рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Место факта в аналитических жанрах

Работа сделанна в 2008 году

Место факта в аналитических жанрах - раздел Журналистика и СМИ, - 2008 год - Факт - основа журналистского произведения Место Факта В Аналитических Жанрах. Совсем Иные Принципы Обработки И Подачи Ф...

Место факта в аналитических жанрах. Совсем иные принципы обработки и подачи фактических материалов мы наблюдаем у профессионалов, работающих в аналитических жанрах журналистики, к которым относят корреспонденцию, статью, обзор, комментарий, отчет, рецензию и др. Логический анализ позволяет выделить следующие способы объяснения фактов: 1) выяснение частей факта и связей между ними; 2) выяснение необходимых условий и обстоятельств существования фактов; 3) установление причины факта; 4) обнаружение действий, которые данный факт производит на окружающее.

Такая предварительная работа над фактическим материалом позволит журналисту лучше разобраться в существе рассматриваемого дела, а главное – может привести к образованию определенной системы суждений и понятий. Набор данных, собранных в журналистском блокноте, должен предстать перед читателем четкой и стройной системой, выявляющей их отношения и взаимозависимости.

Конечно, у каждого автора могут быть свои методы написания произведения.

Но структура движения мысли подчиняется общим творческим закономерностям.

Позиционное расположение фактов внутри материала можно различить: - по временному принципу, когда факт демонстрирует развитие события за большой промежуток времени; - по принципу противоположения; - по проблемной группировке фактов. По временному принципу чаще всего выстраиваются произведения, где автору необходимо преподнести факты в хронологическом порядке. Здесь может использоваться как прямая, так и обратная хронология.

В первом случае автор строго следует логике развития события (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), а во втором – выясняет различные взаимосвязи, установившиеся между фактами в разные промежутки времени (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). По принципу противоположения пишутся многие критические статьи и заметки. Посредством сопоставления фактов выявляется суть изучаемой проблемы. Подобный анализ осуществляется следующим образом: во-первых, автор выбирает из всего массива фактов наиболее противоречивые, чтобы с их помощью раскрыть проблему; во-вторых, при сравнении тех или иных данных, мнений, точек зрения, позиций и т.д. журналист приходит к определенным оценкам и выводам; в- третьих, при сопоставлении выявляются некие частные или общие закономерности.

Например, в публикации В. Куликова поднимается вопрос об обращении Генпрокуратуры РФ к Великобритании с ходатайствами о выдаче лиц, обвиняемых в преступлениях на территории России. Автор приводит следующие противопоставления: в России политическое убежище предоставляется только по указу главы государства, в Великобритании такое право – прерогатива исключительно министра МВД, Великобритания отказывает в выдаче 21 лица, обвиняемых в особо тяжких преступлениях на территории России: терроризм, торговля наркотиками и др преступление же А.Лугового по сравнению с ними – детские шалости и т.д. Подобные противопоставления выявляют противоречия конституционных систем двух стран. На основе рассмотренных фактов журналист делает вывод: сегодня России и Великобритании не достичь соглашения, пока не будут урегулированы законодательные вопросы, если не решить такую простую проблему, то она может вылиться в серьезный конфликт.

К проблемной группировке фактов прибегают в случаях, когда требуется определить различные элементы изучаемого явления, их взаимосвязи и отношения, когда нужно объяснить с различных точек зрения существо противоречивой ситуации, когда предстоит выделить движущие силы развития проблемы, когда необходимо выдвинуть определенные прогнозы по поводу состояния дел в той или иной сфере и т.д. Факты даются не только в качестве исходных материалов для анализа, но и для демонстрации существа проблемы.

Рассмотрим статью Г.Емельянова «За Россию». В подзаголовок автор выносит главный тезис: миграция из бижнеазиатских стран принесла в Россию новые проблемы. Автор выделяет следующие: увеличение мигрантов может сказаться на изменении геополитики регионов (в ближайшие годы таджики и азербайджанцы могут превратиться в крупнейшую национальную диаспору в центральной части России); сложившийся огромный дисбаланс в населении сам по себе таит угрозу потенциального межнационального конфликта.

Анализируя возникшие проблемы, автор пытается выявить объективные причины их возникновения.

К ним он относит разность демографических потенциалов пограничных стран. Еще одна причина кроется в отсутствии у России и ее соседей единой государственной политики в решении перечисленных проблем.

Выявив проблемы, Г.Емельянов пытается спрогнозировать развитие ситуации. По его мнению, «таджики готовы к массовой иммиграции в Россию при первой же возможности», уже сегодня «великий гасторбайторский путь» уступает место крупному зарегистрированному бизнесу, а значит, влияние русского капитала на азиатский усиливается. Далее автор предлагает пути решения данных проблем. Как видим, с помощью проблемной группировки фактов журналисту удалось вскрыть различные стороны сложного геополитического явления, связанного с неконтролируемой миграцией азиатов в Россию.

Все проблемы поданы автором в тесной взаимосвязи, что и позволило ему сделать соответствующие прогнозы. 2.3 Место факта в художественно-публицистических жанрах Рассмотрим теперь способы создания документального образа в художественно-публицистических жанрах, к которым относятся обозрение, очерк, фельетон, памфлет. Этой группе публицистики свойственны образность, типизация, насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, сплав понятия и образа.

В основе художественно-публицистических жанров лежат документальные факты, но определяющим становится авторское впечатление от факта, авторская мысль. К способам предъявления фактического материала можно отнести типизацию, интерпретацию и образную трактовку. Типизация используется в художественно-публицистических жанрах с целью выявления типических черт, характеристик и свойств изучаемого объекта. С отдельного факта о не сложившихся взаимоотношениях между учеником и его учителями начинается очерк Сергея Антонова «Первоклассник Дима подал в суд на школу». Семилетний ребенок решил защитить свое достоинство от поставленного ему диагноза: «агрессивен», «проявляет садистские наклонности», «подлежит отсеву». Осмысляя данный факт на фоне других, автор обрисовывает образ современной школы: «Школа, как рентген, просвечивает общество насквозь.

Вот уж точно знает цену любому из нас, ибо оценивает поминутно, каждодневно, въедливо и всесторонне миллионы индивидов, целые поколения людей. Суд школы над ребенком и его семьей идет давно.

В закрытом классе, без свидетелей и адвокатов. Самый затяжной и унизительный на свете суд, в котором обвинитель всегда прав, а приговор обжалованию не подлежит. И лишь ее, согласно правилам игры, никто не вправе оценить и осудить». Оттолкнувшись от конкретного случая, журналист постарался приподняться над отдельным фактом. Важно было высветить само явление, сконцентрировав в нем однотипные характеры, условия и ситуации. Типизация в очерке в том и заключается, что очеркист в самой жизни, в конкретном проявлении находит наиболее типичный факт, который нагляднее всего заключает в себе основные черты явления Типизация в очерке – это, прежде всего, отбор наиболее существенного, что имеется в самой жизни, в самой действительности.

Газетный очерк тем и отличается от художественного произведения, что в нем, несмотря на степень типической обобщенности, используются только строго фактические данные, имеющие точный адрес. Существуют определенные принципы типизации в газетном очерке: фактическая сторона должна быть скрупулезно сохранена.

Всякое перемещение во времени, выдумывание несуществующих коллизий, “досочинение” качеств героев и обстоятельств, в которых они действуют, невозможно точно обозначены время и место действия, названы имена и фамилии героев. Право автора здесь – только отобрать из жизненного материала нужные ему ситуации, конфликты, факты.

Выбрав наиболее существенные, характерные факты, найдя среди множества людей типичного героя, очеркист-документалист исследует и отображает их художественно-публицистическими средствами». Авторская интерпретация состоит в том, что, ничего не домысливая, публицист при описании жизни своего героя может, во-первых, подвергнуть факты собственному осмыслению; во-вторых, поделиться личными впечатлениями; в-третьих, выразить свое эмоциональное отношение к герою; в-четвертых, на основе имеющихся данных спрогнозировать развитие ситуации и т.д. Пропустив все факты сквозь авторское восприятие, публицист тем самым подвергает их художественной трансформации.

В этом смысле автор, по мнению M.M. Бахтина, является «человеком, организующим формально-содержательный центр художественного видения». При этом «мир художественного видения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный помимо заданности и смысла вокруг данного человека как его ценностное окружение: мы видим, как вокруг него становятся художественно значимыми предметные моменты и все отношения – пространственные, временные и смысловые». Именно благодаря авторскому видению читатель может проникнуть в суть события, получить детальные характеристики того или иного явления, на которые в обыденной жизни, возможно, никогда не обратил бы внимания.

Документальность описываемого объекта может быть подтверждена авторскими свидетельствами: «я видел», «я узнал», «я был очевидцем», «я был участником» и т.п. Во всех этих случаях «журналист, как нотариус, своим именем заверяет правдивость описания. Автор выступает полпредом читателя, и читатель до какой-то степени отождествляет себя с ним. Физическая идентификация (читатель на месте автора) создает предрасположенность к идентификации духовной, то есть готовит благоприятную почву для принятия миропонимания публициста». Для художественно-публицистических произведений данный момент особенно важен, потому что автор, помимо создания образа человека, стремится донести до читателя и свои мысли. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.). В образной трактовке фактов большую роль играет авторское воображение.

Если в аналитических произведениях основная задача – анализ жизненных явлений, то в художественно-публицистических жанрах важнее другое: создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений.

В данном случае журналист может столкнуться с определенными противоречиями: с одной стороны, следует как можно точнее воспроизвести те или иные факты действительности, а с другой – создать новый образ за счет преобразования отдельных характеристик объекта.

Поэтому в свое время был так актуален вопрос: может ли образ повредить документальной точности? По мнению Е.П. Прохорова, «эпоха полного “документализма” (кавычки здесь необходимы, потому что полнота неизбежно имеет пределы: всякое отражение предполагает фантазию) не отрицает образность в публицистике, но резко подчеркивает ее специфичность». В чем же проявляется данная специфичность? Во-первых, с помощью творческого воображения автор производит отбор фактического материала для конкретного произведения, сохраняя лишь необходимые детали для создания документального образа.

Во-вторых, специфика воображения заключается в способности человека на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое раньше его частей. В этом смысле основная функция воображения заключается в перекомбинировании образов и в переносе признаков одного объекта на другие. В публицистике выработана целая система художественно-выразительных средств, с помощью которых можно создать новые образы, ярче высветить тот или иной факт или явление действительности: агглютинация, гиперболизация, схематизация, аналогия, сравнение и др.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Факт - основа журналистского произведения

Поэтому столь важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того… Исходя из вышесказанного, я считаю, что данная тема является довольно… Это и явилось главной целью работы.Для того чтобы достичь поставленной цели, я сформулировала следующие задачи: 1.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Место факта в аналитических жанрах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Оценка факта в журналистском произведении
Оценка факта в журналистском произведении. Работая над текстом, журналист систематизирует и группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания, уровню обобщенности.

Место факта в информационных жанрах
Место факта в информационных жанрах. Как известно, к информационным жанрам относятся заметка, репортаж и интервью. Их основное назначение – сообщение новых и интересных фактов из всех сфер обществе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги