рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРИРОДООБРАБУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕПОРТАЖА

Работа сделанна в 2008 году

ПРИРОДООБРАБУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕПОРТАЖА - Курсовая Работа, раздел Журналистика и СМИ, - 2008 год - Репортаж на страницах газеты Природообрабующие Элементы Репортажа. В Середине 1970-Х Геннадий Бочаров, Изв...

ПРИРОДООБРАБУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕПОРТАЖА. В середине 1970-х Геннадий Бочаров, известный в те годы репортер «Литературной газеты», утверждал, что журналист может написать хороший репортаж, даже не побывав на месте события, а реконструировав его. М.И.Шостак, автор ряда обстоятельных работ, посвященных труду репортеров, пишет о том, что репортажу «вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов». И далее: «Участие автора в событии очень желательно» . Однако репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события – прерогатива очерка, зарисовки.

Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т.д. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев событий, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, в котором главенствует автор.

Автор репортажа – не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда – активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте.

Иными словами, репортаж – жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события. Природообразующие элементы репортажа:  последовательное воспроизведение события – динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;  наглядность – создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;  предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне);  образная аналитичность – отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь (вспомним знаменитые репортажи В. Гиляровского);  эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;  активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения. 1.4. Композиция Слово композиция происходит от лат. Composition – составление, связывание.

В журналистском произведении (в силу особенностей публикационного отображения действительности – прерывисто и мозаично) могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания.

Ученова пишет о композиции репортажа так: «Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события.

Роль такой заставки - привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность.

Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер. В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки, мнения» . Такова структурно-композиционная схема репортажа, которая при желании может быть видоизменена. Например, репортаж можно построить на ассоциативных связях или на исторических параллелях.

Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе. При этом колоритность репортажного описания зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п. 1.5. Сложности сюжетно-композиционного построения репортажа По своей природе репортаж имеет синтетический характер. М.Н.Ким предполагает, что «именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров» . Отличительной же чертой репортажа является динамично-развивающееся действие.

Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается само событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа, такие как: • выбор отображаемого отрезка события; • выбор и расстановка участников события; • отбор и расположение фактического материала в репортаже; • отбор и компоновка наиболее ярких эпизодов для описания; • отбор характерных деталей; • отбор авторских впечатлений.

В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста - создание целостного впечатления об эпизоде жизни. Журналист, имея в своем распоряжении разнородные факты, наблюдения, мнения, впечатления, интересные детали, зарисовки с натуры, сталкивается с трудностями их структурной организации. «Журналистский репортаж замечает В.В.Ученова вовсе не является прямой проекцией, точным слепком живого процесса наблюдения как одного из ведущих методов познания.

Как бы полно процесс живого наблюдения журналиста над действительностью ни был развернут в том или ином репортажном произведении, между методом познания и воплощением существует определенный «зазор». Он весьма неодинаков в различных репортажных решениях, и эта неоднозначность порождает многообразные оттенки жанровых вариантов» . 1.6. Виды репортажа В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала.

Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией. Задача классификационного построения репортажа видится том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером, в-третьих, выявить основные авторские методы отображения действительности.

Важны при этом, как пишет Б.Я.Мисонжников, не только и не даже столько, «констатация и фиксация какой-либо данности, а выработка особого методологического инструментария для более полного и глубокого познания феноменов предметно-практического характера» . Репортажи по предметно-тематическому признаку делятся на событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический. § 1. Событийный репортаж К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность.

Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж-это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается "эффект присутствия". Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений.

С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме. Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии.

В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания "эффекта присутствия" автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии. Документальность и точность изображения достигаются и за счет создания "эффект наглядности". Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны.  использование ярких деталей и подробностей.

Через подобного рода содержательные элементы можно описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события;  использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей.

Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой - те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание "эффекта присутствия". Читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия. § 2. Аналитический (проблемный) репортаж Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития.

Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис-аргумент - вывод.

Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы.

В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных. § 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Репортаж на страницах газеты

Так было всегда, ещё со времен возникновения этого жанра в газетной периодике. Да и сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности,… Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРИРОДООБРАБУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕПОРТАЖА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЙ ГАЗЕТНЫЙ РЕПОРТАЖ
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЙ ГАЗЕТНЫЙ РЕПОРТАЖ. Определение жанра Понятие репортаж образовалось от латинского слова «reportare» и буквально означало «передавать», «сообщать». В начале XIX века, когда в Евр

Познавательно-тематический репортаж
Познавательно-тематический репортаж. По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновиднос

КРАТКО ОБ АНДРЕЕ КОЛЕСНИКОВЕ
КРАТКО ОБ АНДРЕЕ КОЛЕСНИКОВЕ. Андрей Колесников, специальный корреспондент газеты «Коммерсант», начал заниматься журналистикой в далеком 1979 году, когда учился в 6-м классе и сотрудничал с районно

АНАЛИЗ РЕПОРТАЖЕЙ АНДРЕЯ КОЛЕСНИКОВА
АНАЛИЗ РЕПОРТАЖЕЙ АНДРЕЯ КОЛЕСНИКОВА. На примере одного из самых читаемых и самых талантливых репортеров современной России мы должны:  представить политическую ситуацию в оценке Андрея

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги