Редакторская подготовка книжных изданий

Редакторская подготовка книжных изданий. В пореформенный период в России наблюдается серьезный рост книжной продукции. Ведущее место среди изданий занимает учебная и религиозная литература, кроме того, издается легкая беллетристическая и серьезная социально-экономическая и естественнонаучная литература.

Среди имен издателей, осуществлявших легальное издание передовой литературы просветительского толка, И.П. Огрызко, типография которого была первой в ряду идейных демократических предприятий, издатели и владельцы типографий Н.Л. Тиблен, О.И. Бакст, Н.А. Серно-Соловьевич, Н.П. Баллин, Ф.С. Сущинский. В 1862 году группой землевольцев во главе с А.Д.Путятой было создано Общество по изданию дешевых книг для народа, которое смогло выпустить только одну книгу - Сборник рассказов в прозе и стихах. Возможно, в его составлении участвовал Н.Г. Чернышевский.

В 60-е годы развивается просветительское книгоиздание, направленное на подъем культурного уровня народа. Это направление связано с выработкой критериев оценки содержания произведений литературы отбирались преимущественно те произведения, которые развивали самосознание читателя, раскрывали тяжелую участь народа, будили в нем протест.

Можно сказать, что прогрессивное книгоиздание формировалось во многом под влиянием Современника и его издателей, редакторов. Книгоиздатель И.П. Огрызко выпустил труды крупнейших русских педагогов и специалистов в области народного образования того времени - К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, М.И. Семевского в которых развивались идеи демократизации и радикальной перестройки школьного обучения с учетом потребностей широких народных масс. Издательская деятельность Некрасова этого периода представляет значительный интерес с точки зрения формирования массива изданий.

После окончания Крымской войны Некрасов приступает к изданию сборников Для легкого чтения. В них помещают произведения, опубликованные в Современнике. Этот опыт взаимодействия журнального и книжного издания оказался весьма продуктивным, так как в серию входили те произведения, которые уже получили одобрение читателей. В 1862-1863 годах выходила в свет серия Красные книжки. В первом выпуске была опубликована поэма Некрасова Коробейники, во втором - рассказ Аф. Погоцкого Наум-Сорокодум и стихотворения Некрасова Забытая деревня , Огородники , Городская кляча , Школьник. Отбор произведений показывает, что серия имела пропагандистское, агитационное значение.

Именно поэтому книжки серии распространялись в народе через офень. По существу, эта серия стала одним из шагов осуществления плана Современника легальной печатной пропаганды среди народных масс. В 1867 году Тиблен начинает издавать периодические Сборники произведений новых писателей. Задачу данного издания он видел в том, чтобы давать место всякому произведению живой мысли и честного, искреннего убеждения.

После 1863 года Бакст начинает издавать серию Классические иностранные писатели в русском переводе. Кроме того, Бакст выпустил цикл естественнонаучных изданий сочинения Фарадея, Гельмгольца, Шлейдена, Кетле и пр преследуя цель пропаганды материализма, которому демократы 60-70-х годов придавали огромное значение.

Активная книгоиздательская деятельность способствует развитию литературных жанров. Особенно привлекателен для массового читателя жанр биографии. Среди изданий этого жанра, прежде всего, назовем начавшую выходить в 1875 году серию Новый Плутарх. Биографии знаменитых людей в истории. Много сделала для просвещения еще одна типография демократической направленности - типография Ф.С. Сущинского. За 1864-1874 годы из этой типографии вышло более 120 названий книг. Среди них книги по естественным наукам, по вопросам просвещения, беллетристика, справочные издания, календари, библиографические указатели.

В качестве редакторов и переводчиков книг, печатавшихся в этой типографии, выступали Д.И. Писарев, М.А. Антонович, П.Д. Баллод, М.К. Цебрикова, Н.Э. Сорокин и др. Все они были деятелями демократического лагеря. 60-70-е годы вошли в историю книгоиздания тем, что в это время активно формировались принципы пропаганды научных знаний, которые впоследствии были развиты и вошли в теорию редактирования научно-популярной литературы.

Пропаганда естественнонаучных знаний рассматривалась редакторами и издателями как важное направление просвещения народа, в этой деятельности участвовали крупнейшие ученые и публицисты. Исследователь проблемы популяризации науки в России 60-х годов XIX века А.В. Панков считает, что в эти годы в русской культуре окончательно завершился процесс научной популяризации как сферы деятельности. По наблюдениям теоретиков-демократов, работа популяризатора-публициста складывалась из двух компонентов переработка научных идей в социально-политические убеждения, адресованные современному читателю, и практическая оценка достижений науки.

Причем наука воспринимается как духовное образование, прежде всего. В это время разворачивается деятельность по пропаганде научных знаний крупнейших русских ученых А.М. Бутлерова, Д.И.Менделеева, И.М. Сеченова. Во всей истории естествознания писал К.А. Тимирязев не найдется других 10-15 лет, в пределах которых изучение природы сделало бы такие дружные, одновременные и колоссальные шаги. Для характеристики редактирования в книгоиздании XIX века существенным моментом является продолжение в 60-е годы разработки принципов подготовки двух основных типов собраний сочинений академического и научно-популярного.

Оба типа осуществлялись на материале произведений писателей ХVIII века - Г.Р. Державина, А.Д. Кантемира, Д.И. Фонвизина, В.И. Лукина, В.И. Майкова. Академический тип издания формировался постепенно и был характерен тем, что при подготовке использовались архивы писателей, а издание включало научно-справочный аппарат.

Я.К. Грот выпустил академическое издание Державина 1864 . В Предисловии к I тому Грот сформулировал основные принципы подготовки данного издания Главные черты принятого нами плана издания состоят в следующем 1 . Хронологический порядок сочинений 2 . Пополнение собрания их 3 Пересмотр текста по рукописям 4 Приложение к нему вариантов 5 Подробные объяснительные примечания, которые для удобства читателя сопровождали бы текст из страницы в страницу 6 Литература и библиография сочинений Державина 7 Библиография его 8 Свод всего, что было писано о Державине в прозе и стихах как в похвалу его, так и в порицание 9 Указатели предметные, библиографические, лексические и другие, какие окажутся нужными. Мерзляков при издании сочинений Радищева, Бекетов при издании произведений Фонвизина, Белинский - при издании Стихотворений Кольцова активно привлекали материалы из архивов писателей и включали в издания научно-справочный аппарат.

Настоящим событием в книгоиздании и вообще в культуре XIX века явилось издание произведений Пушкина, осуществленное Анненковым.

Это было первое научное издание Пушкина. Примененный Анненковым порядок группировки произведений по основным жанрам с соблюдением хронологической последовательности внутри каждого жанра сохранился впоследствии во многих научных изданиях Пушкина. Издание имеет научно-справочный аппарат алфавитный указатель всех произведений, указатель к Материалам для биографии Пушкина, примечания к стихотворениям. Тип научно-массового издания получил начало в издании серии Русские писатели ХVIII и XIX ст. Серия издавалась И.И. Глазуновым, который поручил вести общую редакцию всего издания П.А. Ефремову.

План издания Ефремов опубликовал в статье Несколько слов об издании, помещенной в Сочинениях, письмах и избранных переводах Д.И. Фонвизина СПб 1866 . В нем показан общий подход к формированию научно-популярного издания в издание включали все известные в печати сочинения курсив Ефремова каждого издаваемого писателя, с добавлением по возможности того, что осталось в рукописях.

Из переводов будут помещены вполне все сделанные в стихах и те, которые имеют особенно характеристическое значение по своему содержанию или по тому видному месту, которое они занимают в литературной деятельности писателя Будут постоянно прилагаться биография писателя, пояснительные примечания к тексту, объяснения и хорошо гравированный портрет писателя с его факсимиле С. VI . Ефремов издавал также Жуковского, Пушкина, Лермонтова.

Научные издания готовила Академия наук. Были выпущены Сочинения Державина, Сочинения Хемницера 1874 , Сочинения Ломоносова. Таким образом, в XIX веке полностью сформировался тип научного издания, который получил дальнейшее развитие уже в книгоиздании следующего столетия. Можно сказать, что деятельность редактора при создании собрания сочинений приобретает новый смысл.

Редактор должен обозначить специфику чтения данного издания, определить, какие принципы будут положены в основу его подготовки. Это говорит о том, что во второй половине XIX века усиливается управляющая роль собственно издания по отношению к произведению литературы и, следовательно, усиливается роль редактора в литературном процессе. 1.3.