Роль заголовка

Роль заголовка. в журналистском тексте Зачастую в современных журналистских текстах можно встретить следующее явление: заголовок интригует, привлекает к себе внимание, но к сверхсмыслу материала отношения не имеет и потому ориентирует читателя весьма неточно.

Это, кстати, весьма распространенный в сегодняшней журналистике недостаток. Ведь основная функция заголовка – дать представление о сути текста.

Конечно, интрига – ценная вещь, поскольку наверняка остановит глаз адресата информации на материале. Но тут надо обходиться без обмана; дезориентация читателя, зрителя, слушателя заголовком – проявление неуважения к нему, и это не останется незамеченным. Если говорить о заголовках, то, по мнению Г.В. Лазутиной, их существует три типа: 1) прямое отражение темы: «Россияне стали чаще страховаться», «Петербург празднует день рождения Шаляпина», «В свою последнюю смену шахтеры шли голодными», «На Западе растут панические настроения», «Крутой Уокер увлекся экспортом русских моделей», «Те, которых не стало», «Внук Сталина – народный артист России»; 2) прямое отражение идеи: «Карабах требует особого отношения», «Иметь портфель заказов», «Федерализм – лучшая модель», «Темпы юбилейного года – не снижать», «Вернем матерям если не сына, то хотя бы имя», «Все вместе – возродим», «Освободите Куликова!»; 3) опосредованное отражение идейно-тематического решения через журналистский образ: «Черный бюджет», «По каналам плавают кадровые ошибки», «Попса на полустаночке», «Тришкин мундир», «Город – СПИД», «"Железный занавес" для наших сирот», «Дырявая плотина на валютной реке». Когда же заголовок построен на несущественных для данного материала связях, то он становится провокационным: вызывает у адресата информации определенные ожидания, заставляет его познакомиться с материалом, а в итоге эти ожидания оказываются неоправданными. 1.7 Признаки хорошо написанного журналистского текста Написать журналистский материал – иное дело, чем написать роман или рассказ, однако разница эта не столь велика, как хотелось бы думать некоторым.

У всего, что хорошо написано, есть общие черты.

Хорошо написанная вещь – ясная, легко читаемая, в ней используется незакостеневший язык, она поучает и развлекает.

Все эти характеристики подходят к хорошо написанному журналистскому тексту в той же мере, что и к хорошо написанному роману. По мнению Д. Рэндалл [13], существует пять признаков хорошо сделанного текста: ясность, живой язык, точность, честность, адекватность.

Рассмотрим эти признаки подробнее. ЯСНОСТЬ Любой текст должен быть ясным по мыслям, по композиции и по языку. Если это не так, над ним нужно еще раз подумать и/или переписать заново. Стендаль писал: “Мне видится лишь одно правило: быть ясным. Если я излагаю свои мысли не ясно, тогда весь мой мир превращается в ничто” ЖИВОЙ ЯЗЫК Избегайте всяческих клише. Подходите к каждой статье как к индивидуальному, новому проекту.

Избегайте использования в тексте модных словечек и фраз. Как советуют в учебнике стиля лондонской “Daily Telegraph”: “Если вас тянет ввернуть словцо потому, что им пользуются все модные авторы, смените либо слово, либо круг чтения, либо работу”. ЧЕСТНОСТЬ Пишите только то, в истинности чего уверены. ТОЧНОСТЬ Журналистика должна быть врагом неточности. Статьи должны отвечать на вопросы читателей, а не вызывать у них новые. А вопросы, на которые журналист должен стараться ответить, и ответить как можно точнее, таковы: АДЕКВАТНОСТЬ Адекватность – это соответствие стиля, тона и темпа изложения теме статьи.

Так, например, репортажи о быстром развитии событий следует писать темпом, отражающим реальность. Именно так, написан материал Сергея Курнакова о безумии, охватившем Санкт-Петербург, в первые часы после объявления Германией войны России в 1914 г. (См. Приложение I) Глава 2