рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава I. Специфика телевизионных программ в России

Глава I. Специфика телевизионных программ в России - раздел Журналистика и СМИ, Разработка пилотной версии телевизионного проекта Глава I. Специфика Телевизионных Программ В России. Бурное Развитие Культурно...

Глава I. Специфика телевизионных программ в России. Бурное развитие культурного телевидения обусловлено двумя глобальными причинами: - во-первых, в результате индустриализации производства произошло увеличение внерабочего, свободного времени, что вызвало, в свою очередь, гигантский спрос на культурные ценности, в которых стали нуждаться широкие массы людей для проведения часов досуга; - во-вторых, сама жизненная потребность людей в общении. Однако культура "для масс" не смогла бы стать по-настоящему массовой без технического прогресса.

Возникновение средств человеческого общения было подготовлено всем ходом исторического развития.

Изначально было вызвано к жизни печатное слово, превратившееся ныне в огромную полиграфическую индустрию. Расцвет театра способствовал появлению кинематографа. Развитие техники привело к созданию радио. В результате научно-технической революции стало возможно появление нового средства общения людей - телевидения. Оно синтезировало в себе ряд важнейших свойств театра, кино и радио, в результате чего превратилось в совершенно новое, специфическое средство информации и коммуникации.

Телевидение как бы восполнило недостатки ранее возникших средств массовой коммуникации, воплотив в себе древнюю мечту человечества - видеть и слышать на расстоянии: печатное слово с его наглядностью и убедительностью было лишено оперативности и вездесущности; то же самое, но в еще большей степени относится к театру и кино; радио уничтожило расстояние, но оно не обладало наглядностью. Однако было бы ошибкой предположить, что телевидение в силу своих возможностей способно со временем заменить все другие средства массовой коммуникации.

Каждое из этих средств в силу характера их воздействия на человека и выразительных возможностей занимает определенное место в общей системе средств массовой коммуникации. Но несомненным остается тот факт, что телевидение производит более полное эмоциональное впечатление на аудиторию по сравнению с печатью и радио и вызывает у зрителя ощущение сопричастности, или, как принято говорить, "эффект присутствия". Именно это его качество имеет огромное значение, так как определяет специфическое воздействие на умы и чувства людей.

Массовая культура берет на вооружение сугубо специфические качества нового средства массовой коммуникации, позволяющие с максимальной эффективностью воздействовать на массы людей, и превращает телевидение в самый главный канал распространения своей продукции. Было бы некорректно не обратить внимание и на объективные причины, способствовавшие данному процессу. Но поскольку этот вопрос выходит далеко за рамки исследования, происшедшая на рубеже XIX-XX веков смена культурных парадигм заставила "литературное сознание" уступить свои позиции "сознанию зрелищному", связанному с техникой массовой коммуникации.

Телевидению в этой борьбе удалось захватить первенство. Итак, проблема взаимоотношений "массовой культуры" и средств массовой коммуникации постоянно находится в центре внимания критики. Радикальные ее представители склонны ассоциировать их друг с другом, связывая само возникновение "массовой культуры" с изобретением технических средств. Так, французский исследователь А. Моль высказывает подобную точку зрения в своей работе "Социодинамика культуры": " "массовая культура" формируется в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации, в первую очередь, телевидением " Ошибочность подобного взгляда очевидна. "Массовая культура" процветает везде, где есть нужда в развлечениях, но нет техники распространения (например, концертные залы, театральные подмостки и т. д.). С другой стороны, далеко не все программы телевидения принадлежат к сфере "массовой культуры". Ответ на данный вопрос надо искать не в природе телевидения, а в деятельности тех, кто стоит за созданием телевизионной продукции.

Более того, "корень зла" таится в природе самой "массовой культуры", имеющей, к сожалению, мало общего с настоящей культурой и искусством.

Причина здесь кроется в том, что создание произведений "массовой культуры" поставлено на поток, как и производство любого товара.

Даже самая талантливая личность не в состоянии сотворить что-либо по-настоящему высокохудожественное, будучи поставлена в жесткие временные и финансовые рамки какого-либо производства. Не является исключением в этом смысле и телевизионное производство. Не секрет, что "массовая культура" проникла во все сферы жизни, став своеобразной нормой для сотен тысяч людей, которые впитывают ее ежедневно, в первую очередь, благодаря телевизионному экрану. XX век - век телевидения и "массовой культуры". Оба эти феномена родились в различных сферах - технической и духовной, но тем не менее нашли друг друга, чтобы, слившись воедино, превратиться в самый мощный способ воздействия на мысли и чувства огромного количества людей.

Попробуем ответить на вопрос, что же способствовало союзу телевидения и "массовой культуры"? 1. Прежде всего, массовость. Как "массовая культура", так и телевидение обращены к самой широкой аудитории. 2. Зрелищность.

Этим качеством, правда, обладает и кинематограф, но в настоящее время у него нет былой массовости, и причиной тому - все то же телевидение, перехватившее пальму первенства в сфере зрелищных искусств. 3. Общедоступность также стала объединяющим звеном между телевидением и "массовой культурой". Просмотр телепередач не требует специальной подготовки и даже элементарной грамотности, поэтому произведения "массовой культуры", рассчитанные на самую широкую, в большинстве своем невзыскательную аудиторию, обрели на телевидении свой отчий дом. 4. Наиболее мощным фактором, объединившим телевидение и "массовую культуру", стал эскейпизм.

Осталось выяснить, каковы взаимоотношения эскейпизма и телевидения. Американский критик Г. Оверстрит писал: "Практики телевидения открыли, что самый верный способ привлечь зрителей - дать услаждающие их жизнь иллюзии. Не надо ставить задачу научить этих разочарованных людей действовать, стремиться вперед, чтобы разрешить стоящие перед ними проблемы.

Надо дать им мечту, которая была бы гораздо увлекательней реальности. Эти штампы весьма прибыльны Этому способствует и всепроникающий характер телепрограмм, которые бесперебойно и беспрепятственно поставляют все те же мечты и иллюзии прямо на дом. И чем большую душевную опустошенность испытывает человек, чем монотоннее его будни, тем легче он идет навстречу мифам и фантазиям, которые предлагают ему произведения на телеэкране " В результате многочисленных экспериментов было доказано, что независимо от того, какие именно программы появляются на телеэкране, все они обладают эскейпистским свойством, имеющим наркотическое воздействие.

Телевидение само по себе, в силу своей природы обладает этим качеством, и именно по этой причине "массовая культура" облюбовала его в своих целях - в качестве главного и ведущего рупора. Итак, сближению "массовой культуры" и телевидения способствовали такие факторы, как массовость, зрелищность, общедоступность и эскейпизм. Как отмечалось выше, телевидение является главным и самым мощным каналом распространением произведений "массовой культуры". Вполне логично, что телевидению по наследству передаются все функции, выполняемые в обществе "массовой культурой": - идеологическая (оказывает идеологическое воздействие через потребление культурных благ, ориентируя на усвоение определенных идей и ценностей); - информационно-познавательная (распространяет знания, расширяет кругозор, отражает рост жизненного уровня и образования, оптимизирует возможность выбора информации); - рекламно-коммерческая (формирует потребительский спрос и предпочтения, стиль жизни, вкусы, моду); - коммуникативно-эстетическая (воздействует на духовный мир человека, предлагая комплекс художественных ценностей и эстетических принципов, которые, с одной стороны, отвечают вкусам и запросам массового потребителя, а с другой - формируют их у него); - психологическая (снимает психологическое напряжение, руководит эмоциями, опираясь на "коллективное бессознательное", служит способом регуляции поведения и деятельности человека); - функция социализации и витальности (обеспечивает адаптацию человека к условиям постоянно меняющейся социокультурной среды); - эскейпистская (мифологизирует массовое сознание, создает стереотипы восприятия, уводит человека от реальности в мир иллюзий и грез); - развлекательная. "Массовая культура" в той или иной степени присутствует практически во всех телепрограммах - от информационных до детских передач, однако степень этого присутствия различна.

Есть программы, которые она подчинила себе почти полностью: многосерийные телефильмы, реклама и так называемые шоу-программы.

Последнее обстоятельство определяет ракурс рассмотрения проблемы взаимоотношений телевидения и "массовой культуры". Понятие телевидения многоаспектно, и можно говорить о моделировании на телевидении по каждому из аспектов.

Остановимся на многоаспектности телевидения вообще и телевизионного моделирования в частности: - телевидение - многомерная социальная система; - телевидение - сложное техническое устройство; - телевидение - средство массовой коммуникации.

Это далеко не все ипостаси телевидения, однако именно они, выражаясь математическим языком, имеют одну область определения с объектом и предметом исследования, поэтому крайне важно рассмотрение возможных проектов каждого конкретного телевизионного проявления в социуме.

В самом деле, соображения здравого рассудка и наличие некоторого количества знаний о телевидении позволяют выстроить следующую логику дальнейшего исследования.

Проекты на телевидении включает в себя не только содержательную сторону своих программ, но и многие другие аспекты. Итак, выясним, из чего складывается понятие "телевизионный проект"? Во-первых, телевизионный проект - это результат человеческой деятельности. Производство, создание телевизионной продукции, как и любой другой, предполагает некую социальную систему, имеющую внутреннюю инфраструктуру и экономическую организацию, в которых, в свою очередь, наличествуют вполне определенные модели, детерминированные целесообразностью телепроизводства.

Во-вторых, принципиальная возможность самого существования телевизионный проект обусловлен тем, что телевидение- это, прежде всего, техническое устройство. Телевизионная система координат такова, что без технической составляющей остается лишь пустое множество решений. Конечно же, мы не имеем в виду описание подетального устройства последних моделей телевизоров и не будем разбирать принципы передачи телеизображений с точки зрения физики, но для моделирования на телевидении как целостного процесса необходимо представление об эскизных моделях телевещания. В-третьих, телевизионный проект, чтобы стать таковым, нуждается в телевосприятии, являющемся главным компонентом акта телекоммуникации.

Готовая телевизионная продукция, существующая в формате какого-либо материального носителя, еще не является телевизионной программой в совершенном понимании.

С.Х. Раппопорт утверждал, что художественная модель действительности обладает одной принципиальной особенностью: "Пока в нее не включен ее потребитель, она не завершена, не достроена". Взятое "само по себе", в отрыве от восприятия людьми художественное произведение оказывается лишенным общественного смысла. Телевосприятие моделируется через различные механизмы воздействия на телеаудиторию, без рассмотрения которых некорректно продолжать начатое исследование. И, наконец, телевизионный проект как продукция "массовой культуры" может моделироваться по содержательным, композиционным, художественно-эстетическим и другим аспектам, предполагающим наличие такой большой группы моделей, как социокультурные модели жанрово-тематической представленности "массовой культуры" на телевидении.

Поскольку телевизионное проектирование как целостный процесс невозможно без понимания его специфических особенностей, рассмотрим следующие эскизные модели телевидения (применительно к проекту): 1. технические (с позиций пользователя); 2. телевещания (профилирование телеканалов); 3. экономические (по источнику финансирования); 4. телевосприятия (психологические механизмы воздействия на аудиторию); 5. социокультурные жанрово-тематической представленности (с позиций "массовой культуры"). Итак, технические модели телевидения: 1. Традиционная эфирная.

Единственной средой бытования и формой существования данной модели телевидения является телевизионная программа, характеризуемая, прежде всего, необратимым временным фактором. 2. Кассетная (видеотечная) - видеодисковая (лазеровидение). Для данной модели не присущи ни фактор программности, ни вещательные характеристики, что объясняется индивидуальным использованием видеокассет зрителями, возможностью их просмотра в любое удобное для владельца видеомагнитофона время. 3. Тигровая (видеотекст, телетекст). 4. Модели телевидения будущего: а) стереотелевидение; б) дуплексное телевидение. Все большее распространение в мире получает так называемое компьютеровидение.

Симбиоз телеэкрана с ЭВМ последнего поколения позволяет синтезировать трехмерное изображение, создавая невиданные ранее возможности для "бизнес-графики" - машинного проектирования, промышленного дизайна.

Специалисты называют эту функцию телеэкрана инфографией. Компьютерная графика, занявшая заметное место в оформлении телепередач - реальный путь к стереотелевидению. Все громче заявляет о себе дуплексное ТВ, или интерактивные мультимедиа, делающие телевизионное общение двусторонним, позволяющие зрителям непосредственно участвовать в происходящем на экране.

Наконец, фантастические возможности открывает еще одна техническая новинка - так называемая "виртуальная реальность". Некоторые программы отечественного телевидения уже используют данную новинку, более того, суть этих программ и составляет погружение в "виртуальную реальность". Если их лишить данного технического средства, они потеряют не только свою эстетику, свое "лицо", но и смысл.

Это еще раз доказывает, насколько важно учитывать специфику технических моделей в процессе телевизионного моделирования. Рассмотрим модели телевещания: 1. Антенное. 2. Спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное). Для него характерна система повторов отдельных передач и целых блоков, ослабляющая фактор необратимости времени. Кроме того, неограниченное по времени, круглосуточное, т.е. не принимающее во внимание времени суток (ибо зона приема телесигнала столь велика, что режим дня у разных групп телезрителей не совпадает) спутниковое телевидение развивает жанрово-тематическую специализацию (профилирование каналов): "Си-эн-эн" - круглосуточные новости со всех уголков планеты, "Эм-ти-ви" - канал современной музыки, действующий по принципу нон-стопа. 3. Кабельное (абонентское). Для кабельного телевидения также характерна система повторов.

Количество телевизионных каналов неизбежно приведет к новому качеству дифференциации по зрительским интересам. Дифференциация профилирования каналов приобретает весьма важное, практически первостепенное значение на современном телевидении, поэтому процесс телевизионного моделирования предполагает хотя бы обзорное знакомство с ее моделями: а) по учредителю - президентский канал, канал творческих союзов; б) по аудиторному (адресному) признаку - для детей, молодежи, женщин, пенсионеров и т.д.; в) по территориальному признаку - общегосударственная и местная программы, межгосударственная (прообраз - телекомпания "Мир") и объединенная региональная (телекомпании "Средняя Волга", "Западная Сибирь" и т.д.); г) по национальному признаку - республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований; д) по тематическому признаку - спутниковые каналы (например, НТВ+ "Наше кино" - отечественный кинематограф, "Мир кино" - зарубежные фильмы, круглосуточная спортивная и музыкальная программы); е) по временному признаку - круглосуточные, вещающие определенное время или с "плавающим" графиком вещания.

Эти признаки могут пересекаться, например, платный информационный круглосуточный канал или межгосударственная общественная культурная программа.

Невзирая на техническую базу реализации вещательной деятельности, любой действующий или вновь создаваемый телеканал будет непременно обладать несколькими указанными типологическими признаками.

То, насколько важно учитывать каждый в отдельности и всю совокупность данных признаков при построении модели конкретной телевизионной программы, доказывает следующий пример.

Одно из исследований, проведенных известной американской службой Харриса, ставило целью выяснить, как отнесутся американцы в возрасте от 18 лет и старше, принадлежащие к разным слоям общества, к телепрограммам, изначально адресованным гражданам пожилого возраста. Основной вывод был сделан в результате опроса более 2 500 молодых людей, посмотревших по просьбе исследователей данные программы: большинство опрашиваемых заявили, что эти программы им не понравились; данная категория не изъявила желания их смотреть в будущем.

Вот одно из высказываний: " Мы, конечно, посмотрели эти программы Первое впечатление, что они адресованы кому-то другому, но не нам " Даже на уровне опрашиваемых была выявлена основная причина подобного неприятия: нарушена адресность, неверно "выписан" психологический портрет телезрителя, которому были предназначены данные программы. В результате эти программы потеряли телеаудиторию вообще.

Надо заметить, что телевидение, находясь в условиях жесткой конкуренции, вынуждено чрезвычайно чувствительно относиться к вниманию аудитории, постоянно изучать ее вкусы, следить за успехом каждой программы. Для этого созданы специальные исследовательские службы. Программа считается успешной, если ее смотрят не менее 1/3 аудитории данного часа (временной признак- один из главных в сетке вещания любого канала), в противном случае она снимается с экрана, особенно если речь идет о коммерческом телевидении, так как ни один рекламодатель не станет ее финансировать. Исключения могут быть только на государственном телевидении.

Итак, необходимо рассмотреть модели телеканалов по такому признаку, как источник финансирования: 1. государственный, бюджетный телеканал (финансируется из государственной казны); 2. платный (либо функционирует за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой); 3. общественный (существует за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц); 4. коммерческий (самоокупаемый, прежде всего, за счет рекламы; в настоящее время коммерческие телекомпании стремятся к диверсификации, созданию холдингов, прибыльных дочерних предприятий, при этом их развитие происходит за счет перераспределения капиталов); 5. арендный (политическая партия, общественная организация, частное лицо или программная телефирма арендует время у вещательной организации, например, " Телеэкспо " на 5-м канале). Нельзя не остановиться на таком важном вопросе, как зависимость от источника финансирования, определяющая не только экономическую сторону производства телевизионной продукции, но и художественно-эстетические, содержательные ее аспекты.

Структура телеорганизации детерминирует интенсивность распространения на телевидении интересующей нас продукции "массовой культуры". Коммерческая система является ее проводником в большей степени, чем государственная.

Объясняется это самой природой коммерческого вещания: вся его деятельность зависит от рекламодателей, которые заинтересованы в максимальных размерах аудитории как потенциального рынка для сбыта своих товаров.

Реклама играет чрезвычайно важную роль во всем идеологическом климате телевидения, особенно коммерческого. Являясь по существу истинными хозяевами телевизионных передач, рекламодатели постоянно диктуют и навязывают условия телекомпаниям, а те, в свою очередь - творческим работникам. Так, например, фирма по производству стиральных порошков и моющих средств "Проктор энд Гэмбл", один из крупнейших рекламодателей телевидения во всем мире, составила кодекс правил, помогающих держать аудиторию в гипнотическом состоянии, именуемом "покупательном настроением". Вот их образец: "Если бизнесмен выступает в роли негодяя, необходимо дать понять, что это нетипичное явление, и коллеги презирают его точно так же, как и другие члены общества." Кроме того, в передачах "не должно быть материалов для острых споров по национальным или религиозным вопросам" и т.д. Иными словами, зрителя необходимо всячески задабривать - таково кредо рекламодателей.

Взаимозависимость телевидения (и государственного, и коммерческого) от рекламодателей настолько велика, что не учитывать данный фактор при построении модели телевизионного проекта невозможно.

Вне коммуникативного акта телевизионный проект не может состояться. Моделирование на телевидении предполагает не только детальное знание, но и умение разбираться в таком процессе, как телевосприятие.

Телевосприятие моделируется через механизмы воздействия телевидения на аудиторию. Американский социолог А. Майергофф говорил: "Идея, которую следует внедрить в человеческий мозг, должна быть повторяема до тех пор, пока она не утвердится в нем надолго". Это лишь один прием, которым пользуется телевидение для эффективного воздействия на своего зрителя. Не зная всей совокупности подобного рода приемов, зафиксированных современной наукой, прогнозировать успех программы на этапе создания ее модели было бы весьма сложно, практически невозможно, поэтому считается необходимым подробно остановиться на моделях телевосприятия и механизмах воздействия на телеаудиторию.

Трудно не согласиться с Т. Адорно, считавшим, что "массовая культура" с ее особенным использованием телевидения "преобразуется в средство немыслимого раннее психологического контроля". Осмысление процесса воздействия "массовой культуры" на сознание потребителей ее продукции восходит к работам 3. Фрейда и К. Юнга. Основоположник психоанализа 3. Фрейд создает динамическую концепцию психологии личности, где главным постулатом выступает бессознательное как совокупность психических процессов, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. В бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное чувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам. "Ирреальное писал 3. Фрейд всегда имеет преимущество перед реальным, несуществующее оказывает столь же сильное влияние, как и существующее". К. Юнг считал, что " действия современного человека слишком заражены разумом.

Отсюда наши травмы, болезни, и чтобы излечиться от них, нужно освободиться от глубоко укоренившейся в нас потребности все просеивать сквозь сито рассудка.

Эта лечебная процедура послужит только на благо человечества.

В этом историческая миссия человека перед собой, Богом и природой". Осуществление проекта воссоединения индивида с природой лежит, по К. Юнгу, через актуализацию самого глубокого слоя психики, бывшего "на поверхности" лишь у первобытного человека, у которого сознательное и бессознательное сживались воедино и превращались в "коллективное бессознательное". Современный человек нередко оказывается не в силах справиться с проблемной жизненной ситуацией, и часть его психической энергии, называемой либидо, покидая сознание, направляется во внутренние сферы жизни, в бессознательное. "И если нас пугает некоторое бедственное положение, то в бессознательном выдвигается архетип, соответствующий первообразу актуального бедственного положения.

Поскольку последний нуминозен, т.е. обладает специфической энергией, то он мобилизует сознательные представления, с помощью которых становится воспринимаемым и осознаваемым Когда же происходит его переход в сознание, то это ощущается как просветление, откровение или спасительная мысль.

Именно этой кладовой питается творческая фантазия, мифология и массовая культура". Искусственная примитивизация реальности в формах "массовой культуры" создает особый эффект, магическую энергию архетипических моделей. "Тот, кто говорит архетипами, захватывает и увлекает нас, вызывая к жизни могущественный голос, не сравнимый "по силе с нашим собственным". Здесь кроется тайна воздействия "массовой культуры". Это, в свою очередь, открывает дорогу толкованиям "массовой культуры" как магического действа, рассчитанного на бессознательные слои человеческой психики, на некритическое, "нутряного" свойства восприятие, которому доступны лишь самые грубые и примитивные наслаждения.

Таким образом, одна из важнейших функций современной "массовой культуры" состоит в мифологизации общественного сознания.

Лишая личность самостоятельного, критического отношения к реальности, создавая культовые формы поклонения, "массовая культура" выступает в роли современной мифологии, т.е. универсального способа мышления, характерного для первобытного общества, основанного не на логике, а на фантазии. "Массовая культура" становится предметом веры, мифологизирует историю, создает ритуальное поклонение своим героям. В исследовании М. Фишвика "Иконы популярной культуры" наиболее адекватным термином, выражающим сущность " массовой культуры", является термин "eicon". Он характеризует такой тип художественного отражения, который носит символический, принципиально нереалистический характер, является предметом веры, поклонения, а не средством отражения или познания мира.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Разработка пилотной версии телевизионного проекта

Во время просмотра, каждый зритель имеет пульт с кнопками (или колесиком), данные с которых в режиме реального времени поступают на обработку. Если зрителю нравится тот или иной эпизод, он дает об этом знать с помощью… Актуальность темы. На современном этапе развития общества телевидение обрело фундаментальное социальное значение.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава I. Специфика телевизионных программ в России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава II. Телевизионные проекты культурных программ
Глава II. Телевизионные проекты культурных программ. Методы телевизионного воздействия при создании культурной программы В учении К. Юнга, как известно, символ играет центральную роль. Именно он сп

Жанры телевизионных проектов
Жанры телевизионных проектов. Рассмотрев модели воздействия телекоммуникатора на телеаудиторию, необходимо рассмотреть группу моделей, представляющей собой непосредственно социокультурное моделиров

Глава III. Раскрутка пилотной версии телевизионного проекта
Глава III. Раскрутка пилотной версии телевизионного проекта. Содержание пилотной версии телевизионного проекта Пилотная версия телевизионного проекта — это пробный выпуск проекта, специально снятый

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги