рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Художественное начало и действенность фельетона

Художественное начало и действенность фельетона - Дипломная Работа, раздел Журналистика и СМИ, План 1.введение 1) Фельетон, Как Жанр Публицистики И Его Место На Страницах П...

План 1.Введение 1) Фельетон, как жанр публицистики и его место на страницах печати 2) Цель дипломной работы и методы исследования 2.Глава 1. Эволюция жанра (от статьи до сатирического произведения) 3.Глава 2. Художественное начало и действенность фельетона 1)Фельетон как художественно-публицистический жанр 2)Сходство фельетона с сатирическим рассказом и их различия 3)Художественно-публицистические средства в фельетоне 4)Процесс работы над фельетоном 5)Композиция фельетона 6)Действенность фельетона 4.Заключение 5.Библиография 1. Введение. В творчестве, как известно, нет лёгких путей, но особенно трудно сатирику.

Может быть, труднее, чем кому бы то ни было из его собратьев по перу. Призвание сатирика – срывать улыбчивые и благочестивые маски, обнажая скрытый под ними хищный оскал Иудушки, узнавать и осуждать зло во всех его обличьях. Деятельность такого рода требует и мужества, и силы мысли, и тепла души, и неутомимости в борьбе со злом, которое упирается, не желая уходить из жизни.

Что же такое сатира? В нашей литературе мы находим ряд ответов на этот вопрос. Различные исследователи сходятся на том, что сатира служит целям обличения, осмеяния общественных пороков. Но для одних сатира – один из способов отражения действительности в искусстве и литературе, для других – род художественной литературы, для третьих – литературные произведения особой формы.

Наряду с художественными жанрами сатиры – сатирическим романом, рассказом, поэмой – сложились и художественно-публицистические жанры фельетона, памфлета, пародии, эпиграммы, в которых творческая задача решается органическим сочетанием образа и понятия, средств художественного изображения и суждений. Наиболее распространённым сатирическим жанром в периодической печати является фельетон. На него мы и обратим особое внимание. 1. Фельетон как жанр публицистики, его место на страницах печати. Итак, фельетон – художественно-публицистический жанр, в котором комическая сущность отрицательных явлений и ситуаций действительности раскрывается путём инверсионной ассоциативной разработки темы, с использованием приёмов иносказания.

Другими словами, фельетон - литературный материал, проникнутый духом острой, злободневной критики, достигающий своей цели с помощью особых приёмов изложения. В фельетоне используются элементы сатиры и юмора, его стилю придаётся известная живость, лёгкость и образность.

Фельетон может быть написан как на внутреннюю, так и на внешнюю тему. В первом случае фельетонист обличает зло, недостатки в жизни своей страны, содействует поступательному движению общества. Фельетон на внешнюю тему - освещает факты и явления, характеризующие идеологию, политику, мораль других стран. Наиболее распространённая и устойчивая традиция классификации фельетонных типов различает фельетон документальный и фельетон проблемный.

Документальный фельетон написан по реальным материалам и чаще всего имеет конкретный адрес критики. В таком случае, он называется адресным и требования, предъявляемые к точности факта, к обоснованности критической оценки в этом фельетоне весьма высоки. Проблемным фельетоном называется тот, где нет подлинных действующих лиц, герои вымышлены, но в его центре – общественно значимая проблема, то есть явления или типы, о которых в нём говорится, ещё бытуют в нашей жизни. Такой фельетон называют безадресным.

Есть в этой классификации зерно истины, однако несовершенство её сразу же бросается в глаза. В самом деле, исходя из неё можно сделать предположение: проблемный – это не документальный, а документальный – значит, не проблемный. Но жизнь жанра противостоит такому разграничению. Проблемный фельетон тоже должен иметь конкретную фактическую основу, а документальный может основываться на исследовании проблемы. Впрочем, «может» не означает – «обязательно должен». В связи с этим противоречием деление фельетона на проблемный/документальный, как нам кажется, постепенно выходит из обращения, уступая место адресному/безадресному.

Всё это и будет рассмотрено в нашей работе более детально. 2. Цель дипломной работы и методы исследования. В воспоминаниях о первых годах своей работы в печати, Семён Нариньяни рассказывал, что однажды ему довелось наблюдать, как Михаил Кольцов писал один из своих фельетонов. «На моих глазах совершалось чудо – рождался фельетон!»¹ - позже написал Нариньяни.

Попробуем и мы проследить за этим «чудом» на страницах нашей работы. Изучить историю развития фельетонного жанра, исследовать его художественное начало и действенность и, может быть, чем-то помочь будущим исследователям в их работе – всё это цели настоящей дипломной работы. Основными методами исследования стали изучение литературы и периодической печати по нашей проблеме, сравнение и сопоставительный анализ. Глава 1. Эволюция жанра (от статьи до сатирического произведения). Своеобразие любого жанра рождается в процессе его исторического развития. Фельетонный жанр не представляет собой исключения, и можно сказать, что вне его истории, сложной и противоречивой, решительно невозможно понять его природу.

О происхождении фельетона сохранилась легенда, по которой он оказывается изобретённым в одно прекрасное точно датированное утро. А именно 28 января 1800 года, когда в «Журналь де Деба» - органе реакционной французской буржуазной печати – редактор Бертен Старший вложил в очередной номер газеты дополнительный листок («feuilleton» - листок (фр.) ). Первые фельетоны «Журналь де Деба» содержали в себе репертуар театров, стихотворные загадки, шарады, ребусы, стихи и присылавшиеся подписчиками объявления.

Всё это указывало на то, что «feuilleton» рассматривался, прежде всего, как место для объявлений. Таким образом, традиционная версия, вошедшая во всеобщее употребление, относится не к самому жанру фельетона, а к истории газетной рубрики «Фельетон». И в то же время нужно учесть следующее.

В первые дни существования «листка» материал туда подбирался случайный по своему конкретному содержанию, но не случайный принципиально. Это были литературные мелочи развлекательного, подчёркнуто неполитического, неофициального характера. В них полностью отсутствовали сатира, обличение страсть, неизменно присущие современному фельетону. Всё это вполне объясняется той социальной функцией, которая присуща французской реакционной буржуазной печати начала девятнадцатого века: отвлечь читателя от политики, заставить забыть о революции.

Лишь отделив фельетонный жанр от рубрики «Фельетон», исследователь имеет возможность непредвзято поставить вопрос о подлинных истоках жанра. Примером тому могут служить вступительные главы книги Д. Заславского «Истоки и пути фельетона» . Убедительно и аргументировано предположение Д. Заславского, что во Франции фельетон возник в эпоху французской революции, хотя сам термин «фельетон» тогда ещё отсутствовал и особого подвала в газетах заведено тоже не было. Далее Заславский указывает на первые образцы революционных фельетонов, таких фельетонов, в задачи которых входило не отвлекать и развлекать, а, напротив, привлекать народ к революции.

А что же в России? История возникновения в русской периодической печати жанра «фельетон» изучена недостаточно. Исследователи справедливо отмечали, что слово «фельетон» означало в языке сначала место на газетной странице (внизу под чертой), где печатались неофициальные материалы – статьи о театре, музыке, «Смесь» и прочее.

Отдел «Фельетон» появился в «Русском инвалиде» в 1815 году. С 1825 года, после выхода «Северной пчелы», которая имела отдел фельетона, он постепенно закрепился в русской газетной периодике и в тридцатые годы девятнадцатого века сделался особенно популярным. Сама рубрика «Фельетон» утвердилась в газетах в 1841 году. Говорить о рубрике «Фельетон» в период её появления – значит, говорить о газетной «Смеси». Что представляла собой «Смесь» русской газеты во времена появления рубрики «Фельетон»? «Смесь» выполняла как информационные, так и развлекательные функции, и заполнялась материалом, взятых из новых, а иногда и из старых иностранных журналов (судебные процессы, великосветские сплетни и анекдоты всякого рода). «Русский материал», попадавший в «Смесь», был почти только официального порядка: некрологи царствующих особ, перепечатки указов и тому подобное. «Смесь» представляла собой 3 - 5 небольших заметок по большей части в 15 – 20 строк, ничем между собой не связанных.

С появлением рубрики «Фельетон» рубрика «Смесь» не была уничтожена.

Она вошла в фельетонный подвал, как подзаголовок. В начале совершенно невозможно было отличить материал, печатавшийся в первых столбцах «Фельетона», от материала последних столбцов, объединённых рубрикой «Смесь». Но мало-помалу происходит эволюция рубрики, движение «Смеси» к фельетону. Материал «Фельетона» начинает сильно укрупняться, занимая теперь почти весь подвал, часто и вовсе вытесняя «Смесь». Внутренние подзаголовки уничтожаются, часто фельетон оказывается посвящён одной теме общего характера.

Это можно отнести к истории рубрики «Фельетон», сам же жанр развивался следующим образом. В газетной периодике сороковых годов девятнадцатого века можно выделить сразу несколько разновидностей жанра фельетон. В том числе нравоописательный фельетон Ф. Булгарина, В. Межевича, П. Смирновского, фельетон, представлявший собой хронику литературно-театральных новостей (В. Соллогуб, Э. Губер, Ф. Кони, К. Полевой), фельетон, связанный с физиологическим очерком «натуральной школы», с созданием характерных типов представителей общества (Н. Некрасов, отчасти Ф. Достоевский). Но всё это ещё нельзя назвать фельетоном в его современном понимании.

Кризис жанра разрешается с появлением фельетона в передовом русском журнале сороковых – пятидесятых годов, то есть, в эпоху оформившегося революционно – демократического движения.

Точка приложения сил найдена была в фельетоне революционно-демократического «тяготения». Итак, русский публицистический фельетон начал формироваться в соответствии со специфическими особенностями. Он выступил в порядке литературной полемики в форме якобы непритязательных «статеек» в отделах «Смесь» передовых русских журналов. Широкое звучание фельетон приобретает в сороковые – шестидесятые годы, появляясь в журналах и образуя в них специальные фельетонные разделы.

Как самостоятельный, зрелый, влиятельный и широко распространённый жанр русский фельетон сформировался в этот период, реалистически вбирая в себя достоверные факты и наблюдения российской действительности, правдиво освещая и образно истолковывая её. Пользуясь всеми видами иносказаний, русский фельетон совершенствуется, приобретая всё более яркую своеобразную форму. Изучив историю развития фельетонного жанра в разных странах, можно сделать вывод: фельетон (именно жанр, а не рубрика) почти не появляется на страницах газет в относительно спокойное время и, наоборот, бурно развивается в годы революционных волнений. И это кажется закономерным, ведь, если вспомнить слова Михаила Кольцова, «фельетон – это камень, который даёт широкие, далеко расходящиеся круги по воде»2. «Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете»4 писал Н.В. Гоголь.

И в наше время фельетон не потерял своей остроты, злости и действенности, оставаясь излюбленным и эффективнейшим оружием журналиста.

Глава 2.

Художественное начало и действенность фельетона

. Нариньяни: «Количество “крепких” фельетонов зависит не только от желан... В большинстве случаев негативное действующее лицо фигурирует в фельето... Примером тому могут служить ранние короткие рассказы А.П. Художественное начало и действенность фельетона.

Заключение

Заключение.

Итак, фельетон по-прежнему – самое мощное оружие прессы. Ни один другой публицистический жанр не может сравниться с ним в эффективности. И тем непонятнее то, что в наше время журналисты почти не используют его. В самом деле, если сравнить периодическую печать времён Михаила Кольцова с сегодняшней, данный факт сразу бросится в глаза. Если раньше в «Комсомольской правде» в каждом номере обязательно был фельетон, то сейчас в лучшем случае одна публикация этого жанра на 15-20 номеров.

