рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторические этапы формирования рынка радио

Работа сделанна в 2000 году

Исторические этапы формирования рынка радио - Дипломная Работа, раздел Журналистика и СМИ, - 2000 год - Реклама в структуре FM-вещания Санкт-Петербурга Исторические Этапы Формирования Рынка Радио. Мая 1895 Г. А. С. Попов Продемон...

Исторические этапы формирования рынка радио. мая 1895 г. А. С. Попов продемонстрировал созданную им первую в мире радиостанцию.

В 1921 г. в Москве, а в 1924 г. в Ленинграде, Киеве, Нижнем Новгороде были построены радиовещательные станции. В 1929 г. в СССР было уже 23 станции, в 1937 г 90. По данным статистики, сегодня в России действует более 500 радиостанций выдано 1002 лицензии. Из работающих радиостанций государственных, муниципальных и некоммерческих - 143, коммерческих - 391. В условиях развития рынка радио не только не потеряло аудиторию, но и увеличило ее благодаря его удобству, оперативному использованию информации и популярности многих программ.

Доходчивость, простота и в то же время эмоциональность живого слова до сегодняшнего дня позволяют радио пользоваться неизменной признательностью слушателей. 14 В любом крупном городе России имеется на сегодняшний день обширный выбор радиоволн. Наверняка не вызовет больших разногласий утверждение, что последние 12-13 лет в России отчетливо образуют Новое время.

На наших глазах происходят развитие радио особенно в FM-диапазоне, которое можно назвать если не бархатной революцией, то бурной эволюцией. Исследования радиоаудитории, которые проводит исследовательская организация КОМКОН, позволяют оглянуться назад и посмотреть на пройденные радио исторические этапы. Общий объем слушания долгое время оставался довольно стабильным и вырос за последние 1,5-2 года на 5-6 . Этому способствовали несколько факторов повышение благосостояния и, как следствие, увеличение числа автомобилей и радиоприемников, увеличение мобильности людей в принципе. Радио - медиа людей работающих, активно проводящих свой досуг вне дома. Большую роль сыграли сами радийщики - количество, качество и форматное разнообразие радиостанций выросли весьма заметно за последние годы появилось более 10 новых радиостанций, старые постоянно работают над своим форматом, иногда принципиально его меняя.

Средняя продолжительность слушания выросла за три года с 315 минут в день до 360. Веха в становлении рынка радио - это начало массированного вещания заграничной музыки, в основном лидеров хит-парадов, поп-музыки.

Повзрослело это поколение тех, кому в начале 90-х было 25 и больше лет, и они начинали слушать впервые и музыку западных ровесников, и музыку 16-летних, доля людей, которым сегодня 35 и больше лет, с 1996 года выросла с 40 до 52 . 15 Доступ к отечественной и мировой музыке стал очень легким, поэтому задача завоевать аудиторию многократно усложнилась.

Радиостанции сегодня выстраиваются не только на основе музыки. Важные элементы вещания - ведущие, новости, специальные программы и невещательные аспекты слоганы, название, реклама, промоушн, концертная деятельность. Следующий этап - радиорынок стал такой же брендированный, как и весь остальной. Ограниченность популярного музыкального материала приводит к появлению и успешному продвижению радиостанций не за счет уникального музыкального формата, а за счет дальновидного или просто удачного позиционирования - формирования образа, системы ассоциаций, некой мифологии и смыслов.

Хороший пример - Love Radio, которое романтическим обращением очень быстро захватило молодую женскую аудиторию, которая, очевидно, не имела своей радиостанции, тем более что для женщин в силу меньшей чувствительности к музыкальному разнообразию гораздо большее значение имеет миссия радиостанции, ее смысл. С середины 90-х радиостанции находятся в мучительном поиске своей аудитории, своей ниши. Новые и старые радиостанции становятся все более специализированными, направленными на узкие целевые группы, а значит, увеличивается выбор.

Это способствует развитию музыкальных и информационных вкусов людей. Например, появление Нашего Радио привело к росту симпатий к жанру русского рока, сложного, идейного музыкального жанра, который стал доступен гораздо большему числу слушателей. И это прекрасно, потому что диапазон приемлемости музыкальных вкусов в отечественной культуре гораздо уже, чем на развитых западных рынках.

Поняв вкусы аудитории, к концу 90-х большинство радиостанций стремится заполнять свой эфир наиболее популярными песнями, поэтому насыщенность хитами уже не может быть гарантией аудитории. Пример тому Хит- FМ , которая потеряла уникальность своего предложения. Начиная с 1990 г. велась напряженная борьба за первые места в рейтинговом списке. На заре формирования рынка радио из-за границы пришла Европа Плюс в FM-диапазоне с 01.04.1993 г Вполне естественно, что на несколько лет она стала бессменным лидером.

Безусловно, заслуживает более пристального внимания эта радиостанция - старожил российского рынка радио, который не только продолжает существовать, но и всегда лидирует. Начав свое вещание в Москве по инициативе, директора французской сети радиостанций KISS FM Жоржа Полински в 1990 г. только с 19.00 до 1.00 , Европа Плюс уже в 1991 г. зазвучала в городе, однако, это вещание было только в УКВ-диапазоне.

Особую честь, как пионеру нового для нашего города жанра радиовещания, Европе- плюс оказал мэр Петербурга А. Собчак, не только открыв эфир радиостанции, но и став ее почетным президентом. Такой чести не удостаивалась ни до, ни после ни одна радиостанция. Европа Плюс до сих пор пожинает плоды своего феерического прихода в Санкт-Петербург, чьи горожане помнят и то, что именно это радио первым стало транслировать в прямом эфире матчи Зенита. Этот отличный маркетинговый ход сразу же подхватили все станции города.

Сегодня Европа Плюс - это огромная сетевая радиостанция ее слушают жители более 600 городов России, однако петербургский филиал остается на лидирующих позициях. Во-первых, Европа Плюс - это единственная из всех петербургских радиостанций вещающих на всю страну шоу ведущего Романа Трахтенберга Роман без конца вышло в национальный эфир в 2001 г Во- вторых, признав достижения руководителя петербургской Европы-плюс А. Полесицкого, дирекция доверила ему управление всей сетью по России.

В- третьих, Европа Плюс никогда не забывает о важности мероприятий по связям с общественностью - например, покорении корреспондентом Г. Погосяном северного полюса в 1995 г продвижение своего имиджа, как самой киношной радиостанции под лозунгом кинокайф, акцентирование внимания на своих французских истоках поддержка национального праздника Франции дня взятия Бастилии, приглашение в наш город звезд французской эстрады и т. п Западная музыка, привнесенная в нашу жизнь, позволила открыть культурные ворота.

Европа Плюс разбудила национальное самосознание, и не менее естественным был триумфальный приход Русского Радио 01.05.1996 г В подавляющем большинстве стран радиостанции с музыкой на родном языке лидируют. Так происходит и сегодня - Русское Радио завоевало уже второе место по количеству слушателей по данным исследовательских фирм Гортис и КОМКОН за 2003 г но, несмотря на крепкие позиции Европы Плюс, к 2006 году Русское Радио может стать лидером.

Итак, на сегодняшний день можно говорить о сформированном рынке радио в Санкт-Петербурге. Основная часть аудитории уже распределена между станциями в дальнейшем будет происходить процесс специализации. Широкий формат радиостанции и относительно большая аудитория являются оборотной стороной потенциальной уязвимости, большие радиостанции в первую очередь становятся донорами для других. В аудитории любых радиостанций всегда есть не только лояльные слушатели, но и те, которые слушают данное радио как второе или третье, не каждый день. Как только появляются радиостанции просто новые или в большей степени отвечающие вкусам слушателя, они оттянут этих периферийных слушателей. 1.2.1. Радио за рубежом история, современное положение С самых истоков своего становления радио испытывало влияние политической системы того или иного государства - коммерциализация радио за рубежами России привела к тому, что там оно развивалось гораздо интенсивнее, учитывая строгие законы рынка и подчиняясь исключительно прибыльности. Первая мировая война, революция и гражданская война в России провели четкий водораздел в основах и методах использования вещания в политических целях.

Если в США, Германии, Франции, Англии, позже в других капиталистических странах, оно развивалось в условиях рынка и, естественно, было направлено в первую очередь на удовлетворение интересов аудитории и извлечение прибыли - реклама была сразу признана на радио за счет мощности этого нового средства распространения информации.

В СССР же радиовещание было понято как средство массовой агитации, пропаганды и организации.

Современное радио не в техническом сравнении, конечно ненамного ушло вперед от радио прошлых лет. Чтобы не быть голословными, обратимся к примеру становления и развития радиовещания в маленькой северной, в то время отсталой, пережившей гражданскую войну стране, вступившую в 1920-е годы молодой республикой, Финляндии. На финском радио в 1920-1930-е годы появляется то, что мы сейчас называем прямой эфир, налаживаются первые международные контакты, закладывается принцип обратной связи, впоследствии получивший название интерактивность. Во время Первой мировой войны в Финляндии, как и в других странах, радиопередачи служили в основном для военных целей, по принятому в 1919 г. закону принадлежали государству.

Как и в ситуации с любой новой технологией, радио заинтересовались промышленники и бизнесмены с целью открытия новых прибыльных торговых рынков. В 1924 году финское правительство, борясь с изоляцией сельских районов, старалось не отставать от технологически продвинутых стран и серьезно занялось строительством и эксплуатацией радиостанций, не давая, однако, коммерческим структурам устанавливать собственные радиостанции.

Вскоре был создан Временный радиокомитет, с задачей создать монополистическую радиовещательную компанию. Так, в 1925 году возникло финское Юлейсрадио. Юлейсрадио Юле унаследовало огромную десятитысячную аудиторию.

Постепенно улучшая качество информации и ее передачи, радио охватило всю страну и стало очень популярным - в 1936 году во время Олимпийских Игр в Берлине оно передало оттуда больше программ, чем радио какой-либо другой страны. Спорт сегодня, как и в 30-х, был необычайно популярен с этой Северной стране - стоимость радиоприемников в Финляндии значительно повышалась перед крупными спортивными событиями. Интерактивность финского радио зародилась очень рано - по предложению одной учительницы Юлейсрадио организовала радиослужбу для школ лекции, радиопьесы, дискуссии, дополняющие преподавание школьных предметов.

Чтобы узнать мнение специалистов о программах, Юлейсрадио посылала слушателям специальные анкеты. Пройдя ряд вех в развитии, аналогичных для многих стран передача церковных служб, радиотеатр, прямые трансляции спектаклей, отдел драмы и декламации, занимавшейся написанием пьес , Юлейсрадио плавно, сообразно нордическому характеру самих финнов, развивалось. Только в 1953 году в Финляндии стали применяться FM-волны, тогда как в США это было возможно еще в 1930-х годах, а в Европе - после Второй мировой войны.

В 1980-е годы исследователи заговорили о рождении нового радио или неорадио 16 . Создание местных радиостанций в 1985 году лицензии на вещание получили 19 радиостанций, в 1989 - 65 расширило сети радиовещания в стране и привело к рассеиванию периферийных слушателей см. выше. Децентрализация радиовещания повлекла структурные преобразования в редакциях, увеличение вакансий.

По данным исследования Министерства транспорта и коммуникаций Финляндии, весной 1989 года на службе местного коммерческого радио было занято в общей сложности 400 человек, из них 168 журналистов. В среднем на одной местной радиостанции работало 10 человек 4 - журналисты. Однако диверсификация радиоканалов реально не изменила структуру вещания коммерческих станций - музыка круглые сутки, короткие новости, ни к чему не обязывающий комментарий ди-джея, много рекламы и т. п по классическому стандарту коммерческого радио, сложившемуся еще в 1960-х годах в США. В 1997 году Юлейсрадио взяло курс на вещание в цифровом формате - появились цифровые приемники. Однако преуспевающие финны не смогли сразу перейти к новым технологиям, так что процесс модернизации идет и по сей день. Однако все эти внешние проявления сильно не меняют суть радиовещания - сегодняшняя диверсификация каналов - одно из тех немногих серьезных изменений, происшедших за десятки лет в этой сфере.

Подводя итог кратком обзору истории развития финского радио, приведем некоторую статистическую информацию финны слушают радио много - в 1998 году ежедневная аудитория составляла 76 в возрасте от 12 до 69 лет. На все СМИ тратилось 8 часов 30 минут в день, из них на радио - 2 часа 16 минут, на телевидение 3 часа 12 минут.

Радио уделяют внимание в основном по утрам в будничные дни перед уходом и в пути на работу - именно здесь это самый популярный источник информации в Финляндии.

Итак, мы рассмотрели процесс эволюции финского радио, из которого можно сделать вывод - первые десятилетия XX века Финляндия находилась под властью Российского государства, затем участвовала в войнах, однако, развитие радио не останавливалось и сегодня в этой небольшой стране радио является очень развитым. В то время как в нашей стране нормальное развитие радио началось 11 лет назад, что красноречиво доказывает положительное влияние рыночной экономики на развитие СМИ. 1.3. Место рекламного сообщения в структуре вещания Функции рекламы формируют ее специфику и место в радиопрограммах.

Радио функционирует в конкуренции с телевидением, периодическими изданиями и старается максимально использовать свои возможности и преимущества, хотя на сегодняшний день доля радио в общем объеме рекламного пирога очень низкая, около 3-4 что вдвое ниже, чем в среднем по миру 17 . Радио в смысле спектра рекламы находится между газетой и телевидением, даже ближе к телевидению, но на радио внутренняя конкуренция остра как в никаких других СМИ. Радио для слушателя - средство свободного доступа, за него не нужно платить, поэтому радиостанции находятся в постоянной борьбе за аудиторию.

На слух можно воспринять далеко не все характеристики товаров. Радио в отличие от газет принудительно предлагают свою рекламу слушателю. Реклама в электронных коммуникациях более навязчива. Объем времени, отведенного на рекламу на различных радиостудиях, говорит о масштабах ее звучания. Вот объемы на FM-диапазоне.

В декабре 2002 года радиостанции России, коммерческие и государственные, использовали следующее время на рекламу в секундах 1. Авторадио - 257015. 2. Радио MAXIMUM - 195887. 3. Эхо Москвы - 188321. 4. Европа Плюс - 186024. 5. Динамит- 180149. 6. Хит - FM - 174741. 7. Русское радио - 171904. 8. Наше радио - 171622. 9. Шансон - 157904. 10. Радио Монте-Карло - 144401. 11. Love Radio - 99667. 12. Русское радио - 2 - 94875. 13. Радио России - 39489. 14. Маяк-33263. 18 Таким образом, ежедневно слушатели вынуждены потреблять часы рекламных сообщений, независимо от радиоканала, который они слушают.

И чем выше рейтинг радиостанции, тем больше рекламных сообщений она хочет прокрутить, максимизировав свою прибыль. Одним из принципов постановки рекламы в структуру эфира является время выхода в эфир. Этот критерий значим потому, что в разное время рекламу слушают различные целевые группы. Конечно, нужно учитывать и состав аудитории той или иной станции, но грамотный рекламист должен размещать рекламу глядя не только на портрет слушателя радио, но и на следующую градацию по времени утро и после полудня - время домохозяек вечер - время молодежи после полудня в выходные - спортсменов воскресенье утром - туристов около 8 вечера - время служащих ночью - работников транспорта.

Конечно, такая градация довольно относительна, но в целом она зарекомендовала себя вполне работоспособной. Есть в структуре вещания радиостанций такие притягивающие внимание слушателя программы, в которые в первую очередь стремятся поставить рекламные сообщения. Наиболее эффективными для включения рекламы являются программы, содержащие интересную или важную информацию, например, сигналы точного времени, сводка погоды и т. д. Сегодня уже почти повсеместно укоренилась практика спонсирования сводок погоды, новостей, ситуации на дорогах и пр. Например, каждый водитель знает службу A 24 именно потому, что она поставляет информацию о пробках в Санкт-Петербурге на многие радиостанции - когда водители напрягают слух для получения информации о заторах на дорогах, они наряду с этой информацией получают и рекламу.

Логичным продолжением обрамления выпусков новостей и т. п. рекламными блоками является обрамление аудиоспотов музыкой или другими сообщениями.

Этот фактор тесно связан со временем выхода рекламного сообщения в эфир. Несомненно, выгоднее разместить рекламу, скажем, женской косметики сразу после мелодичной, красивой композиции популярного исполнителя, а рекламу мобильных телефонов - после деловых новостей.

Эти приемы опираются на возникновение соответствующих ассоциаций. Здесь мы видим применение психологии в чистом виде. В случае же с рекламным блоком, когда соседствуют споты совершенно разных видов товаров или услуг, трудно вывести какие-либо закономерности, в этом случае особенно важен эффект края, когда наиболее эффективны первое и последнее сообщения. В связи с этим важно сказать и о продолжительности звучания радиорекламы, которая не только определяет место рекламного сообщения в структуре вещания, но и влияет на результативность рекламы.

Время - главный лимитирующий фактор в радиорекламе. В сценарии должно быть нужное количество слов - не слишком много и не слишком мало. В англоязычных странах принято считать 16 машинописных знаков за секунду. Строка в 80 знаков занимает в эфире при средней скорости чтения 5 секунд. Но русский язык отличен от английского и нельзя принимать эти цифры за руководство к действию.

Использование шумовых эффектов ведет к сокращению текста. Поскольку оплачивается время, а не слова, необходимо искать оптимальные варианты сочетания всех элементов рекламы. По рекомендациям психологов, продолжительность спота не должна превышать 60-70 секунд, иначе человек не дослушает его до конца, а длительность блока не должна быть меньше трех и больше десяти сообщений. Итак, все вышеприведенные факторы влияют не только на место рекламного сообщения в структуре вещания, но и на его эффективность. 1.4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Реклама в структуре FM-вещания Санкт-Петербурга

Не подлежит сомнению то, что это неправильно, однако это часть жизни в современном обществе. Реклама на радио - это один из наиболее актуальных… Дефицит исследований, совпадающий с прогрессивным развитием радио, а вместе с… Актуальность выбранной темы обусловлена именно тем бумом информационно-развлекательного радиовещания, который…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторические этапы формирования рынка радио

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теоретические основы функционирования рекламы и связей с общественностью на радио
Теоретические основы функционирования рекламы и связей с общественностью на радио. Важность радио, как инструмента связей с общественностью Средства массовой информации - четвертая власть. Э

Законодательные нормы и проблемы законодательного регулирования рекламы
Законодательные нормы и проблемы законодательного регулирования рекламы. Средства Массовой Информации - четвертая власть. Но никто еще не отменял три предыдущих. А потому знать законы нужно,

Рынок радиовещания Санкт-Петербурга
Рынок радиовещания Санкт-Петербурга. Методы изучения аудитории радиостанции, как важный фактор привлечения рекламодателя Наряду с уровнем доходов радиостанции, величина и качество аудитории являютс

Типичная структура рекламного отдела на радиостанциях
Типичная структура рекламного отдела на радиостанциях. Прежде чем обратиться к структуре рекламного отдела, рассмотрим общие методы организации управления. Любая радиокомпания, в общем виде,

Подробный анализ радио Эхо Москвы в Санкт-Петербурге
Подробный анализ радио Эхо Москвы в Санкт-Петербурге. Радиостанция Эхо Москвы в Санкт-Петербурге - это сетевой партнер радиостанции Эхо Москвы возникшей в августе 1990 г а с 1993 г. ставшей акционе

Отдел связей с общественностью на радиостанции Эхо Москвы в Санкт-Петербурге
Отдел связей с общественностью на радиостанции Эхо Москвы в Санкт-Петербурге. В обязанности директора отдела по связям с общественностью иногда также носящего название promotion и маркетинга входит

Список литературных источников
Список литературных источников. Асеева Е. Н Асеев П. В. Рекламная кампания М. Приор, 2001. 2. Борисов Б. Л. Технологии рекламы и PR М. ФАИР-Пресс, 2001. 3. Бубукин А. Реклама на радио плюсы и минус

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги