Жанры публицистики

Жанры публицистики. Публицистический стиль реализуется в разных жанрах.

Под жанрами в теории журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками жанрообразующими факторами. Жанр всегда представляет собой органическое единство содержания и формы, где приоритет всегда принадлежит содержанию, идее. Выделяют 3 группы газетных жанров Информационные заметка, интервью, отчет, репортаж и др. Их объединяет событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и нацелены на оперативное сообщение фактов, событий.

Главный признак информационных жанров - новизна. Аналитические статья, корреспонденция, версия, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение и др. Их объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов проводится анализ-синтез действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.

Художественно-публицистические зарисовка, беседа, исповедь, очерк, фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма и др Им свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.

Таким образом, информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность. В газете основную часть публикаций составляют тексты информационных жанров, меньше - аналитических жанров и еще меньше - художественно-публицистических жанров. Каждый жанр - это определенный способ организации речи, определенная речевая форма, в которой большую роль играет образ автора, его отношение к действительности.

В передовой статье журналист выступает как представитель коллектива, организации, союза и т.д. Здесь создается своеобразный коллективный образ автора. Более индивидуализирован, конкретен образ автора в очерке, весьма специфичен в фельетоне. Очень слабо авторское я выражено в заметке. Для стиля заметки характерна устремленность на сообщение. Репортаж дает читателю наглядное представление о событии. Автором репортажа может быть только человек, наблюдавший событие. Отсюда - возможность и необходимость авторской оценки происходящего, личного отношения к изображаемым событиям.

В очерке факт, событие воспроизводится и служит поводом для авторских размышлений, обобщений, постановки проблем. Фельетон от других жанров отличает сатирическое отражение действительности. Сатиру определяет и используемые речевые средства гипербола, каламбур, стилевой контраст, фразеология. Авторская мысль, образ автора - это центр, к которому сходятся и которыми определяются все главные черты стиля автора.

Таким образом, автор играет самую значимую роль в формировании публицистической картины мира, выявления характера ее речи, формирования газетно-публицистических жанров. Отсюда появляется особый характер публицистических текстов Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира Электронный ресурс Публицистика и информация в современном обществе М. http www.gramota.ru mag arch.html?id 6 Субъективная окрашенность. Палитра авторских чувств, красок варьируется от сухого перечисления фактов до пафоса и патетики Исповедальность.

Автор высказывает свои мысли и чувства Документальность. Для публициста характерны динамизм, сиюминутность восприятия. Автор стремится зафиксировать сегодняшний день, событие, новость Объективность. Автор стремится расширить фонд знаний, повлиять на формирование мнений и выразить установки той социальной группы, которую он представляет Социальность. Задача автора заключается в соотнесении реальностей с социальными интересами и целями определенных групп.

В жанрах современной публицистики отмечается усиливающаяся личностная авторская тенденция Там же Личностная тенденция и тенденция к усилению информативности обусловливают активный процесс формирования новых жанров. Для современного периода характерна нивелировка чисто информационных жанров, развитие жанров аналитического типа проблемные статьи, мнение экспертов, журналистские расследования, ответы на вопросы, рекомендации и предложения, а также расширение в составе газеты объема текстов развлекательного характера кроссворды, анекдоты, гороскопы и т.д Наряду с рекламой, данные жанры характерны не только для газет, ориентированных на легкое чтение, но и для серьезных информационно-аналитических изданий. Но в тоже время исследователи отмечают и исчезновение отдельных жанров Сазонов Г. Днем и ночью зову Жанры, ау! Журналист 2004 11 С.78 79 В прессе процветают криминальные темы насилие, разврат, убийства и т.п. Из журналистики исчезают составляющие жанры очерк, фельетон, репортаж.

Происходит сужение жанров до заметок, расширенных заметок и интервью. Теория жанров отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, однако журналисту важно разбираться в специфике видов и жанров публицистики.