Единицы и процедуры логического анализа текста

Единицы и процедуры логического анализа текста. Анализ логической основы любого текста заключается в выявлении и сопоставлении между собой и с широким контекстом основных его смысловых единиц.

Они относятся к разным уровням смысловой и синтаксической структуры речевого произведения. В пособии под редакцией проф. В. И. Максимова выделяются логическое имя, или понятие мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы по их существенным признакам в речи понятию может соответствовать слово, словосочетание, а иногда и предложение суждение - мысль, в которой утверждается или отрицается существование предмета, его свойство или отношения между предметами в речи суждению может соответствовать предложение или, если суждение представлено в свернутом виде, словосочетание логические связки - служебные слова языка, фиксирующие определенный тип смысловых отношений между понятиями и суждениями.

Таким образом, понятия, суждения и связки - это простейшие единицы логического анализа текста, его основа.

Однако их выявление требует некоторых навыков, поскольку единицы мышления и единицы речи, в которых они выражены, не всегда совпадают. В одном предложении - основной синтаксической единице речи - может быть в свернутом виде заключено несколько суждений - основных смысловых, логических единиц. Так, в одном простом предложении Склоняется мерцающий и светящийся диск солнца заключено три суждения одно выражено грамматической основой диск склоняется, второе и третье - словосочетаниями с определениями светящийся диск и мерцающий диск. Именно сопоставление этих свернутых суждений позволяет выявить логическое противоречие.

За простым с точки зрения синтаксиса предложением Быть хорошо одетым - значит иметь успех в бизнесе - скрывается логическая связь, выражаемая союзом если то. Приведение этого предложения к более естественному, с точки зрения логики, виду Если ты хорошо одет, то, значит, ты имеешь успех в бизнесе - выявляет несоответствие такого суждения реальному положению дел. Верно и другое далеко не все члены предложения бывают реально необходимы в анализе логической основы текста.

И тогда, чтобы обнажить ее, надо отвлечься от малозначимых подробностей. Предметом логического анализа являются также единицы надфразового уровня - фрагменты текста, которые выделяются в речи на основе ее смыслового единства, общего способа изложения, многочисленных межфразовых связей, наконец, композиционного чтения.

Проследим методику логического анализа на нескольких простейших примерах. Первый этап - выделение основных логических единиц текста имен, суждений и связок и при необходимости приведение суждений к возможно более простой форме. Второй этап - соотнесение логических единиц между собой и с контекстом в узком смысле слова - с темой текста. Например Самое популярное женское имя в Москве Настя. На каждую тысячу новорожденных девочек появляется в среднем 100 Анастасий.

Это имя стабильно держит первенство уже пять лет подряд. Не менее популярны Анна, Мария и Екатерина. Сопоставление выделенных суждений выявляет неправомерность одного из них должно быть чуть менее популярны. Авторы пособия под редакцией В. И. Максимова отмечают, что оценивая правомерность логических связок, следует иметь в виду, что их употребление может отражать различные точки зрения на явления, и если эти точки зрения не противоречат действительности, то они правомерны.

Например, в заголовке Холеры нет, зато менингит наступает связка зато, обозначающая явление, компенсирующее какое-то другое и оцениваемое обычно как позитивное, может показаться неправомерной что же хорошего в менингите Однако в данном контексте, если посмотреть на явления с точки зрения медиков и журналистов это - злая ирония. Выделение логических связок требует повышенного внимания начинающего редактора, поскольку в языке существует несколько способов их выражения, и понятия синтаксическая связка, т. е. в первую очередь союз, и логическая связка не совпадают.

Помимо всевозможных сочинительных и подчинительных союзов к категории связок относятся любые вводные слова. Они выполняют функции либо текстообразующие - обозначают смысловые отношения между мыслями во-первых, а стало быть, напротив и др либо модальные - обозначают различные оттенки авторского отношения к содержанию и оформлению речи по мнению многих, может быть, к счастью, мягко говоря и др К связкам относятся различные частицы даже, только, именно и др предлоги обстоятельственных значений благодаря, несмотря на, вопреки, при и др. и, наконец, знаки препинания, поскольку к функции последних также относится передача смысловых и грамматических отношений частей высказывания.

По способу выражения логического значения все связки делятся на эксплицитные - их смысл однозначно передается словом или знаком, и имплицитные, неявные их смысл выводится из соотношения логических единиц, соединенных ими. Так, к эксплицитным связкам В. И. Максимов относит союз потому что и знак двоеточия - первый имеет единственное значение причины, а второй - единственное значение комментария вышесказанного.

А к имплицитным связкам он предлагает отнести союз и и точку, запятую, точку с запятой в силу их многозначности. Ошибки допускаются в употреблении обоих типов связок, но, анализируя имплицитные связки, редактор должен обратить внимание не только на правомерность употребления наличие в кругу языковых значений обнаруженного в тексте, но и на то, чтобы их первая интерпретация была правильной, иначе могут возникнуть смысловые неясности.

Таким образом, на логические качества текста влияет и неточность словоупотребления, алогизмы, подмена понятия, неоправданное его расширение или сужение, смешение родовых и видовых категорий, отвлечённых и конкретных понятий. Все это должен замечать литературный редактор, давая оценку использованию автором лексических средств.

На синтаксическом уровне выявляется такая логико-стилистическая ошибка, как несоответствие посылки следствию. Литературная обработка рукописи обращает редактора к оценке языковых средств на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне. При литературном редактировании важно не только заметить речевую ошибку, но и дать ей точное определение, прежде чем предложить автору различные варианты стилистической правки текста. Для стилистического анализа всевозможных нарушений литературно-языковой нормы редактор обязан применять специальную терминологию, хорошо знать типологию речевых ошибок, принятую в практической стилистике.

При литературном редактировании следует соблюдать объективность в оценке тех или иных языковых явлений, чтобы субъективно-эмоциональные моменты не подавляли объективно-логических критериев в отношении к тексту. Редактор должен опираться на научное исследование рукописи, а не на ее эмоциональное восприятие. Методика литературного редактирования учит тому, как избегать вкусовой правки текста, как работать с ним, поэтапно решая различные проблемы, связанные с несовершенством рукописи, какие виды правки следует применять в каждом конкретном случае. 1.3. Типология логических ошибок и причины их возникновения Логические погрешности текста возникают по различным причинам это и нечеткость мышления, и неоформленность темы, и простой недосмотр, и неучет нежелательных побочных ассоциаций и интерпретаций 40. С. 294 . Логики выделяют три причины логических ошибок 1 психические нарушения, 2 сокращенное умо