Чем это объяснить? Предположение о том, что в стране стало меньше фельетонных тем, отметаем сразу, как несостоятельное. В наше сложное время, при таком обилии заслуживающих внимания фельетониста проблем вокруг, этот жанр должен переживать подъём. Но этого не происходит? В чём же дело? Возьмём на себя смелость предположить, что журналисты не обращаются к жанру фельетона не потому, что не в состоянии овладеть им, а потому, что чего-то боятся. В таком случае можно предложить молодым журналистам следующие пути преодоления кризиса жанра: основательно изучить сущность и природу этого, бесспорно, сложного жанра, выработать свою собственную методику работы над созданием фельетона, опираясь на опыт признанных мастеров жанра, и, конечно же, смелее поднимать проблемы времени.

Мы надеемся, что по первым двум пунктам настоящая работа будет полезной молодым журналистам, желающим попробовать свои силы в жанре фельетона. А вот третий пункт зависит только от них.

Библиография

Библиография 1 – С. Нариньяни «Со спичкой вокруг солнца» («Советский писатель», М. – 1975 г.) 2 – М. Кольцов «Советский фельетон» (М. – 1959 г. ) 3 – М. Кольцов «Избранные произведения» («Художественная литература», М. – 1957 г.) 4 – Н.В. Гоголь «Собрание сочинений» (т.4) (М. -1953 г.) 5 – А. Аграновский «Избранное» («Художественная литература», М. – 1980 г.) 6 - М. Виленский «Как писать фельетон» (М. – 1982 г.) 7) С.В. Цукасов «Эффективность прессы.

Журналист, редакция, читатель» («Высшая школа», М. – 1957 г.) 8) Е.П. Прохоров, С.М. Гуревич, А.Х Т. Ибрагимов «

Введение

Введение в теорию журналистики.

Учебное пособие» («Высшая школа», М 1980 г.) 9) ред. К.А. Захарова «Русская журналистика 18 – 19 вв. (из истории жанров)» (издательство Ленинградского университета – 1969 г.) 10) ред. Ю.Н. Смирнов «Средства массовой информации и пропаганды» (Политиздат М. – 1984 г.) 11) Б.В. Стрельцов «Основы публицистики. Жанры. Учебное пособие» («Университетское», Мн. – 1990 г.) 12) Е.И. Журбина «Теория и практика художественно-публицистических жанров («Мысль», М. – 1990 г.) 13) М.С. Черепахов «Жанры советской газеты» («Высшая школа», М. – 1972 г.) 14) Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский «Справочник журналиста» (Лениздат. – 1971г.).

– Конец работы –

Используемые теги: художественное, Начало, действенность, фельетона0.072

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественное начало и действенность фельетона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Художественное начало и действенность фельетона
Деятельность такого рода требует и мужества, и силы мысли, и тепла души, и неутомимости в борьбе со злом, которое упирается, не желая уходить из… Различные исследователи сходятся на том, что сатира служит целям обличения,… Наряду с художественными жанрами сатиры – сатирическим романом, рассказом, поэмой – сложились и художественно-…

Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе "Мировая художественная культура"
Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне произведения искусства,… Такую личность формируют различные стороны жизни общества, а отнюдь не одно искусство.

История художественного литья
Таким отливкам при¬сваивается титул "царь". Знаменитый Царь-колокол Московского Кремля, крупнейший из колоколов когда-либо существовавших в мире,… Из этих стрел был отлит огромный котел. Диаметр скифского парытотла составлял… Заливка длилась 3 ч, остывание металла — более 4 месяцев.

Музыкальность художественных произведений
Это подтверждают такие произведения, как стихотворения «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», эпизоды из поэм «Мороз, Красный Нос» и «Кому… Некрасов постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет:… Дарья — тот идеал женской красоты, о котором писал Чернышевский, как об идеале народном, демократическом. Дарья —…

Специфика средств создания художественного образа в искусстве графики
Для этого у искусства есть особое, только ему присущее средство - художественный образ. С помощью художественных образов искусство передает идеи в… В данной работе я постараюсь как можно точнее отразить особенности создания… Но эти три вида изобразительных искусств имеют кроме общих черт огромное количество различий.

