Публицистика в фельетоне

Публицистика в фельетоне (курсовая работа) Владивосток, 2000 План Введение…2 Глава 1. Из истории возникновения фельетона… 5 Глава 2. Стилистические особенности и построение фельетона…9 Глава 3. Публицистическое начало в фельетоне… 14 Заключение… 18 Список литературы…20 Введение Интерес автора данной курсовой работы к выбранной теме далеко не случаен. Фельетон – пожалуй, самый интересный из газетных жанров.

Во-первых, весьма привлекательна его стилистика, особенно на фоне заметной в последнее время тенденции к «информатизации» газетных публикаций. Споры о функциях журналистики (имеет ли автор право выражать собственное мнение либо его задача состоит исключительно в сборе и предоставлении читателю информации, из которой тот сам сделает нужные выводы), судя по развитию изданий типа «КоммерсантЪ», исподволь приводят к выводу о «ненужности» эмоций и моралите.

Понятно, что в сугубо информационных заметках – и это обусловлено традициями самого жанра! – читатель вряд ли найдет завлекательный заголовок или яркую метафору. Тем интереснее оказывается прочитать качественно написанный фельетон со всеми его признаками художественного жанра. Поразиться необычному взгляду автора на привычные, банальные события; поломать голову над необычным заголовком; задуматься над актуальностью поднятой темы… Во-вторых, синкретичность данного жанра подчеркивают практически все исследователи.

Наиболее наглядным, пожалуй, является определение фельетона как потомка критической статьи (без устали «утюжащей» неприглядные факты) и щеголеватого юмористического рассказа. Публицистичность фельетона в силу его жанровой обособленности представляется еще более яркой, нежели в любом другом журналистском жанре. В-третьих к сожалению, видимо, из-за того, что создать настоящий фельетон гораздо труднее, чем поставить над материалом соответствующую рубрику качественные образцы этого газетного жанра встречаются сегодня все реже и реже. Даже на страницах центральных изданий.

Что уж говорить о местной прессе! Почему? Неужели у нас так мало явлений и фактов, способных «переродиться» в фельетон? Проблема, видимо, в том, что «самоиграющих» фактов, само описание которых станет фельетоном, не так много. А для того, чтобы в каком-то безнадежно бытовом случае увидеть богатые ассоциации и сатирическое начало, подойти к нему неизбитой дорожкой нужно многое знать и уметь.

Ведь только здесь, по меткому утверждению Евгении Журбиной, «центр тяжести сюжета переносится с непосредственного изображения событий на их осмысление»1. И не зря еще Михаил Кольцов поставил верный «диагноз» не только желающим работать в данном жанре, но и самому фельетону: его «нужно беречь и культивировать, несмотря на то, что … жанр фельетона как синтетический жанр – жанр необычайно трудный, требующий беспрерывной работы над собой, беспрерывной работы в разных областях, жанр, пожалуй, единственный, в котором никак не обойдешься техминимумом, а где все время нужен техмаксимум»2. Все вышеизложенное (а также еще множество всяких тонкостей) делает фельетон крайне занимательным объектом изучения.

Цель данной курсовой работы – привести доказательства того, что фельетон, несмотря на свой солидный возраст, не изжил себя как жанр и является очень перспективным в привлечении читательского внимания. Для достижения поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи: рассмотреть историю возникновения и эволюции жанра в России; проанализировать опыт создания фельетонов признанными мастерами жанра; изучить приемы и методы, используемые авторами в фельетонах; уточнить жанровые особенности фельетона в сравнении с другими газетными материалами; выявить публицистические особенности данного жанра, ставящие его «особняком» Разумеется, даже самые пылкие поклонники фельетонов отдают себе отчета в том, что любой настоящий фельетон является «штучным товаром». Именно в силу трудоемкости творческого процесса и высочайших требований к способностям авторов вряд ли местный рынок СМИ доживет до благословенных времен, когда еженедельно каждая крупная (хотя бы) газета сможет побаловать взыскательного читателя субботним фельетоном.

Но до чего же хочется надеяться на то, что эти светлые времена наступят! Маленьким «кирпичиком», уложенным в строительство этой мечты, и хочется видеть все нижеизложенное… Глава 1.

Из истории возникновения фельетона

Правда, у этой теории возникновения фельетона есть и критики. Ведь основной отличительной чертой содержания этого листка (по-француз... Цыганов, однозначно причисляющий фельетон к публицистике (справедливос... Приблизившись, мы поймем – кусочки разные, но они сшиты в единое, неде... И оценивать его, сравнивая с исходной тканью, некорректно.

Стилистические особенности и построение фельетона

По летнему времени трудно сочинить нечто массивное многословное, высок... Ильф, Е. К примеру, газетные штампы и стереотипы, использование которых вполне ... Зато фельетонисты широко используют казенно-деловой стиль для пародиро... И эта единица должна, товарищи, не гулять, а, товарищи, должна проводи...

Публицистическое начало в фельетоне

Остается только художественно осмыслить собранный материал и, использу... Здесь публицистическая направленность фельетона выражается в том, что ... И от фельетониста зависит, какие именно факты он сочтет важными и акту... Ведь фельетонист всегда должен находиться в «гуще» жизни и наблюдать е... Отличие фельетона от рассказа еще и в том, что рамки сюжета многого не...

Заключение

Заключение Вообще сегодняшний читатель и телезритель в большинстве своем желает, чтобы средства массовой информации его информировали - около 67% опрошенных ответили, что ждут от СМИ информации, и только примерно десятая часть респондентов согласны на воспитательную роль «четвертой власти»29. Тем не менее, анализируя приморские печатные СМИ, можно легко заметить, что многие из них (особенно отличается этим так называемая оппозиционная пресса, но грешат и вполне официозные издания) зачастую не используют огромных возможностей фельетона именно в формировании общественного мнения.

Ведь большая часть громких скандалов, освещаемых нашими газетами, носит откровенно политический характер! И «жареные» факты, которыми потчуют нас журналисты (сейчас речь не о том, в чьих интересах это делается), вполне «тянут» на фельетон. Огромные цифры растраченных бюджетных средств – когда город сидит без света, потому что нет денег на топливо; построенные без проектов подземные переходы, которыми нельзя пользоваться – одни недоделаны, вторые заливает водой и т.п. Публицистики, патетики и пафоса в подобных творениях – хоть отбавляй! Более того: львиная доля этих разгромных статей пестрит ироническими высказываниями (порой переходящими в ерничанье), риторическими вопросами и прочими стилистическими фигурами, свойственными фельетону. Но… это все далеко не фельетоны.

В силу того, что не удовлетворяют всем требованиям к законам жанра, о которых шла речь в предыдущих главах.

Безусловно, только от автора, от его профессионализма и таланта, умения, интуиции и опыта зависит – удастся ли ему создать настоящий фельетон или же на страницы вновь попадет нечто невразумительное.

Ремесленничество здесь совершенно неуместно, и поставить на поток создание фельетонов нельзя. Еще одну причину того, что фельетон так редко появляется на газетной полосе, стоит, на мой взгляд, поискать в характеристике жанра как проявлении демократизации печати. Это оборотная сторона свободы слова, когда задушенная цензурой пресса после долгих лет активного использования языка Эзопа вдруг обнаружила – теперь можно говорить и писать обо всем! Похоже, здесь демократия начала перерастать в анархию.

Обсуждать, хорошо это или плохо, сейчас не стоит. Фактом остается то, что многие журналисты, может быть, порой неосознанно, пришли к выводу: если бой без правил, то к чему изощряться и изобретать красивые комбинации? Ведь открытым текстом назвать оппонента «дураком» гораздо проще, нежели составить изящное и убедительное обвинение! Еще одна, уже профессиональная проблема в кажущейся ограниченности количества объектов для критики.

Весьма образно сказал об этом И. Шатуновский, рассказывая о начале своей работы в газете: «Посетители шли к нам с утра и до вечера, как в дежурный пункт неотложной помощи. …За нашими плечами еще не было тысячи напечатанных фельетонов, когда по многим проблемам уже высказано все, что думалось, что годами наболело, накипело на сердце. Согласитесь, что десятый фельетон о том же бюрократе написать в десять раз труднее, чем первый. Тогда мы только начинали свою газетную жизнь и чувствовали себя чуть ли не первооткрывателями.

Каждая тема была для нас внове, глубоко захватывала, казалась необычайно важной, не терпящей отлагательства»30. Во вступлении к курсовой работе автор позволил себе немного помечтать о светлых временах, когда хотя бы парочка приморских газет сможет баловать любимого читателя фельетонами. Как журналисту мне понятно – мечта из разряда трудноосуществимых в силу целого ряда субъективных и объективных причин. Как читателю – отчаянно хочется верить в светлое будущее нашей прессы… Список использованной литературы Былинский К. И Розенталь Д. Э. Литературное редактирование. – 2-е изд испр. и доп. – М 1961. – 356 с. Булгаков М. А. Собрание сочинений в пяти томах. – М 1992. – Т.2 - 750 с. Журбина Е. И. Искусство фельетона. – М 1965. – 288 с. Журбина Е. И. Повесть с двумя сюжетами. – М 1974. – 296 с. Заславский Д.И. Газетные жанры. – М 1955. – 290 с. Кольцов М. Писатель в газете. – М 1961. – 212 с. Рабочая книга редактора районной газеты: опыт, методики, рекомендации. – М 1988. – 576 с. Редактирование отдельных видов литературы. – М 1973. – 330 с. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка 4-е изд испр. – М 1977. – 316 с. Русская советская сатирико-юмористическая проза: рассказы и фельетоны 20-30-х годов. – Л 1989. – 472 с. Советский энциклопедический словарь. – М 1982. – 1600 с. Суконцев А. А. До и после фельетона. – М 1989. – 256 с. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов М 1974 800 с. Цыганов О. В. Режиссура газетного номера. – М 1968. – 188 с. Шатуновский И.М. Солдаты слова: рассказывают ветераны советской журналистики. – М 1985. – 340 с.