведения по-разному толкуется российскими юристами, однако наиболее распространенным является мнение, по которому творческой признается самостоятельная деятельность, в результате которой создается произведение, отличающееся новизной. Утверждение о том, что новизна является неотъемлемым признаком творческого произведения, не является бесспорным. Действительно, в подавляющем большинстве случаев творческое произведение будет новым, т.е. будет содержать оригинальные мысли, идеи, художественные образцы, композиции, которые раньше не существовали. Произведение будет рассматриваться в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы, что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическое и наоборот. Наконец, новым произведение будет и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения. Так, например, пьеса М. Булгакова "Полоумный Журден" повторяет основные сюжетные линии пьесы Мольера "Мещанин во дворянстве".

Вместе с тем нельзя, по крайней мере, теоретически, исключать такую возможность, когда два автора самостоятельно и независимо друг от друга создадут два абсолютно идентичных произведения (как по форме, так и по содержанию).

При решении вопроса о том, является ли данное произведение объектом авторского права, на практике может возникнуть дискуссия, является ли данное произведение творчески самостоятельным. Установление указанного факта может быть осуществлено с помощью специальной экспертизы. При этом следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и, в частности, идею, тему, сюжет произведения оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты.

В ряде случаев произведение создается на основе уже существующих произведений (несамостоятельные произведения или производные). В отличие от оригинальных произведений, в которых все охраняемые элементы созданы самим автором, производные произведения могут включать элементы уже существующих произведений. К ним относятся производные произведения, под которыми понимаются переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Вопрос о том, производное ли произведение перед нами, решается в зависимости от того, был ли внесен достаточный творческий вклад в его создание. Так, если обработчик при создании производного произведения не заимствует элементы другого самостоятельного или производного произведения, то налицо создание нового произведения, которое однозначно будет охраняться авторским правом (например, создание произведения "по мотивам"). Если же заимствование все же произошло, то вопрос о признании произведения новым, а следовательно, об охране авторским правом будет решаться при наличии достаточного творческого начала при его создании и соблюдении авторских прав на оригинальное произведение.

Под признаки охраняемого авторским правом произведения попадают и интервью, хотя они прямо и не указаны в перечне охраняемых произведений. Так, творческое начало присутствует как в работе журналиста, так и интервьюируемого; журналист подбирает и формулирует вопросы, а интервьюируемый определяет содержание и форму ответов. Таким образом, общими усилиями создается особый вид произведения, включающий две неразрывные части.

Авторским правом охраняются сборники и иные составные произведения. Сборник - это скомплектованное произведение, в состав которого входит несколько произведений как охраняемых авторским правом, так и неохраняемых. Следует отметить, что не всякий сборник является объектом авторского права, поскольку не всякая деятельность по его составлению носит творческий характер. Так, например, не будут охраняться авторским правом телефонные справочники, составленные в алфавитном порядке, или сборники правовых актов, расположенные по времени их издания.

Антология - это непериодический сборник литературных произведений разных авторов, имеющих жанровую или тематическую общность.

Результат творческой деятельности становится объектом авторского права при условии, что он выражен в какой-либо объективной форме. Это обусловлено тем, что поскольку сам объект (произведение) существует нематериально, то без выражения в объективной форме произведение не может быть воспринято другими людьми и не может быть признано объективно существующим. Для того чтобы творческие замыслы автора стали доступны обществу, они должны выразиться вовне, объективироваться.

Следует отметить, что при этом не учитывается то обстоятельство, было ли завершено произведение или нет. Так, авторское право охраняет не только законченные произведения, но и эскизы, наброски и др.

Произведения охраняются независимо от их художественного уровня. Это объяснимо, поскольку сам критерий художественного уровня является довольно субъективным понятием.

Форма объективного существования произведения может быть связана с каким-либо материальным носителем (бумага, пленка, пластинка и т.д.) или не связана с ним (например, устное исполнение). В связи с тем, что объект авторского права нематериален, а его форма в большинстве случаев имеет материальный характер, возникает проблема соотношения прав на произведение и на вещь, являющуюся его носителем. Это разные права, и субъекты этих прав могут не совпадать. Собственник вещи может и не иметь авторского права на произведение, материализованное в этой вещи. Особенно рельефно, как уже отмечалось, это проявляется в отношении картин и других произведений изобразительного искусства.

Устная форма также является разновидностью объективной формы, однако необходимо, чтобы можно было воспроизвести такое произведение (магнитофонная запись, стенограмма выступления и т.д.).

Требование объективной формы как условия признания произведения объектом авторского права вытекает из того, что созданное автором произведение, до тех пор пока оно не написано на бумаге, никому не прочитано и не опубликовано в печати, известно одному только автору. Лишь после того, как произведение будет выражено автором вовне, отделившись от автора каким-либо способом, оно получит выражение в объективной форме.

Объективная форма, как правило, совпадает с понятием материальной формы, однако понятие объективной формы более широкое, чем понятие материальной формы.

Произведение признается объектом авторского права независимо от того, обнародовано оно или нет.

Закон об авторском праве (п. 2 ст. 6) конкретизирует понятие объективной формы. В частности, к последней относится:

письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);

звуко- или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Для того чтобы произведение было признано объектом авторского права, необходимо наличие названных признаков, и тогда произведение будет охраняться без какой-либо дополнительной регистрации; не требуется и формального подтверждения наличия этих признаков, квалификации произведения в качестве такого объекта в каком-либо государственном органе. Однако автор произведения вправе, но не обязан для оповещения о своих правах использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "c" в окружности, имени автора и первого года опубликования.

Вместе с тем для обеспечения идентификации произведения и для последующего сбора гонорара за его использование осуществляется регистрация этих произведений в авторско-правовых обществах (например, в Российском авторском обществе - РАО). За регистрацию взимается плата. При этом выдается свидетельство, подтверждающее факт регистрации и дату регистрации.

При регистрации произведений автор должен представить клавир, текст, кассету с записью и т.д. и заполнить специальную регистрационную форму. Автор дает гарантию, что он является действительным создателем произведения и что последнее не нарушает права третьих лиц. Такое свидетельство может быть использовано впоследствии в качестве доказательства в суде. Однако следует иметь в виду, что сам факт регистрации не создает авторского права.

В последние годы появилась практика использования нотариального заверения как способа удостоверения авторского права на произведение. Так, автор текста, который он рассматривает в качестве оригинального произведения, ставит под ним свою подпись, которая, по существу, и удостоверяется нотариусом.

В соответствии с Законом об авторском праве (ст. 8) не являются объектами авторского права официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Отсутствие правовой охраны для официальных документов обусловлено тем, что они изначально предназначены для широкого использования, которое должно быть беспрепятственным и оперативным (хотя по своей сути обычно это авторские произведения, созданные в порядке выполнения служебного задания). Поэтому не охраняются авторским правом они только с того момента, когда получат официальный статус, т.е. будут утверждены соответствующим государственным органом. Что касается сообщений о событиях и фактах, то им охрана не предоставляется в связи с тем, что сообщения не обладают признаками произведения, поскольку несут только информационную нагрузку

Отдельно следует остановиться на произведениях народного творчества (фольклор - дословно в переводе с английского "народная мудрость"). Это творчество охватывает бытующие в народе и созданные им поэзию, музыку, изобразительно- и декоративно-прикладное искусство.

К нему обычно относят произведения, которые удовлетворяют всем необходимым требованиям для предоставления правовой охраны, однако автор таких произведений неизвестен (частушки, сказки и т.д.). Произведения фольклора играют важную роль в сохранении культурного наследия любой страны.

Не охраняются авторским правом произведения, срок охраны которых истек и которые уже стали общественным достоянием, а также некоторые произведения иностранных авторов, впервые опубликованные за рубежом.

 

2.6. Авторские правомочия

 

В результате создания произведения у автора возникает авторское право, которое может быть разделено на ряд конкретных правомочий, получивших название субъективных авторских правомочий.

Весь комплекс указанных правомочий принадлежит автору при жизни в полном объеме и охраняется законом. Эти правомочия можно разделить на личные неимущественные, т.е. не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности автора, и правомочия имущественного характера, которые включают правомочия по использованию произведения.

Хотя Закон говорит об авторских правомочиях, в большинстве случаев эти правомочия осуществляют не сами авторы, а организации-пользователи. Закрепление же за автором исключительных правомочий дает ему возможность вступать в договорные отношения с такими организациями по поводу использования созданного произведения.

Важнейшим среди этих прав является право авторства, которое по существу определяет все остальные авторские правомочия. Для него характерны исключительность и абсолютный характер, поскольку именно право авторства дает возможность создателю произведения считать себя автором данного произведения, требовать признания в этом качестве со стороны других лиц, а также использовать предусмотренные Законом способы для охраны этого права в случае присвоения его другими лицами (плагиата). Простое неупоминание имени автора, в частности, при цитировании не является присвоением авторства.

Право на имя (его следует отличать от права авторства) состоит в том, что автор может опубликовать произведение под собственным именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени (анонимно). Автор может изменить свое решение, касающееся права на имя (например, раскрыть псевдоним). При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не оставляет сомнений в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве уполномочен защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Имя включает указание фамилии, имени и отчества автора либо его фамилии и инициалов. В ряде случаев произведение выпускается в свет с подписью (парафом) автора. Параф не является псевдонимом, поскольку не ставит своей целью скрыть имя автора. Однако его нельзя считать и именем, поскольку из парафа не всегда можно узнать точное имя автора. В ряде случаев указывается только имя юридического лица, выпустившего в свет произведение, что совершенно неправомерно.

После смерти автора осуществлять защиту указанных правомочий могут его наследники и их правопреемники. Срок полномочий наследников автора и их правопреемников по охране права неприкосновенности в Законе прямо не определен. Из этого можно сделать вывод, что указанное право будет действовать бессрочно.

Право на обнародование (выпуск в свет неопубликованного произведения) состоит в том, что только автор принимает решение о доведении произведения до всеобщего сведения. С помощью этого права произведение вводится в экономический оборот. Кроме того, обнародование влечет определенные юридические последствия, которые состоят в том, что в случаях, указанных в Законе, произведение, созданное автором, может быть использовано без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения.

Как правило, обнародование произведения осуществляется соответствующими юридическими лицами, наделенными должными полномочиями и имеющими необходимые материальные возможности. Однако в некоторых случаях автор может самостоятельно выпустить в свет созданное им произведение. Например, автор музыкального произведения может впервые публично исполнить его перед слушателями.

Право обнародования можно реализовать только раз. После этого произведение переходит в другой правовой режим.

Особым личным неимущественным правом является право доступа к произведению изобразительного искусства. Речь идет об авторах произведений изобразительного искусства, которые не являются собственниками оригиналов этих произведений. Такие авторы вправе требовать, чтобы их допустили к оригиналам своих произведений для снятия копий. Прекращается это право в момент смерти автора. Следует отметить, что снятие самим автором копий с созданного им оригинала является достаточно распространенным. В качестве примера можно привести картину Айвазовского "Девятый вал". Как известно, сам автор создал несколько копий этой картины.

Исключительное право на произведение означает прежде всего исключительное право на использование произведения (началом использования считается выпуск произведения в свет). Конкретные виды использования произведения перечислены в п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве, и они, в частности, включают воспроизведение произведения (повторное придание произведению объективной формы, хотя бы и не совпадающей с первоначальной, в том числе издание и переиздание, тиражирование звукозаписей и видеозаписей); распространение произведения путем продажи или иного отчуждения экземпляров, представляющих собой материальный носитель произведения, в том числе импорт экземпляров произведения; публичный показ (выставление, экспонирование и т.п.) произведения; запись произведения при помощи технических средств; трансляция или ретрансляция произведения либо его записи по радио или телевидению, в том числе по кабелю или через спутник; перевод произведения; переработка произведения; практическая реализация градостроительного, архитектурного, дизайнерского проекта; помещение произведения в телекоммуникационную сеть и (или) базу данных. При этом практическое применение составляющих содержание произведения положений, в том числе таких, которые представляют собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения.

Таким образом, включение произведения в электронные базы данных (в том числе в Интернет) можно рассматривать как разновидность воспроизведения, на которое нужно получить разрешение правообладателя. Единственное исключение составляет воспроизведение в личных целях. Само по себе помещение произведения в электронную память без цели извлечения прибыли можно рассматривать как использование в личных целях, однако если обеспечить доступ к произведению другим лицам, то будет затронуто другое правомочие - право на распространение произведения.

Под публичным исполнением понимается такое воспроизведение музыкального или драматического произведения, когда образы его воплощаются в звуки или определенные телодвижения. Восприятие такого воспроизведения является непосредственным и осуществляется неопределенным кругом лиц (зрителей).

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного посещения (например, картинная галерея), или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц. Таким образом, публично показываются прежде всего произведения изобразительного искусства, а также аудиовизуальные произведения.

Следует отметить, что имущественные и неимущественные права существуют не изолированно, а тесно переплетаясь друг с другом. Так, неуказание имени одного из соавторов может привести к тому, что он лишится прав на получение вознаграждения за использование произведения (например, переделка повествовательного произведения в драматическое и наоборот).

 

 

2.7. Защита авторских прав

 

Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.

Нарушение авторских прав может происходить как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда при этом отсутствует согласие автора или иного правообладателя на произведения и не уплачивается соответствующее вознаграждение.

Когда речь идет о защите авторских прав, то подразумевается защита прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что имущественные и неимущественные права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам.

Авторские права от нарушений могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя до недавнего времени на практике она почти не применялась.

Следует различать понятия плагиата и заимствования, под которым нужно понимать цитирование отрывков произведений других авторов. В некоторых странах принимают специальные законы, направленные на защиту авторских прав в связи с применением новых цифровых технологий, а также в связи с использованием в сети Интернет.

В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, т.е. путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов. Кроме того, потерпевший может обратиться в антимонопольный орган или творческий союз.

Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Ведь административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска.

Нарушение личных неимущественных прав авторов не всегда затрагивает их имущественные права, и, наоборот, соблюдение личных неимущественных прав может повлечь нарушение имущественных прав (например, автор не получает вознаграждения за использование своего произведения).

Охрана личных неимущественных правомочий осуществляется независимо от вины нарушителя. Так, если издательство не знало и не должно было знать о том, что издаваемое произведение было создано одним лицом, но авторство было присвоено другим лицом, то это издательство все равно должно совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права авторства.

Требование о защите нарушенных неимущественных прав автора предъявляет сам автор, а после его смерти и в случаях, установленных в Законе, это могут делать его наследники.

Если было нарушено право на авторство или право на авторское имя, то автор может потребовать признания авторства. Такое признание выражается с помощью специального сообщения в печати. В публикации о допущенном нарушении должно быть указано, где и когда было допущено нарушение и каким образом.

В случае нарушения личных неимущественных прав автор также может потребовать признания прав и компенсации морального вреда. Закон об авторском праве не содержит специальных норм, посвященных компенсации морального вреда. На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность.

Что касается имущественных прав, то речь идет о нарушении исключительного права на использование произведения. При этом следует иметь в виду, что право требовать защиты нарушенного права имеют не только авторы, но и другие правообладатели. Наиболее распространенными случаями являются: использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения, отказ в выплате авторского вознаграждения, нарушение исключительных прав тех правообладателей, которым автор передал права на определенные виды использования.

В ст. 48 Закона об авторском праве говорится о контрафакции, т.е. самовольном и незаконном изготовлении и распространении экземпляров произведения без согласия правообладателя. Применяется также понятие "пиратского" произведения. Экземпляры произведения, изготовленные в стране, где они перешли в сферу общественного достояния, и ввезенные в РФ, являются контрафактными, если в России авторское право на них продолжает действовать.

Согласно п. 2 ст. 50 Закона об авторском праве может быть наложен арест на контрафактные (т.е. изготовленные с нарушением авторских прав) экземпляры до рассмотрения дела по существу.

В случае нарушения имущественных прав автор может потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, взыскания доходов, полученных нарушителем вследствие нарушения авторских прав вместо возмещения убытков, выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, определяемой по усмотрению суда вместо возмещения доходов или взыскания прибыли. В этом случае правообладатели на произведение освобождаются от документального подтверждения размера своих убытков. Вместе с тем для определения размера компенсации может быть оценен приблизительный размер убытков. Ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав, поэтому даже безвозмездное распространение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм влечет ее наступление. Следует отметить, что на практике выплаты компенсаций широко применяются.

Убытки правообладателя на произведение могут включать и упущенную выгоду, т.е. те доходы, которые мог бы получить автор или иной правообладатель при правомерном использовании произведения. Однако в этом случае необходимо доказать сам факт наличия убытков и то обстоятельство, что убытки возникли в результате правонарушения, и определить размер этих убытков.

Кроме того, помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Контрафактные экземпляры произведения по требованию обладателя авторских прав могут быть переданы последнему. Обладатель исключительных прав, выдвигая требования о возмещении убытков, должен доказать факт наличия убытков, их размер, а также тот факт, что убытки были произведены действиями нарушителя.

Возможны также правонарушения, при которых ущемляются не только неимущественные, но и имущественные права. Так, основным имущественным правом автора является право на получение вознаграждения. В случае невыплаты авторского вознаграждения автор имеет право на его взыскание, т.е. на возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Произвести возмещение доходов обязано лицо, нарушившее права автора. Право на взыскание гонорара не зависит от вины лица, нарушившего это право.

 

СМЕЖНЫЕ ПРАВА

3.1. Понятие смежных прав   Смежными правами называются права, близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от него, однако…

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ И БАЗ ДАННЫХ

4.1. Правовое регулирование программ для ЭВМ   Бурное развитие электронно-вычислительной техники является одной из характерных черт современной научно-технической…

ИЗОБРЕТЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

5.1. Понятие патентного права   Правовая охрана изобретений, полезных моделей и промышленных образцов осуществляется с помощью норм патентного права.…

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ

  В условиях многообразия товаров, характерного для рыночной экономики, выбор… Привлекательность и эргономичность (т.е. простота и удобство пользования) изделий достигаются средствами…

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПОЛЕЗНЫХ МОДЕЛЕЙ

  Правовая охрана полезных моделей осуществляется в более чем 30 странах, и… Переход страны к рыночной экономике делает целесообразным принятие новых форм охраны промышленной собственности, в том…

ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ (ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ)

8.1. Понятие товарных знаков (знаков обслуживания) и их виды   При многообразии форм собственности товарные знаки являются неотъемлемым элементом рыночной экономики. Рыночный…

ПРАВОВАЯ ОХРАНА

НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

9.1. Понятие наименования мест происхождения товаров   Закон о товарных знаках впервые в нашей стране предоставил правовую охрану наименованиям места происхождения товара. …

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Научное исследование – это есть изучение закономерностей развития явлений объективного мира и их объяснение. Понятие научного исследования не следует путать с понятием испытания. Под испытанием понимается экспериментальная поверка каких- либо установленных ранее свойств или качеств объекта (эти…

Организация научно-исследовательской работы

Основные этапы научного исследования: • Определив цель и предмет исследования, исследователь должендостаточно полно… • Составление рабочей гипотезы исследования (предположения о вероятном развитии явления): устраняются случайные…

МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Целью научного исследования является установление объективных закономерностей материального мира и выражение их в количественной форме. Поэтому проведение экспериментального исследования подразумевает получение количественной информации, т.е. проведение измерений. "Наука начинается с тех пор, как начинают измерять". Эти слова Д. И. Менделеева предельно точно характеризуют значение измерительной информации в научном исследовании. О значимости измерительной информации свидетельствует тот факт, что перед началом НИР и после ее завершения в настоящее время оформляются акты метрологической проработки.

Метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности (ГОСТ 16263 - 70).

Основные понятия и терминология теории ошибок измерения физических величин

Измерение – это определение значения физической величины опытным путем при помощи специальных технических средств.

Однако задача измерения на практике несколько шире той, которая дается формулировкой измерения, и включает не только определение числа, выражающего отношение измеряемой величины к общепринятой единице измерения, но также и определение при этом допущенной погрешности.

Полученный результат измерения имеет ценность только в том случае, если известна оценка погрешности этого результата и доверительная вероятность этой оценки погрешности. Различают абсолютную и относительную погрешности.

Абсолютная погрешность –это разность между измеренным и истинным значением физической величины. Поскольку "истинное" значение величины установить невозможно, в метрологии пользуются так называемым "действительным" значением, полученным с помощью образцового прибора.

Более полное представление о неточности измерения дает значение относительной погрешности γ:

где Хи – измеренное значение физической величины; Хд – действительное значение физической величины; ∆Х=Хи – Хдабсолютная погрешность.

Обычно ∆Х≤ Хид, т.е. ХиХд, поэтому, т.е. при вычислении относительной погрешности абсолютную погрешность можно относить к измеренному значению физической величины.

Абсолютная и относительная погрешности характеризуют измерительное средство (прибор) только при одном его показании. Полностью оценить качество прибора можно по его приведенной погрешности:где Хн – нормирующее значение – условно принятое значение, которое может быть равно верхнему пределу или диапазону шкалы и т.д.

По приведенной погрешности указывается класс точности прибора, который в большинстве случаев численно равен γо – допустимому значению приведенной погрешности в нормальных условиях работы.

До 01.01.69 г. под классом точности прибора понимали отношение абсолютной погрешности Xк диапазону N шкалы прибора: .

В настоящее время в употреблении два вида оценки класса точности приборов:

· по абсолютным погрешностям (номера классов точности);

· по относительным погрешностям (в этом случае класс точности – это отношение максимально возможной абсолютной погрешности Xк конечному значению рабочей части шкалы).

Класс точности приборов обозначается на их шкале. Для определения соответствия прибора его классу точности, прибор периодически подвергают поверке, при которой определяют максимальное значение приведенной погрешности и вариацию показаний , где δx— максимальная разность между показаниями прибора при прямом и обратном ходе; X- нормирующее значение.

Вариация прибора выражается в процентах к нормирующему значению и должна быть меньше его приведенной погрешности (класса точности).

 

Классификация погрешностей

Возникающие при измерении погрешности могут быть классифицированы в зависимости от причины их возникновения и характера проявления.

В зависимости от причин возникновения различают погрешности: методические, инструментальные, субъективные.

Первые два вида - объективные погрешности.

Методические погрешности являются следствием неточности метода измерения, недостаточным знанием всех обстоятельств измерений при изготовлении прибора. На готовом приборе устранить эти погрешности, как правило, невозможно.

Инструментальные погрешности являются следствием недостатков конструкции измерительного прибора (несоблюдением технологии изготовления, трением в кинематических парах, остаточными деформациями и т.п.). Эти погрешности могут быть частично устранены регулировкой прибора. Чтобы быть уверенным, что инструментальные погрешности находятся в допустимых пределах, приборы подвергают поверке.

Субъективные погрешности зависят от индивидуальных способностей лиц, производящих измерения (ошибки считывания, ошибки параллакса и т.п.).

Правила получения универсальной измерительной информации регулируются системой метрологического надзора.

Метрологическая поверка средств измерения осуществляется в соответствии со следующими правилами:

• поверка осуществляется с использованием образцового (эталонного) прибора, класс точности которого в четыре - пять раз выше класса точности поверяемого прибора;

• поверку проводят по всем оцифрованным отметкам испытуемого прибора при прямом и обратном ходе измерения;

• для каждого измерения определяют приведенную погрешность и вариацию;

• из полученных значений вариаций и приведенных погрешностей при прямом и обратном ходе находят максимальное из всех значений и сравнивают его с классом точности прибора, подвергнутого поверке. Если полученное значение меньше класса точности, то прибор пригоден к эксплуатации.

Системой метрологического надзора называют комплекс положений, требований и правил технического, экономического, правового характера, касающихся организации метрологического надзора, метрологической ревизии, метрологической экспертизы. Целью системы является следующее:

• обеспечение единства и достоверности средств измерения,

• обеспечение постоянной готовности средств измерения,

• помощь совершенствованию измерительной техники,

• повышение эффективности технических и научных работ.

Система метрологического надзора обеспечивается вследствие функционирования соответствующих государственных органов, возглавляемых Комитетом метрологического надзора, Госстандартом. Комитету подчинены НИИ Госстандарта, метрологические службы субъектов федерации, отраслевые и ведомственные метрологические службы и службы главного метролога на предприятиях.

В зависимости от характера проявления погрешности принято разделять на:

• систематические – составляющие погрешности, остающейся постоянной или закономерно изменяющейся при повторных измерениях одной и той же величины. Систематические погрешности складываются из инструментальных и методических. Теоретически систематические погрешности могут быть учтены, однако в большинстве случаев это сделать затруднительно;

• случайные – погрешности, не подчиняющиеся какой-либо известной закономерности. Они возникают в результате влияния случайных факторов (вибрации, внешние поля, климатические явления и т.п.). Эти погрешности не могут быть учтены ни расчетным, ни опытным путем и могут быть оценены только вероятностными методами;

• грубые (промахи) – погрешности, которые явно искажают результат измерения (возникают, например, из-за ошибки в записи, отсчета по соседней шкале, неправильного включения прибора и т.п.).

Статистические методы позволяют обнаружить промахи и исключить их из дальнейшего рассмотрения.

Вероятностные оценки ошибок измерений

При измерении любой величины X, истинное значение которой Х0|теоретически можно получить бесконечно большой набор измеренных значений… Обозначим абсолютную погрешность каждого измерения ∆Хi= Xi - Х0 . Если… Вероятность их появления тем больше, чем меньше их значение |∆xi|.Кроме того, при этом существует равная…

Статистическая обработка результатов многократных измерений

1) среднеарифметическим выборки 2) дисперсией выборки

Необходимое число измерений

В соответствии с приведенными выражениями для расчета доверительного интервала можно придти к выводу, что случайные погрешности результатов многократных измерений оцениваются зависимостью (для среднего арифметического значения):

Отсюда следует, что для увеличения точности можно использовать два пути:

• уменьшать σX, что можно обеспечить путем использования более точного прибора;

• увеличить число измерений п.

Допустим, что использовать более точный прибор невозможно. В таком случае возникает вопрос - сколько измерений необходимо, чтобы при заданной доверительной вероятности α = 0,95 доверительный интервал δХ был существенно меньше систематической погрешности δ, т.е. при заданной доверительной вероятности (требуется найти такое п, чтобы δХ<<δ. Обычно

Ошибки косвенных измерений

При таких измерениях, называемых косвенными, существуют свои правила в определении ошибок. Общие правила вычисления ошибок косвенных измерений выводятся с помощью… Пусть результат Yкосвенных измерений зависит от результатов прямых измерений Х1,Х2,...,Хп следующим образом

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Математическое планирование эксперимента имеет своей целью повышение эффективности экспериментальных исследований, которая, по данным Дж. Бернала,… В 50-х гг. американские ученые Бокс и Уилсон развивают новое направление…

Метод ортогонального планирования эксперимента Бокса-Уилсона

а) минимизировать число опытов; б) изменять параметры, влияющие на состояние объекта по определенному… в) использовать математический аппарат, формализующий действия экспериментатора при обработке данных и получить…

Объект исследования

Целевая функция (параметр оптимизации)

В качестве целевой функции принимают тот параметр, который наиболее универсально характеризует объект и является обобщенной характеристикой цели исследования. Одним из основных требований, предъявляемых к параметру оптимизации, является универсальность и полнота характеристики, им определяемой. Кроме того, параметр оптимизации должен выражаться в численном виде и быть статистически однозначным, т.е. определенной совокупности значений факторов соответствует единственный параметр оптимизации. Обратное утверждение не имеет смысла, поскольку одному значению параметра оптимизации может соответствовать множество сочетаний значений факторов. Если параметр оптимизации невозможно измерить по причине отсутствия технических средств, то используют принцип ранжирования, в соответствии с которым целевой функции присваивают ранги (баллы), используя специальную шкалу баллов.

Желательно, чтобы параметр оптимизации имел строгий физический смысл и был прост в определении.

Факторы

Факторами называют параметры, с помощью которых можно воздействовать на состояние объекта. Они обладают следующими основными свойствами:

• факторы должны быть измеряемыми и управляемыми, т.е. должна иметься возможность установить фактор на определенном уровне и измерить его с достаточной степенью точности;

• факторы должны иметь непосредственное однозначное воздействие на объект.

Кроме указанных, существуют требования, предъявляемые к совокупности факторов, определяющих объект исследования:

• факторы должны быть совместимы, т.е. должна иметь место техническая возможность устанавливать любые значения каждого из факторов вне зависимости от других (кроме того, при этом должно соблюдаться условие безопасности эксперимента);

• факторы должны быть независимы, т.е. изменение величины одного фактора не должно быть причиной изменения другого.

 

Функция отклика

Функция отклика, описывающая поведение объекта и взаимосвязь между целевой функцией и факторами в некотором диапазоне их изменения, называется… Геометрическая интерпретация функции отклика называется поверхностью отклика.… Для описания поверхности отклика может быть применена та или иная математическая зависимость. Такая зависимость,…

Рис. 4 Линии равных откликов


Рис. 5 Шаговый принцип поиска оптимального эксперимента

Для определенного вида объектов (поверхностей отклика) может быть рекомендована научная программа поиска оптимума, которая носит название шагового принципа. Сущность принципа заключается в следующем. Проводится эксперимент в некоторой малой подобласти существования объекта. По результатам эксперимента определяется направление движения к оптимуму и делается "шаг" или несколько "шагов" в этом направлении. Проводится эксперимент в новых условиях, анализируются его результаты, уточняется направление нового шага (шагов) и т.д.

Шаговый принцип (рис. 5) позволяет осуществить движение к оптимальному эксперименту при наименьшем числе опытов, однако, он может быть использован не для всех задач. Объект, который может быть исследован по методу шагового принципа, должен отвечать следующим требованиям: поверхность отклика для этого случая должна быть гладкой, непрерывной, иметь в области эксперимента только один оптимум, т.е. к функции отклика предъявляются требования "аналитичности".

При выборе модели объекта выбирается вид математической зависимости, с помощью которой описывается функция (поверхность) отклика. Из математического анализа известно, что в окрестности любой точки аналитическая функция может быть разложена в степенной ряд, причем если сузить подобласть эксперимента, то поверхность отклика может быть описана не полным степенным рядом, а его отрезком - алгебраическим полиномом, причем, чем уже подобласть, тем ближе степень полинома к первой степени. Для случая двухфакторной задачи степенные полиномы записываются в следующем виде:

• полином 0 степени у = b0= const;

• полином 1 степени у = b0+b1x1+b2x2;

Чем выше кривизна и шире область определения факторов, тем требуется большая степень полинома. Чем выше степень полинома, тем больше требуется опытов для определения значений коэффициентов полинома. При достаточном сужении области эксперимента поверхность отклика можно описать линейной моделью. Такая модель отражает степень влияния факторов на целевую функцию и может быть использована для поиска оптимального эксперимента (оптимального значения целевой функции).

При недостаточной адекватности модели в виде полинома той или иной степени, адекватность можно повысить либо путем увеличения степени полинома, либо за счет сужения области эксперимента. Такие свойства целевой функции в виде полинома п -ой степени свидетельствуют о целесообразности ее использования при реализации метода математического планирования эксперимента. В соответствии с методом Бокса-Уилсона (ортогонального планирования) в качестве целевой функции используется неполный квадратный полином, т.е. полином второй степени, в котором коэффициенты при вторых степенях факторов равны нулю.

Принятие решений перед планированием эксперимента

Выбор подобласти включает в себя две процедуры: выбор основного уровня, выбор интервалов варьирования для каждого фактора. Основной уровень является исходной точкой для построения плана эксперимента по… Для удобства записи условий эксперимента, обработки результатов опыта, а также для сравнительного анализа степени…

Рис. 7 Графическая интерпретация трехфакторного эксперимента

Для случая четырех и более факторов графической интерпретацией эксперимента является некий гиперкуб, для построения которого нам недостает навыков. В этом случае для построения матрицы рекомендуется пользоваться правилами построения матрицы планирования.

Основные правила построения матриц планирования эксперимента следующие:

· Способ достройки матрицы. При добавлении нового фактора исходный план повторяется дважды: один раз с новым фактором на верхнем уровне, а второй раз - на нижнем.

· Правило перемножения столбцов. При добавлении нового фактора его уровень определяется путем перемножения вектор-столбцов. Исходный план повторяется дважды: первый раз значение нового фактора получается в результате перемножения факторов каждой строки, второй раз - после перемножения знак меняется на противоположный.

· Изменение знаков в вектор-столбцах по степеням числа 2:

Øв первом столбце через 20 = 1;

Øво втором столбце через 21 = 2;

Øв третьем столбце через 22 = 4 и т.д.

Полный многофакторный эксперимент обладает следующими основными свойствами:

Свойство ортогональности: точность предсказания значений целевой функции не зависит от направления в факторном пространстве и от расстояния до нулевого уровня. Это свойство полностью отражено в свойствах матрицы планирования.

Свойство симметрии: сумма членов каждого вектор-столбцаравно нулю:

Свойство нормировки: сумма квадратов членов каждого вектор-столбца равна числу опытов: .

Свойство ротабелъности: алгебраическая сумма произведений членов любых вектор-столбцов равна нулю: .

После проведения опытов и статистической оценки полученных результатов вычисляют коэффициенты модели. Процедура вычисления коэффициентов базируется на методе наименьших квадратов. Коэффициенты линейной модели вычисляются по следующей формуле

где - среднее значение целевой функции в i-ом опыте.

Коэффициент b0определяют путем осреднения значений у, во всех опытах, т.е.

Для формализации процедуры определения коэффициента b0 в матрицу вводится вектор-столбец х0, состоящий из одних "+".

При решении задач оптимизации стремятся использовать линейную модель объекта, так как она требует меньшего числа опытов для определения ее коэффициентов, и вполне определенно указывает направление к оптимуму.

В задачах интерполяции основной целью является достаточно адекватное описание объекта в некоторой области. И в задачах оптимизации и в задачах интерполяции линейная модель может оказаться неадекватной.

Нелинейность обычно зависит от того, что целевая функция определяется еще и взаимодействием факторов, т.е. влияние одного из факторов на целевую функцию зависит от того, на каком уровне находится некоторый другой фактор.

Полный факторный эксперимент позволяет оценить степень влияния самых различных взаимодействий. Для этого пользуются правилом перемножения вектор-столбцов

Величина коэффициента с учетом его знака указывает на степень влияния и "направление" того или иного фактора или взаимодействия на целевую функцию.

Порядок взаимодействия определяется по числу факторов взаимодействия минус единица. Так, взаимодействие двух факторов есть взаимодействие первого порядка. Априори можно утверждать, что чем выше порядок взаимодействия, тем менее оно значимо (тем меньше соответствующий коэффициент). Однако, это утверждение не является абсолютным, и на практике нередки случаи, когда взаимодействие более высокого порядка сказывается более значимым, чем взаимодействие низшего уровня.

Число тех или иных взаимодействий можно определить по формуле сочетаний

где k- общее число факторов; m- число факторов во взаимодействии.

Дробный факторный эксперимент

 

Дробная реплика

Каждый из этих двух планов называется дробной репликой от полного факторного эксперимента (в рассмотренном случае - полурепликой). Если перемножить… Как полный, так и дробный многофакторный эксперименты не позволяют оценить… Если в дробном факторном эксперименте р взаимодействий смешаны с kфакторами, то такая дробная реплика обозначается как…

Проведение эксперимента. Статистическая оценка его результатов

Затем определяют статистическую однородность результатов каждого опыта. Для этого находят экстремальное значение целевой функции yэ,i, в наибольшей… (3.1) где - среднеквадратичное отклонение целевой функции в параллельных измерениях i-го опыта; j=1,..., п-число…

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. Зоркость в поисках проблем: на человека действует поток внешних раздражителей, но он воспринимает лишь то, что укладывается в "координатную… Способность увидеть нечто большее, чем укладывается в рамки прежних… 2. Свертывание мыслительных операций: в процессе мышления нужен не только постепенный переход от одного звена в цепи…

Методы поиска идей (технических решений)

Систематизацией и изучением методов решения творческих задач занимается научная дисциплина, называемая эвристикой. Этот термин впервые использован Павлом Александрийским (III в. до н. э.). Эвристика -наука о методах решения творческих задач. Наиболее распространенными методами решения крупных творческих задач абстрактного характера являются "мозговой штурм" и синектика.

"Мозговой штурм" направлен на усовершенствование традиционного метода поиска "проб и ошибок", сущность которого заключается в том, что изобретатель выдвигает идею, а затем ее проверяет, и так многократно до достижения требуемого результата. Однако люди имеют различные наклонности, одни склонны к генерированию идей, а другие - к анализу. Одни блистают критическим воображением, а другие творческим и т.д. Учитывая это обстоятельство американский исследователь Осборн предложил (1953 г.) создать две группы поиска идей, одна из которых выдвигает идею, а другая их анализирует.

Основные правила мозгового штурма.

1 В группу "генераторов" входят различные специалисты.

2 Свободно высказываются любые идеи, даже фантастические. Идеи высказываются без доказательств с фиксированием в протоколе, на магнитофоне или предъявляются на карточках. Регламент одна минута.

3 Запрещена всякая критика, даже молчаливая.

4 Атмосфера должна быть доброжелательной. Желательно, чтобы идеи подхватывались другими участниками, развивались и уточнялись.

5 При экспертизе необходимо анализировать все идеи, даже те которые кажутся несерьезными.

Существуют различные разновидности мозгового штурма:

а) обратный штурм (поиск недостатков),

б) индивидуальный,

в) парный,

г) двухстадийный,

д) поэтапный.

"Бестолковость" поисков при "мозговом штурме" компенсируется количеством идей, однако применение метода связано с потерей рабочего времени многих сотрудников. Выигрыш достигается только за счет сокращения малоэффектных попыток. Мозговой штурм целесообразен при решении задач, которые не являются точными или узкоспециальными. В противном случае мозговой штурм нуждается в усовершенствовании, например в форме профессионального мозгового штурма.

Метод "Синектика" предложен американским исследователем Уильямом Гордоном, который основал в 1960 г. фирму с аналогичным названием. Название метода происходит от греческого "синектикс" - "соединение разнородных элементов". Синектиканаправлена на совершенствование мозгового штурма.

В проспекте фирмы "Синектика" дано определение: "синектическая группа - группа людей разных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческого решения проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов". Таким образом, в основу синектики положен мозговой штурм, проводимый постоянной группой с последовательным критическим анализом вариантов. Такие группы накапливают опыт, совершенствуя взаимодействие, и работают сильнее случайно собранных.

Решение задачи синектической группой осуществляется в следующей последовательности:

а) ознакомление с проблемой "как она есть",

б) уточнение проблемы и превращение ее в такую "как она понимается",

в) решение проблемы путем поиска новых точек зрения с целью"сбить" психологическую инерцию.

Для этого в синектике существуют четыре вида аналогии.

1 Прямая аналогия предполагает сравнение рассматриваемого объекта с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли или даже из природы, художественной литературы и т.д. Заимствование идей из другой области требует от инженера определенного минимума знаний из этой области, например, бионика - использование механизма живой природы — требует минимума знаний по биологии и особенно по физиологии.

2 Личная (субъективная) аналогия, или эмпатия, заключается в том, что человек "вживается" в функцию совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства и ощущения. Эта аналогия чаще используется в сфере человеческих отношений. В сфере науки и техники задача эмпатии заключается в том, чтобы стать некоторым объектом и прочувствовать его поведение и реакцию.

3 Символическая аналогия - обобщенная абстрактная аналогия. Она предполагает использование ярких абстрактных образов, позволяющих активизировать творческий процесс. Например, для шлифовального круга - "точная шероховатость". Символическая аналогия-это и многие поэтические метафоры и сравнения, в которых отождествляются характеристики объекта: например, устье реки (факела распыла), заглушить вибрацию, подавить сопротивление. Использование символической аналогии позволяет оживить воображение и преодолеть психологическую фиксированность.

4 Фантастическая аналогия - предполагает виртуальное применение каких-нибудь фантастических существ и средств, выполняющие идеально то, что требуется (гномики, сапоги скороходы, скатерть самобранка). Фантазия - творческое воображение, связанное с желанием, чтобы произошло то, что хочется. Использование фантазии для симулирования новых идей заключается в размышлении над некоторыми фантастическими "сказочно" идеальными решениями. Существует вероятность того, что вы придете в своих размышлениях к новой идее или точке зрения. Фантазия у человека развивается путем систематических специальных упражнений. Одна из попыток в этом направлении предпринята профессором Стэнфордского университета Дж. Арнольдом. По его методу предлагается решать изобретательские задачи в условиях воображаемой планеты Арк-тур IV со специфическими условиями (температура -100 °С, силой тяжести 10g, с атмосферой из смеси метана и аммиака и т.п.).

В России разработан и внедрен курс развития творческого воображения, включающий обучение фантограммам - таблицам, на одной оси которых записаны изменяющиеся характеристики объекта, а на другой - главные приемы изменения. Ход синектического заседания либо записывается на пленку, либо стенографируется. Синектическая группа выполняет свою работу в следующей последовательности:

1) Освоение проблемы на уровне "проблема как она есть" с использованием традиционных формулировок.

2) "Очищение проблемы от очевидных решений" - дискуссия путем высказывания взглядов на очевидные решения, которые не дадут больше, чем известные результаты.

3) "Превращение необычного в привычное" - поиск аналогий, направленный на выражение проблемы в терминах, которые находятся в ходу у синектической группы.

4) Освоение проблемы на уровне "проблема как она понята" путем определения главных противоречий и трудностей, мешающих решению проблемы.

5) Работа группы по "наводящим вопросам", которые задаются председателем группы, предлагающим дать решение, пользуясь одной из аналогий. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос. Если аналогии становятся очень абстрактными, то дискуссия направляется в русло проблемы "как она понята".

При появлении перспективной идеи ее развивают до той степени, когда ее можно воспроизвести материально и опробовать.

Члены группы испытывают большой душевный подъем при подходе и достижении положительного результата, но после этого, как правило, наступает физическое и психическое изнеможение.

Синектика используется для решения крупных проблем обобщенного характера. Она является наиболее сильным способом решения проблем, из числа методов, используемых в зарубежной практике.

Методика преодоления тупиковых ситуаций

Ассоциация - прием решения проблем, направленный на поиск параллелей - "ассоциаций" с решенными проблемами других авторов (собственная… Инверсия — метод преодоления психологической инерции путем сознательного… Методика ликвидации тупиковых ситуаций не имеет какой-то строгой последовательности и может быть реализована в…

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)

По Альтшуллеру изобретательские задачи разделяются на пять уровней в зависимости от сложности их решения. Задачи первого уровня (легкие) решаются с… При решении задач четвертого уровня трудности объект претерпевает полные… Решение задач первого уровня требует некоторого количества очевидных вариантов, и, по сути, эти задачи не являются…

Тактика изобретательства с использованием АРИЗ

Практика решения изобретательских проблем показывает, что одна и та же проблема порождает разные изобретательские задачи. Для изобретателя особенно… Максимальная задача получается предельным снятием ограничений: исходную… Например, при изготовлении предварительно напряженного железобетона фиксирование арматуры электротермическим способом…