рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Коммуникативные стратегии и тактики: попытка анализа основных теоретических аспектов

Коммуникативные стратегии и тактики: попытка анализа основных теоретических аспектов - раздел Журналистика и СМИ, речевая стратегия в ток шоу Коммуникативные Стратегии И Тактики: Попытка Анализа Основных Теоретических А...

Коммуникативные стратегии и тактики: попытка анализа основных теоретических аспектов. Существуют самые разные подходы к пониманию речевых стратегий.

О.С. Иссерс считает: "В самом общем смысле речевая стратегия включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана. Иными словами, речевая стратегия представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели" (Иссерс 2003: 54). По мнению О.С. Иссерс, стратегия базируется на интерпретации - именно она лежит в основе речевого воздействия.

В первую очередь, интерпретация необходима при операциях над знаниями партнера, над его ценностными категориями, эмоциями, волей. По наличию либо отсутствию установки на интерпретацию можно разграничить речевые стратегии. Стратегии предполагают мотивы, связанные с желанием, волей субъекта. По своей сути речевые стратегии связаны с типичными мотивами человеческого поведения: уберечься от плохого, сохранить хорошее, добиться лучшего (Иссерс 2003: 103). Таким образом, стратегия речевого поведения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение определенных долговременных результатов. Т.В. Матвеева определяет речевую стратегию следующим образом: "Речевая стратегия - мыслительный план общения посредством речи, направленный на достижение общей коммуникативной цели в речевом событии, и, далее, организации говорящим своего речевого поведения в соответствии с этим планом, а также условиями общения, ролевыми и личностными особенностями речевых партнеров, культурной традицией" (Матвеева 2003: 284). Исследователь отмечает, что на доречевом этапе речевая стратегия связана с общим замыслом говорящего, мотивацией задуманной им речевой деятельности и целеполаганием речи, с прогнозированием ее конечного практического и коммуникативного результата.

На речевом этапе речевая стратегия предполагает ряд творческих целесообразных действий говорящего, направленных на достижение цели общения: отбор фактов и других содержательных единиц речи, отбор слов и других единиц речевого оформления, ориентацию на определенные типы речевых тактик, выстраивание определенной последовательности структурно - содержательных частей целого в соответствии с выработанным планом и смоделированным результатом общения.

Данный этап связан с отслежванием намеченного движения к цели и контролем своей речи с этой точки зрения.

Речевая стратегия определяется, с одной стороны, личными мотивами, потребностями, установками, убеждениями, всей ценностной системой говорящего, с другой - системными ценностями культуры народа, действующими социальными нормами и конвенциями, т.е. налицо как личная, так и общая социально - культурная детерминированность стратегий (Матвеева 2003: 284-285). Е.В. Клюев, рассматривая понятие "коммуникативная стратегия", дает следующее определение: " используя коммуникативную компетенцию, говорящий ставит перед собой коммуникативную цель и, следуя определенной коммуникативной интенции, вырабатывает коммуникативную стратегию" (Клюев 1998: 12). О. Н. Паршина в диссертационном исследовании " Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России", считает, что "коммуникативные стратегии, реализуемые политическим лидером, являются важнейшей характеристикой его речевого поведения.

Актуальность термина "стратегия" в лингвистике сопровождается отсутствием общепринятой интерпретации.

Мы понимаем стратегию как определенную направленность речевого поведения в данной ситуации в интересах достижения цели коммуникации" (Паршина 2004: 7). Рассмотренные нами определения термина "речевая стратегия" указывают на неоднозначность его понимания.

Ученые, несмотря на разнородность точек зрения при толковании данного понятия, отмечают одно: стратегия представляет собой когнитивный план общения, посредством которого контролируется оптимальное решение коммуникативных задач говорящего. В основе речевых стратегий лежат мотивы, потребности и установки коммуникантов. Степень их осознанности может быть различной и в конечном счете зависит от уровня развития и психологической культуры индивида.

В процессе речевого взаимодействия говорящий пытается направлять интеллектуальные и эмоциональные процессы слушающего (его оценки, интересы, рассуждения) таким образом, чтобы те в конечном счете привели его к нужному решению. По мнению И. В. Борисовой, стратегия предполагает "отбор фактов и их подачу в определенном освещении с целью воздействия на интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу адресата" (Борисова 1999: 86). Е. С. Богданов и А. А. Вяземский в свою очередь добавляют: "Следование стратегической цели заставляет адресанта не только отбирать определенные факты, давать их в определенном освещении, но и заставляет соответственно организовывать речь, обусловливает композицию и характер языковых средств" (Богданов, Вяземский 1971: 160). Таким образом, стратегия сознательно ограничивает возможный объем информации и отбор языковых средств, что обусловлено стремлением достичь максимального результата.

По этому поводу О. С. Иссерс пишет: "Рядом предложений, реакций и контрпредложений коммуниканты вводят в разговор свои собственные интерпретации (проблем, тем, событий, образов и т. д.), желая сделать их общими и тем самым добиться реализации своего собственного замысла. В большинстве случаев существует несколько способов достичь цели. Это приводит к необходимости выбора, который касается не только семантического содержания, но и прагматических, стилистических, риторических аспектов речевых действий" (Иссерс 2003: 109). Сущность стратегии заключается в умении моделировать ситуацию с помощью доступных средств и методов с целью достижения необходимого результата.

Если желаемый результат был достигнут, то это значит, что была выбрана эффективная стратегия для достижения поставленной цели. Достижение цели в рамках одного вида речевой стратегии осуществляется при помощи речевых тактик.

В понимании термина "речевая тактика" также нет однозначности.

Е.М. Верещагин и В.Г.Костомаров в своей монографии "Язык и культура. Три лингвистические концепции: лексического фона, речеповеденческих тактик и сапиентемы" дают следующее определение понятию "тактика": "Рече-поведенческая тактика - это однородная по интенции и реализации линия поведения коммуниканта, входящая в его усилия ради достижения стратегического перлокутивного эффекта" (Верещагин, Костомаров 1991: 525). И.Н. Борисова понимает под тактикой общения "динамическое использование коммуникативных речевых умений построения реплик диалога, конституирующих ту или иную стратегию диалоговедения" (Борисова 1996: 23). По мнению О.Я. Гойхман, "стратегия общения реализуется в речевой тактике, под которой понимаются речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации" (Гойхман 2000: 209). Е. В. Клюев считает, что "коммуникативная стратегия преобразуется в коммуникативную тактику как совокупность коммуникативных намерений, пополняя коммуникативный опыт говорящего" (Клюев 1998:12). Несмотря на разное толкование речевой тактики, ученые сходятся во мнении, согласно которому речевая тактика - это некое речевое действие, направленное на решение одной задачи в рамках одной стратегической цели. Достижение этой цели осуществляется через решение определенной совокупности задач, т. е. через использование целого ряда тактик.

При таком подходе тактики являются единицами стратегии.

По мнению Е. М. Верещагина и В. Г. Костомарова, тактика вычленяется по признаку одного - единственного смысла, который может быть выражен самым и различными вербальными и невербальными средствами. Например, в процессе реализации тактики одобрения лесть, хвала передаются какими угодно вербальными средствами; в качестве невербальных средств могут быть использованы улыбка, хлопанье в ладоши, поднятый кверху большой палец.

Таким образом, "тактика на глубинном, может быть, на бессознательном уровне ментальности человека представляет собой концентрированный смысл - интенцию.

На поверхностном уровне она вербализуется" (Верещагин, Костомаров 1991: 527). Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров считают, что, реализуя одну тактику, говорящий как бы ступает шаг за шагом: он выполняет ряд речеповеденческих актов, и их сумма, при благоприятном исходе, приводит к успеху. Если же одна конкретная тактика неуспешна, то применяется вторая, затем третья, четвертая и т. д потом может иметь место возврата к первой и т. д. Скомбинировав несколько тактик, коммуникант-1 добивается изменений в информированности, эмоциональном состоянии, взглядах и оценках комуниканта-2 и влияет на его поведение (Верещагин, Костомаров 1991: 526). О. Я. Гойхман также считает, что выбор речевой тактики зависит от ситуации общения.

Она пишет: "В ситуациях бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой сфере - другие. Причем речевые тактики разных уровней общения могут, с определенной коррекцией, взаимопроникать. При речевом воздействии на различные социальные группы населения следует также выбирать соответствующие речевые тактики, имея в виду при этом, что ни одна из тех или иных тактик не является универсальной и эффективной на все случаи жизни" (Гойхман 2000: 209). О.Н. Паршина, исследуя политическую сферу, следующим образом описывает выбор речевых тактик: "Для определения стратегии речевого воздействия необходимо учитывать набор и типы тех тактик, которые используются для ее реализации.

Так, побудить проголосовать за определенного кандидата можно путем предъявления убедительных аргументов, а возможно с помощью средств саморекламы или через опорочивание, очернение политического противника в глазах избирателей" (Паршина 2004: 7-8). Эффективность стратегий и тактик зависит от ситуации общения, жанра речи, учета говорящим особенностей адресата, а их выбор во многом определяется типом речевой культуры и типом языковой личности политического лидера по его способности к кооперации в речевом поведении. Эффективность речевого воздействия политика во многом зависит и от уровня его риторической грамотности, что проявляется, прежде всего, в умелом использовании комуникативных стратегий и тактик, а эффективное применение тактик зависит от выбора их речевого воплощения (Паршина 2004: 45). Подводя итог сказанному, можно отметить, что выбор речевой тактики зависит не только от сферы общения, но и от психологического типа собеседника, его культурного уровня, моральной установки в момент общения. Об этом пишет О.С. Иссерс: "Достижение цели возможно, если говорящий в течений всего цикла общения контролирует интеллектуальные и эмоциональные процессы слушающего таким образом, чтобы те привели его в конечном счете к нужному решению". Методы, которыми пользуется говорящий при обработке партнера, представляют либо непосредственные стимулы действий, либо выступают в качестве условий" (Иссерс 2003: 110). В качестве рабочего определения возьмем следующие дефиниции коммуникативной стратегии и тактики. Коммуникативная стратегия – это мыслительный план общения, направленный на достижение общей коммуникативной цели в речевом событии.

Коммуникативная тактика – это некое речевое действие, направленное на решение одной задачи в рамках одной стратегической цели. 1.2 Стратегический потенциал ток-шоу Специфика любого жанра определяется как в выявлении отличительных черт, характерных только для данного жанра, так и в сравнении с другими жанрами. Ток-шоу, являя собой «разговорное представление», имеет ряд признаков, присущих другим, смежным жанрам.

Можно сказать, что оно использует некоторые характеристики интервью, беседы, дебатов и т. д. Большинство учебников по журналистике дают расплывчатые жанровые характеристики ток-шоу (Цвик 2004: 255, Вартанов 2003:19). По мнению их авторов, данный жанр вбирает в себя признаки интервью,– начиная от классического («Момент истины», РТР), до такого, в котором принимают участие несколько журналистов и один собеседник («Акулы пера», ТВ-6). Также в ток-шоу имеют место признаки передач, считающихся классикой развлекательных жанров, например, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» и им подобные, которые по принципиальной схеме есть не что иное, как ток-шоу с раздачей призов и объявлением победителей.

Исходя из этого, можно признать «чисто¬породными» ток-шоу всего несколько программ при кажущемся их изобилии: «Тема», «Если», «Мы», «Мужчина и женщина» (ОРТ), «Я сама» (ТВ-6), а из современных – «Времена», «Основной инстинкт», «Принцип домино», «Пять вечеров» и некоторые другие.

Подобная нечеткость в составе жанровых характеристик приводит к тому, что иногда термином "ток-шоу" обозначают любую "разговорную" передачу, например беседу за круглым столом или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист – "звезда" экрана или радиоэфира (Кузнецов 2004: 198). На этом фоне особый интерес вызывает учебное пособие Л.П. Шестёркиной и Т.Д. Николаевой «Методика телевизионной журналистики». Процитируем описание их наблюдений. «Типологическая система жанров телевизионной журналистики, в результате перевода структурной жанровой модели Л.Е. Кройчика на язык, телевидения представлена следующими группами: – оперативно-новостная: устное информационное сообщение и видеосюжет; – оперативно-исследовательская: телевизионное интервью, пресс-конференция, телерепортаж, телевизионный отчет; – исследовательско-новостная (в данном случае термин «новостная» обозначает не информационную программу, а наличие события как новостной основы жанра): комментарий, журналистское расследование; – исследовательская: ток-шоу, обозрение, дискуссия, дебаты, беседа; – исследовательско-образная: телевизионный очерк, эссе, телефельетон, телепамфлет» (Шестеркина, Николаева). Таким образом, ток-шоу относится к группе исследовательских жанров. Рассмотрим специфику данного жанра подробнее.

В качестве параметров взяты следующие категории: определение жанра, жанроформирующие элементы (предмет, авторская задача, методы), социальная функция, жанрово-стилистические особенности. 1. Структура и разновидности жанра.

Ток-шоу: - политическое; - социальное; - бытовое; - культурно-просветительское. 2. Определение жанра Разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных экспертов и аудитории. 3. Жанроформирующие элементы А) Актуальная проблема, отражающая жизненные реалии и представляющая общественный интерес.

Б) Поиск путей решения обсуждаемой проблемы.

В) Соединение журналистских и сценических приемов 4. Социальная функция.

Оповещение аудитории, ориентирование в теме, включение в обсуждение, побуждение к коррекции собственных взглядов, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы. 5. Жанрово-стилистические особенности – Живой диалог-импровизация в рамках «синхронной реальности», ведущий – центральный персонаж передачи, обязательное присутствие зрителей (Шестеркина, Николаева). Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, концентрируется вокруг личности ведущего.

Это максимально персонифицированная экранная форма.

О ней можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересовать слушателя, пластично двигаться и прочее.

Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т.е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния "нетерпеливого ожидания встречи". Непременными "компонентами" ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни.

Обязательно присутствие в студии нескольких десятков "простых зрителей", возможно и наличие компетентных экспертов.

Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления - это создает особую атмосферу публичности, дает "эмоциональную подсказку" телезрителям. В некоторых ток-шоу предусмотрена возможность подключения телезрителей к разговору – по телефону в студии. Авторская задача ведущего ток-шоу – оценка предмета, выявление причинно-следственных связей, поиск решения обсуждаемой проблемы. Методы – организация живого диалога с собеседниками в рамках «синхронной реальности», когда мысли, слова, действия рождаются на глазах у зрителей.

Задачи ток-шоу: – сделать из скучной обыденной темы всесторонне интересную программу с элементами интриги; – привлечь внимание и сформировать определенное отношение к обсуждаемой теме; – поискать пути решения той или иной проблемы По сути, ток-шоу – соединение журналистики со сценическими приемами, обеспечивающее развлекательный характер передачи, не просто разговор, но общение с элементами непредсказуемости, резкого виража, импровизированной шутки и разности мнений.

Журналистские приемы: – проблема раскрывается на конкретных фактах, на судьбах конкретных людей; – разговор в студии нередко иллюстрируется видеосюжетами; – передача строго структурирована; – отдельные смысловые части относительно самостоятельны; – обязательная сценарная разработка: зачин, развитие, кульминация, развязка; – обязательный вывод. Сценические приемы: – роли всех участников передачи расписаны заранее (в сценарии); – главный герой – авторитет в какой-либо сфере нашей жизни, личность, уникальная по своим способностям, а также «носитель» проблем: человек исповедующийся либо «заяц», которого травят; – ведущий – центральный персонаж передачи (умный, много знающий, иногда простодушный, чуть лукавый эрудит, а иногда жесткий и решительный хозяин программы); – аудитория зрителей в студии обеспечивает реакцию на происходящее действо, его динамизм, появление в ходе разговора «неожиданных» вопросов.

Наряду с тщательным отбором информации для ее освещения важную роль играет композиционная подача.

Основные принципы, на которых строится ток-шоу, это правдивость и реальность. Обыгрываются типичные ситуации и проблемы, знакомые большинству зрителей. «В таких программах проявляется принадлежность человека как к отдельной узкой группе, так и ко всему социуму. Это позволяет соотносить себя с другими, узнавать о новых системах ценностей, осваивать многообразие существующих жизненных сценариев.

В ток-шоу перед зрителями предстают такие же люди, как они, но еще и вместе с известными героями и звездами» (Прощикин 2007, с.11). В распоряжении тележурналистов есть разные средства выделения важных в смысловом отношении элементов беседы. Эти средства связаны с индивидуальностью ведущего. Именно ведущий, являющийся неповторимым лицом программы: – знает тему и участников разговора; – главным в своей работе считает правило, сформулированное Екатериной II: «Развлекая, поучать»; – предоставляет слово гостям передачи и «забирает» его; – выслушивает разные мнения по поводу обсуждаемой проблемы; – удерживает течение разговора в нужном русле; – пытается объединить разные точки зрения, задает уточняющие вопросы; – делает выводы сам или подводит к выводам участников передачи.

Этические проблемы жанра. Бытовые и культурно-просветительские ток-шоу в большей степени характеризуют вещательную политику телеканалов, направленную на «усреднение» массового зрителя. Выражается это в том, что: – переступаются нравственные ограничительные рамки – «все дозволено»; – допускаются пошлость, ненормативная лексика, низкопробный стиль; – исчезает представление о правилах приличия; – проявляется неумение считаться с возможностью возражений; – допускается неуважительное отношение к родному языку (Шестеркина, Николаева). В соответствии с целями и задачами ток-шоу формируются его стратегии и тактики.

Т.В.Матвеева отмечает, что речевая стратегия предполагает отслеживание движения к намеченной цели, а также контроль над своей, так и над чужой речью, и выделяет группу генеральных стратегий.

Информативная и диктальная стратегия предполагает, что цель говорящего – проинформировать своего собеседника. Регулятивная стратегия обусловливается намерением изменить поведение собеседника. Говоря о целях речевого общения, можно выделить два типа наиболее важных целей, которые имеет в виду говорящий: прежде всего он думает о результате своего сообщения, то есть об эффективности, и в то же время просчитывает варианты подходов, которые в большей степени соответствуют ситуации общения.

Фатическая стратегия связана с «гармонизацией жизненных ритмов, с общением как самостоятельной гуманитарной ценностью» (40, с. 11). Важным и первоначально необходимым на протяжении всего процесса коммуникации является установление контакта, а затем его поддержание. Сопоставим стратегии, выделенные Т.В.Матвеевой, с типологией И.Н.Борисовой, представленной в статье «Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге». В зависимости от характера коммуникационной цели И. Н.Борисова выделяет три типа стратегий.

Регулятивная стратегия предназначена для изменеия поведения собеседника. Диктальная стратегия имеет цель «информировать собеседника о фактах, событиях объективной реальности, рассуждать, рассказывать, логически осмыслить тему разговора» (12,с.23). Модальная стратегия предназначена для выражения своих эмоций, чувств, настроения в отношении речи и коммуникативной ситуации в целом.

Как видим, в несколько «сокращенном» варианте это те же стратегии, о которых пишет и Т.В. Матвеева. Какие же тактики теоретически могут составлять данные стратегии? Тактика цитирования – это как правило цитирование известных людей. Цитирование слов объекта дискредитации это обращение к словам объекта дискредитации делает суждения говорящего убедительными, основанными конкретных фактах – приведенных высказываниях оппонента. Приведение примера. Данная тактика применяется для убедительности высказывания, создания ощущения непосредственного контакта с телезрителем, понимания его проблем.

Тактика «утрирования» применяется в том случае, если говорящий ставит цель намеренно значительно преувеличить значение какого-то события, придав ему ироническую оценку. Использование данной тактики дискредитирует соперника. Языковые маркеры: Номинации с негативной оценкой, сравнения, контраст (счастье/смерть), прием драматизма, эмоционально-оценочная лексика (нагоняй, зачинщик драки), восклицательные предложения. Тактика «перевоплощения». Участник программы перевоплощается в «незнайку», «провинциала», чтобы установить разрыв в знаниях с собеседником.

Тактика «неожиданности». Участники программы используют в речи неожиданную информацию с целью внушения телезрителю негативного образа оппонента. Тактика «уступка». Дуэлянты демонстрируют воображаемую терпимость по отношению к оппонентам - яркий пример завуалированной агрессии. Тактика «обращения» используется участниками передачи для установления контакта с оппонентом и зрителями.

Тактика комплимента реализуется тактическими приемами выражения симпатии, формирования эмоционального настроя, установления добрых отношений, управления дистанцией, смещение внимания особенно в ситуации коммуникативной неудачи, коммуникативного конфликта или дискомфорта; Тактика интеграции предполагает использование приема очерчивания своего круга и присоединения адресата к группе «своих»; Тактика конструирования образа партнера предполагает использование приемов отождествления, атрибуции, стереотипизации и установления ассоциативных связей.

Глава II. Анализ коммуникативных стратегий и тактик В.Соловьева ведущего ток-шоу «К барьеру». 2.1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

речевая стратегия в ток шоу

Профессиональный успех и карьера журналиста определяются динамикой его мышления, продуктивностью мысли и чувства, творческой целесообразностью… Искусство организации своего речевого поведения в соответствии с условиями… Установлено, что от 50 до 70 % журналистов (Мельник 2005; 708) испытывают трудности в процессе общения с людьми, при…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Коммуникативные стратегии и тактики: попытка анализа основных теоретических аспектов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Анализ коммуникативных тактик и стратегий В.Соловьева
Анализ коммуникативных тактик и стратегий В.Соловьева. Получив в теоретической главе необходимый инструментарий для анализа коммуникативных стратегий и тактик телеведущих, мы можем перейти к анализ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги