рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Изучение театра предстоящей работы и подготовка маршрута

Работа сделанна в 2008 году

Изучение театра предстоящей работы и подготовка маршрута - Реферат, раздел Журналистика и СМИ, - 2008 год - Журналист в горячей точке Изучение Театра Предстоящей Работы И Подготовка Маршрута. Журналист, Которому...

Изучение театра предстоящей работы и подготовка маршрута. Журналист, которому предстоит выполнять профессиональные обязанности в условиях опасности, должен обладать максимумом информации о стране или регионе, конкретной местности, куда он направляется, иметь представление об экономике, политико-географическом устройстве, этно-религиозных особенностях населения, а также о предыстории конфликта (если речь идет о боевых действиях) или предпосылках к аварии (в ситуации с техногенной катастрофой или стихийным бедствием). Поскольку заранее невозможно предугадать, с чем именно предстоит столкнуться журналисту при выполнении задач по подготовке газетных, теле- и радиоматериалов, подготовка должна быть тщательной и всесторонней. Какие методы могут быть использованы при изучении «поля»? Их достаточно много.

Выделим наиболее значимые: - опыт коллег, ранее выполнявших подобные задачи; - консультации специалистов (в том числе военных, представителей МЧС, МВД, МИДа, политиков и ученых, общественных и религиозных деятелей); - консультации представленных в своем городе национально-культурных автономий; -изучение справочных материалов; - изучение публикаций по проблематике конфликта (аварии); - изучение соответствующих интернет-ресурсов; - изучение редакционных досье (если таковые ведутся); -обращение в дипломатические и иные представительства стран-участников конфликта (жертвы аварии или стихийного бедствия); -при возможности, предварительное обращение за информацией в правительственные, и неправительственные структуры, развернутые на территории, где предстоит работать.

Предстоящий маршрут и временной график передвижения журналиста должны быть тщательно проработаны, привязаны к географической карте и карте автомобильных (железнодорожных) дорог.

Желательно, чтобы этот график был согласован с графиком выхода журналиста на связь со своей редакцией, чтобы уже сам факт невыхода на связь мог ориентировать редакцию по возможности организации поиска своего корреспондента.

При составлении маршрута обязательно учитываются пункты, которые хотел бы посетить журналист и реальные возможности по передвижению между ними. В случае, если маршрут пролегает через территорию боевых действий, необходимо руководствоваться вопросами обеспечения безопасности, возможностями передвижения с организованными колоннами, с попутным защищенным транспортом, а также транспортом военных.

Если речь идет о труднопроходимых местностях или местностях, подвергшихся воздействию стихии, техногенной катастрофы, нужно предусмотреть возможность воспользоваться услугами проводника.

Отдельно следует проработать ситуацию, когда журналист работает в обоих лагерях противоборствующих сторон. В таком случае, на маршруте должна быть точно указана точка перехода, а сам переход тщательно обусловлен и обговорен.

Маршрут считается достаточно проработанным, если на нем предусмотрена возможность получения помощи (в том числе материальной) и укрытия как у официальных органов и властей, так и у местного населения». 2.3 Подготовка документов Подготовка документов, которые журналист берет с собой в зону экстремальной ситуации, является важнейшей частью его подготовки к выполнению редакционного задания. Документ удостоверяет личность, определяет правовой статус журналиста, в связи с чем может явиться спасительным в определённых ситуациях. «К документам, которые должны быть у журналиста в обязательном порядке, относятся: -паспорт (российский и (или) международный, если работать предстоит за пределами Российской Федерации); -редакционное удостоверение, где четко указано название СМИ и должностное положение журналиста.

В удостоверении должна наличествовать фотография журналиста, срок действия документа не нарушен, внесенные записи заверены подписью руководителя СМИ и четко читаемой печатью.

Нужно убедиться, что запись о должности журналиста в удостоверении, соответствует целям его командировки (например, у властей может возникнуть вопрос, что заведующий отделом культуры делает в зоне боевых действий); -план-задание на командировку, выполненный на фирменном бланке СМИ (если речь идет о зарубежной командировке - на языке страны пребывания). В плане задания должны быть четко и, по возможности, детально указаны задачи, которые возложены на журналиста (подготовка серии репортажей, интервью, очерков и т.д.); -командировочное предписание, отработанное по установленной форме». Кроме обязательных вышеперечисленных журналисту следует иметь документы, наличие которых у желательно: «- рекомендательные письма от людей, чье мнение уважается в регионе, куда направляется журналист (например, политиков, известных предпринимателей, руководителей национально-культурных автономий, руководителей общественных и гуманитарных организаций); - аккредитационное удостоверение (если аккредитация имела место); - удостоверения творческих организаций, членом которого является журналист (в том числе международных); - экземпляры газет и журналов с собственными публикациями или вырезки своих публикаций, доказывающие, что журналист является именно тем, кем он представляется; - визитные карточки с логотипом СМИ, которое он представляет». Но также практики отмечают перечень документов, которые брать с собой в горячую точку не обязательно, так как они могут осложнить работу журналиста: «- любые фотоснимки, где журналист снят с оружием в руках; -подробные карты, на которых нанесены точки дислокации военных гарнизонов и формирований; -списки участников боевых действий, фотографии лидеров противоборствующих сторон; - графики выхода на связь с редакцией СМИ. При подготовке пакета документов, которые журналист берет с собой, нужно понимать, что любой из них может быть подвергнут проверке и изучению, документы могут быть сопоставлены, при необходимости журналисту могут быть заданы уточняющие и проверочные вопросы». 2.4 Снаряжение в зоне военного конфликта «Условия и характер предполагаемой поездки предъявляют к личным вещам командируемого целый ряд специфичных требований. Вещь должна быть легкой, прочной, надежной и достаточно компактной.

Желательна универсальность использования — как в условиях холода, так и жары и повышенной влажности.

В случае выезда даже в летнее время в горную местность или же в континентальные районы необходимо предусмотреть наличие одежды, способной обеспечить достаточный комфорт в температурных пределах от +40 до нулевых отметок.

Проще всего эта задача решается применением многослойной одежды. <…> Головной убор необходим как защита не только от дождя, но и от солнца.

Это может быть легкая кепка с козырьком типа бейсболки, но значительно функциональнее шляпы с небольшими, сильно опущенными полями.

Несмотря на неказистый вид, они хорошо защищают глаза от солнца, а кроме того, не дают обгореть ушам, что бывает крайне неприятно.

Чтобы избежать ожогов шеи, целесообразно использовать шейный платок наподобие пионерского галстука. Он же при необходимости может быть использован в пустыне при возникновении песчаной бури для того, чтобы закрыть лицо и в какой-то мере облегчить дыхание. <…> При длительных пеших переходах по дорогам без покрытия и тропам качество и характеристики обуви приобретают первостепенное значение. Обувь должна, будучи достаточно комфортной, выдержать многодневные переходы и не развалиться, не создавать ощущение неуверенности из-за плохого сцепления с грунтом, излишне не утомлять мышцы стопы, чувствующие каждый камешек через подошву, не создавать ощущение парника или компресса и, наконец, не быть многокилограммовыми гирями на ногах. <…> Важно помнить, что ни в коем случае нельзя покупать себе новые ботинки за пару дней до командировки.

Неразношенная обувь даже очень дорогих и качественных марок может привести к сбитым или стертым ногам, что в критической ситуации может сыграть роковую роль, да и просто ограничит вашу подвижность и мобильность. <…> Рюкзак — основное и наиболее удобное средство переноски грузов и снаряжения при длительных пеших переходах. <…> Хороший рюкзак должен плотно прилегать к спине всей задней стенкой, а не стоять на пояснице или свисать ниже нее. Для этого рюкзак подбирается по росту, лямки и поясной ремень обязательно должны регулироваться в нескольких местах, обеспечивая точную подгонку по фигуре.

Рюкзаки с узкими лямками лучше сразу отвергнуть, кроме того, следует отдать предпочтение лямкам с сетчатой нижней поверхностью — плечи под ними будут меньше потеть.

То же относится и к спинке рюкзака. <…> Таким образом, выезжая в командировку с возможными длительными пешими переходами, желательно иметь следующий набор личных вещей: — легкая куртка из водоотталкивающего и непродуваемого материала; — свитер или джемпер из материала типа Polar или натуральной шерсти; — пара хлопчатобумажных футболок или рубашек-ковбоек; — брюки из вышеперечисленных тканей или обычные джинсы; — головной убор типа шляпы, вполне годится армейская панама; — шейный платок; — хорошо разношенные трекинговые ботинки для переходов и легкие кроссовки для стоянок; — прочный рюкзак с широкими лямками, поясным ремнем и каркасом для облегчения и перераспределения нагрузки с плеч на бедра». 3. Работа журналиста в «горячей точке» 3.1 Освещение военного конфликта «Процесс ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, безусловно, является значимым информационным поводом для средств массовой информации.

Трагизм ситуации, мужество спасателей - все это неизменно привлекает внимание читателей и зрителей, а потому газеты и телеканалы стремятся как можно быстрее направить в зону бедствия своих корреспондентов». «Способы освещения войн и вооруженных конфликтов телевидением вызывают множество споров у исследователей массмедиа и журналистов.

Существует несколько подходов к данной проблеме[15]. Первый подход к освещению конфликта преследует цель активизировать общественное мнение против одной из участвующих сторон, что иногда реализовалось на практике глобальными телесетями». Второй способ – «При освещении вооруженного конфликта (как и любого социального конфликта, любой ситуации противостояния) идеальным для СМИ является отражение позиций обеих сторон конфликта.

Этот же принцип должен распространяться и на информацию. Ярких примеров несоблюдения этого принципа в нашей постсоветской истории немало.

К примеру, практически все средства массовой информации стран СНГ в ходе гражданской войны в Таджикистане придерживались позиций только одной, правительственной стороны, никак не отражая точку зрения на события оппозиции. В российских СМИ, особенно телевизионных, эта тенденция сохранилась и в последующий период. В результате эти СМИ оказывают правительству Таджикистана медвежью услугу, регулярно вызывая своими публикациями раздражение представителей оппозиции и поддерживающей оппозицию части населения». «Довольно часто телесети следуют этому способу освещения конфликта и представляют мнения двух конфликтующих сторон.

Так, к обсуждению ближневосточного кризиса в эфире глобальных телеканалов приглашаются представители Израиля и Палестинской автономии. Это один из наиболее перспективных способов освещения конфликтов, поскольку причины конфликтов, по сути, часто сводятся к гигантскому различию идеологий, точек зрения.

Неприятие мнений оппозиционных сторон приводит к еще большему провалу в отношениях, впечатлению, что одна сторона подавляет и притесняет другую (индийцы и пакистанцы, израильтяне и палестинцы, хуту и тутси, сербы и хорваты). Выслушать и понять разные точки зрения – такую возможность дает глобальное телевидение. Правда, надо отметить, что в реальности добиться взаимопонимания между оппозиционными сторонами крайне трудно. Еще труднее – заслужить репутацию беспристрастного телеканала в глазах той или иной стороны». «Корреспондент не должен разделять конфликтующие стороны на «хороших» и «плохих», чтобы не упрощать ситуацию, не попасть в ловушку собственных чувств и не стать объектом манипулирования со стороны властей.

Игнорирование этого правила (например, во время войны в Персидском заливе и военной операции в Ираке Саддам Хусейн предстал как воплощенное зло, в период балканского кризиса злодеем оказался Слободан Милошевич, после терактов во всем обвинили бен Ладена) может привести к нарушению достоверности и целостности картины происходящего.

Журналисту, открыто занявшему сочувствующую позицию по отношению к одной стороне, при внезапном изменении событий придется менять свое мнение перед многомиллионной аудиторией. Это подорвет доверие к телекомпании, которую он представляет». Важным аспектом в освещении событий «горячей точки» является объективность и достоверность фактов. «Не бывает журналистики стопроцентно объективной и беспристрастной, как не бывает журналистики независимой без изъянов.

Другое дело, что объективность, беспристрастность и независимость – это те идеалы, к которым нужно и можно стремиться». «Требования, предъявляемые к видеоряду во время освещения военных действий, довольно строги. При этом самоцензура журналистов имеет приоритетное значение. Одна из основных концепций «визуального» вещания во время военных конфликтов и катастроф CNN, ВВС World и Euronews основывается на щадящем и сочувственном отношении к зрителям.

Так, сцены насилия и трупы не показываются без достаточных на это оснований. Телесети избегают демонстрировать удручающие последствия перестрелок или несчастий. Человеческие жертвы, изуродованные люди оказывают крайне сильное воздействие на аудиторию, в которой могут оказаться дети. Жесткие ограничения на показ и демонстрацию насилия имеют под собой серьезные основания, поскольку не допускают снижения порога чувствительности аудитории, десенсибилизации. CNN International 28 сентября 1999 года продемонстрировала пленку с записью, как чеченец целится в голову захваченного в плен российского солдата.

Держит его на мушке, курок взведен, но неожиданно стреляет в другого пленного. Показывая впервые материал, CNN не отредактировала пленку, и в эфир прошел почти весь сюжет. При повторном же показе пленка была отредактирована: сцены убийства вырезали. Побуждения журналистов понятны: они получили уникальный видеоматериал, и трудно удержаться от желания показать его целиком.

Однако демонстрация сцен насилия не вписывается в концепции вещания глобального ТВ. Визуальная сторона конфликтов особенно важна, поскольку именно она наиболее сильно отражается на массовом восприятии событий зрителями. Как считают исследователи, восприятие конфликтов в значительной степени стереотипизировано и включает в себя эмоциональную реакцию с чувством враждебности по отношению к одной стороне и когнитивный аспект – стремление к упрощению информации, схематичную оценку фактов, избирательность восприятия. <…> Журналисты, работающие в зоне военных действий, вынуждены соблюдать определенные правила освещения борьбы, главными участниками которой выступают политики. Серьезные проблемы с доступом к информации могут возникнуть из-за умалчивания фактов со стороны властей, пропагандистской деятельности политиков и неправительственных деятелей, а также из-за прямых угроз жизни журналистов.

Все это создает непростые условия для корреспондентов глобальных телесетей. Во-первых, они должны разбираться в пропагандистской информации сторон и выделять реальные факты.

Во-вторых, угроза жизни журналистов может ограничивать рамки репортажей, а упущение подробностей ведет к неполному контексту. В-третьих, правительства сильной стороны выставляют свои решения в благоприятном свете, стараясь повлиять на общественное мнение. Так, во время войны в Ираке 2003 года глобальным новостным СМИ приходилось выдерживать сильный прессинг со стороны властей-инициаторов военных действий, из-за которого объективная оценка ситуации становилась не всегда возможной». Освещение терактов в СМИ – тема особая, а проблема этого освещения является парадоксальной. «Рассказывая в эфире о террористическом акте, журналисты привлекают к нему внимание мировой общественности, а значит, террористы получают «бесплатную» рекламу.

В то же время умалчивать о подобных событиях не представляется возможным не только из-за «права знать», но и из-за возможности привлечения различных политических и дипломатических ресурсов для решения проблемы. <…> Глобальные телесети несут особую ответственность за освещение случаев террора, потому что обеспечивают международное освещение событий, что становится особенно привлекательным для экстремистов.

Поэтому одна из главных концепций репортажей о таких случаях – сведение к минимуму рекламного аспекта сообщения. Нельзя создавать впечатление о законности действий террористов, поэтому ведущие и корреспонденты избегают таких слов, как «казнить», «военно-полевой суд», «бригада». Раньше не всегда можно было услышать и само определение – «террорист». Вместо этого ведущие и корреспонденты пользовались словами «похитители», «бойцы ИРА», «члены движения Талибан». После 11 сентября 2001 г. термин «международный терроризм» прочно вошел в лексикон глобальных сетей.

Стоит отметить, что во время освещения кризиса с заложниками в Москве в октябре 2002 года глобальные телесети так и не назвали вещи своими именами: шахидов-смертников называли «чеченскими сепаратистами», «повстанцами», «захватчиками», но не террористами. При освещении террористических актов журналисты телесетей особенно стремятся к эмоциональной бесстрастности при изложении материала.

Любое экспрессивное выражение, в том числе интонационное или мимическое, может обернуться серьезными последствиями. Согласно принципам международной профессиональной этики, корреспонденты должны относиться к происходящему ответственно, выпускать в эфир только тщательно проверенную информацию; не превращать отдельные инциденты в события, чтобы не обострить ситуацию и не создавать паники; не допускать, чтобы террористы выступали в эфире с политическими требованиями; избегать длительного освещения насилия.

Общим негласным правилом был принцип недосягаемости телекамер и микрофонов для террористов во время совершения ими терактов, не рекомендовалось брать интервью у террористов, чтобы не предоставлять трибуну для их взглядов. <…> Главная задача для глобальных телесетей в освещении вооруженных конфликтов – дать непредвзятую и беспристрастную оценку ситуации, чему может препятствовать эмоциональный прессинг из-за работы в экстремальных условиях, стереотипное осмысление конфликта, тирания режима реального времени и давление со стороны правительств.

Выполнима ли эта миссия в свете событий последних лет – 11 сентября 2001 года, антитеррористической операции в Афганистане 2001 года, войны в Ираке 2003 года? Очевидно, на эти вопросы можно будет ответить лишь со временем, когда будет переосмыслен конфликт между цивилизациями, если, конечно, он завершится мирным урегулированием. Перед глобальными телесетями новостей, представляющими западный развитый мир, сегодня стоит очень сложная задача – стать силой, интегрирующей мировое сообщество, вести его к согласию, предоставлять эфир всем участникам международного политического процесса».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Журналист в горячей точке

В основном это обуславливается её малоизученностью. Существует не так много теоретических и научных трудов на данную тему. Но есть… Исследователи в первую очередь описывают правовую сторону военной журналистики и журналисткой работы в «горячей…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Изучение театра предстоящей работы и подготовка маршрута

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Определение основных аспектов
Определение основных аспектов. При раскрытии темы реферата следует определить основные аспекты в изучении журналистики «горячих точек», так как тема включает в себя различные стороны. Исслед

Подготовка журналиста к выполнению профессиональных задач в зоне экстремальной ситуации
Подготовка журналиста к выполнению профессиональных задач в зоне экстремальной ситуации. Правовые основы Прежде, чем отправляться на редакционное задание в зону военного конфликта, на первом этапе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги