рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Факт - основа журналистского произведения

Работа сделанна в 2008 году

Факт - основа журналистского произведения - раздел Журналистика и СМИ, - 2008 год - Содержание Введение Глава 1.1 Природа, Виды И Назначение Факта В Журналистско...

Содержание Введение Глава 1.1 Природа, виды и назначение факта в журналистском произведении 1.2 Оценка факта в журналистском произведении 1.3 Факт и образ в журналистском произведении Глава 2.1 Место факта в информационных жанрах 2.2 Место факта в аналитических жанрах 2.3 Приложения Мария Дали (ВГАСУ 2008) Введение «Фактов не существует, существуют люди, наблюдающие за ними. А люди, наблюдающие за фактами и пытающиеся при этом быть нейтральными, становятся еще более субъективными.» Майкл Новак Как известно, в основе любого журналистского произведения лежат факты – своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура.

Поэтому столь важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей, необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие – отождествление факта и события, ведь отражение оригинала не является самим оригиналом.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что данная тема является довольно актуальной. Поэтому в предстоящей работе я попыталась не только сформулировать природу факта, но и на конкретных примерах рассмотреть, как журналисты используют факты в своих произведениях.

Это и явилось главной целью работы. Для того чтобы достичь поставленной цели, я сформулировала следующие задачи: 1. Определить природу и назначение факта; 2. Рассмотреть такое понятие как «образ» в журналистском произведении; 3. Определить критерии достоверности факта; 4. Рассмотреть какое место занимает факт в том или ином жанре журналистики. Исходя из целей и задач, курсовая работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, состоящая из двух глав, в первой главе рассматриваются теоретические аспекты темы, вторая непосредственно основана на конкретных примерах, заключение, список использованной литературы и Приложения.

Глава 1.1 Природа, виды и назначение факта в журналистском произведении В качестве объекта журналистского отражения может быть как сама действительность, так и социальные явления и процессы, и человек.

Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации проявляется авторская позиция. Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, многие авторы сходятся на той мысли, что содержание факта – это отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна.

Для журналистов объективное освещение событий означает строгое следование фактам. А как же быть с авторскими комментариями, рассуждениями, мнениями? Если в хроникальной информации необходимо обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала, или в виде опорных аргументов, подтверждающих тот или иной тезис.

При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную трактовку и оценку. Можно ли в журналистском материале достичь объективного освещения события, учитывая сложную природу факта? Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а, скорее, такое освещение новостей, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений.

Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания. В последнее время, однако, теория объективности стала допускать аналитическое освещение событий, кото¬рое далеко выходит за рамки беспристрастного описания. Стремясь к объективному освещению событий, журналисту нужно помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией. Что же в таком случае подразумевают под фактом? Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью.

Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним заведомое доверие у людей.

Но в какой степени можно верить тем или иным фактическим данным, если в них уже присутствует оценка, отражающая не только понятийную систему человека, но и особенности его восприятия? Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов. Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах.

Они всегда являются итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки. В аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов и др. Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, придавая авторским рассуждениям особую убедительность.

Использование статистических данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать то или иное явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития события, наконец, сделать на их основе выводы.

Очень часто научные факты становятся предметом публикации. Интересная заметка была опубликована в газете «Известия»: «Французский археолог Кристиан Шюнесс демонстрирует ценную находку – череп жившего семь тысячелетий назад мужчины, который носит четкие следы двух перенесенных им операций трепанации. Находка каменного века считается убедительным доказательством того, что древние врачеватели обладали знанием и умением для подобного рода операций. Специалисты предполагают, что пациент благополучно перенес хирургическое вмешательство и умер в 50-летнем возрасте.

Череп обнаружен при раскопках могильника в Эльзасе». Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разнородный характер: от простой констатации до развернутых положений. Точность и достоверность – основные признаки всех научных фактов. Именно поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобного рода сведениям. Наряду с научными фактами журналисты охотно используют в своих материалах так называемые обыденные факты, которые, представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятия непосредственного, конкретно-чувственного, запечатлеваемого в единстве эмоциональной реакции и логического осознания происшедшего.

Если признать обыденное сознание “колыбелью” общественного сознания, то можно говорить об обыденном факте как об изначальном содержательном элементе, обладающем достоверностью непосредственного наблюдения, отражающем в сознании человека “дискретный кусок действительности”. Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. Ценность обыденных фактов состоит в том, что за ними можно увидеть реалии социальной жизни людей.

В основе обыденного факта лежат не только некие моменты действительности, но и реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения.

Главная особенность обыденных фактов – в их жизнеподобии. В отличие от фактов науки они носят синкретичный характер и в силу этого не способны раскрыть суть того или иного явления. Обращение журналистов к подобного рода фактам может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, с их помощью можно воссоздать привычный и узнаваемый читателями фон того или иного фрагмента действительности; во-вторых, выявить мотивы поведения людей; в-третьих, подчеркнуть те или иные стороны события.

Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств. Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом – дать подробности о событии, в третьем – разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом – создать документальный образ современника и др. В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов.

Кроме того, позиционирование фактов в различных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественно-публицистических) имеет свои особенности. 1.2

Оценка факта в журналистском произведении

сделать его достоверным, значит осуществить его верификацию. Другое отличительное свойство художественных образов — это их отчетлив... Они привлекаются в Виде иллюстративного материала. Совокупность истинных суждений о событии, образующих завершенный сюжет... Словесный образ — это, своего рода трамплин для сотворчества читателя,...

Место факта в информационных жанрах

Отгрузка машин в регионе идет полным ходом, 80% «Лад» уже ждут новых в... Например, в интервью-сообщении собеседник информирует читателей о наиб... 2.2 . Рассуждение – это тип смысловой связи, основанный на причинно-следстве... В такого рода заметках, как правило, используются один или два опорных...

Место факта в аналитических жанрах

Логический анализ позволяет выделить следующие способы объяснения факт... 2.3 Место факта в художественно-публицистических жанрах Рассмотрим теп... Самый затяжной и унизительный на свете суд, в котором обвинитель всегд... Существуют определенные принципы типизации в газетном очерке: фактичес... В чем же проявляется данная специфичность? Во-первых, с помощью творче...

Заключение Итак, рассмотрев сложную природу факта и его назначение в журналистском произведении, мы убедились, как трудно добиться объективности в освещении события, если журналист не будет использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения.

Мы увидели, сколь разнообразны способы подачи фактов в различных жанрах журналистики.

Мастерство журналиста в том и заключается, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи. Проделав исследовательскую работу, я добилась поставленных целей и задачи пришла к следующим выводам: основа журналистского произведения – это факт, он в свою очередь может использоваться в двух значениях.

Во-первых, фактом называется любой состоявшийся, происшедший момент действительности. Во-вторых, под фактом подразумевают форму человеческого знания. К тому же мнения, объяснения, прогнозы также могут рассматриваться как факты. Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать их соответствие действительности. Выразительность, наглядность, ситуативность, драматизм, конфликт, интрига – все это создает своеобразие формы журналистского теста.

Список использованной литературы 1. Антонов С.// Первоклассник Дима подал в суд на школу//Российская газета. – 2006 № 37(4352) 2. Баршев В.//Отдается машина с ребенком//Российская газета. – 2008. -№43 (4600) 3. Безрукова Л.//Все личное - вне льда//Российская газета. – 2008 №60 (4617) 4. Емельянов Г.//За Россию//Российская газета. – 2006 № 37(4352) 5. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова, 2002 6. Козлова Н.//Брянский мститель//Российская газета. – 2007 №239 (4502) 7. Кузнецов М Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему// Речевые и поведенческие стратегии журналиста.

М 1999 8. Куликов В.//Чисто английская экстрадиция//Российская газета. – 2007 №167 (4430) 9. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М 2002 10. Мельник Г.С Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2008 11. Мисоножников Б.Я Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. Пособие. СПб 2002 12. Невинная И.//Автомобиль к 9 Мая//Российская газета. – 2008 №84 (4641) 13. Овчинников Р.//Вашингтон, Пекин и Далай-лама//Российская газета. – 2007 №239 (4502) 14. Русакович А.//Автостопом по Чечне//Российская газета 2007 №239 (4502) 15. Рэндалл Д Универсальный журналист.

В. Новгород, 2000 16. Шостак М.И Журналист и его произведение. М 2001 17. Ячменникова Н.//Диспетчер спас 288 человек//Российская газета. – 2008 № 84.

– Конец работы –

Используемые теги: Факт, основа, журналистского, произведения0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Факт - основа журналистского произведения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основы планирования. Теоретические основы управления проектами. Основы планирования. Планирование проекта в MS Project 7
Использованная литература В В Богданов Управление проектами в Microsoft Project Учебный курс Санкт Петербург Питер г...

Журналистский образ как средство организации журналистского произведения
Данную проблему в различных ракурсах рассматривали многие авторы. Вопросы структуры авторского произведения рассмотрел В. В. Виноградов в… Старуш М.И. в книге "Авторское "Я" в публицистическом произведении" рассмотрела читательскую и авторскую категории,…

Язык и речь Петра Первого (на основе произведения "Петр I" А. Толстого)
А. Н. Толстой боролся за чистоту русского языка. Постоянно разоблачал писатель нигилистическое отношение к русскому языку всяких… Эта борьба началась с первых лет существования, советской литературы, когда… Вот с этим и связана актуальность темы курсовой работы – проявить величие русского языка, богатство его словарного…

Миф в основе романа (на примерах произведений «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гете и «Мастер и Маргарита» М.Булгакова)
Мифы это созданные народной фантазией рассказы о богах и героях. Мифология возникает на низкой ступени общественного развития и служит для… Нам и в голову не приходит вопрос о том, так ли это на самом деле. Подобные… Одиночки и могли быть разрушителями мифологического сознания, они могли быть, скажем, теми художниками, которые…

ОСНОВИ НАУКОВО-ДОСЛІДНОЇ РОБОТИ ОСНОВИ ТЕОРІЇ ПЛАНУВАННЯ ЕКСПЕРИМЕНТУ
Рубаненко О Є... Лук яненко Ю В...

Модуль 1. ПРИРОДНИЧОНАУКОВІ ОСНОВИ УЯВЛЕНЬ ПРО НАВКОЛИШНЮ ДІЙСНІСТЬ Тема 1. Основи концепцій представлення детермінованої фізичної картини макросвіту
Тема Основи концепцій представлення детермінованої фізичної картини макросвіту... Лабораторная работа... Дослідження моделей геометричних і динамічних уявлень про об єкти...

Тема власти в творчестве А.С. Пушкина на основе его произведений "Борис Годунов", "Медный всадник", "Анджело"
Власть - это право и возможность повелевать, распоряжаться действиями, поведениями кого-либо; -Могущественное влияние чего-либо, неодолимая сила… Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть… Народная поговорка гласит: «Из народа, как из дерева и дубинка и икона». Писатель И.А, Бунин в своё время добавил:…

Функциональные основы проектирования: антропометрия, эргономика и технология процессов, как основа назначения основных габаритов здания
Семестр... специальности Промышленное и гражданское строительство... Городское строительство и хозяйство Лекция Функциональные основы...

Экономические основы технологического развития тема “ Основы технологического и экономического развития”
Особенностью современного развития технологий является переход к целостным технолого-экономическим системам высокой эффективности, охватывающим… В практической деятельности экономиста и финансиста технология является… Именно за счет прибыли, полученной от своевременно и разумно вложенных в технологию средств, и достигается…

Истоки и теоретические основы паблик рилейшнз. Истоки и теоретические основы паблик рилейшнз (ПР)
Смоленский государственный университет... Н Н Розанова ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ Пособие к семинарским занятиям...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам