Особенности работы обозревателем

Особенности работы обозревателем. Обозрение один из самых устойчивых и традиционных жанров тележурналистики. Как правило, обозрение строго фактологично, причем, факты отобраны и сгруппированы в соответствии с определенной авторской концепцией.

Кроме того, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает взаимосвязь фактов, выделяет общее и делает свои выводы. Обозрение обычно шире, чем комментарий, который может рассматривать один факт или событие. Обозрение чаще всего ограничивается хронологическими или тематическими рамками. При всем тематическом разнообразии телепередач этого жанра, можно выделить общие обозрения, где рассматриваются различные события на конкретном отрезке времени, а также специализирующиеся тематически.

Обозреватель – это специалист в какой-либо области, который ведет персональную телепередачу, высказывая личные суждения, вскрывая смысл показываемых видеофрагментов, беседуя с гостями студии. Как правило, это человек с богатым жизненным опытом: путешественник или научный сотрудник, заслуженный врач или выдающийся аналитик. Разумеется, они должны прекрасно говорить о деле своей жизни, это непременный признак интеллигентного человека. Нужно еще «чувство камеры», о котором упоминалось выше, – умение общаться с невидимой аудиторией, «талант популяризатора» – способность просто рассказать о сложном.

По традиции журналист выполняет функции обозревателя чаще всего в тех случаях, когда речь идет о событиях в политической жизни страны и мира. Телевидение нередко приглашает на эту роль кого-либо из видных газетных публицистов. Обозреватель отличается от комментатора умением создавать сценарии сложной передачи «журнального» типа и вести общение в студии.

Кроме того, обозреватель старается быть выше политических пристрастий в отличие от политически ангажированного комментатора. Он, скорее энциклопедист, чем пропагандист и агитатор. Но работа обозревателя и комментатора имеет и много общего: тот и другой существуют на экране ради их взглядов, суждений, эрудиции. Их личность знакома и интересна зрителю. Тот и другой, как правило, люди зрелого возраста, имеющие солидный жизненный опыт как основу для обобщений, сравнений, выводов. Обозреватель должен знать: законодательство о средствах массовой информации, специфику информационной работы, основы газетно-журнального производства, методы подготовки материалов в печать, методы редактирования, грамматику и стилистику русского языка, этику журналистской деятельности, правила пользования записывающим оборудованием, диктофонами, пр специфику закрепленных за ним тематик, методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.

Обозреватель поддерживает постоянную связь с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, гражданами, иными средствами массовой информации.

Он обеспечивает соответствующие подразделения редакции обобщающей информацией по соответствующим направлениям деятельности (экономической, политической, социальной, культурной и пр.) закрепленных за ним объектов или регионов. Так же, готовит к публикации аналитические, обобщающие, обзорные материалы по закрепленной за ним проблематике с широким привлечением документов и материалов, по материалам зарубежной, федеральной и региональной прессы, а также других источников (в том числе и конфиденциальных) с обязательным выражением собственного мнения по рассматриваемому вопросу.

Осуществляет подготовку обзоров событий с их анализом за конкретные промежутки времени. Кроме того, производит проверку достоверности полученной информации, выполняет иные требования законодательства о средствах массовой информации. 1.5 Интервьюер Интервью, по мнению опытных журналистов, – это нормальный человеческий разговор, одинаково интересный для обоих собеседников.

Интервью – непременная часть почти любого репортерского сюжета для новостей. Проблемные передачи выявляют разные точки зрения опять же методом интервью. Существует несколько основных разновидностей интервью, знать которые необходимо хотя бы для того, чтобы не оказаться в роли известного русского народного персонажа, который плакал на свадьбе и плясал на похоронах.

Есть информационные интервью, есть портретные и проблемные. Есть уличные типа «вокс-поп» (в России их называют «интервью-анкета»), тогда интервьюер — это специалист по проведению опросов (телефонных, уличных, поквартирных) в рамках маркетинговых исследований. Анкета, ручка и улыбка на лице – вот главные орудия сотрудника, являющегося основным звеном между мнениями людей и теми, кому эти мнения интересны. Разумеется, физическое изображение человека присутствует в любом из вариантов, но портретное интервью отличается от информационного или «вокс-попа» так же сильно, как произведение фотохудожника от моментальной фотографии на пропуск.

Иногда полагается, что набор одних и тех же стандартных вопросов («что вам нравится?», «что не нравится? », «что цените в мужчинах?», « в женщинах?», «над чем сейчас работаете?», «расскажите что-нибудь о », «что больше всего запомнилось?», «что вы цените в искусстве?» и т.п.), выученный раз и навсегда, позволяет обращаться к любому человеку, причем безапелляционно, словно сам-то интервьюер знает правильные ответы на любой вопрос.

Это глубокое заблуждение. Настоящий серьезный интервьюер придумывает вопросы каждый раз новые – исходя из того, с кем предстоит беседовать и в какой ситуации. Хороший вопрос – вещь одноразовая. Найти хорошего интервьюера сегодня непросто. Работа с людьми требует терпения и доброжелательности. Основные качества: активность, общительность, коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника.

Убедить респондента в том, что именно его мнение очень важно, – дело не из легких. Кроме того, интервьюер должен быть ответственным: заполнять бланки добросовестно и сдавать анкеты в срок. От интервьюеров очень многое зависит, порой больше, чем от исследователя. Ведь если интервьюеры исказят собираемую информацию (в достаточном объеме), и это не будет обнаружено, то последствия могут быть далеко не радужными. Именно по этой причине важнейшими требованиями к кандидату являются ответственность и честность.

Информационные интервью делятся на два основных вида: есть «интервью-факт» и «интервью-мнение». В первом случае интервьюер ищет свидетельства очевидцев, видевших событие. Репортер, берущий информационные интервью, занимает определенную позицию: он добывает документальный материал по поручению и от имени зрителя. Сложнее роль интервьюера в больших диалогах. Тут интервьюер может выступать как заботливый друг, если имеет дело с человеком, не очень уверенным в себе. Эта роль предполагает, что журналист оказывает значительную помощь собеседнику.

Тип взаимоотношений – сотрудничество. Можно заранее договориться о круге вопросов, не определяя, впрочем, точных формулировок. Острее и интереснее бывает соперничество, когда журналист выступает в роли скептика, подвергает сомнению позицию собеседника, приводит аргументы противоположной стороны (не «от себя», а «говорят, что »). Если журналист располагает фактами, которые собеседник хотел бы скрыть, он выступает как некий разоблачитель – но делает это корректно, не превращая интервью в допрос.

Иногда полезно сыграть наивного человека, «валять дурака», прикидываясь незнающим (таковы, к сожалению, на самом деле многие интервьюеры), а потом уже выложить свои «козыри». Таким образом, интервьюер сочетает в себе таланты исследователя и актера. Интервью основано на тщательной подготовке и мгновенной импровизации. Для разработки программных вопросов журналист знакомится с досье на своего героя, если таковое имеется в справочной службе телекомпании, с его предыдущими выступлениями в прессе. До основных вопросов могут быть заданы контактные, это некий камертон, настраивающий собеседника на разговор.

Контактный вопрос может быть связан с последними событиями, с окружающей обстановкой, если эфир прямой – можно спросить, кто из знакомых и родных сейчас у телевизора и т.п. Уточняющие вопросы, как видно из названия, необходимы тогда, когда собеседник не раскрывает каких-либо неясных для аудитории вещей, считая их само собой разумеющимися, или намеренно уклоняется от разъяснений. Надо реагировать на прозвучавшие слова собеседника, а не просто задавать следующий программный вопрос.

То есть вести себя, как в нормальном разговоре. Это и будет «высший пилотаж». Общее впечатление от интервьюера должно быть таким: этот человек знает многое, но хочет узнать еще больше; это человек воспитанный, грамотный, словом, – личность, а не подставка для микрофона. На лице – заинтересованное внимание и уважение к собеседнику. Кивать головой, не обязательно.

Следует учесть еще два профессиональных аспекта. Первый. Если есть возможность выбирать место проведения интервью – необходимо продумать, где лучше всего будет выглядеть ваш разговор с собеседником: в студии (здесь журналист – хозяин и принимает гостя «на своей территории»), на службе у собеседника (здесь уже журналист «в гостях»). Встреча может состояться дома, на даче, на рыбалке и т.п. – если разговор со службой не связан и хочется получить информацию о частной жизни, пристрастиях, увлечениях собеседника.

Можно сочетать все эти варианты: одни вопросы задать на работе, другие – дома или на отдыхе, таким образом, ваш собеседник предстанет и официальным лицом («в галстуке»), и раскрепощенным обстановкой. Если интервью посвящено воспоминаниям о каком-то важном событии в жизни вашего собеседника, лучше всего поехать с ним на место, связанное с событием. Наиболее трудные моменты в каждом интервью – вводные, начальные фразы.

Плохо поступает журналист, когда начинает, обращаясь к зрителям, давать характеристики собеседнику. При этом герой не знает, куда девать глаза. Гораздо лучше совместить представление и первый вопрос. Произнеся первую фразу на камеру, развернуться к собеседнику и вместе с ним развивать разговор. 1.6