рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Редакторская подготовка журнальных изданий

Редакторская подготовка журнальных изданий - раздел Журналистика и СМИ, Редактирование книг во второй половине XIX века Редакторская Подготовка Журнальных Изданий. В 1861 Году Д.и.писарев Писал Пер...

Редакторская подготовка журнальных изданий. В 1861 году Д.И.Писарев писал Периодические издания расходятся по всем концам России, и идеи, выработанные в тиши кабинета, за письменным столом, становятся достоянием целой обширной страны, становятся почти единственной умственной пищей для нескольких десятков тысяч людей.

Большинство публики читают одни журналы. Один экземпляр Современника или Русского вестника читается целым городом, переходит из рук в руки и возвращается обыкновенно к владельцу в самом жалком и истрепанном виде Кроме журналов этой публике действительно читать нечего отдельные книги издаются теперь чаще прежнего, но их все-таки мало кроме того, они имеют или ученый или учебный характер. Мы снова обращаемся к опыту журнала Современник, так как в рассматриваемый период его работа приобретает новые черты, представляющие интерес с точки зрения развития редактирования.

В конце 50-х и в 60-е годы 1856-1866 годы этот журнал превращается из журнала литературно-общественного в журнал общественно-политический и литературно-критический. Некрасов на посту редактора журнала последовательно разрабатывает критерии оценки материалов, на первое место, выдвигая идеологическую сторону содержания.

Крестьянский вопрос постепенно занимает основное место в журнале. Отбор материалов осуществляется таким образом, чтобы в совокупности они показывали общее направление издания. Можно сказать что опыт Современника данного периода показывает, за счет чего может редакция формировать общий облик издания. Кроме вопросов экономической несостоятельности крепостничества последовательно ставятся вопросы и о политической несостоятельности крепостного строя.

Целый ряд статей журнала посвящен данному вопросу. Это статьи Чернышевского О новых условиях сельского быта , Добролюбова Деревенская жизнь помощник в старые годы , Карновича Заметка для истории крепостного права в России , О крепостном праве в Польше и другие, материалы Современных обозрений, отдела Устройство быта помещичьих крестьян. В целом эти материалы направлены на подготовку крестьянской революции. После выхода Положения 19 февраля, отменявшего крепостное право в России, на страницах Современника освещаются результаты реформы, приведшей к сокращению земельных наделов, снижению крестьянских доходов, росту кабалы в деревне.

Эти материалы сопровождаются сочувственными откликами о народном протесте, призывами народа к революции. В условиях жесткой цензуры Современник встретил реформу проклятием молчания на фоне безудержных восхвалений реформы либеральными изданиями молчание Современника выглядело особенно красноречиво читатель, привыкший в тому, что журнал злободневен, откликается на главные общественные события, хорошо понимал, что за молчанием Современника стоит неприятие реформы.

Кроме того, печатались материалы, в которых использовался так называемый эзоповский язык например, в материалах Внутреннее обозрение Современник 1861 III . Одно из направлений Современника этого времени - полемика с крепостническими Труды вольного экономического общества , Земледельческая газета , Журнал землевладельцев и буржуазно-либеральными изданиями Экономический указатель. Эта полемика делала журнал актуальным, злободневным, вовлекая его в обсуждение самых острых, волнующих читателя проблем.

Не менее целеустремленно формировали и беллетристический отдел, журнала. Художественные произведения раскрывали нищету и забитость крестьян, поднимали вопросы нравственного вырождения помещичьего класса. Авторы Современника - Л. Толстой, И. Тургенев, А. Островский, обличавшие мрачные стороны жизни и верившие в творческие силы русского народа.

Печатали и других литераторов, чьи призведения развивались в русле основных тем журнала. Среди них Д. Григорович, И. Селиванов, А. Надеждин С. Федоров, С. Микешин, В. Даль. Причем редакция так умело подбирала произведения писателей по своим идейным установкам порою не только далеких, но враждебных революционно-демократическому направлению, что беллетристический отдел в целом подтверждал важнейшие положения политического отдела. Важное значение имеет в издании организация материала.

Это блестяще доказывает опыт Современника. Например, в мартовском номере за 1861 год наряду с официальными указами напечатана статья В. Обручева Невольничество в Северной Америке и Песни о неграх Лонгфелло. Тем самым редакция подчеркивает, что борьба с крепостничеством по-прежнему стоит в повестке дня. Понимая, что крестьянство забито, темно, что народ не готов к революции, редакция стремилась оказать внешнее влияние на крестьянина. Тут тоже использовались возможности формы организации материала в журнале сочетание публицистических статей и художественных произведений на разные, но близкие по духу темы, создавало соответствующее идейное звучание журнала в целом. 1.4. М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор М.Е. Салтыков-Щедрин в качестве редактора впервые начинает работать в Современнике с конца 1862 года. Он был ближайшим помощником Некрасова, принимал участие в распределении материала, вел переписку с авторами, переговоры с цензурой.

В 1863 и 1864 годах он выступает как автор хроники Наша общественная жизнь, в материалах которой с позиций революционной демократии обсуждает проблемы общественной и культурной жизни России.

В это время он опубликовал до тысячи страниц журнального текста в Современнике, закончил цикл Невинные рассказы, создал первые четыре очерка Помпадуров и помпадурш, сотрудничает в сатирическом отделе журнала Свисток. В редакторской деятельности Салтыкова-Щедрина нашли отражение его политические и эстетические взгляды.

Он пропагандирует революционно-демократическую программу, отстаивает материалистическую эстетики, разработанную Белинским, а затем развитую Чернышевским и Добролюбовым. В 1866 году издание Современника было запрещено. В конце 1867 года Некрасов заключает договор с издателем журнала Отечественные записки А.А. Краевским и становится фактическим издателем и редактором журнала. Совместно с Некрасовым редактором журнала становятся его ближайшие сотрудники по Современнику - М.Е. Салтыков-Щедрин и Г.В. Елисеев.

Общее руководство журналом осуществлял Некрасов, беллетристическим отделом заведовал Салтыков-Щедрин, публицистическим - Елисеев, Некрасов и Салтыков-Щедрин превратили журнал в лучший после Современника русский литературно-общественный журнал второй половины XIX века. К участию в работе журнала были привлечены крупнейшие русские писатели А. Островский, Г. Успенский, а также известные писатели своего времени В. Слепцов, А. Левитов, В. Гаршин, Д. Мамин-Сибиряк.

Их редакторскую работу отличали идейность и принципиальность. Они сформировали журнал, имеющий определенное политическое лицо. Об этом свойстве, как об одном из основных свойств журнального издания, Салтыков-Щедрин писал Если журнал не ищет твердых понятий о том, куда он идет и чего хочет, если он занимается донашиванием чужих одежд и догладыванием чужих оглодков, заслуживает ли он чести называться органом и руководителем общественного мнения? Нет, не заслуживает. Обратим внимание на то, что Салтыков-Щедрин обозначает журнал как орган и руководитель общественного мнения.

Именно эта возможность - руководить общественным мнением - рассматривалась редакторами-издателями того времени как основная задача журнальных изданий. Решая ее, редактор выдвигал определенные требования к отбору произведений, подбору авторов, выбору тем и проблем, рассматриваемых в журнале, которые определяло мнение Щедрина, что литература и пропаганда - это одно и то же. С конца 1876 года Щедрин возглавляет редакцию Отечественных записок один, так как Некрасов тяжело заболел.

После смерти Некрасова Щедрин руководит беллетристическим отделом, и демократическое направление было выражено в этом отделе яснее, чем в публицистическом. Важное место в редакторской деятельности Щедрина занимали организационные аспекты. Н.К. Михайловский, работавший со Щедриным, отмечал, что именно Щедрин придал журналу цельность и определенность физиономии, способствовал тому, что Отечественные записки стали журналом, а не просто сборником более или менее интересных или неинтересных статей. Очевидно, цельность журнала, как и цельность Современника при Некрасове, обеспечивалась стремлением редактора выдерживать определенную идейную направленность за счет того, чтобы все отделы отвечали его общему направлению.

Большинство сотрудников журнала придерживалось одной общественно-политической и эстетической линии в своих взглядах - это были единомышленники. Основой отбора произведений литературы в Отечественных записках было идейное содержание произведения.

Редакция останавливала свой выбор на произведениях, направленных против остатков крепостничества, раскрывающих тяжелое положение народа, имеющих демократическое направление. Кроме того, в журнале публиковали сочинения, отвечающие требованиям художественности, хотя на первом месте, повторяем, стоял критерий демократичности. По поводу отбора произведений в журнал Ф.М. Достоевский писал Тут может быть лишь один вопрос настолько ли имя Ваше ретроградно, что уже, несмотря ни на что, Вам надо будет непременно отказать? Они именно держатся такого взгляда, и прийди хоть сам Мольер, но если он почему-либо сомнителен, то и его не примут. Исследовавший редакторский опыт Салтыкова-Щедрина В.Е. Барыкин пришел к выводу, что читая чужую рукопись, Салтыков-Щедрин, конечно, не превращался в литературного правщика, заботящегося только о внешнем лоске произведения.

Он оставался общественным деятелем, человеком передового мировоззрения принимая или отвергая ту или иную рукопись, внося в нее значительную правку, или, наоборот, печатая ее без изменений, Щедрин делал то дело, благодаря которому Отечественные записки заняли такое важное место в истории русской культуры и общественной жизни.

Барыкин отмечает, что, прежде всего Щедрин, как редактор, нетерпимо относился к несоответствиям между общими направлениями журнала и линией произведений, предлагаемых к публикации. Поэтому при отборе материалов Щедрин придерживался того требования, чтобы проявлялось четкое отношение автора к общественно-политическим проблемам, и чтобы помещаемые в журнале труды не противоречили друг другу.

Например, в 1880 году Салтыков-Щедрин отвергает один из лучших романов П.Д. Боборыкина, хотя до этого Отечественные записки публиковали его произведения. По этому поводу Боборыкин пишет Н.К. Михайловскому Вчера получили письмо от Михаила Евграфовича, где говорится, что роман мой идет совершенно в разрез с общим направлением беллетристики Отечественных записок и что ему не хочется печатать 6 частей вещи, которой не сочувствуешь. Высокую требовательность предъявлял Щедрин к языку произведений.

Он говорил Надо каждое слово рассчитать, чтобы оно не представляло диссонанса, чтобы оно было именно то самое, которое следует. Характерно отношение Салтыкова-Щедрина к начинающим авторам он внимательно читал их произведения, назначал встречи для личного разговора, вносил серьезную правку, если видел, что произведение может быть напечатано, но недостаточно отделано.

Многие писатели прошли школу Щедрина в Отечественных записках. Среди них Мамин-Сибиряк, Г. Успенский, Салов. Как и Белинский, Щедрин большую роль отводил библиографическому отделу. Здесь помещались различные формы рецензий - статьи, пародии, фельетоны, которые в целом самым активным образом отражали общее демократические направление журнала. Салтыков-Щедрин вошел в историю теории редактирования как редактор, который много работает над текстами авторов, порою в корне изменяя отдельные части произведения.

По сути, для молодых начинающих писателей это была своеобразная школа литературного мастерства. В статье М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор Л.Ф. Тоскин приводит ряд примеров довольно активного вмешательства Щедрина в авторский текст. Он пишет Н.К. Михайловский приводит случай с молодым талантливым писателем Котелянским, повесть которого Чиншевики Щедрин не только исправил и сократил, но и вытравил на всем протяжении повести одно из действующих лиц, со всеми его довольно сложными отношениями к другим оставшимся действующим лицам.