Художественная культура Древнего Египта
Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля. И обычно наше с ними знакомство начинается с удивления их произведениями искусства… Писали о египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие. Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до конца выявить все тайны египетского письма…

Первые художественные фильмы в Казахстане
В других ролях были заняты С. Кожамкулов (Бекет), К.Жандарбеков (Жанас), Калибек Куанышбаев (Байбол), Капан Бадыров (Каратай). Музыку написали А.… Сталин сказал: "Нет, это не он. Тот торгайский комиссар". Затем, вспомнив,… В фильме правдиво изображены жизнь народа, традиции, особенности психологии и мышления, черты национального характера.…

Симеон Полоцкий и начало латинского влияния на духовное просвещение в Москве
По своему складу ума, как пишет проф. Знаменский ─ «это был человек живой и красноречивый, усердный собиратель чужих мнений, ходячая… Он был приближен к царской семье и стал незаменимым воспитателем цесаревича … Надо отдать должное игумену Симеону он всегда радел о необходимости научного образования, так в слове на Рождество…

Образование российского централизованного государства (XIV - начало XV вв.)
I. Факторы, повлиявшие на складывание единого государства 1. Географический фактор а географическое положение Москвы В сравнении с Тверским… Москва стала в ХIV в. крупным торгово-ремесленным центром. Московские… Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и людских…

Революционные партии в России (конец XIX - начало XX вв.)
Шел процесс перехода от кружковщины к формированию единой политической партии рабочего класса. Но т.к. внутри социал-демократии продолжали… В конце 90-х гг. XIX в. в российской социал-демократии появились "легальные… Наряду с вышеперечисленными течениями в российской социал-демократии возникли и стали набирать силу национальные…

0.048
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Одна из точек зрения на начало Второй мировой войны С 1970 года он числился в номенклатуре ЦК КПСС. В 1974 году окончил Военно-дипломатическую академию. Четыре года работал в женевской резидентуре … Гудериан свидетельствует, что кроме паровозов завод выпускал побочную… В 1939 году Гитлер начал Вторую мировую войну, имея 3195 танков, т.е. меньше, ч ем Харьковский паровозостроительный…
  • Начало Великой Отечественной войны В 3 часа 30 мин. в Кремль стали поступать сообщения о налетах немецкой авиации на советские города. Враг стремился уничтожить штабы, узлы связи,… Так как было уничтожено около 900 самолетов, нападающие обеспечили себе… В результате их стремительного наступления значительная часть наших войск была окружена сперва в районе Белостока, а…
  • Художественная культура Древней Греции в период архаики и ранней классики Существенные сдвиги происходят также в развитии изобразительных исскуств и архитектуры. К началу рассматриваемого периода уже успели сложиться… Семья олимпийских богов, возглавляемая отцом богов и людей – Зевсом это сколок… У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида. Окружённый сонмом богов на Олимпе царит Зевс, охраняя порядок во…
  • картотека памятников художественной культуры эпохи Возрождения XV век. «Голгофа» автор Мантенья.XV век. «Рождение Венеры» автор Боттичелли, галерея Уффици, Флоренция. 1485 г. «Весна» автор Боттичелли, галерея… XV век. «Покинутая» автор Боттичелли, Рим. XV век. «Благовещение» автор… Роспись плафона Сикстинской капеллы, Ватикан XVI век. «Прием послов» автор Карпаччо.
  • Художественная обработка металла в Туле Выявлены периоды развития художественной металлообработки, влияние различных стилевых направлений, характеризующихся относительно устойчивыми… Но основное внимание уделится тому, чтобы показать влияние на развитие… Художественные особенности часто носили региональный характер, а подчас и сугубо местный.