А.М. Скабичевский приводит не менее характерный пример, как одна сентиментальная романистка окончила свой роман смертью героини от чахотки, а Щедрин, редактируя рукопись, внес изменение и закончил роман браком героини с героем. Работу Щедрина над произведениями начинающих авторов, в сущности, нельзя рассматривать как редактирование в том смысле, в каком мы рассматриваем редакторскую деятельность в данном конспекте лекций.

Работа Щедрина - это своеобразная передача писательского опыта одного писателя другому. В эпистолярном наследии Щедрина - в его переписке с авторами и редакторами - содержатся общие принципы оценки Щедриным произведений литературы, многие из которых реализованы им в Отечественных записках. В статье М.Е. Мордовченко М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор дан подробный анализ правки Щедриным двух очерков Г.И. Успенского. Правка говорит о том, что Щедрин подходил к этим очеркам, как и к другим литературным произведениям, с позиций революционной демократии и прежде всего обращал внимание на идейную сторону произведений.

Но работа Щедрина над сочинениями молодых начинающих авторов говорит о том, что Щедрин стремится как можно более широко представить их на страницах Отечественных записок. Именно здесь начал печататься Д.Н. Мамин-Сибиряк, часто публиковался В.М. Гаршин. По поводу своей работы с авторами Салтыков-Щедрин писал Наиболее талантливые люди шли в Отечественные записки, как в свой дом, несмотря на мою нелюдимость и отсутствие обворожительных манер.

Мне доверяли, моему такту и смыслу, и никто не роптал, ежели я изменял и исправлял. Обратим внимание на слова талантливые люди шли в Отечественные записки, как в свой дом. Щедрин, очевидно, прекрасно понимал, как важно иметь вокруг издания талантливый авторский актив. Ведь одно из важнейших направлений работы любого издательства - формирование авторского актива. 1.5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Редактирование книг во второй половине XIX века

Это значение как нельзя лучше отражает суть редактирования, которое всегда направлено на то, чтобы сделать отдельный текст или целое издание… Говоря о редактировании, имеют в виду самые разные комплексы работ.Прежде… Редактирование используется и в системах управления, маркетинга и менеджмента при подготовке управляющей,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Редакторская подготовка журнальных изданий

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие редактирования в издательской практике России
Развитие редактирования в издательской практике России. х годов XIX века 1.1. Общая характеристика книгоиздания Начало 60-х годов XIX века в истории России обозначено как время освобождения крестья

Редакторская подготовка книжных изданий
Редакторская подготовка книжных изданий. В пореформенный период в России наблюдается серьезный рост книжной продукции. Ведущее место среди изданий занимает учебная и религиозная литература, кроме т

Издательская деятельность Н.Г. Чернышевского
Издательская деятельность Н.Г. Чернышевского. Большое значение для развития редактирования имеет издательский опыт Н.Г. Чернышевского. Одним из важнейших направлений своей деятельности, одно

Просветительская деятельность Д.И. Писарева
Просветительская деятельность Д.И. Писарева. Вторая половина XIX века проходит под знаком влияния на общественную жизнь идей Д.И. Писарева. Огромное значение Писарев придает распространению

В.Г. Короленко - редактор
В.Г. Короленко - редактор. Для развития редактирования большое значение имеет редакторский опыт писателя В.Г. Короленко. Редакторская деятельность Короленко началась на рубеже 80-90-х годов. Он ста

Редакторский опыт А.П. Чехова
Редакторский опыт А.П. Чехова. Важное значение для развития теории и практики редактирования имеет литературный опыт А.П. Чехова. Наследие Чехова не имеет отношения к профессиональной редакц

Работа редактора над произведением художественной литературы
Работа редактора над произведением художественной литературы. Типологическая характеристика литературно-художественных изданий определяется спецификой произведения литературы. Чтобы качественно, гр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги